Невзирая на отдаленность от центра и экстремальный климат, Оймяконский улус в течение многих десятилетий является одним из основных промышленных центров Республики Саха (Якутия). Активная деятельность издавна ведется здесь и по развитию сельского хозяйства, в частности табунного коневодства, оленеводства. Кроме того, начиная с 2000-х гг. представителями местной исполнительной власти и рядовыми энтузиастами активно проводится целенаправленная и круглогодичная работа по развитию туризма. Благодаря им к Оймяконью слетаются гости не только с разных концов России, но и всего мира, а совсем недавно на полюсе холода на высоком уровне отгремел Ысыах Олонхо... Иными словами, Оймяконский улус − это визитная карточка Якутии, и, на первый взгляд, он должен быть одним из самых привлекательных для проживания мест в республике и крайне благодатной площадкой для развития частного бизнеса.
Однако, реалии таковы, уже как треть века численность населения улуса неуклонно идет на спад. По данным переписей населения, в 1989 г. в районе проживало более 32 тыс. чел., а в 2002 г. – 14,6 тыс. чел., в 2010 г. – 10,1 тыс. чел. В настоящее время в улусе числится 7,6 тыс. чел., то есть только за последнее десятилетие численность населения в районе снизилась почти на 20%.
Очевидно, что такой значительный миграционный отток существенно уменьшает потенциал развития района, качество человеческого капитала, увеличивает затраты на социальное и медицинское обслуживание населения.
Исходя из вышеизложенного, сотрудниками Якутского научного центра и Медицинского института СВФУ им. М.К. Аммосова было проведено социологическое исследование по выявлению планируемых или уже осуществленных причин переезда людей из Оймяконья в другие населенные пункты России. Вопросы анкеты раскрывали также некоторые моменты социальной сферы граждан, в том числе степень удовлетворенности людей качеством медицинской помощи от которой напрямую зависит уровень культуры здоровья населения. Сбор первичного материала методом случайной выборки проводился с 28 мая по 6 июня 2023 г. Всего опрошено 440 чел. старше 18 лет, из них постоянно проживающих в улусе − 290 чел. (1-я группа), переехавших из улуса – 150 чел. (2-я группа).
Установлено, что в целом довольны положением дел в улусе только 10,0% жителей улуса. Остальные либо не удовлетворены (72,8%), либо затруднились дать оценку (17,2%). Считаем важным указать, что 64,5% респондентов оценили состояние здравоохранения в улусе как плохое (табл. 1).
К слову, по данным ГБУ РС(Я) «Оймяконская ЦРБ» от 1 января 2023 г. отмечена сильная степень износа всех зданий ЦРБ (основное здание 1970 года постройки), за исключением зданий врачебных амбулаторий в с. Томтор и с. Оймякон, коэффициент годности основных фондов - 27%, укомплектованность врачами - 61% (42 чел.), средним медперсоналом – 63% (86 чел.). Обеспеченность круглосуточными койками (на 10 тыс. населения) с 2013 г. по 2023 г. снизилась от 187 до 105 единиц, т.е. на 43,8%.
ИНТЕРЕСНЫЙ ФАКТ. В 1990 г. в Оймяконском улусе в районе имелось 11 больничных учреждений, в которых трудились 669 медицинских работников, в том числе 78 врачей. Функционировало 23 дневных общеобразовательных учреждения, где работало 776 работников педагогического образования, в том числе 501 учитель. Численность детей в дошкольных учреждениях составляла 3070 человек, учащихся школ — 6118 человек.
В первую очередь из-за отсутствия ведомственного жилья для медработников и сложных бытовых и климатических условий отмечена высокая текучесть кадров – в 2020-2022 гг. из улуса выбыло 28 врачей и 48 чел. из среднего мед. персонала, прибыло – по 29 чел. в каждой категории. Стоит указать, что среди вновь прибывших врачей нет ни одного выпускника Медицинского института Северо-Восточного федерального университета. Но здесь надо подчеркнуть, что в настоящее время усилена совместная работа Министерства здравоохранения республики и медицинского института СВФУ в рамках Программы «Земский доктор», чтобы новые специалисты - выпускники МИ СВФУ направлялись на работу в медицинские организации районов Якутии на долгосрочный период.
