В работе Ивановой Зои Ивановны «Первопредок народа саха — ANE (Ancient Northasian Europoid) — древний североазиатский европеоид», автору благодаря полногеномным исследованиям международных команд палеогенетиков удалось увидеть более точную картину генетической истории народа саха с палеолита до железного века.
ANE — это название предкового компонента, родственного генетической линии охотников на мамонтов, носителей культуры Мальта-Буреть или населения Северной Азии, близкого к ним.
Автор утверждает, что палеолитические и мезолитические европейцы не имеют никакого отношения к палеолитическим охотникам на мамонтов, жившим на прибайкальской стоянке Мальта-Буреть. Европейцы не пересекали в палеолите Евразию с запада на восток и не открывали Америку, в отличие от утверждения европоцентристской солютрейской гипотезы. Недавние полногеномные исследования забили последний гвоздь в «гроб» этой гипотезы. Современные европейцы получили так называемые «европеоидные» черты от северных азиатов, когда всадники-номады евразийских степей с неолита начали расширяться в Европу и в бронзовом веке заменили своими генетическими линиями на 90% весь палеолитический генофонд Британии и на 50% — Центральной Европы.
Опираясь на полногеномные исследования древней ДНК, по всей Северной, Восточной, Южной Азии, а также ледниковой и неолитической Европе, Зоя Ивановна обосновывает происхождение предков саха и всех евразийских народов от общего протоморфного североазиатского предка, который жил в долинах реки Лены и Прибайкалья, с палеолита до неолита. Приведенные научные генетические факты доказывают, что самый первый слой предков народа саха первым в истории освоил Северную Азию и обе Америки, а также изменил генетический профиль Европы и Индии в бронзовом веке.
Р.S. Основываясь на этих научных генетических фактах Ивановой З.И., я предполагаю, что охотники протосаха начали осваивать западную Европу и Американский континент одновременно.
Охотники шли вслед за животными которых добывали для пропитания, по мере оттаивания Ледникового панциря по всей северной части земного шара. Освобождаемые от Ледникового панциря территории обсыхали и на них начинали произростать трава, мох и кустарники, которыми и питались мигрирующие мамонты, бизоны, лоси, олени и Ленские голоценовые лошади.
Но меня больше интересует вопрос на каком языке говорили эти прото-палеоохотники?
Например на Американском континенте сходство языка индейцев сиу с тюркским языком заметил и изучал в 1860-х – 1870-х годах филолог-ориенталист Фредерих Льюис Отто Рериг, знавший много индоевропейских и восточных языков.
В 1871 г. он опубликовал вывод: “наречие сиу или дакота может быть отнесено к Урало-Алтайскому семейству языков"...
О сходстве языка индейцев майя с тюркскими несколько статей в шведском журнале “Ethnos” опубликовал в 1967, 1970 и 1971 гг. ориенталист Упсальского университета Стиг Викандер под общим названием “Имеется ли связь языков группы майя с языками алтайского семейства?”
“В первый раз, когда мне пришлось услышать, как разговаривают индейцы майя, я был ошеломлен схожестью их языка с турецким, который только перед этим слышал в Истамбуле. ... После, когда я начал изучать язык майя, тексты их языка, то столкнулся с массой слов, которые выглядели точно как турецкие”.
Занимаясь лингвистикой на любительском уровне, я пришел к выводу, что и в русском языке очень много слов которые похожи с языком народа саха, как по звучанию, так и по смыслу.
Язык саха как и все тюркские агглютинативный.
Агглютинативные языки (агглютинирующие), языки, в морфологическом строе которых существенно преобладает агглютинация. Они имеют богатые системы словоизменения и словообразования на основе аффиксов, которые характеризуются однозначностью и отсутствием грамматической и морфонологической вариативности (особый случай – варьирование по правилам сингармонизма); для А. я. типично единообразное строение словоизменительных систем – склонения и спряжения (ср. наличие различных типов склонения и спряжения в не являющемся агглютинативным рус. яз.). К А. я. относятся тюркские (типичный представитель А. я. – турецкицкий язык), финно-угорские, монгольские, банту и некоторые др. языки. А. я. противопоставляются изолирующим языкам и флективным языкам.
Потому начнем со слов которые использовались первобытными охотниками в европейской части Евразии, корни которых сохранились в языке саха по настоящее время.
