В конце минувшего года много шуму в республике наделала отставка с поста генерального директора ФКП "Аэропорты Севера" народного депутата Ил Тумэн Сергея Ларионова. Поговаривали даже, что персонально из-за Сергея Александровича произошел весьма жесткий обмен репликами между президентом Якутии Штыровым и одним из федеральных министров. Но чем конкретно не угодил высокому московскому начальству г-н Ларионов, до поры так и оставалось неизвестным.
Тени из прошлого
Наше прошлое всегда рядом с нами. И многие наши сегодняшние поступки предопределены нашим же собственным опытом из предыдущего периода жизни. Не является исключением и народный депутат республики от Колымо-Индигирского округа Сергей Ларионов.
До назначения на пост руководителя федерального казенного предприятия он довольно долгое время работал начальником маленького якутского аэропорта Усть-Мая.
О трудовых «подвигах» г-на Ларионова тех дней свидетельствуют два акта ревизии финансово-хозяйственной деятельности ГУП «Аэропорт Усть-Мая», составленные по итогам проверок Главным контрольным управлением при Президенте РС(Я). Приведем лишь некоторые из них:
Было дело, в самом начале XXI века аэропорт Усть-Маи получил от республики муку на сумму 100 тыс. руб. в виде целевого беспроцентного займа. А через год проверка выявила, что заемная мука бездарно проедена, при этом ни копейки денег бюджету не возвращено.
Нечто подобное в начале уже 2008 года произошло и в ФКП «Аэропорты Севера». Как показала проверка Федерального агентства воздушного транспорта, за период с января по март прошлого года «Аэропорты Севера» заключили договора на поставку рыбы на общую сумму 1.324 тыс. руб. А вот документов, подтверждающих реализацию этой самой рыбы, почему-то не обнаружилось.
Опять проели, что ли? Ну и аппетиты, однако…
Дальше – больше
В конце декабря теперь уже далекого 2001 года Правительство РС(Я) выделило аэропорту Усть-Маи нефтепродукты на сумму 2.634,6 тыс. руб. для строительства здания аэровокзала в п.Петропавловск.
Однако, как позже констатировало ГКУ при Президенте РС(Я): «Меры государственной поддержки, направленные на строительство здания аэровокзала, были сведены к осуществлению различного рода схем проведения безденежных взаимозачетов, которые в конечном итоге не позволяют оценить эффективность использования государственных средств».
Аналогичные по сути результаты дала проверка использования бюджетных средств ФКП «Аэропорты Севера», проведенная уже в 2008 году: «Субсидия (в нехилом таком размере 214.946 тыс. руб. – авт.), полученная из федерального бюджета, была главным образом направлена на погашение кредиторской задолженности предприятия».
Нет, не зря все-таки говорится: «Опыт не пропьешь!»
Это сладкое слово «стройка»!
Кстати, о строительстве. Сергей Александрович Ларионов строил и ремонтировал всегда. Правда, опять же всегда с какими-то малопонятными огрехами. В Усть-Мае, например, мог запросто начать строительные работы, не имея на руках необходимой лицензии. Или отвлечь выделенные на ремонт взлетно-посадочной полосы деньги на другие цели. Или нанять за бюджетные средства частного посредника для закупки стройматериалов и комплектующих.
Но настоящий простор для ремонтно-строительных талантов г-на Ларионова открылся лишь с его переходом на работу в ФКП «Аэропорты Севера». Всего за год с хвостиком возглавляемое им предприятие перечислило разным подрядным организациям 51.186,82 тыс. руб., при этом не имея даже сметы на производимые работы.
Позже проверяющие так и напишут в своем акте: «Технико-экономическое обоснование, проектно-сметная документация и экспертные заключения по строительству, ремонту и реконструкции, выполняемым и планируемым к выполнению, на предприятии отсутствуют».
Классика жанра
Но стройка стройкой, однако классикой жанра в государственных предприятиях разного ранга всегда была и остается коммерция во всех ее проявлениях.
В Усть-Мае Сергей Александрович прославился тем, что отдал на откуп возглавляемой его же супругой частной фирме ООО «Агентство Мая-Авиа» все операции по продаже пассажирских и грузовых перевозок.
Безвозмездно предоставив коммерсантам изолированное и оборудованное кассовое помещение, аппарат «Сирена-3», сейфы для хранения денег и ценностей. Но заботливо оставив себе обязанности по выплате заработной платы кассиру.
Иными словами, возглавляемый г-ном Ларионовым аэропорт нес лишь расходы по содержанию помещений и работников, а вся маржа от операций по продаже перевозок оседала в частном кармане его благоверной.
Еще кучерявей отношения с коммерсантами сложились в ФКП «Аэропорты Севера». Предприятие сдает различным структурам в разных аэропортах Якутии помещения общей площадью 2.832,15 кв.м.
Казалось бы, такая внушительная цифра арендуемой квадратуры должна просто озолотить федеральное казенное предприятие. Но хитрость заключается в том, что арендаторы перечисляют «Аэропортам Севера» средства только на возмещение коммунальных платежей и прочих эксплуатационных расходов. А за собственно аренду не платят ни копейки!
Вывод напрашивается сам собой: либо г-н Ларионов – клинический идиот, либо… Но не будем произносить страшное слово на букву «к». Это ж клеймо несмываемое по нынешним-то временам. Да и нехорошо так-то народного депутата обзывать… Продолжение следует?
Буквально за неделю до нового 2009 года стало известно, что наш герой с аэропортовских федеральных небес приводнился в Ленском объединенном речном пароходстве.
Вряд ли теперь будет слишком удивительно, если однажды вдруг выяснится, что известный скандал с якобы почти решенной продажей теплохода «Демьян Бедный» имеет весьма интересное продолжение…
Кто то сильно заинтересован персоной Ларионова видимо Ларионов кому то опасен. Только по Маганскому аэропорту видно- за короткий срок работы генералом сколько сделано для людей, многих а Магане трудоустроили, в улусах начали строить. Видать мужик хваткий, поддержать бы его
Это политический заказ. Расчет сделан на простого обывателя. По многим позициям С.Ларионов оправдан. Других фактов просто в природе нет. При желании С. Ларионов все обвинения может разбить, а любителей "жаренных" фактов привлечь к суду. Одним словом, начался дележ власти.