Открытое обращение к жителям Якутии
по вопросу организации гарантированного обеспечения электрической и тепловой энергией различных энергопотребителей, распределённых по большей территории Республики Саха (Якутия), за счёт внедрения инновационных атомных станций микро-и мини мощностей (в связи с планами строительства атомной станции малой мощности РИТМ-200Н в Усть-Куйге Усть-Янского улуса)
Уважаемые жители Якутии!
В этом году по всей Республики Саха (Якутия) стоят чрезмерно жаркие июньские дни, и в такой жаре человеку не до разбирательства сложных организационных процессов вокруг планов внедрения атомной станции, тем более происходящих где-то в далёкой тундре Усть-Яны. Тем не менее, обращаюсь к Вам, жителям Республики Саха (Якутия), с просьбой вникнуть в проблему использования в ближайшем будущем атомной энергии для тепло-электроснабжения Вашего дома.
Старшее поколение Республики Саха (Якутия) помнит, как в 1987 году в тяжелейших противостояниях с республиканской властью мне, при поддержке общественности - простых жителей Республики Саха (Якутия), Общественного экологического центра - Валентины Дмитриевой, Любови Егоровой, Тамары Аргуновой, смелых журналистов Николая Максимова, Иннокентия Захарова, Алексея Амбросьева, Владимира Степанова и многих других, удалось остановить продолжение проведения мирных подземных ядерных взрывов (ПЯВ) в Мирнинском районе, обосновав их экологическую опасность. В 1990 году при активном участии всего населения Республики Саха (Якутия), в том числе юриста Макара Яковлева, депутатов Верховных Советов СССР, РСФСР и Якутии Владимира Ягнышева, Егора Сёкова, специалиста-ядерщика Александра Цыганова, ветеранов Александрой Овчинниковой и др. были раскрыты данные о всех проведённых 12 ПЯВ в Республике Саха (Якутия) (ещё в Булунском, Верхневилюйском, Кобяйском районах) и их последствиях, таких как аварийный ПЯВ «Кристалл» (1974 года) в Удачном Мирнинского района, «Кратон-3» (1978 года), тоже в Мирнинском районе. Этой работе общественности Республики Саха (Якутия) против ПЯВ открыто противостояли некоторые якутские учёные и специалисты со своими статьями в республиканских газетах того времени. А время показало, что общественность Республики Саха (Якутия) была права, мирные ПЯВ на всей территории СССР (их было на территории СССР более ста) были остановлены и запрещены как экологически вредные взрывы, но более детально последствия ПЯВ изучены только в Республике Саха (Якутия).
Следующими проблемами для якутян по вопросу использования атомной энергии были: РИТЭГ, которых использовали вдоль побережья Северного Ледовитого океана для освещения маяков, добыча урана в Алданском и Момском районах. Все эти вопросы отражены и результаты опубликованы в материалах трёх Научно-практических конференций в г. Якутске 1993, 2003, 2011 годов по радиационной безопасности Республики Саха (Якутия), где приняли участие даже наши ярые оппоненты-учёные 1987 года. До настоящего времени многие дезактивационные проблемы последствий ПЯВ, РИТЭГ и добычи урана не решаются властью со ссылкой на то, что нет заказчиков, указанных в документах того времени.
Сегодня мы, знающие проблемы ПЯВ не понаслышке и кому близка задача всестороннего развитие сёл, малого и среднего бизнеса, традиционных отраслей Республики Саха (Якутия) и др., должны объединиться в вопросе
гарантированного безопасного использования атомной энергии в интересах надёжного тепло-электроснабжения большинства населённых пунктов Республики Саха (Якутия) – в работе по "спасению" и пробиванию направления Атомных станций микро и мини мощностей (АСМИ) – от 15 кВт эл.до 10 МВт эл, качественно отличающихся от планируемой к постройке в Усть-Куйге Атомной станции малой мощности (АСММ) РИТМ-200Н.
