В результате вливаний сотен миллионов рублей объекты «Сэйбиэм» в ТОР «Кангалассы» были построены, а якутские ювелиры и огранщики были поставлены перед выбором – или они переезжают под крышу «Сэйбиэм» или работать в Якутии им не дадут.
Абсолютное большинство выбрали переезд. Только не в Кангалассы – переехали кто Кострому, а кто сразу в Москву. И там наладили свое новое производство.
Как видите, в результате прямых действий якутских властей была разгромлена якутская ювелирная промышленность.
Золотая столица России
А Кострома укрепила свое звание «золотой столицы России». Теперь в Костромской области не только производят большинство ювелирных изделий России, но через нее налажен экспорт драгкамней и золота за рубеж.
В 2019 году в Костромской области было произведено ювелирки на 53,5 млрд.руб., весь экспорт области составлял $721,2 млн., из которого на долю ювелирных изделий, золота и драгкамней пришлось $483,6 млн.
А в 2020 году экспорт области составил уже $3,66 млрд., из которых на долю ювелирки, золота и драгкамней пришлось порядка $3,4 млрд. По данным Центрального таможенного управления, только напрямую из Костромы в Англию было вывезено золота и драгкамней на $3,36 млрд.
А теперь сравните это с данными золото- и алмазодобывающей Якутии. По данным Сахастата, в 2019 году экспорт из республики составил $4,05 млрд. из которых на долю драгкамней, золота и ювелирных украшений пришлось $3,06 млрд. А в 2020 году, по данным Дальневосточного таможенного управления, Якутия экспортировала товаров на $3,42 млрд., из которых на долю драгкамней и золота пришлось всего $2,73 млрд.
Напомню, в 2020 году в Якутии добыто 30 млн. карат алмазов и порядка 39 тонн золота. В Костромской области алмазов и прочих драгкамней не добывали вообще, золота – в пределах статпогрешности.
Зато в Костромской области работает 1345 ювелирных предприятий, на их долю приходится 50% производства золотых и 60% серебряных украшений в России. На предприятия ювелирной отрасли приходится 18% регионального бюджета.
Пандемия коронавируса и карантин, конечно, коснулась ювелирной отрасли и в Костроме – там спад составил 19,4 %. Но это ни в какое сравнение не идет с Якутией, где производство ювелирных изделий рухнуло на 87%. И явно дело тут не в пандемии.
Для справки, в целом по России, спад в ювелирной отрасли составил 18,7%.
Крах проекта
Сейчас якутская ювелирно-гранильная промышленность пребывает в коматозном состоянии. По данным Сахастата, за январь 2021 в республике вместе с могучим «Сэйбиэм» произведено ювелирных изделий на сумму 15,7 млн.руб. Для сравнения, в январе 2019 года – около 136 млн.руб. Разница почти на порядок.
По данным АЛРОСА, на начало 2021 года ООО «Сэйбиэм» не значится в клиентах компании. В ТОР «Кангалассы» на площадях ЮГК числятся пара-тройка компаний, которые непонятно что производят и чем занимаются. В августе 2020 года, когда стало ясно, что ювелирный проект «Сэйбиэм» окончательно рухнул, бывшего директора Анну Иванову вывели из руководства, а и.о. директора назначили Мичила Прокопьева. И поручили ему заниматься новым делом – проработать создание Арктического аукционного дома.
По мысли авторов, Арктический аукционный дом должен стать механизмом для проведения публичных торгов широкого спектра товаров и сырья местных производителей.
В проект «Сэйбиэм» по созданию ювелирно-гранильного кластера в ТОР «Кангалассы» были вбуханы сотни миллионов рублей народных денег – бюджета Якутии и «Алмазэргиэнбанка». Ради пустой затеи из республики выдавили всех талантливых ювелиров и огранщиков, потеряны сотни рабочих мест, тысячи якутян остались без доходов, исковерканы судьбы людей. Созданная под ювелирку и огранку образовательная инфраструктура оказалась теперь не нужной – у выпускников ПТУ и СВФУ просто нет в республике рабочих мест. А значит, у молодежи нет перспективы.
Когда-то один из лидеров якутской ювелирки Петр Федоров доверял Айсену Николаеву
Сам проект рухнул, похоронив вместе с собой всю ювелирную промышленность республики. Бюджет Якутии потерял налоговые поступления.