Обвинение в педофилии — расправа с неугодным педагогом?
12.11.2021 17:53
Известие о том, что депутат Государственного Собрания Республики Саха (Якутия) второго созыва, общественник, политик Максим Местников подозревается в педофилии, ввергло в шок общественность Якутии. В социальных сетях до сих пор идет спор по принципу «верю-не верю». Родители и дети, которые несколько лет занимались в кружках под руководством Местникова, сняли ролик в защиту своего педагога.
Но тем не менее, на днях Следком Якутии опубликовал релиз о завершении расследования уголовного дела по обвинению педагога дополнительного образования в развратных и насильственных действиях в отношении несовершеннолетних: «В общей сложности следствие установило личности 8 школьниц в возрасте 10-13 лет, ставших жертвами обвиняемого», сообщается на официальном сайте ведомства.
«ПО-ОТЦОВСКИ ПРОВЕЛ РУКОЙ»
Напомним, уголовное дело возбуждено по обращению жительницы Мархи, которая сообщила, что ее 10-летнюю внучку руководитель военно-патриотического кружка «Патриот» (Мархинская СОШ № 2) погладил по спине. Девочка сообщила об этом бабушке, та позвонила классному руководителю. Учительница перезвонила и передала слова директора школы о том, что необходимо написать заявление в полицию. Пожилая женщина так и поступила – позвонила в участок. Полицейский пришел к ним домой, со слов внучки написал заявление, а бабушка подписала.
Через некоторое время, видимо, до бабушки дошло, что «он, наверное, по-отцовски провел рукой, а она восприняла совсем по-другому», ведь они не были одни, присутствовали и другие дети. Такие дела, надо полагать, при посторонних не делаются: разве можно при свидетелях совершать «развратные» и «насильственные действия сексуального характера»?
После этого бабушка девочки несколько раз пыталась рассказать о своих заблуждениях следователям, но те не стали ее слушать, писал сайт SakhaDay. Вместо этого заподозрили, что она, возможно, получила деньги у родственников обвиняемого в обмен на изменение показаний.
Затем добавился еще один эпизод. 13-летняя девочка рассказала своему однокласснику, что в июле 2020 года в салоне автобуса во время следования класса в поход Максим Иванович трогал ее за бедро. Об этом она рассказала своему однокласснику, а тот, в свою очередь, соцпедагогу.
Как сообщают родители других школьников Мархинской школы, обе девочки растут в неполных семьях. Одна живет с матерью, бабушкой и тетей, у которой двое детей. У второй маму лишили права представлять интересы ребенка во время следствия, «поскольку женщина злоупотребляет алкоголем, уходит в загулы и не занимается воспитанием детей».
Девочки прошли психологическую экспертизу, в результате которой сделано заключение, что они «не склонны к излишним фантазиям». Тут возникает вопрос: а как быть к не излишним, не преходящим по количеству или качеству «допустимых» фантазий, коими снабдила всех нас природа, тем более женская?
По мнению психологов, в среднем человек врет трижды за десятиминутную беседу с незнакомцем. Ложь сглаживает острые моменты в серьезных беседах и смягчает ответы на неприятные вопросы. Врать осознанно мы начинаем с трех-четырех лет. Дети, в основном, обманывают из-за страха, стыда, хвастовства, реже – из личной выгоды.
Меня смущает то, что тринадцатилетняя девочка рассказала мальчику о том, что ее «трогал мужчина». Обычно девочки рассказывают о таких вещах девочкам и меньше всего хотят, чтобы об этом узнали мальчики.
Конечно, времена изменились, и то, что тебя «лапают», видимо, у кого-то стало предметом гордости. Учитель, которого все уважают и любят, потрогал тебя за бедро и об этом можно похвастаться перед одноклассником? А раз так, можно же домыслить, нафантазировать: человек коснулся ненароком (в автобусе при езде по нашим колдобинам) и ты рассказываешь, что он это сделал специально, чтобы впечатлить или возвыситься в глазах собеседника. При этом мера «допустимых» фантазий не нарушена.