Полностью удовлетворены работой врачей 9,3%, работой среднего медперсонала 22,4%. Качеством медицинской помощи удовлетворены лишь 4,1% жителей улуса, тогда как среди уехавших этот показатель составил 47,6% (табл. 2). Отличия между двумя группами обнаружены и в показателях оценки собственного здоровья и уровня доходов. Например, если во 2-й группе респондеты оценили состояние своего здоровья как очень хорошее или хорошее в 39,4% случаев, то у жителей улуса это значение составило 17,2%.
Косвенно подтверждают показатели самооценки здоровья и данные по смертности – в среднем с 2010 по 2021 гг. коэффицент смертности оймяконцев превышал аналогичный показатель по региону на 53,7%.
ИНТЕРЕСНЫЙ ФАКТ. По данным государственного доклада «О состоянии санитарно-эпидемиологического благополучия населения в Российской Федерации по Республике Саха (Якутия) за 2022 год» заболеваемость (на 100 тыс. нас.) в Оймяконском районе активным туберкулезом (50,8 случаев) превышала среднереспубликанские показатели в 1,6 раз, ВИЧ-инфекцией (38,1 случаев) – в 2,3 раза, внебольничными пневмониями (1193,8 случаев) – в 2,4 раза, ветряной оспой (2082,8 случаев) – в 4,3 раза, хроническим гепатитом В (38,1 случаев) – в 3,7 раза, хроническим гепатитом С (50,8 случаев) – в 4,5 раза, энтеровирусными инфекциями (165,1 случай) – в 14,9 раз.
Опрос также наглядно показал проблему профилактики заболеваний и лечения зубов: из опрошенных селян только 2,6% посещали зубного врача в улусном центре, 9,5% проходили осмотр командированных стоматологов по месту проживания, 23,3% признались, что давно не пользовались услугами стоматологического кабинета, а 63,8% (74 чел.) вынужденно ездили в столицу региона (преимущественно во время отпуска или служебных командировок).
Низкая обращаемость селян за помощью к стоматологу в районный центр обусловлена прежде всего не только дальними расстояниями до пгт Усть-Нера, но и недоверием к качеству предлагаемых здесь услуг. Подтверждается это тем, что только треть опрошенных жителей самой Усть-Неры, а также Артыка (130 км от Усть-Неры) обращаются в местный стоматологический кабинет. Остальные также ездят за помощью в Якутск (35,1%, или 61 чел.) или в другие города страны (13,2% или 23 чел.). К командированным врачам обращались 1,7% (3 чел.) жителей вышеназванных поселений, длительное время не пользовались услугами стоматолога 19,0% (33 чел.).
Независимо от места проживания, 47,6% (138 чел.) считают, что испытывают необходимость посещения стоматолога, 22,8% отметили, что проблемы с зубами у них есть, но они не причиняют существенного дискомфорта.
Здесь необходимо напомнить, что внутриулусные авиасообщения с 1990-х гг. отсутствуют, а расстояние наземным путем от Усть-Неры до большинства сельских населенных пунктов составляет не менее 400 км, что сопоставимо расстоянию от г. Якутска до п. Хандыга, или от Москвы до Нижнего Новгорода. При этом местных жителей давно нельзя удивить размытием дорожного полотна или разрушенными мостами. То есть о возможности получения при необходимости экстренной медицинской помощи не может идти и речи и это, к большому сожалению, оймяконцами воспринимается как вполне обычное явление.
Безусловно, подобные проблемы, с которыми в течение длительного времени сталкиваются местные жители значительно снижают качество жизни. В результате этого 42,8% респондентов планируют уехать жить в другой улус или город, у 32,8% подобное желание возникает периодически.
