Main » 2022»Муус устар»25 » К вопросу об автономизации и суверенизации коренных народов России
К вопросу об автономизации и суверенизации коренных народов России
20:02
К вопросу об автономизации и суверенизации коренных народов России
Первым секретарем Якутского рескома КПРФ Виктором Губаревым написана брошюра «Сталин и Якутия». В ней читатель встречается с одним из рассуждений автора: «Не успела советская власть упрочиться в Якутии, как началась иностранная интервенция и Гражданская война. В разгар борьбы с белобандитами по инициативе Ленина и Сталина решался вопрос об образовании Якутской Автономной республики. Сталин рассматривал предоставление автономии как «крупнейший шаг вперед по пути сплочения окраин вокруг пролетарского центра, по пути сближения власти с широкими народными массами окраин. Сталин лично руководил разрешением вопроса о Якутской автономии, торопил Якутский губревком с предоставлением необходимых материалов».
Суть приведенного рассуждения Губарева состоит в том, что Сталин явно торопился с автономизацией окраинного народа саха, размышляя, что автономия является «крупнейшим шагом вперед по пути сплочения окраин вокруг пролетарского центра, по пути сближения власти с широкими народными массами окраин, т.е. с коренными народами России. Озлобление Сталина состояло в том, что народ саха решительно, вооруженным путем выступил за суверенизацию.
По этому поводу Ленин писал: «Я думаю, что тут сыграли роковую роль торопливость и администраторское увлечение Сталина, а также его озлобление против пресловутого «социал-национализма», национализма коренных народов. «Озлобление вообще играет в политике обычно самую худую роль».
Несмотря на то, что Губарев возвышает, возвеличивает и обоготворяет Сталина во всех смыслах, роль Сталина в отношениях к коренным народам самая плохая, дурная, порочная, отрицательная и злокачественная. Она очень злобная, опасная, грозящая и оканчивающаяся смертью, уничтожением суверенитета, независимости и самостоятельности коренных народов.
В августе 1922 года по решению ЦК РКП(б) была создана комиссия. Председателем комиссии был назначен нарком национальностей Сталин. Термин автономизация возник в связи с работой комиссии.
«Автономизация» против «суверенизации» была предложена Сталиным и принята комиссией. По этому предложению суверенные независимые республики УССР, ЗСФСР, БССР перестали быть таковыми и на правах автономных республик стали входить в состав РСФСР. Соответственно ВЦИК, СНК И СТО РСФСР превратились в высшие органы власти и управления в стране.
Ленин категорически выступил против резолюции комиссии Сталина, по которой (резолюции) коренные народы России входят в РСФСР в качестве автономных республик. И Сталину пришлось допустить колебание в своей позиции, отказавшись от признания РСФСР высшим органом власти и управления в стране. Он, будучи создателем России в форме РСФСР, сделал существенную уступку Ленину, образователю России в форме СССР.
В письме Каменеву для членов политбюро ЦК РКП(б) Ленин сообщает: «Одну уступку Сталин согласился сделать. В $ 1 сказать вместо «вступления» в РСФСР - «Формальное объединение вместе с РСФСР в союз советских республик Европы и Азии»
Дух этой уступки, надеюсь, понятен: мы признаем себя равноправными с Украинской ССР и пр. и вместе и наравне с ними входим в новый союз, новую федерацию, «Союз Советских Республик Европы и Азии».
Ленин свою мысль об образовании СССР, изложенную Каменеву, завершает следующими многозначительными словами: «Важно, чтобы мы не давали пищи «независимцам», не уничтожали их независимости, а создавали еще новый этаж, федерацию равноправных республик» (курсив Ленина. – Г.Р.).
Ленин, как широко мыслящий устроитель СССР, настаивает «на создание двух палат в Москве «русского и федерального», а Сталин, как ограниченно мыслящий человек, не выходит за рамки РСФСР, за рамки русского федерального союза республик. И Сталин истинную поправку т. Ленина о создании наряду с ВЦИКом РСФСР ВЦИКа федерального заменяет своей вышеупомянутой ложной поправкой: «в соответствии с этим ЦИК РСФСР преобразуется в общефедеральный ЦИК, решения которого обязательны для центральных учреждений, входящих в состав союза республик».
Следует подчеркнуть, что согласие Сталина идти на уступки Ленину в смысле признания равноправия и независимости коренных народов в конечном счете оказалось неискренним, изощренно коварным, иезуитским и макиавеллистическим.
