1.07.2021
В помощь дальневосточникам создана единая авиакомпания, субсидируются авиаперелеты, а цены на билеты все дороже. Ну как такое может быть?! Для кого тогда все делается?
«Радостная» новость посетила жителей ДВФО – Председатель Правительства РФ Михаил Мишустин распорядился выделить 1, 58 млрд рублей на льготные пассажирские перевозки между регионами дальневосточного округа. И эти перевозки станут первыми рейсами объединенной дальневосточной авиакомпании, созданной на базе регионального авиаперевозчика «Аврора».
Прекрасно, не правда ли?
Однако на сайте Правительства России не сообщается, по каким правилам и принципам были определены субсидируемые линии. Но уже заявлено, что, к примеру, из города Советская Гавань до Южно-Сахалинска можно будет долететь по приемлемой цене − около 2,2 тыс. рублей. Один из самых длительных перелётов − между Хабаровском и Якутском – обойдётся в сумму около 10,7 тыс. рублей.
А теперь вопрос – кто сказал, что пассажиропоток из Якутска в Хабаровск самый насыщенный? Зачем вообще субсидировать именно эту линию? Ей что, пользуется так много якутян? Где анализ? Его нет, и, полагаю, не он был поводом к тому, чтобы субсидировать именно эту авиалинию. А какие-то совершенно другие соображения, нам неведомые.
Но зачем, зачем, нам, якутянам, нужна именно эта авиалиния? Мы в лучшем случае раз в год летаем в Хабаровск в командировку. И то – это было, пока Хабаровск был столицей самого ДВФО. А сейчас-то зачем?
Самые необходимые якутянам к дотации авиаперелеты – это авиаперелёты внутри самой республики, местные авиалинии. С арктических районов до города Якутска. Там, где кроме самолетов вообще больше нет никакой связи. Но именно на этих авиалиниях запредельные тарифы!
Мне могут возразить – но, позвольте, речь идет о перелетах внутри дальневосточного округа, а не внутри регионов. На что есть простой ответ – а зачем тогда 25 процентов акций авиакомпании «Якутия», а через нее и «Полярных авиалиний» (компании, созданной специально для авиаперевозок внутри республики) были отданы «Авроре». Зачем?
«Авроре», ее менеджерам, вице-премьеру Трутневу и иже с ним удобнее осваивать финансирование на перелетах между регионами ДВФО. Но нам, якутянам, это зачем? Нас кто-нибудь спросил, нужно ли нам это?
Тоже самое происходит с магистральными авиаперевозками. По какому-то идиотскому принципу для субсидирования были выбраны маршруты Мирный—Москва и Нерюнгри—Москва, тогда как даже наш республиканский Минтранс заявил, что самый насыщенный пассажиропоток в Якутии – это из Якутска в Москву!
Почему так произошло? А никто особо и не скрывает. Потому что из Мирного и Нерюнгри летает вахта – это раз, а два – это авиамаршруты «Аэрофлота», под которых все и делалось.
То есть делается все для кого угодно, только не для якутян.
А Правительство России вместо решения поставленных перед ним задач, занимается чем угодно, только не своим прямым делом. Оно, совершенно не владея спецификой авиационной отрасли и особенностями дальневосточного макрорегиона, просто наобум Лазаря расходует бюджетные деньги. Не особо заботясь о том, какой эффект принесет их решение.
Вместо того, чтобы все рассчитать, обосновать, продумать и принять грамотное решение, лепят что попало.
И всем все получается удобно. Кроме самих жителей дальневосточного округа.
Якутии такие решения ничем не помогают – авиатариф в северные улусы как был запредельным, так и остался. Из Якутска в города России по субсидируемым авиамаршрутам не улететь. Да вообще ни по каким не улететь – цены запредельные теперь и здесь! Тоже – по совершенно непонятным причинам.
И вот он итог: в помощь дальневосточникам создана единая авиакомпания, субсидируются авиаперелеты, а цены на билеты все дороже. Ну как такое может быть?! Для кого тогда все делается?
Теперь немного эмоции в сторону. Решения, благодаря которым могут быть снижены цены на авиабилеты есть. Что нужно сделать:
1. Определить (обосновать, просчитать) и законодательно закрепить социально значимые авиалинии, которые необходимо дотировать. И в первую очередь это должны быть местные авиалинии, внутри регионов.
2. Увеличить финансирование ФКП «Аэропорты Севера» (что снизит в стоимости авиабилета аэропортовый сбор). К слову, финансирование ФКП только снижается — объем федеральных субсидий в 2019 году составил 1 млрд 123 млн руб., в 2020-м – 1 млрд 41 млн руб., в 2021-м – 952,9 млн руб.
3. Долгий, но важный путь – создание собственных самолетов, пригодных в первую очередь для местных авиаперевозок и способных садиться на грунтовую полосу.
Вот ведь чем нужно заниматься. Все давно известно и понятно. Еще раз – местные, именно местные авиалинии должны быть в приоритете и никак иначе. Особенно для такого большого региона как Якутия.
Но вместо этого поступают просто – берут мысль с потолка, закладывают под нее бюджетные деньги и считают, что дело сделано. А там хоть трава не расти и люди никуда не летай – это их проблемы, а не федерального правительства.
Вот что мы имеем в итоге в авиационной отрасли. Да и не только в ней.
И что самое плохое – конца и края этому бездумному управлению не видно.
Маргарита Нифонтова.
|