Доля тех, кто не собирается покидать Оймяконский улус составляет 20,7%, или 60 чел., из которых только 12 человек указали, что их полностью устраивает нынешнее положение, а у остальных данный выбор обусловлен страхом поменять привычный образ жизни или работу, семейными обстоятельствами, финансовыми трудностями. При этом статистически доказано, что средний возраст респондентов, желающих уехать достоверно ниже, чем тех, кто желает остаться. Проще говоря, в основном переезд планирует экономически активное население.
На вопрос «Хотят ли Ваши дети жить в Оймяконском улусе?» отрицательный ответ дали более половины респондентов (55,6% или 133 чел.), затруднились с ответом – 20,1% или 48 чел.
В вопросе о планируемых или допускаемых причинах отъезда из улуса, наиболее часто звучали ответы «Отсутствие в улусе медицинского обслуживания, удовлетворяющего мои потребности», «Желание дать более хорошее образование своим детям» или «Желание быть ближе к родственникам, проживающим за пределами улуса» (табл. 3).
Схожая ситуация наблюдалась и при анализе причин отъезда респондентов во 2-й группе. Как и предполагалось, среди уехавших до 2000 г. (76 чел.) только 5,3% опрошенных указали, что их не устраивало медицинское обслуживание, тогда как у покинувших улус в 2001-2023 гг. (74 чел.) данный показатель возрос до 24,3%.
Несмотря на то, что у почти у всех уехавших остались близкие родственники в Оймяконском улусе, лишь 6,7% полагают, что позднее вернутся на родину вне зависимости от обстоятельств, 11,3% указали, что вернутся только при наличии жилья и/или места работы. Доля сожалеющих об отъезде из улуса незначительна (3,3%).
Проведенное исследование и данные официальной статистики наглядно иллюстрируют сложившуюся в настоящее время плачевную демографическую ситуацию в Оймяконском улусе. Остановить миграционный отток и повысить привлекательность для проживания в отдаленных улусах республики возможно не только путем создания стабильных высокооплачиваемых рабочих мест, но и повышения доступности и качества медицинского обслуживания, в том числе за счет доходов, получаемых от добывающей промышленности. Крайне важным является обеспечение ведомственным жильем всех прибывающих в улус медработников и повышение престижа органов здравоохранения через улучшение материально-технической базы центральной районной больницы.
Авторы убеждены, что определенный положительный вклад в решении некоторых описанных проблем Оймяконского улуса может сыграть включение его в список Арктических районов РС(Я). Или же, как отметила в своем телеграмм-канале известный ученый и общественный деятель, доктор социологических наук Ульяна Алексеевна Винокурова, посетившая нынче Ысыах Олонхо, «Оймяконский улус всей своей судьбой заслуживает персональной Программы развития в Дальневосточном федеральном округе, ведь он не в составе Арктической зоны, он не в Схеме развития Южной Якутии, он не в группах сельских и промышленных районов, не в группе районов проживания коренных малочисленных народов Севера, не в группе особо охраняемых природных территорий…»
В завершении необходимо отметить, что описанные трудности в организации здравоохранения наблюдаются практически во всех отдаленных районах Якутии, а ситуация в Оймяконском улусе лишь яркое тому подтверждение. Поэтому в республике, как на территории с низкой плотностью населения и суровыми климатическими условиями, необходимо внедрении собственных стандартов в организации здравоохранения. Необходим индивидуальный подход к каждому населенному пункту региона с учетом особенностей транспортной инфраструктуры, степени отдаленности поселений от районных центров, орографических особенностей местности и ряда других немаловажных факторов.
Источник: Слепцов С.С. − канд. биол. наук, доцент, с.н.с ЯНЦ КМП
Слепцова С.С. − д-р мед. наук, доцент, зав.кафедрой инфекционных болезней, фтизиатрии и дерматовенерологии медицинского института СВФУ им. М.К. Аммосова.