ИА SakhaNews. Даже старожилы Южной Якутии с трудом вспоминают морозы такой силы, которые стояли в Нерюнгринском районе на прошлой неделе. В социальных сетях ежедневно публиковались уличные градусники. Впрочем, понять по этим фотографиям, сколько градусов сегодня, было невозможно. Столбик термометра сжимался до своего минимального значения – минус пятьдесят и уходил вниз уже без шкалы, становясь бесполезным. Так что узнать, сколько сегодня градусов, можно было только из официальных сообщений Гидрометцентра.
РЕКОРД ПОБИТ!
В минувший четверг, 19 января, рекордно высокие и низкие отметки термометра были зафиксированы в разных регионах России. Но рекордсменом по морозам в этот день официально стал Нерюнгринский район. На метеостанции Токо столбик термометра опустился до отметки минус 57,9 градуса. Это на два деления ниже последнего рекорда 1969 года. Также самые старые рекордно низкие показатели температуры воздуха в этот день были обновлены в селе Сунтар и на метеостанции Джикимда.
По городским слухам в Нерюнгри, в пятницу 20 января на «Инаглинской» будто бы фиксировали температуру 61 градус мороза, а в селе Большой Хатыми было 65, о чем поведали некоторые дальнобойщики. Но эти показатели документально зарегистрированы не были, так что официальный рекорд для Нерюнгринского района остается прежним - 19 января, почти 58 градусов.
О том, как нерюнгринцы относятся к аномальным морозам на своей территории, в эти дни поведали многие издания, нерюнгринские социальные сети и личные аккаунты местных жителей. В основном, отношение было вполне спокойным и рассудительным. Никто ни от восторга, ни от ужаса не захлебывался, а многие из тех, кто живет в Нерюнгри давно, вспоминали, что раньше бывало и холоднее.
Общее настроение: у природы нет плохой погоды, а экстремальный мороз – всего лишь повод дополнительно утеплить двери и окна, лучше питаться, теплее одеваться и стараться особо на улице не гулять!
ДЕТИ, ДОМОЙ!
Разумеется, в дни экстремальных морозов все предприятия перешли в режим повышенной готовности. Первое, что сделали власти, – позаботились о здоровье и безопасности детей, объявив актированные дни для школьников в восемнадцати образовательных учреждениях Нерюнгринского района.
Ситуация в разные дни менялась, в зависимости от обстановки в каждом отдельно взятом населенном пункте. Например, в школе N16 поселка Хани обучение продолжалось в очном режиме, так как температура воздуха за все дни так и не опустилась ниже допустимых значений. Но Хани от Нерюнгри далеко, и в городе ситуация была более жесткой. Сначала не учились только малыши, но по мере укрепления и ужесточения морозов в школы прекращали ходить всё более старшие классы. Впрочем, официально это называлось не отменой занятий, а переводом на дистанционное обучение.
Трудно сказать, насколько добросовестно и в полную силу занимались ребята на «дистанционке». Но то, что интернет в эти серьезно портачил и с трудом «тянул» поставленные перед ним задачи, заметили все, кто работает в интернете.
Всего в Нерюнгринском районе на дистанционный формат обучения в связи с актированными днями перешли 5 765 учащихся из 257 классов.
ЗАМЕРЗНУВШИЕ ПАССАЖИРЫ
В эти дни были нарекания пассажиров по автобусному транспорту, в первую очередь межселенному. При всем понимании интересов пассажиров, им также необходимо понимать, что экстремальные температуры – испытание не только для людей, но и для техники. Когда колеса от мороза становятся «квадратными» и летят в кюветы вместе с автомобилями, когда нельзя ни на минуту останавливаться, чтобы автомобиль не заглох, жаловаться на «прохладный» автобус немного нелогично!
На реплику пассажирки автобуса: «Сегодня днем ехала на автобусе по маршруту N5 с улицы Чурапчинской и обратно. Что на улице холодно, что в автобусе также. Это нормально? Не представляю, как водитель в таких условиях работает», другой житель Нерюнгри отвечает: «Человек, оторванный от реальности: металл гнется в такие морозы, а ей в автобусе прохладно».
Впрочем, на жалобу пассажирки мгновенно отреагировали в Нерюнгринской городской администрации, сообщив, что в городских автобусах срочно установят дополнительные печки. Что касается желаемого потепления, то уменьшить январские морозы сейчас может только Господь Бог.
ЗАМОРОЖЕННЫЕ АВТОБУСЫ?
Еще более сложной ситуация была в межселенном транспорте. Проехать пять минут в автобусе по городу - это одна история, а добраться в автобусе до Беркакита или Чульмана (тем более, до Золотинки и Хатыми) – совсем другая тема.
17 января на остановке за десять лишних минут ожидания сильно промерзли пассажиры, ожидавшие автобус Нерюнгри – Беркакит по пригородному маршруту 102. Мало, что автобус опоздал, не прибыл по расписанию, так вместо комфортабельного и вместительного «лайнера», как хотелось бы пассажирам, к остановке подошел маленький и тесный, по их словам, ПАЗик.
К чести перевозчика - компании «ЮжСахаАвтотранс», его специалисты своевременно и очень компетентно пояснили пострадавшим жителям района случившиеся форс-мажорные обстоятельства. Этот ответ точно описывает ситуацию: при 57-градусных морозах замерзаете не только вы, но и всё остальное, включая технику.