АСМИ – инновационная разработка, в основе которой лежат многолетние поисковые проработки отечественных предприятий разных ведомств, в том числе ГНЦ РФ-Физико-энергетического института им. Лейпунского Госкорпорации «Росатома», г. Обнинск, предприятий газотурбинного профиля, предприятий энергетической тематики Республики Саха (Якутия) и других. Доступная информация по подобным проработкам разных отечественных предприятий, а также данные по зарубежным проектам атомных станций близкой мощности были обобщены применительно к условиям Республики Саха (Якутия) и других населённых пунктов, где требуется локальное тепло- электроснабжение и представлены Межотраслевым Общественным Творческим Коллективом (ОМТК), организованном при Испытательном Полигоне Холода Академии наук Республики Саха (Якутия) (руководитель А.И. Чомчоев).
АСМИ – это небольшие по размеру станции, модульные, заводского изготовления, транспортируются в контейнерах любым транспортом (включая авиатранспорт), простые в изготовлении и эксплуатации, работают автоматически и не требуют постоянного присутствия на станции обслуживающего персонала в течение всего срока службы. А главное, эти станции выходят на новый уровень безопасности – не предполагают работу с радиоактивным свежеотработавшим топливом, использование временных хранилищ на месте эксплуатации, использование транспортных контейнеров для активных зон и перегрузку в них, имеют сравнительно низкий уровень давлений и напряжений элементов. В итоге АСМИ, как ожидается, должны уверенно конкурировать по технико-экономическим показателям с дизельными электростанциями и атомными станциями других типов.
21 июня, за два дня до Общественного слушания Оценки воздействия на окружающую среду (ОВОС) РИТМ-200Н, я обратился с открытым письмом к Главе Усть-Янского улуса Г.Н.Фёдорову (Аартык.ру) с просьбой о том, чтобы он задал представителям Госкорпорации «Росатома» на слушаниях вопросы, связанные с АСМИ, и посодействовал включению в число финансируемых начальных работ по данным станциям (двум их модификациям) – Техническому предложению (ТП) и Технико-экономического обоснования (ТЭО), обратив внимание на то, что пока ещё спутаны два совершенно разных вопроса – РИТМ-200Н и АСМИ.
РИТМ-200Н – это выход на атомную энергетику в конкретном Усть-Янском районе, сулящий определённые выгоды прииску Кючус и конкретному Усть-Янскому району.
АСМИ – оптимальная станция для энергообеспечения тепло-электроэнергией подавляющей части территории Арктической Зоны Республики Саха (Якутия) и других регионов страны.
К сожалению, смешение этих двух вопросов неизбежно способствует подмене второго вопроса первым и торможению второго, вплоть до полного отрицания.
Ввиду большой важности второго вопроса имеющегося материала по АСМИ, полученного в режиме общественной деятельности, явно не достаточно для убедительного обоснования необходимости продолжения работ по данному типу АСММ в интересах обеспечения Арктической Зоны, особенно при наличии большого количества альтернативных предложений от многих заинтересованных
и влиятельных организаций и личностей. Необходимы, как минимум, именно ТП и ТЭО, выполненные по действующим нормативам и содержащие развёрнутые ответы по схемам, конструкциям, значению определяющих параметров, технико-экономическим характеристикам, кооперации и т.д. Кроме того необходимо расчётно-конструкторское обоснование и экспериментальная поверка на демонстрационной модели одного из ключевых элементов АСМИ - нового газотурбинного преобразователя.
Фактически среди участников ОВОС - специалистов и администраторов, нет самых существенных и заинтересованных людей, тех, которые понимают выгоду АСМИ для населения, заинтересованы в обеспечении надёжного локального энергоснабжения. Я имею в виду Глав улусов и наслегов Республики Саха (Якутия), которые остро чувствуют по своей практике необходимость выхода на новую энергетику (Верхоянский, другие арктические и центральные улусы, наслега). Якутская власть место проведения ОВОС назначила, представляя, что это дело только того наслега, где планируется строительство РИТМ-200Н. Вот конкретное следствие той путаницы. А могла бы высказать свою точку зрения на необходимость расширения вопроса за пределы Усть-Куйги.