Автономизацию Сталина в качестве предательства ленинской суверенизации национальных окраин мы видим в тексте другого письма 22 сентября 1922 г. И.В. Сталина В.И. Ленину:
«Если мы теперь же не постараемся приспособить форму взаимоотношений между центром и окраинами к фактическим взаимоотношениям, в силу которых окраины во всем основном безусловно должны подчиняться центру, т.е. если мы теперь же не заменим формальную (фиктивную) независимость формальной же (и вместе с тем реальной) автономией, то через год будет несравненно труднее отстоять фактическое единство советских республик» (жирный шрифт Сталина. – Г.Р.)».
По Сталину выходит, что фактическое единство советских республик строится исключительно в рамках русского федеративного союза республик (РСФСР), в котором республики представляют собой автономию, сугубо подчиненную единицу, находящуюся под каблуком, или порабощением, а не суверенизацию, т.е. совершенно свободную, независимую единицу.
Ленин исходит из прямо противоположного Сталину мировоззрения, которое в общем виде было изложено выше и которое в конкретном смысле здесь будет рассмотрено в целях разрешения проблемы фактического единства советских республик. Если Сталин эту проблему старается разрешить на основании категории автономизации, то Ленин ее разрешает, применяя научный подход, т.е. на основании категории суверенизации.
Фактическое единство советских республик истинным образом достигается не уничтожением их свободы, суверенности и независимости, как это уничтожение совершается при их автономности, зависимости, угнетенности и порабощенности. По истинному мировоззрению Ленина фактическое единство советских республик становится прочным и долговечным, если республики коренных народов не будут следовать по пути ложного мировоззрения Сталина и перестанут находиться в рабской покорности и зависимости в качестве автономии Российской Федерации (РСФСР).
По Ленину, фактическое единство советских республик будет существовать, не распадаясь и не разрушаясь, долго и вечно, если республики перестанут быть автономными, ничтожествами, а будут образовать СССР - союз равноправных республик, «новый союз, новую федерацию, «Союз Советских Республик Европы и Азии»».
Пора ознакомиться с очередными умозаключениями Губарева: «Сталин лично руководил разрешением вопроса о Якутской автономии»; «ходатайство ВЦИК об объявлении Якутской автономии, как составной части Великой РСФСР»; «Как говорили жители республики во времена Иосифа Виссарионовича: «Создателем Якутской АССР является Великий вождь народов И.В. Сталин».
Эти высказывания говорят о том, что Губарев в своих взглядах шагает по пятам сталинского плана автономизации. В то же время он с точки шовинизма русского народа решительно опровергает ленинскую теорию и практику суверенитета коренных народов российских окраин, конкретно, народа саха (Республики Саха). И это его опровержение в 2009 году проявилось в его активном участии вместе с другими политическими силами в упразднении суверенитета Республика Саха.
27 апреля 2022 года Якутия отмечает 100-летие образования АССР. Это празднование полностью соответствует сталинской автономизации. Оно не связано с уничтожением существующего, имеющего в наличии суверенитета, ибо уже в 17 июня 2009 года из Конституции Республики было исключено положение о суверенитете республики, т.е. уничтожено, превращено в ничто. В нем ленинская суверенизация совершенно забыта и уничтожена. Суверенитет коренных народов признан и превращен в ничто, по своей природе он имеет нулевое значение. Словом, их суверенитет суть ничто, притом это ничто не превращается в суверенитет и не является результатом уничтожения суверенитета. Ничто остается чистым, не имеющим в себе что-то из суверенитета.
В итоге мы имеем идеалистическую формулу Гегеля, выработанную в его «Логике»: «от ничего через ничто к ничему». Тогда как материалистическое учение из прямо противоположной позиции – из имеющегося в наличии нечто, из существующего что-то. Именно в этом заключается материалистическая формула: «что-то создается чем-то из чего-то».
Мировоззрение празднования 100-летия образования ЯАССР исключает какое-то существование суверенитета народа саха, обращая его в ничто. КПРФ, обобщая проблему, исключает суверенитет всех коренных национальностей, признавая допущение его уголовным преступлением. У КПРФ коммунизм уравнен и сведен в царизм, который, как и КПРФ, многонациональную Россию строил без суверенитета коренных народов окраин. Суверенитет суть ничто по мировоззрению царизма, коммунизма у КПРФ, олигархического империализма РФ и организаторов празднования 100-летия ЯССР.