Для наглядности буду использовать Викисловарь с объяснениями этимологий слов на русском языке и сравнивать их с языком саха (саха тыла).
Начну с самого распространенного слова.
* Откуда слово ОХОТА?
Викисловарь
Значение
добывание дичи для получения пушнины, мяса, жира, кожи, пуха, пера, рогов и др., а также для поимки живых зверей с целью разведения и расселения.
Этимология
Происходит от хотеть, хочу́, как табуистическое название охоты в вост.-слав. Ср.: укр. охо́та, чешск., словацк. осhоtа, польск. осhоtа «охота, воля, весёлое расположение духа». Аналогично др.-инд. lubdhakas «охотник», lubdhas «жадный, охотник».
Здесь обратил внимание, что у западных славян тоже звучит как "охота", т.е. слово вместе с носителями протоохотниками ушло дальше в западную Европу.
Саха тыла
У саха есть собственное слово "Охота" это Булт, скорее всего от корня Бул-найти, искать (дичь).
В древности самым эффективным и безопасным для охотника оружием, действующии на расстоянии и предохраняющий охотника от внезапного нападения раненного дикого животного, был ЛУК.
У саха лук и стрела называются ОХ.
ОХ
1) СТРЕЛА; оххо табыллыбыт кыыл зверь раненный стрелой; ыппыт ох түһүөр диэри до падения выпущенной вверх стрелы (старинная мера времени);;
2) ЛУК (оружие); ОХ САА (лук); оҕунан ытыыга күрэхтэһии соревнование по стрельбе из лука; ох тыл крылатое слово, афоризм.
ЫТ
стрелять.
ОХ ЫТЫЫ=СТРЕЛЯТЬ ИЗ ЛУКА (СТРЕЛАМИ).
Общаясь с казахами узнал, что у них звучит как ОХ АТЫ=СТРЕЛЯТЬ ИЗ ЛУКА.
Выходит древний протославянский охотник под выражением"охота" стал понимать сам процесс добычи дичи.
ОХЫТЫ=ОХАТЫ=ОХОТА
Потому слово Охота не от слова Хотеть, а имеет более точное значение на языке саха.
* Откуда слово СТРЕЛА?
Викисловарь
Значение
вид метательного холодного оружия, стержень для стрельбы из лука, заострённый на одном конце и снабжённый оперением на другом.
Этимология
Происходит от праслав. *strěla, от кот. в числе прочего произошли: др.-русск. стрѣла, ст.-слав. стрѣла (βέλος; Супр.), укр. стріла́, белор. стрела́, болг. стрела «стрела, игла», сербохорв. стриjѐла, мн. стри̏jеле, словенск. strẹ́lа «стрела, молния», чешск. střela — то же, словацк. strela «снаряд», польск. strzała, в.-луж. třěłа «снаряд», н.-луж. stśěła, словинск. střåulа «луч». Родственно латышск. strę̄lа «стрела, метательный снаряд, полоса, порыв ветра, струя», лит. strėlà «стрела» (судя по латышск. знач. и лит. -ė-, не является заимств. из слав.), др.-в.-нем. strâlа «луч».
Слово стрела одинаково звучит у славянских и прибалтийских народов
Саха тыла
ЭС
1) выбрасывать, выкидывать; отбрасывать, откидывать;
2) перен. упразднять, ликвидировать, уничтожать; батталы эс = сбросить гнёт;
3) снимать, убирать (охотничьи и рыболовные снасти); илими эс= снимать сети;
4) разряжать; взрывать; сааны эс = разрядить ружьё; динамиты эс = взорвать динамит.
СТРЕЛА=ЭС ТЭРИЛЭ=СНАРЯЖЕНИЕ ДЛЯ УНИЧТОЖЕНИЯ.
В русском языке начальные гласные звуки в словах, обычно не употребляются.
Правота гипотезы Ивановой Зои Ивановны о происхождении предков саха и всех евразийских народов от общего протоморфного североазиатского предка, который жил в долинах реки Лены и Прибайкалья, с палеолита до неолита подтверждается лингвистическим разбором и одинаково звучащими общеизвестными охотничьими словами и снаряжениями у угорских, славянских и прибалтийских народов, корни слов которых надо искать в агглютинативном языке народа саха.
А также это подтверждается генетическая близость этих народов с народом саха с палеолита до железного века.