В итоге бесконечно долго будет стоять дело нового энергообеспечения большей части территории Республики Саха (Якутия) под усыпляющие разговоры и дела по конкретной станции конкретного наслега, улуса. Пока её ещё построят! А потом убедятся, что РИТМ-200Н не подходит для большей части энергопотребителей Арктики. Потребовалось бы свозить все раскиданные потребители в крупные Образования и тянуть протяжённые энергосети, то есть изменять всю сложившуюся структуру жилых посёлков, местной промышленности и всех других объектов в Арктике, что нереально. Очень важно было бы мнение людей со всей территории Республики Саха (Якутия). Оно бы было явно отличающимся от мнения рассматриваемого конкретного наслега и улуса и посодействовало бы пробиванию ТП и ТЭО по АСМИ и дальнейшей работе в этом направлении. Из-за баталий и шумихи по Усть-Куйге вопрос по энергетике Республики Саха (Якутия), в действительности, может даже и не пониматься, быть заблокирован на старте. В действительности в интересах Республики Саха (Якутия) наряду с Общественным слушанием ОВОС РИТМ-200Н необходимо провести в столице Республики Саха (Якутия) различные Круглые Столы с расширенным толкованием проблемы энергообеспечения за счёт атомных станций, на которых можно будет рассмотреть предложения по АСМИ.
На мои предложения и замечания по РИТМ-200Н в официальных ответах АО «Концерн Росэнергоатом» всё "обосновано", со ссылками и реальным опытом. Единственное существенное в ответах, так это в упор не замечание разработок ОМТК. В Госкорпорации «Росатоме» с ними просто не знакомы и знакомиться не считают нужным. А это, в действительности, предложение по атомным станциям нового поколения, совершенно иначе подходящее для Арктики, чем Билибино, плавучка «Академик Ломоносов» и РИТМ-200Н. Республике Саха (Якутия) будет, фактически нанесён большой ущерб не от реализации РИТМ-200Н для одного прииска Кючус и Усть-Янского улуса (это дело убеждения местного населения), а от нереализации предложеий по АСМИ нового поколения на большей части территории Республики Саха (Якутия), в том числе и в Кючус.
Я давно предлагаю властям Республики Саха (Якутия) посодействовать выполнению ТП и ТЭО по АСМИ, где, в частности, будет показано, что достойных предложений по наиболее востребованным энергоисточникам просто нет. Мы (ОМТК) тут первые, как это ни трудно кому-то признавать. ТП и ТЭО позволят организовать содержательное обсуждение предложения по АСМИ и убеждать руководство в большой выгоде от его реализации. К дискуссии надо подключить
не только устьянцев, но и основную часть улусов, у которых совсем другие потребности в энергообеспечении. Таким образом может появится совершенно новое качество стратегии на основе АСМИ, гигантские выгоды и по безопасности, и по финансам, и по времени, и по престижу для Республики Саха (Якутия) из-за масштабности задачи, массовом строительстве в перспективе малых атомных станций. Об этом начали не только говорить, но и действовать, в частности в США. Так в 2024 году в США намечают выйти на Опытно-демонстрационный образец (ОДО) и Серийный образец (СО) SMR (читай АСМИ) мощностью до 15МВт.
Доклад разработчиков АСМИ был представлен на Научно-технической конференции Госкорпорации «Росатом» по новым ядерным реакторам «Теплофизика-2018» в мае 2018 года в г. Обнинске. Доклад ни одного возражения по техническим решениям не встретил. Эксперты Международного Союза ветеранов атомной энергетики и промышленности перед «Атомэкспо-2019» номинировали изобретателей АСМИ на международную премию «Глобальная энергетика» (энергетический аналог Нобеля) (Протокол Экспертизы подписал Ю. П. Сараев, работавший директором Чернобыльской АЭС после аварии и позже Смоленской АЭС). Но МАГАТЭ в том году никому премию не вручило. В начале 2021 года один из отечественных потенциальных заказчиков АСМИ обратился к руководству Курчатовского института для проведения независимой научно-технической экспертизы предложения по преобразователю для АСМИ (аналогов нет в мире). Научно-технический совет Курчатовского института дал положительную оценку преобразователю и рекомендовал провести работу по расчётно-конструкторкой проработке и экспериментальной проверке нового преобразователя для перехода в последующем к проработке и созданию АСМИ на его основе.
Предлагаю жителям Республики Саха (Якутия) объединиться вокруг проблемы внедрения нового направления атомной энергетики и действовать на основе Соглашения Республики Саха (Якутия) и Госкорпорации «Росатома» в форме подписания обращения к Руководству Республики Саха (Якутия) с просьбой о поддержке (на первом этапе) разработки ТП и ТЭО по АСМИ и представления этого нормативного материала на специально организованные Круглые Столы или Общественных слушаний.
