Это на 5% больше прошлогоднего уровня.
В августе 2020 года глава региона Айсен Николаев подписал указ об учреждении Дня оленевода в Якутии. Праздник отмечается ежегодно в первую субботу марта.
«Ежегодно в Якутии местному самоуправлению из бюджета республики предоставляются субвенции на развитие северного оленеводства. Согласно действующей методике, размер субвенции рассчитывается по прогнозному поголовью оленей на начало года и корректируется на основании официальных статистических данных. Объем бюджетных ассигнований на 2020 год составил 756 млн рублей, в 2021 году он предусмотрен в размере 800 млн рублей с учетом увеличения поголовья оленей в Якутии», — сказали в министерстве.
Средства выделяют по специальной методике, которая учитывает расходы на содержание оленей в стандартных стадах в тундровой, лесотундровой, горно-таежной и таежной зонах. По данным ведомства, на 1 января численность оленей во всех категориях хозяйств Якутии составила 157,5 тыс. голов.
«Общее поголовье увеличилось на 3,6%. Выполнение планового параметра по поголовью оленей в сельхозпредприятиях республики составляет 101,8% при плане в 150,7 тыс. голов», — сказали в министерстве.
В ведомстве уточнили, что увеличение поголовья связано с повышением рождаемости и сохранением взрослого поголовья.
Оленеводство — единственная отрасль сельского хозяйства Якутии, в которой заняты практически лишь представители коренных малочисленных народов Севера. Оленеводство остается не только отраслью хозяйства, но и образом жизни многих семей. Всего в Якутии работают 106 оленеводческих хозяйств, за которыми закреплено 37 млн га земли, в оленеводческих бригадах трудятся свыше 1,2 тыс. оленеводов и чумработников. Лидерами по поголовью оленей считаются Усть-Янский, Нижнеколымский, Анабарский районы из тундровой зоны ведения оленеводства.
Поддержка племенных хозяйств
Как уточнили в Минсельхозе Якутии, в 2021 году в республике возобновят практику племенной продажи.
«Мы решили установить ставку субсидирования в размере 98% от стоимости реализуемых животных, чтобы поддержать предприятия и максимально снизить нагрузку для тех организаций, которые пожелали купить племенной скот. На племенную продажу молодняка предусмотрена сумма в размере 20,7 млн рублей», — сказали в министерстве.
«Три оленеводческих хозяйства Булунского района — предприятия „Приморский“, „Булунское“ и „Борогонское“ — являются основными работодателями для населения сел Намы, Кюсюр и Найба. Благодаря им удалось избежать оттока сельского населения в города в поисках работы. Большинство оленеводов составляют отслужившие в рядах российской армии молодые ребята, что само по себе является неплохим показателем для сельских территорий», — рассказал начальник управления сельского хозяйства Булунского района Николай Захаров.
Новый закон
Оленеводство в Якутии регулируется республиканским законом о северном домашнем оленеводстве, принятым еще в 1997 году.
«Этой отрасли в Якутии уделяется большое внимание. Наблюдается комплексный подход: приняты законы о кочевых школах, кочевой семье, кочевом жилье для работников традиционных отраслей Севера. Новый проект закона „О северном домашнем оленеводстве в Республике Саха (Якутия)“ обсуждается с 2017 года», — рассказала председатель постоянного комитета по вопросам коренных малочисленных народов Севера и делам Арктики парламента Якутии Елена Голомарева.
«Это традиционная, этносохраняющая отрасль коренных малочисленных народов. Именно развитие оленеводства остается главным условием сохранения традиционного образа жизни коренных малочисленных народов. Если в 1940-х годах кочевали около 500 семей, то сегодня фактически кочуют только 50. Мы можем в принципе лишиться оленеводства как занятия для коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока», — добавила Голомарева.
В 2020 году на заседании комитета парламента приняли решение вернуть законопроект на доработку.
«Законопроект должен решать назревшие социальные проблемы оленеводов. В частности, работа касается 7-й статьи, где говорится о мерах государственной поддержки оленеводов. Необходимо срочное решение таких острых проблем, как компенсация повышенных затрат оленевода, который вынужден круглый год кочевать вместе со стадом, строить и содержать мобильное жилье, иметь транспорт для его перевозки, готовить или запасать топливо для своего жизнеобеспечения, гарантировать кочевое питание», — отметила Голомарева.