Сталин упрямо, хитроумно и твердокаменно проводит свою линию автономизации. 22 сентября 1922 года в своем письме Ленину приводит теоретическое обоснование уничтожения суверенизации республик. По нему, выходит, что национальности, населяющие Россию, из-за своей наивности воспринимают слова о суверенитете за чистую монету, за правду и действительную вещь. А для него суверенитет коренных народов не действительная вещь, а фальшивка, шутка и игра, которой невозможно давать важное и серьезное значение.
Вот что по этому поводу Сталин пишет: «Мы переживаем такую полосу развития, когда форма, закон, конституция не могут быть игнорированы, когда молодое поколение коммунистов на окраинах игру в независимость отказываются понимать, как игру, упорно признавая слово о независимости за чистую монету и также упорно требуя от нас проведения в жизнь буквы конституции независимых республик».
Двумя абзацами выше Сталин заявляет: «Вмешательство Цека РКП в таких случаях происходит обычно после того, как центральные органы окраин уже дали свои декреты, отменяемые потом центральными учреждениями Москвы, что создает волокиту и тормоз в хозяйственных делах и вызывает на окраинах недоумение среди беспартийных и раздражение среди коммунистов».
На северной окраине беспартийная интеллигенция народа саха во главе П.В. Ксенофонтовым последовала за ленинским пониманием суверенитета в качестве правды, чистой монеты и действительной вещи. Она в течении всей трагической и героической исторической борьбы, вооруженного восстания против сталинской власти не переставала давать суверенитету народа саха важное, серьезное и жизненное значение.
Такое же значение придает суверенитету молодое поколение коммунистов на окраинах, требуя от Москвы проведения в жизнь букв ы конституции о суверенитете республик. Об этом и сам Сталин отмечает.
Сталинское шуточное представление о суверенитете окраинных национальностей вступает в антагонистическое противоречие с серьезным ленинским пониманием суверенитета, которое зафиксировано в форме конституционного положения. Несмотря на это Сталин упрямо, нелепо и бессмысленно продолжает считать и утверждать, что суверенитет коренных народов есть фальшивка, шутка и игра московского центра и категорически отрицает то понятие, что суверенитет, это - истина, доброта и красота в общечеловеческом смысле.
Теоретически и исторически установлено два вида суверенитета – экономический и политический. Ленин разработал в теории истинное понятие политического суверенитета, который появляется как «новый этаж», «новый союз», «новая федерация» коренных народов с наделением права «свободного выхода из союза» Если исходить из этого, то РСФСР есть русская, ложная и старая федерация, в которой другие, чем русские, национальности не государствообразующие, не суверенные, а лишь автономные, порабощенные образования.
Исторически экономический и политический суверенитет стихийно, на практике возникли как суверенитет штатов США. Суверенитет является свойством участников Лиги наций и ООН. В СССР в «Декларации прав народов России» (15 (2) ноября 1917 г.) подчеркнуто: 1) Равенство и суверенитет народов России. 2) Право народов России за свободное самоопределение, вплоть до отделение и образование самостоятельного» конфедеративного «государства»». Все это сказанное наконец-то 13 сентября 2007 года оформлено как «Декларация Организации Объединенных Наций о правах коренных народов».
Исторически выработанное научное, общечеловеческое понятие суверенитета проникло и в Программу «Партии конфедералистов», организованная в 1927 году и генеральным секретарем ЦК которой стал Ксенофонтов. Политический суверенитет в Программе изложен таким образом: «Наша партия стоит на точке зрения вхождения Якутской Советской Социалистической республики не в РСФСР, а в СССР на основе договорных условий в качестве равноправной страны… Такая политика самоопределения может быть достигнута только с признания в союзном договоре за ЯАССР права за свободный выход из Союза ССР».
В указанной Программе экономический суверенитет определяется как признание в союзным договоре за ЯАССР «права распоряжения землями, ее недрами, водами и лесами своей территории». Необходимо подчеркнуть, что это определение тесно связано с определением, данным в статье 5 Декларации о государственном суверенитете Якутской-Саха советской социалистической республики: «Земля, ее недра, воды, леса, растительный и животный мир, другие природные ресурсы, воздушное пространство и континентальный шельф на территории Республики являются ее исключительной собственностью».