Общественность Республики Саха (Якутия) должна контролировать действия властей, отслеживать внедрение новых технологий и с позиций предотвращения проникновение опасных для здоровья человека технологий, и, с другой стороны, с позиций содействия внедрению энерготехнологий нового поколения.
Проект обращения жителей Республики Саха (Якутия) к высшему руководству Республики Саха (Якутия) и организаторам Общественных слушаний прилагается.
С уважением,
Анатолий Игнатьевич Чомчоев, руководитель ОМТК по созданию АСМИ, начальник штаба Оперативной группы особой зоны «Укрытие» во время ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС. 24 июня 2021 года. г. Якутск. tea1951@mail.ru
Главе Республики Саха (Якутия) А.С.Николаеву
Организаторам Общественных слушаний по АСММ РИТМ-200 в Усть-Куйге
По вопросу перспектив тепло-электроснабжения
энергопотребителей малых мощностей, распределённых по территории Республики Саха (Якутия)
Уважаемые Господа!
Мы, жители многочисленных населённых пунктов, раскиданных по большой территории Республики Саха (Якутия), по своему многолетнему опыту хорошо осознаём сложность надёжного тепло-электроснабжения в условиях Севера и его важность для всей хозяйственной деятельности, обеспечения нормальных условий жизни населения.
В течение многих лет мы являемся свидетелями сложностей решения проблемы энергоснабжения с помощью угольных котельных, ДЭС, возобновляемой энергетики типа СЭС и ВЭС.
Мы все были обнадёжены разного рода обсуждениями и договорённостями на высшем уровне о сооружении в Республики Саха (Якутия) атомных станций малой мощности (АСММ), о возможной лидирующей роли Республики Саха (Якутия) по внедрению АСММ на Севере России.
Мы положительно оцениваем деятельность высших органов государственной власти Республики Саха (Якутия) и совместной комиссии Республики Саха (Якутия) и Госкорпорации «Росатома» по плану сооружения первой АСММ РИТМ-200 мощностью не менее 55 МВт эл в Усть-Куйге для энергоснабжения прииска и ближайших населённых пунктов, которая, как утверждают разработчики этой станции, принесёт значительный экономический эффект в сравнении с имеющейся ситуацией. Вместе с тем мы считаем необходимым со всей определённостью отметить различие вопросов энергоснабжения конкретного Усть-Янского улуса (безусловно важного) и тепло-электроснабжения большого количества в основном незначительных по мощности энергопотребителей, раскиданных по большой территории Республики Саха (Якутия) в многочисленных населённых пунктах и др. объектах. Энергопотребление на этих объектах как правило, не превышает от десятков кВт эл до десятка МВт э. К энергоисточнику здесь в большей мере предъявляются требования надёжности, стабильности, безопасности, выгодной стоимости и т.п.
Мы не можем согласиться с тем, что энергообеспечение большого числа подобных объектов может быть даже в перспективе успешно решено на основе АСММ типа РИТМ-200Н по ряду достаточно очевидных причин, таких как необходимость прокладки в северных условиях густой сети протяжённых электро- и теплотрасс; необходимость подготовки очень большого количества квалифицированного обслуживающего персонала; необходимость выполнения большого объёма работ (при наличии множества станций) по перегрузке топлива и вывозу в контейнерах отработавших активных зон; непросто решается вопрос доставки оборудования при монтаже станций не на берегу рек морей и др. Все эти вопросы, как отмечается в ответах АО «Концерн Росэнергоатом» на
замечания по поводу АСММ РИТМ-200Н, могут быть решены, имеют реальные примеры решений в АСММ Билибино, в плавучей АСММ «Академик Ломоносов» и, по-видимому, будут успешно решены при сооружении станции в Усть-Куйге и, возможно, в каких-то отдельных местах с увеличенными энергопотребностями. Но дело не в том, чтобы успешно повторить опыт прошлого века для ограниченного числа мест с получением преимуществ для этих мест. Вопрос электро-и теплоснабжения массовых энергопотребителей микро мощности – это совсем другой не менее, а наверняка более трудный и более важный с позиций важности и размеров Севера Республики Саха (Якутия) вопрос, требующий качественно иного подхода к выбору мощности и типа атомных станций.
