6.10.2021
Минфин Якутии представил проект бюджета на 2022 год. Согласно документу, Правительство РС(Я) планирует сократить социальные расходы бюджета. Публичные слушания в Ил Тумэне пройдут 12 октября 2021 года.
По проекту, представленным Минфином Якутии, основные параметры государственного бюджета Республики Саха (Якутия) на 2022 год составляют:
- Доходы – 232 243, млн.руб., в том числе собственные налоговые доходы 124 081 млн.руб.
- Расходы – 233 092,2 млн.руб.
- Дефицит бюджета – 848,5 млн.руб.
Свои доходы на 2022 год Минфин Якутии считал исходя из довольно консервативных основных параметров:
- Прибыль рентабельных предприятий – 219,6 млрд.руб. ( в 2020 г. – 250,2 млрд.руб.)
- Среднегодовой курс, руб. за долл. США – 73,2 (в 2020 г. – 71,9)
- Объем добычи угля – 50,6 млн. тонн (в 2020 г. – 16,4 млн. тонн)
- Объем добычи золота – 48,6 тонн (в 2020 г. – 40,3 тонн)
- Объем добычи алмазов – 27,9 млн. карат (в 2020 г – 27,2 млн. карат).
Согласно проекту бюджета на 2022 год, предложенному к первому чтению, правительство Якутии сокращает все основные социальные расходы.
Образование
По сравнению с прогнозными показателями расходов 2021 года, расходы на программу «Развитие образования Республики Саха (Якутия) на 2020 – 2024 годы и на плановый период до 2026 года» сокращаются на 1,6 млрд.руб.
- Утвержденный бюджет 2021 г. – 49 570 млн.руб.
- Прогноз на конец года – 51 170 млн.руб.
- Проект бюджета 2022 года – 49 546 млн. руб.
Например, на 1 555,2 млн руб. сокращаются расходы в связи с плановым завершением строительства и вводом в эксплуатацию отдельных объектов образования по проекту «Содействие занятости женщин – создание условий дошкольного образования для детей в возрасте до 3 лет». На 336 млн.руб. сокращаются расходы бюджета на возмещение затрат частникам занятым в реализации дошкольного и общего образования. Еще 63,9 млн.руб. сокращены в связи с уточнением объемов расходов местным бюджетам на господдержку тех же частных детских садов и школ. На 31,8 млн руб. уменьшены расходы республиканского бюджета на организацию горячего питания школьников.
Здравоохранение
Расходы на программу развития здравоохранения в Якутии, по сравнению с прогнозными расходами этого года, сокращены почти на 3 млрд.руб.
- Утвержденный бюджет 2021 г. – 27 124 млн.руб.
- Прогноз на конец года – 29 273 млн.руб.
- Проект бюджета 2022 года – 26 304 млн.руб.
В основном расходы сокращаются в связи с плановым окончанием строительства и ввода в эксплуатацию «Республиканский кардиологический диспансер в г.Якутске (II-ая очередь – Кардиососудистый центр на 150 коек)».
Но, кроме этого, на 392,6 млн.руб сокращаются расходы на укрепление материально-технической базы учреждений здравоохранения. Как сказано в пояснительной записке к проекту бюджета – «в связи с общими подходами к формированию проекта государственного бюджета республики». Еще на 639,2 млн. руб уменьшены расходы на программу модернизации первичного звена здравоохранения – «в связи с уточнением объема межбюджетных трансфертов из федерального бюджета».
Но что уж совсем непонятно, так это сокращение расходов на 11,7 млн. рублей. Минфин Якутии объясняет это так – «в связи с общими подходами к формированию проекта государственного бюджета республики с учетом приоритетного финансового обеспечения социально-значимых расходов». Скажите, а что может быть приоритетнее здоровья населения в условиях бушующей сейчас эпидемии коронавируса и просто дикой смертности?
Социальная поддержка граждан
На программу «Социальная поддержка граждан в Республике Саха (Якутия) на 2020-2024 годы» Минфин Якутии, по сравнению с прогнозными показателями 2021 года, на будущий год предлагает потратить меньше на 755 млн.руб.
- Утвержденный бюджет 2021 г. – 28 685 млн.руб.
- Прогноз на конец года – 29 579 млн.руб.
- Проект бюджета 2022 года – 28 824 млн.руб.
Например, на 327,9 млн.руб. предлагают сократить расходы на оплату жилищно-коммунальных услуг отдельным категориям граждан, ежемесячные денежные выплаты отдельным категориям граждан, ежемесячные пособия на ребенка гражданам. Как сказано в пояснительной записке, расходы сокращаются «в связи с уточнением численности получателей».
Прочие сокращения и хитрая индексация
Кроме того, на 3.6 млрд.руб. сокращаются расходы бюджета на поддержку сельского хозяйства Якутии. Господдержка уменьшается «в связи с сокращением объема субвенций, предоставляемых ОМСУ на выполнение отдельных переданных государственных полномочий, сокращением субсидий муниципальным образованиям и сокращением объема субсидий, предоставляемых юридическим лицам на конкурсной основе».
Также сокращаются расходы на поддержку Арктики, развитие сельских территорий, повышение занятости местного населения, экологию, энергетику и так далее.
Безусловно, ко второму чтению, после окончательного распределения субсидий регионам в федеральном бюджете, часть сокращенных расходов будет восстановлена и основные параметры бюджета будут пересмотрены в сторону увеличения. Это прямо указано в пояснительной записке к бюджету.
Но, к сожалению, далеко не все сокращенные расходы будут увеличены. Если у некоторых уменьшенных статей расходов не появятся свои толкачи, то они так и останутся в обрезанном состоянии.
Еще одним скрытым способом сокращения социальных расходов бюджета является обязательная индексация зарплат, стипендий и соцвыплат из бюджета Якутии.
Например, согласно проекту бюджета, Минфин Якутии предлагает проиндексировать зарплату отдельных категорий работников бюджетной сферы, которые не попадают под действие Указов Президента Российской на прогнозный индекс инфляции (ИПЦ) с 1 января в размере 3,6%. Стипендии студентам предлагают проиндексировать на 3,4%.
Тогда как по данным Росстата, годовой показатель инфляции в РФ сейчас достиг уровня 7,25-7,26%, а согласно последнему макроэкономическому прогнозу ЦБ России по итогам 2021 года ожидается инфляция в 5,7-6,2%. На 2022 год в прогноз заложен показатель в диапазоне 4-4,5%. К концу октября этого года Центробанк обновит информацию по инфляции в сторону увеличения.
Как видите, ЦБ России дает инфляцию минимум в 4,5%, а Минфин Якутии предлагает индексацию всего на 3,4%. То есть сразу же закладывается снижение уровня реальных доходов малообеспеченного населения республики. Разве это правильно? Это и есть «социальная направленность бюджета»?
Владимир Нифонтов.
|