Тесная связь обнаруживается и со статьей 26 Декларации ООН о правах коренных народов: 1. Коренные народы имеют право на земли, территории и ресурсы… 2. Коренные народы имеют право иметь в собственности, использовать, осваивать или контролировать земли, территории и ресурсы, которыми они обладают в силу традиционного владения или другого традиционного занятия или использования, а также те, которые они приобрели иным образом. 3. Государство обеспечивает юридическое признание и защиту таких земель, территории и ресурсов. Такое признание осуществляется с должным уважением к обычаям, традициям и системам землевладения соответствующих коренных народов».
С точки зрения ложной теории Сталина об автономизации осуществление политического и экономического суверенитета коренных народов в сущности и понятийно невозможно. На этой основе в конце 1922 – в начале 1923 года возник конфликт между сторонниками автономии и суверенитета, названный «грузинским инцидентом».
Грузинские большевики последовали за ленинским курсом на федерализацию, т.е. на суверенизацию, а Орджоникидзе и другие русифицированные грузины, находившиеся в Москве и ставшие «типичными русскими бюрократами», пошли по направлению сталинской автономизации.
Данное грузинское дело дошло до того, что Орджоникидзе получил от члена ЦК Компартии Грузии Кобахидзе прозвище «сталинского ишака» в проведении автономизации. В ответ Орджоникидзе ударил его в лицо. Впоследствии Кобахидзе и другие грузинские большевики были обвинены в национализме и наказаны посредством физического насилия. Ленин подчеркивал: «Я думаю, что никакой провокацией, никаким даже оскорблением нельзя оправдать этого русского рукоприкладства», т.е. кулачной расправы.
При историческом рассмотрении кулачный бой – традиционное увлечение русского народа – имеет тысячелетнее существование. Еще в XIX веке русский ученый и журналист Н.И. Надеждин считал, что русская народность проявляется в кулаке. Чиновники и публицисты царской империи вдохновлялись сокрушительным русским кулаком; по сравнению с этим кулачищем у европейца лишь крохотная кулачишка. По их соображению, права человека и народа на свободу и суверенность – латинская благоглупость, а истинное право есть право русского кулака, право на насилие и грабеж.
Политика царизма и право русского кулака, насилия и грабежа проповедуются в форме еще более зверской жестокости в наше время. Бывший председатель Национал-большевистской партии Э. Лимонов является по отношении к коренным народам последователем кровожадной политики каннибализма-людоедства, относясь к ним грубо и жестоко, вплоть их пожирания, т.е. уничтожения и истребления. Он подчеркивает: «Среди народов постоянно идёт и никогда не кончается пир каннибалов… Одни народы пожирают другие».
Председатель Национально-республиканской партии России Н. Лысенко предлагает решать национальную политику «железом и кровью», отказываясь удовлетворять требование нацменов предоставлять им суверенитет. И он по этому поводу так замечает: «Российское государство строилось не милосердием и терпимостью, не вживанием в интересы нацменов и подстраиванием реальной политики на местах под их требования, а железом и кровью».
Знаем, что Ленин выступил за «защиту российских инородцев от нашествия того истинного русского человека, великоросса-шовиниста, в сущности, подлеца и насильника», грабителя и пожирателя-уничтожителя. Однажды В.И. Ленин сказал, что компартия для башкира не насильник и не грабитель, а нянька, имея в виду, что она опекает, заботится и защищает коренные народы, их политическую и экономическую свободу и суверенитет.
Компартия, спрашивает Ленин, могла и должна была принять «меры, чтобы действительно защитить инородцев от истинно русского держиморды?», от рукоприкладства русской нации, «хотя великой только своими насилиями, великой только так, как велик держиморда». «Я думаю, что мы этих мер не приняли, хотя могли и должны были принять». Так что коренные народы исторически оказались беззащитными и в царское, и в советское время и в нынешней России.
Ленин исходит из того представления, что тот, кто пренебрежительно швыряется обвинением в национализме, «он сам является настоящим и истинным не только «социал-националом», но и грубым великорусским держимордой». Думается, подкреплением этого ленинского представления явилось держимордовское, сталинское Постановление ЦК ВКП(ь) 9 августа 1928 г. «О положении в Якутской организации», в котором народ саха обозван, оболган и оскорблен националистическим народом за его требование иметь суверенитет.
И он стал жертвой сталинской политики «автономизации», исключающей суверенитет коренных народов и объектом шовинистического пожирания – уничтожения и истребления. Основанием этого бесчеловечного действия явился призыв Сталина вести беспощадную и решительную борьбу с местным национализмом.