Важность проблемы требует тщательного подхода к этому выбору, рассмотрения разных возможных вариантов малых станций, не исключая новых малоизвестных инновационных предложений, ориентированных на будущий длительный период работы в условиях массового строительства и конкуренции с неядерной и ядерной альтернативой. То есть нужно «семь раз отмерить…».
Нам в общих чертах стали известны предложения по АСММ микро-и мини мощности (АСМИ), подготовленные Общественным Межведомственным Творческим Коллективом (ОМТК), организованном при Испытательном Полигоне Холода (ИПХ) под эгидой Академии наук Республики Саха (Якутия) (руководитель А.И. Чомчоев). ОМТК был создан специально для разработки предложений по энергетике применительно к проблеме освоения Арктической Зоны. По информации А.И. Чомчоева, в основу предложений ОМТК по АСММ для условий Арктической Зоны положена доступная информация по проектам АСММ, зарубежным и отечественным, в частности по многолетним поисковым проработкам по компактной атомной энергетике, выполнявшимся в разных отечественных организациях, в частности в организациях с энергетической тематикой Республики Саха (Якутия), в ГНЦ РФ-Физико энергетический институт им. Лейпунского (г. Обнинск) Госкорпорации «Росатома», в организациях газотурбинного профиля и других. По имеющимся данным предлагаемые к проработке и созданию АСМИ должны, как ожидают разработчики, обладать уникальным комплексом свойств, не доступным АСММ всех известных зарубежных и отечественных проектов (по экономичности и другим технико-экономическим параметрам, безопасности, простоте сооружения и эксплуатации, массо-габаритным показателям и материалоёмкости, простоте эксплуатации, энерго-технологическим возможностям, относительной простоте организации серийного производства на ряде машиностроительных комбинатах страны). По сведениям, полученным от А.И. Чомчоева, к настоящему моменту по АСМИ разработаны принципиальные и конструктивные схемы узлов агрегатов, определены предварительные значения основных определяющих параметров (по нейтронной физике, теплогидравлике, термодинамике, теплотехнике, прочности, биологической защите, эксплуатационным и стоимостным характеристикам).
По нашему мнению, разрабатываемые специально для нужд Республики Саха (Якутия), АСМИ по комплексу показателей идеально подходят для работы в условиях наших улусов, наслегов и смогли бы обеспечить реальный прорыв в деле вывода энергетики Республики Саха (Якутия) на качественно новый уровень. В то же время для нас является очевидным, что данных по АСМИ, полученных общественной организацией, явно недостаточно для обоснования необходимости продолжения работ в данном направлении вплоть до строительства опытно-демонстрационного образца (ОДО) станции. Необходимо представление предложения по АСМИ в форме, как минимум, Технического предложения (ТП) и Технико-экономического обоснования (ТЭО), выполненных по действующим нормативам и включающих: подробное изложение в виде таблиц, графиков,
диаграмм и т.п. по количественным значениям всех основных показателей; конструктивные и функциональные схемы по узлам и агрегатам станций; данные по режимам эксплуатации, стоимостям, кооперации изготовителей, укрупнённым графикам создания АСМИ конкретной мощности и т.д. Кроме того необходимы расчётно – конструкторская проработка и экспериментальная проверка на действующем макете референтной мощности ключевого элемента новых станций – высокоэкономичного газотурбинного преобразователя.
Мы выражаем большую заинтересованность в разработке, постройке ОДО и дальнейшем внедрении АСМИ в наших улусах, наслегах и исключении потери отечественного приоритета по созданию и внедрению специальной инновационной атомной энергетики для Арктической Зоны и Севера.
В связи с изложенным обращаемся к Вам с просьбой о содействии включению начального этапа работ по АСМИ (ТП, ТЭО и макет преобразователя) в состав финансируемых работ по тематике АСММ для Республики Саха (Якутия) с последующим обсуждением этих материалов у высших органах государственной власти Республики Саха (Якутия), в совместной комиссии и на Круглых Столах.
(листы с подписями жителей разных улусов Республики Саха (Якутия) прилагаются).
|