Тело музыканта, бывшего участника группы “Звуки Му” Александра Липницкого, утонувшего в Москве-реке, найдено вчера, в субботу утром, похороны планируются во вторник в Подмосковье, сообщил РИА Новости музыкальный критик, друг погибшего Артемий Троицкий.
Александр Липницкий сделал огромный вклад в развитие якутской рок-музыки. Якутяне, заставшие расцвет рок-группы «Чолбон», знают, что именно благодаря участнику «Звуки Му» этот триумф состоялся. Он постоянно сопровождал и помогал якутянам, которые с первой встречи произвели на него большое впечатление. Вспомним, как это было.
Завораживающую музыку «Чолбона» Александр Липницкий услышал на фестивале «Мирный поет о мире» в 1987 году. Музыка его так покоряет, что он становится одним из главных пропагандистов творчества якутской группы.
Вот как вспоминал знаковую встречу Александр Липницкий:
«Весной 1987 года группа “Звуки My” отправилась на свои первые гастроли в город Мирный (Якутия). Мы увидели голую мерзлую землю с голубыми дырами для рытья алмазов и деревянные бараки. Такой город.
Но потом мы встретили “Чолбон”. И до, и после я знакомился со многими звездами рок-музыки, от Градского в 1969 г. до Билла Уаймена в 1990 – но якуты произвели самое сильное впечатление. Наверное, такой же приятный шок испытал бы советский луноход, если бы при первой же космической прогулке на Луне набрел бы на земляничную поляну. Мы подружились.
С тех пор утекло много воды. Чолбоны стали лауреатами разных фестивалей; они записали два альбома в “Студио My”, и я часами крутил их “Пробуждение” в Америке, на студенческих радиостанциях. Летом 1991 года я привез на их родину, в село Намцы, московских модников, группу “Николай Коперник”, наверняка это был первый рок-фестиваль в якутской деревне!
При всем этом, я по-прежнему был уверен, что Чолбон для Якутии абсолютный нонсенс, этакий рок-н-ролльный гвоздь, забитый в ледяное безмолвие якутских просторов.
Приехав в Якутск осенью 1991 года, на Табык-II, я понял, как глубоко был неправ. Впервые столкнувшись там с тремя остальными якутскими супер-группами, я открыл для себя органичность этой музыки, ее укорененность в народную культуру. Это нужно было показать Москве.
Я счастлив, что мы успели с этими концертами, Табык-III дал ясно понять, что первое поколение якутских рок-музыкантов зачехлило клинки. Но сохранились эти записи, подтверждающие, что однажды наш луноход совершил точную посадку».
«Фактически, во многом благодаря усилиям Липницкого и музыкального критика Артемия Троицкого группа "Чолбон" стала выступать на музыкальных фестивалях за пределами Якутии и активно продолжила творческую деятельность», - сообщается на сайтах, посвященных деятельности группы.
С этих пор якутяне и Липницкий связаны крепкими узами. Группа «Чолбон» записала два альбома на студии Липницкого на даче на Николиной горе. В 1990 году "Чолбон" принял участие в фестивале, организованном Программой "А", выйдя на сцену после группы "Машина Времени" запись этого концерта выпущена на DVD в 2009 году. Якутский рок-коллектив становится в 1990 году лучшей авангардной группой СССР - первое место отдал якутской группе в хит-параде лучших исполнителей авангардной музыки ведущий программы "А" Арсентий Троицкий. В том же году якутяне записали материал для двух альбомов совместно с Липницким.
И даже потом, после затишья в 2010-е годы группа "Чолбон", которая редко выступает, отыграла целый концерт с «Отзвуками Му».
В 2014 году в интервью АиФ Липницкий, вспоминая те времена сказал:
"Всему своё время. Мода на этническую музыку постепенно сходит на нет. Думаю, что распад империи (а Советский Союз ею был) - это болезненный процесс в том числе и для музыки. В советские времена бытовой голод обострял голод духовный. Общество подспудно сочувственно относилось к выразителям своих тайных чаяний. Духовный голод утолялся посредством хорошей поэзии в рок-музыке, литературы. Поэтому я воспринимаю рок (не только наш, но и западный) как явление прошлого века".
Журналист и писатель, а в некотором роде и летописец группы «Чолбон» Алексей Амбросьев рассказал о Липницком:
«Я с Александром познакомился в Верхневилюйске, где мы тогда с чолбоновцами и Надеждой Климовной Харлампьевой организовали на стадионе концерт группы. Это было первое мощное выступление ребят перед своими земляками на крутой качественной аппаратуре, которую Надежда Климовна договорилась и привезла из Мирного. Для этого был арендован целый грузовой самолет. Аппаратура прокачала целый стадион – ни до, ни после подобного я не видел!
Почётным гостем был Александр Липницкий, с которым ребята познакомились в Мирном, где они выступали на одной сцене вместе с легендарной советской группой «Звуки Му». В их составе как раз и был Александр и неподражаемый Пётр Мамонов. Что и говорить, крутые были времена!
Мы все остановились у мамы братьев Ильиных в их родном селе Намцы Верхневилюйского улуса. Мы – это Александр Липницкий, я с тогдашней женой Ларисой Амбросьевой и маленькой дочкой Кюннэй, которая только начинала ходить и говорить. Утром мы уезжали на зеленом «Москвиче» Намолия в Верхневилюйск, а дочку оставляли маме чолбоновцев. Наша дочка называла её бабушкой. Намолий специально попросил заранее Ларису захватить водительские права, так что после теплых дружеских встреч нас возила она. Вечером все собирались в доме чолбоновцев, подводили итоги дня, а разговоры длились до утра. Я внимательно слушал Александра, задавал ему много вопросов. Помню, что гость с далёкой Москвы с удовольствием отвечал на все наши вопросы, мы с ребятами строили совместные планы…
Впоследствии Александр несколько раз приезжал к нам в Якутск, в том числе и на фестиваль «Табык», и мы с ним с удовольствием общались и вспоминали былые дни.
Эх, Саша! Как же так… Пусть земля тебе будет пухом…».