ШКОЛА ШКОЛЕ РОЗНЬ
Со своим проектом «Патриот» Местников с 2000-го года обращался во все городские школы, управление образования города, но только несколько школ пошли к нему навстречу. Он стал вести кружок в Табагинской, Мархинской школах, в самом Якутске в СОШ № 30, НОШ №36 «Надежда». Дети в кружке выполняли физические упражнения, играли в футбол, собирали-разбирали автомат Калашникова, изучали военную историю, смотрели патриотические фильмы, ходили в походы.
Мой сын учился в начальной школе №36 «Надежда», как и все, ходил на кружок «Патриот». Очень любил как сам кружок, так и его руководителя. Вообще дети бегали за Максимом Ивановичем гурьбой. И в нашей школе были не по возрасту рослые 10-11-летние «аппетитные» для истинного педофила девочки, но такого инцидента, как в других школах, не произошло.
Не потому ли, что в нашей школе и директор, и учителя, и родители, не говоря уже о детях, относились к Максиму Ивановичу с большим уважением? И для меня, и для моего сына абсурдно слышать об его «серийных преступлениях».
Кстати, после нашумевших скандалов данная школа не «отделалась» от ставшего неугодным Местникова, он до сих пор является членом Попечительского совета.
В других же школах, где он вел кружок, его ставку сократили с 0,5 до 0,25. По словам супруги Максима Местникова, он еще осенью 2019 года предупреждал ее о том, что есть люди, которые не желают, чтобы он работал в школе, вынуждали его уволиться. И даже была прямая угроза: если не уйдешь по-хорошему, придется по-плохому, не отмоешься.
В ПЕРВЫЙ РАЗ ЗАСУДИТЬ НЕ ПОЛУЧИЛОСЬ
По словам Саргыланы Местниковой, супруги Максима Местникова, в 2020 году в СОШ № 30 его хотели уволить с работы, обвинив в рукоприкладстве: якобы Местников ударил ученика в пьяном состоянии. В ходе разбирательств выяснилось, что школьник проходил мимо площадки, где дети из кружка «Патриот» играли в футбол, отобрал у них мяч и ввязался в игру. Руководитель кружка сделал ему замечание, мальчику это не понравилось, он вступил в спор с педагогом, а потом вовсе толкнул его так, что мужчина упал. Когда эти обстоятельства выяснились, Местникова оставили в покое.
Затем поступила жалоба от учениц этой школы, к которым, по их мнению, руководитель кружка во время сборки-разборки автомата прикасался, дотрагивался до них. Позже поступила жалоба от родителей девочек, что Максим Иванович вел себя «непристойно».
Администрация школы № 30 разбираться не стала, обвинила его в аморальном поведении и уволила с работы. Попытались возбудить уголовное дело, но за отсутствием состава преступления было отказано в возбуждении уголовного дела.
«Конечно же, это было сделано с расчетом на то, что он испугается огласки и уйдет тихо, мирно», — рассказывает супруга.
Но Максим Иванович не согласился с обвинением, подал иск в суд и восстановился на работе. Сдается мне, что шесть оставшихся «жертв» (их восемь, о двух написано выше) и есть эти девочки, если и мне включить те дозволенные без «излишеств» фантазии.
РЫБА ГНИЕТ С ГОЛОВЫ. А ШКОЛА С ДИРЕКТОРА?
Через неделю на Максима Местникова было возбуждено уголовное дело по заявлению бабушки ученицы 4 класса Мархинской школы № 2, о чем и говорится в начале статьи.
Жена Местникова рассказала, что у ее мужа при бывшем директоре Мархинской СОШ № 2 Айаане Васильеве конфликтных ситуаций не возникало. Сам Васильев подтвердил это в одном из интервью, добавив, что Местников искренне, с энтузиазмом работал с детьми.
Позже Васильев был переведен директором в школу №26 г. Якутска, а на его место был назначен другой. Тогда и возникли разногласия с некоторыми учителями из-за школьника, которому за утерю одного учебника отказали в выдаче учебников по всем предметам.
