6.10.2023
YKTIMES.RU – На пост нового председателя правительства Якутии избран Кирилл Бычков. В отличие от сложившего полномочия премьера Андрея Тарасенко, Бычков полная и полноценная креатура действующего главы республики Айсена Николаева. Он «исторически сложился» на территории Якутии с 2018 г., но в контак-тах с якутскими властями замечен ранее. Впервые публично был засвечен в 2014 г. – посещал Якутск в должности управляющего партнера Black Swan Capital Partners Limited, небольшого оффшора, который числился среди акционеров компании «Якутскэкосети», сообщает сайт “Региональные комментарии”.
После назначения на должность и.о. главы республики и победы на выборах в сентябре 2018 г. Айсен Николаев назначил Бычкова сразу зампредом правительства. Никаких внятных свершений за г-ном Быч-ковым за это время не было – набор его должностных полномочий регулярно менялся. Он курировал то малый бизнес, то строительство моста через Лену, теперь вот будет бороться с бедностью. Это классиче-ский образец московского функционера, несколько выламывающийся из иконостаса якутских чиновни-ков, но ничем не примечательный в плане деловых компетенций.
Никаких проблем с отставкой бывшего председателя правительства Андрея Тарасенко не было: за про-шедшее время он не нажил врагов в Якутии, но и не снискал особой поддержки. Никаких попыток удер-жаться на посту не предпринимал. Технический премьер, чье появление в Якутии никто даже не потру-дился внятно обосновать, он отработал положенный срок и, очевидно, сейчас ждет предложений из Москвы. С Якутией Тарасенко тепло попрощался, поблагодарил за возможность работать.
По поводу перспектив строительства моста через Лену. Проект прошел главгосэкспертизу, но это ни о чем не говорит. Такую же экспертизу проект моста проходил и в 2011 г. – это не помешало выбросить его в мусорную урну (Якутия потеряла около 240 млн. рублей!) в виду отсутствия финансирования. На сегодняшний день нет ничего:
1) не утверждена модель финансирования моста (в каких пропорциях Якутия, федеральное правитель-ство и частный партнер будут финансировать строительство);
2) не утверждена сумма федерального софинансирования;
3) не определен источник финансирования (соответствующая федеральная программа). Моста нет в про-екте бюджета на 2023 г., нет в проекте бюджета на 2024 г.
Из всех федеральных документов единственный, за которым есть какие-то деньги — Программа дорож-ного строительства на пять лет (2023-2027 гг), утвержденная распоряжением премьера Мишустина 20 июня 2022г. №1601-р. Там действительно есть упоминание моста и даже денег. Но так хитро, что феде-ральную сторону это ни к чему не обязывает.
По госэкспертизе стоимость моста – почти 130 млрд. рублей (это после уменьшения цены, было 176 млрд.). Но в распоряжении Мишустина она определена в… 35 млрд. рублей! При этом на 2023 г. запла-нировано 0 рублей; на 2024 г. – 0 рублей; на 2025 г. – 10,5 млрд. рублей… с оговоркой «объем финанси-рования на 2025 — 2027 годы будет уточнен при формировании проекта федерального закона о феде-ральном бюджете на соответствующий плановый период».
Иными словами, денег — нет.
В 2025 г., принимая бюджет, будут только решать — выделять ли на мост, или из-за текущих трудностей придется повременить? Есть обещание. Намерение. А там как пойдет. Как экономика выдержит санк-ции? Как рубль себя будет чувствовать? Мост через Лену обещан Владимиром Путиным 6 февраля 2006 г. Воз и ныне там.
Обедин Виталий, политолог, редактор медиаплатформы “Снег”.
|