Так называемые «Турук айыылара» (божества основного состояния) – Чынгырыыр Чынгыс Хаан, Орулуур Одун Хаан помещаются на 8-м небе (середина лба).
Они имеют 7 проявлений: Аан Турук Айыы – даёт понимание человеком собственного состояния; Ортоку Айыы – помогает человеку найти своё место в жизни; Туруу Айыы – способствует основанию человеческого в нашем мире; Бёгё Айыы – укрепляет душевное и физическое состояние; Бигэ Айыы – усиливает интеллектуальные способности; Ситэри Айыы – способствует более полному использованию внутреннего потенциала; Толору Айыы – способствует исполнению предопределения судьбы, касающихся заветов Айыы. Управление энергией этих божеств осуществляется через произношение слова «муундара». Заветные слова: не расшатывай свою твердь; сохраняй равновесие; продолжай свой род; будь тверд в мыслях; имей твердую основу; исполняй свое предназначение; стремись исполнить свое предназначение до конца.
В баргха божества основного состояния представлены понятиями, находящимися на 8-й строке табл. 1. Первое из этих понятий – «Сююс» (лоб). Оно обозначает место, где формируется предназначение человека. На лбу располагается «ёркён» (свет, исходящий от человеческого кут-сюр). Ёркён показывает, насколько высок у человека его сюргэ. «Орто» (середина) – обозначает нахождение человека посередине мира, связь с Дорогой Айыы, балансировка «отуор» (круга гармонии). В Учении Айыы особо подчеркивается важность нахождения человека внутри круга гармонии – «отуор». Посередине отуор находится истина, которую человек не может до конца познать. Истина считается неуловимой, можно только приблизиться к ней. Для этого человек не должен выходить за пределы круга гармонии. Большинство людей, по мнению последователей Учения Айыы, находятся вблизи границ отуор и при всплесках эмоций, испытании сильных чувств выходят за ее пределы. Во всем надо придерживаться середины, считают якутские родноверы, не надо бросаться из крайности в крайность. Человек, имеющий свое орто бывает, свободен от комплексов, имеет спокойный нрав.
Следующее из понятий божеств основного состояния – «туруу». Туруу – это бытие, наличие хорошего состояния (духа и тела). Насколько человек находится ближе к середине отуор, настолько он имеет хорошее состояние. Человек с туруу верить в свои силы, доводит начатое дело до конца. «Бёгхё» (крепкий) – талант не поддаваться негативным влияниям. Тело человека должно быть таким же крепким (не болеть), как и его ум-сознание находящее правильный путь. «Бигэ» (твердь) – обладание сбалансированным отуор и хорошим состоянием. Человек, имеющий бигэ, получает доверие людей. «Ситэри» (завершенность) – доведение до конца программы жизни. Все люди стремятся исполнить эту программу. «Толору» (полный) – исполнение всех девяти основных дом: обзавестись семьей, быть здоровым, стать хозяином, иметь консолидацию с людьми, иметь профессию, придерживаться истины, иметь знания, иметь крепкое основание, стать человеком айыы.
По Учению Айыы, относительно божеств основного состояния, само понятие «турук» (состояние), определяется как состояние сущности мироздания – «айылгы» (сущность мироздания можно понимать, как ее внутреннюю динамику), в которое мироздание само себя ставит в определенное для этого время. Оно имеет 11 уровней.
Уровень «най» – уменьшение силы, состояние наполненности и окончания процессов мироздания. По-другому, ее «айгыраасын» – ослабление контроля (в мирской жизни словом «айгыраасын» обозначают окончание роста, дозревание плодов у растений). «Нал» – признак замедления и заторможенности. По-другому – концентрация внутренних сил, расслабление ее внешних проявлений, силы. «Нам» – большое изменение состояния сущности мироздания, ее возвращение к первоначальному состоянию, ее «намыраасын» – замедление реакции, добродушие. «Нас» – «смягчение» процессов сущности мироздания, ее успокоение, ее «наскыйыы» – расслабление внутренней силы. «Нэм» – среднее состояние сущности мироздания. Удержание состояния «нэм» понимается как сохранение сущности мироздания. «Нэс» – признак неполного использования как понятие изменчивости, непредсказуемости. «Нэк» – старение сущности мироздания (в мирской жизни понимается как потеря блеска, внешнего лоска). «Нук» – состояние промежуточное между бодрствованием и сном (нуктаасын). Имеет корни в состоянии нэс. «Нум» – ослабление сущности мироздания, ее невидимость. «Нус» – глубокий сон сущности мироздания, ее полное расслабление (как и состояние «нас», только более глубокое). «Нух» – состояние, в котором сущность мироздания получает полноценное отдохновение.