Многие дети из пригородных школ из многодетных, малообеспеченных семей, большинство растет без отца. Сам Максим Иванович воспитывался в детском доме. Ему ли не знать, что ребенку, если у него нет крепкого тыла, трудно выбиться в люди, поэтому он не только помогал своими советами, поддержкой, но и заступался за них.
По словам Марины Кузнецовой, председателя родительского комитета «Патриот», Местников был в курсе махинаций со ставками, знал, что некоторые учителя приписывают себе часы. Уволить его без причины не смогли, и, вполне возможно, решили поступить иначе.
В своем интервью для сайта exo-ykt.ru Марина Кузнецова заявила:
«Все знают, что в нашей школе продают и употребляют насвай. Два года назад я нашла на крыльце пустой пакетик из-под зеленой смеси. Подошла в администрацию школы с вопросом, а мне ответили: «Это таджики таскают».
ОБВИНИТЬ ПЕДАГОГА В ДОМОГАТЕЛЬСТВЕ СТАЛО ЛЕГКО
В группу риска входят, в первую очередь, педагоги дополнительного образования, чья профессиональная деятельность находится в теснейшем физическом контакте с учеником. Это учителя музыки, танцев, театрального искусства, спортивные тренеры, к которым можно отнести и Максима Местникова. Как педагог-музыкант не может научить ребенка держать скрипку, не прикасаясь к нему, так и Максим Иванович не мог научить подростков сборке-разборке автомата, подтягиванию, качанию пресса и другим физическим упражнениям, находясь на «безопасном» расстоянии.
За последние годы в России было рассмотрено десятки громких уголовных дел на педагогов допобразования. Десятки жестких приговоров, десятки сломанных жизней и только единицы впоследствии были оправданы.
Фактически все обвинения по таким делам строятся на одних показаниях детей. Очная ставка педагога и его несовершеннолетнего обвинителя, при которой легко уличить одного из участников разбирательства во лжи, запрещена.
Можно сказать, что вся судебная система заточена на обвинительные приговоры. У обвиненных в педофилии практически нет шансов быть оправданными. В 2015 году был утрачен последний шанс для «ложных» педофилов – суду присяжных отменено рассмотрение подобных дел, а значит, опасность отправиться по навету в тюрьму для всех педагогов возросла во сто крат.
Интересная ситуация выходит и с тем, как такие преступления квалифицируют. Уголовный кодекс предусматривает две статьи — 135 «развратные действия» и 132 «насильственные действия сексуального характера». Разница между ними принципиальная.
Если 135 ст. УК говорит о ненасильственных действиях, то 132 ст. УК — с применением насилия, угроз. И наказания по двум этим статьям значительно разнятся: по 135 можно «отделаться» принудительными работами, а по 132-й дорога только одна — за решетку, причем, надолго (от 12 до 20 лет).
Если потерпевшему меньше 14 лет, даже если насилия и угроз при развратных действиях не было, преступления в его отношении обычно квалифицируют по 132 УК РФ. Это именно в силу возраста, в 132 есть оговорка «используя беспомощное состояние потерпевшего», потому что сам по себе возраст до 14 лет приравнивается к беспомощному состоянию.
Педагогическая общественность начала инициировать закон в защиту педагогов. Конечно, это не от хорошей жизни. Что же будет, если представители всех профессий будут принимать законы в защиту самого себя? Что будет с государством, где все отрасли будут строить свою деятельность на основании защиты друг от друга? Что за жизнь наступит? К сожалению, социальное неравенство в обществе не обошло и детские образовательные учреждения. Конфликты, возникающие между педагогом и ребенком, между родителем и ребенком всегда регулируются в пользу ребенка. В большинстве случаях это оправданно, этого требует сама общественность, сам принцип гуманизма, человечности. Но иногда бывают ситуации, когда надо разобраться в истинных причинах конфликта, и кто реально стоит за этим конфликтом. Не становится ли у нас обвинение в педофилии орудием расправы с неугодным педагогом?
***
Анжелика МОТОСОВА.
|