По данным “Ъ”, изменения вносятся по инициативе главы Якутии Айсена Николаева. Еще в августе он обратился к премьеру Михаилу Мишустину, попросив поручить Минфину и Минвостокразвития разработать поправки к Налоговому кодексу.
Они должны ограничить с 2021 года получение статуса РИП для компаний, добывающих драгметаллы, а также предусмотреть его досрочное прекращение.
Инструмент РИП был внедрен в 2014 году, а с 2019 года начался рост мировых цен на драгоценные металлы, что привело к снижению доходов дальневосточных регионов. Айсен Николаев оценил потери в 33 млрд руб., из которых 22 млрд руб. пришлись на 2019 год и связаны с ростом цен на золото. С 2014 года, утверждает Николаев, Якутия недополучила из-за льгот по налогу на прибыль и НДПИ 12,7 млрд руб. По отдельным компаниям выпадающие доходы превышают инвестиции, а заявленные рабочие места покрываются за счет вахтовиков и не влияют на безработицу в регионе, подчеркивает глава Якутии.
Как рассказывают источники “Ъ”, в Минфине видят возможность реализации меры через изменения в Налоговом кодексе, которые ограничат объем предоставляемых налоговых льгот процентом от капитальных вложений в рамках РИП. В пресс-службе Минфина заявили “Ъ”, что решение о включении в реестр участников РИП и о предоставлении налоговых льгот регион принимает самостоятельно. В Минвостокразвития не ответили на запрос “Ъ”.
В Якутии статус РИП имеют 15 компаний, из которых две занимаются добычей угля, а 13 — золота. Последней занимаются GV Gold, Nordgold и Polymetal. В компаниях не прокомментировали предложения Якутии. Источник “Ъ” в отрасли говорит, что институт РИП вводился в условиях низких цен на металл, инициатором выступало само государство.
Участники рынка исходно относились к механизму скептически: процедура включения в реестр РИП была «сильно бюрократизирована», каждый регион устанавливал свои требования.
Были и риски того, что при исключении проекта из реестра РИП государство потребует возместить сэкономленные налоги (см. “Ъ” от 7 апреля 2016 года). Статусу РИП компании предпочитали участие в территориях опережающего развития. Тем не менее идея отмены льгот участников рынка удивила и вызвала целый ряд вопросов.
Во-первых, подчеркивает собеседник “Ъ” в добывающей компании, регионы сами устанавливают перечень отраслей, которые могут получить статус РИП. Например, в Свердловской области добычи золота в этом списке никогда не было, а в Хабаровском крае ее исключили в 2019 году через региональный закон. По мнению источника “Ъ”, Айсен Николаев мог поступить так же и просто отменить льготы для всех новых проектов, не подключая федеральное правительство. Во-вторых, говорит он, отмена льгот задним числом запрещена Налоговым кодексом.
И наконец, добавляет собеседник “Ъ”, правительство сейчас «движется в сторону увеличения ставок НДПИ на драгметаллы, а не отмены льгот, и есть основания полагать, что и руководство Якутии в курсе этого».
Другой источник “Ъ” говорит, что отказ в выдаче или досрочное прекращение статуса повлечет за собой снижение инвестиционной привлекательности и негативно скажется на доходах бюджета в среднесрочной перспективе. Компании будут вынуждены пересмотреть свои инвестиционные проекты и сроки их реализации, так как в связи с возможной отменой статуса РИП изменится и себестоимость продукции, говорит собеседник “Ъ”. Кроме того, если отменят статус РИП в Якутии, компании предпочтут развивать проекты в других регионах Дальнего Востока, где сохранятся меры стимулирования.
Максим Худалов из АКРА говорит, что попытки добрать налоги с недропользователей в кризисный год вряд ли позволят Якутии рассчитывать на долгосрочный рост экономики. Как минимум, считает он, следует ограничить желание прекращать статус участников РИП для компаний, которые добросовестно выполняют взятые на себя обязательства. На фоне общего экономического спада, полагает эксперт, «нестабильность условий ведения бизнеса крайне негативно влияет на инвестиционный фон».
Евгений Зайнуллин.
Источник: «Коммерсантъ»