«Автобус, который был запланирован на выполнение рейса в 7.35 по маршруту N102 «Нерюнгри - Беркакит», сломался. Поэтому диспетчер во избежание срыва рейса отправила резервный автобус марки ПАЗ. По данным спутниковой навигационной системы ГЛОНАСС, автобус подъехал на посадку в 7 часов 35 минут. 10 минут у водителя ушло на посадку пассажиров (получение оплаты за проезд и выдачу билетов). В 7 часов 45 минут автобус отправился от остановки «Кассы Аэрофлота». В ответ на замечание о том, что автобус марки ПАЗ маленький сообщаем, что его вместимость 30 посадочных мест, 54 места общая. Вместимость большего автобуса марки КАВЗ - 39 посадочных мест, 44 места общая.
По поводу того, что в салоне автобуса ПАЗ очень холодно отвечаем следующее: все отопители в салоне работают исправно. Весь подвижной состав перед выходом на линию проходит технический осмотр, в том числе в обязательном порядке проверяется работа отопительного оборудования.
К сожалению, в такие морозы очень сложно поддерживать комфортную температуру в салонах автобусов, даже новых. И никто не застрахован от поломок на линии при столь низкой температуре воздуха. Некоторые агрегаты не выдерживают. Ломаются не только старые, но и новые автобусы. Все наши усилия направлены на улучшение качества обслуживания пассажиров. Примем к сведению все замечания пассажиров по поводу случившегося».
МУСОР КАК АРТЕФАКТ
Как «вишенка на торте» – вывоз твердых бытовых отходов. Фотографирование своего мусора у городских подъездов, переполненных мусоросборников в родном и соседнем доме с последующей отправкой их на местные паблики стало главной народной забавой. Впору организовывать конкурс: у кого мусора больше, или у какого дома он выложен красивее, и выше горка. «Строганина-2023»!
Многие нерюнгринцы почему-то делают вид, что не понимают, что происходит: почему нарушаются графики, почему не приезжают машины и торопятся рассказать о мусоре в своем доме всему миру.
Мусор не убирался ровно одну неделю - с 16 по 22 января. В региональном операторе - МУП «Переработчик», учредителем которого является районная администрация, объясняют, что причиной временной приостановки работы стали критически низкие для работоспособности транспортных средств значения температуры наружного воздуха. Проше говоря, у действующих современных мусоровозов отказывает гидравлическая и тормозная системы, рвутся шланги. Даже если диспетчеры отправят машину на мусоросборники при температуре минус 57 градусов, далеко они не уедут.
В «Переработчике» утверждают, что в прошлое воскресенье 15 января выгрузка мусора из мусоросборников производилась по плану. 16 января на линии было пять машин, из которых три сразу же вышли из строя. То есть, завестись и выехать на линию автомобиль, конечно, может в любой мороз. Но гидравлические трубки перемерзают и лопаются. Это дополнительный ремонт и время на подготовку техники к новому выезду. Основная проблема заключается в том, что ремонт такой техники обходится довольно дорого и, самое главное, большинства необходимых деталей сейчас нет в продаже.
Целую неделю аномального похолодания диспетчеры «Переработчика» заверяли горожан, что ни про кого не забыли. Каждый адрес, откуда не вывезли мусор, фиксируется, и вывоз переносится на следующие дни в приоритетном порядке.
В понедельник 23 января в Нерюнгри потеплело до минус 38. И действительно, на линию вышли сразу одиннадцать мусороуборочных автомобилей. Кстати, это тоже рекорд. Конкурс «Моя помойка - самая большая!» в соцсетях резко прекратился.
КУДА ПРОПАЛИ СОБАКИ?
В дни сильных морозов резко уменьшилось количество бесхозных собак. Куда попрятались беспризорные животные – те из них, кто ухитрился пока не погибнуть на экстремальном морозе?
Очевидно, что популяция диких животных при выходе из периода аномальных морозов резко уменьшится. Места где-нибудь под теплотрассой теперь на вес золота. Во внутривидовой борьбе выживают сильнейшие особи, сумевшие оттолкнуть от теплого места слабых.
Сейчас проверяется информация о замерзших насмерть нескольких беспризорных собаках где-то в старом городе.
НА ПОЛНУЮ КАТУШКУ
Настала самая горячая пора для энергетиков. Из-за увеличения нагрузок – как на электросети, так и на системы отопления - во время аномальных погодных условий все энергетики работают в режиме повышенной готовности.
Под усиленным надзором энергетиков находятся линии электропередач, состояние трансформаторов, коммутационных аппаратов во избежание нештатных ситуаций при перегрузках электросетей.
Слава Богу, никаких чрезвычайных ситуаций пока не было. Постучим по дереву.
ЧАС БЫКА
Бык Холода – это мифическое существо символизирует якутскую зиму. По народной легенде, только 31 января у Быка слегка притупляются оба рога, и морозы ослабевают. Первый рог ломается 12 февраля — с этого дня прекращаются крепкие морозы. Второй рог отваливается 24 февраля: в Якутии заканчиваются морозы. Полное завершение зимы происхоит 22 марта, когда отваливается голова Быка, и его поникшее туловище уплывает обратно в Ледовитый океан.
Так что Бык Холода ещё вполне дееспособен. Зима продолжается. Мёрзнем, но не унываем!
Олег СОЛОДУХИН.
г. Нерюнгри
Фото из открытых источников