Ленин исходит из противоположной линии в разрешении национального вопроса. Он упор делает на принципиальную и упорную борьбу против национализма русского народа – шовинизма. В записке Каменеву он писал: «Великодержавному шовинизму объявляю бой не на жизнь, а на смерть. Как только избавлюсь от проклятого зуба, съем его всеми здоровому зубами».
Однако исторически дело сложилось так, что съедению, пожиранию, истреблению и искоренению под корень подверглась революционная якутская интеллигенция во главе с Ксенофонтовым за то, что она выступила за ленинский суверенитет народа саха и против пришибеевской автономизации Сталина.
Для осуществления контрреволюционной и шовинистической автономизации «железом и кровью» в начале 1928 года в ЯАССР прибыла особая Комиссия Яна Полуяна, который был бешеным противником всякого соблюдения законности. Она творила беззаконие, без разбора и зверски производила массовые расстрелы на месте без суда и следствия, аресты и высылки.
Она была охвачена болезненным психическим состоянием, безумием – манией величия. Члены Комиссии были убеждены в своем превосходстве, главенстве и господстве над всеми людьми, живущими, мыслящими и действующими в ЯАССР. Они с высоты своего величия смотрели на взгляды и деятельность командиров Красной Армии на Земле саха Строда, Курашова и Байкалова.
Эти командиры следовали за политической линией Ленина в национальном вопросе, по которой коммунистическая партия по отношению к коренным народам не насильник и грабитель, а няня, которая относится к ним мирно, не зверски, а человечно, заботится и защищает. Например, И.Я. Строд предлагал мирные переговоры с руководителями повстанцев, выступавших за ленинский суверенитет народа саха. Он писал им, как отмечает И.С. Клиорина, что «именно недоразумение произошло между нашими классовыми братьями, а у нас и у них один вождь – тов. Ленин»; посылал к ним «мирную делегацию» и просил принять их, как дорогих гостей»!»
Надежный боевой товарищ Ксенофонтова Артемьев об отношениях народа саха и русского народа размышлял по-ленински и считал себя революционером и «дитем Советской власти и общей матери – ВКП(б)». Поэтому по диалектическому суждению Строда Артемьев вместе с другими повстанцами-«бандитами», будучи противниками и врагами, являются «нашими классовыми братьями», ибо «у нас и у них один вождь – тов. Ленин».
В целях осуществления кровожадного курса сталинской «автономизации» Комиссия Яна Полуяна высказывает безумное, маниакальное и величественное рассуждение: командиры Красной Армии с руководителями повстанцев-бандитов не боролись, а потакали им, а повстанчество не только нужно ликвидировать, но и в корне искоренить, т.е. по отношению к нему необходимо проводить политику и практику истребления, расстрела на месте без следствия и суда, т.е. массового убийства без разбора.
Так посредством сталинского администрирования, рукоприкладства, т.е. кулачной расправы над многочисленной массой людей была разгромлена и уничтожена вся интеллигенция народа саха.
Об этом ярко и справедливо изложено у Клиориной: «Якутские чекисты хватали по городам и улусам во цвете сил лучших людей нации, сажали в тюрьмы, расстреливали, высылали в концлагеря в «Слон» (Соловки) сотни и сотни людей. Так разгромили и изничтожили и всю национальную интеллигенцию!
Аукнулось это в 1928 г. заклеймением и высылкой за пределы Якутии и первых ее большевиков, которые пытались быть объективными и благоразумными, искать пути «мирного урегулирования мятежа «ксенофонтовцев»! А в 1937-1938 гг. и они были физически изничтожены! Так окончательно осиротел несчастный якутский народ и оскудела Земля Саха» [10]. Кстати, выше было сказано, что командиры Красной Армии на Земле Саха также искали пути «мирного урегулирования мятежа «асенофонтовцев».
Политика и практика Комиссии Яна Полуягна по своей природе, по своей бесчеловечности совпадает с политикой и практикой красного бандитизма Сибири и исторически является ее продолжением. Красноармейцы из числа сибирского бандитизма партийных организаций и советских учреждений Восточной Сибири – Сибирского ЦК РКП (б), Якутского губбюро РКП (б), Сибревкома и прочих расстреливали без всякой причины и ради развлечения, радости, веселья и получения людоедского удовольствия и счастья мирных и безоружных эвенских и эвенкийских рыбаков, женщин и детей.
Другим жестоким, людоедским случаем при проведении сталинской «автономизации» явились намерение, решение и предложение президиума Якутского губбюро РКП (б) во главе с Г. Лебедевым по поголовному, тотальному, всех до одного истреблению народа саха. А таких случаев, по Ленину, исчисляется бесконечное количество. Отсюда видно, что смертоносная, убийственная сущность «автономизации» при реализации приводит к уничтожении всех коренных народов России.
Роль Сталина не ограничивается «автономизацией» - смертоубийственной линией «русского рукоприкладства», «истинно русского держиморды» в национальной политике. Кроме прочего, имя Сталина приобрело славу в связи с его расовыми мыслями и высказываниями об исключительности русского народа, унижением и оскорблением иных наций.
Сталин говорил: «Я хотел бы поднять тост за здоровье нашего Советского народа и прежде всего русского народа.
Я пью прежде всего за здоровье русского народа потому, что он является наиболее выдающейся нацией из всех наций, входящих в состав Советского Союза.
Я поднимая тост за здоровье русского народа потому, что он заслужил в этой войне общее признание как руководящей силы Советского Союза среди всех народов нашей страны.
Я поднимаю тост за здоровье русского народа не только потому, что он – руководящий народ, но и потому, что у него имеется ясный ум, стойкий характер и терпение».
Расовая теория разнообразна, но суть одна, которая в данном конкретном случае изложена и высказана Сталиным. В других случаях исключительными в расовом смысле становятся, скажем, немцы и американцы.
В Германии пропаганда отождествляла немецкую нацию с нордической, арийской расой. Народы делили на «высших» и «низших» рас. Вся история человечества есть борьба «высших» и «низших» рас. Нордизм выступил как разновидность расовой теории о превосходстве «северной (нордической) расы» над другими народами человечества. Он стал официальной идеологией в нацистской Германии.
СССР воевал не только с фашистской Германией, но почти со всей Европой, Немцы являлись выдающимся и руководящим , а также духовно превосходящим народом среди европейских народов, которые объединялись лишь под германским главенством.
Нацизм провозглашает немецкую нацию высшей расой. К низшим расам, недочеловекам отнес русских, поляков, чехов, венгров, татар, монголов и других, над которыми фашисты c точки зрения расовой исключительности осуществляют жестокие, людоедские и бесконечные насилия, миллионные убийства. Их «физическая сущность такова, - говорил 13 июля 1941 года рейхсфюрер Генрих Гиммлер, - что епдинственное, что с ними можно сделать – это расстреливать без всякой жалости и милосердия».
В ходе выступления на сессии Генассамблеи ООН президент США Барак Обама назвал свою страну исключительной. Уже в XXI веке «американская исключительность» полностью или частично разрушила семь стран. Миллионы людей погибли, искалечены, остались без крова. Становится ясным, что американская исключительность есть современный фашизм под флагом США.
Вашингтону не нужна дипломатия, а людоедское насилие. Его угроза гласит: «Делайте так, как мы говорим, иначе мы сбросим бомбы и ввергнем вашу страну в Каменный век». Правительство американцев ставится над законом и международным правом. Американцы – новая высшая раса. Тех, кого они считают низшей расой, бомбят, оккупируют и смертоубийственно наказывают.
Выше достаточно познакомились с тем, что Ленин научно вскрыл насильственную, бесчеловечную сущность «автономизации» Сталина, на основании которой русский шовинизм совершает бесконечное количество насилий и оскорблений по отношению к коренным народам России.
Завершая изложение, приведем заключительные слова статьи В. Губарева «Сталин и Якутия»: «Якутская Республика помнит и чтит Великого Сталина, давшего ей новую, светлую жизнь.
У Сталина есть пророческие слова: «После моей смерти на мою могилу нанесут кучу мусора, но ветер истории ее развеет. Так и будет! Так и есть!».
С этими заключительными словами следует полностью согласиться. Сталин построил социализм в экономике. Цены на продукты и товары были низкие и в каждый год 1 апреля они еще более снижались. Дело шло к коммунизму, к безденежному обмену. Сталин написал фундаментальный труд «Экономические проблемы социализма в СССР». Он проводил правильную политику, приведшую к сокрушительной победе Советского Союза над фашистской Германией.
Однако в национальной политике Сталин допустил роковую ошибку, которая привела к распаду Советского Союза. И никакой ветер истории не исправит ее и не сможет ее развеять.
Гавриил Романов, кандидат философских наук, заслуженный работник культуры ЯАССР, почетный гражданин Крестяхского наслега Сунтарского улуса.
22 апреля 2022 года.