Выдающийся историк Лев Гумилев, описывая создание древнего степного государства хунну, пишет, что шаньюй Модэ провозгласил: «Земля – есть основание государства». Если даже кочевые степняки понимали, что земля – фундамент государства, то сейчас тем более актуальна связь государственности с землей. Кто владеет землей – тот и главный в государстве.
Кто владеет Якутской землей? Сколько стоит Якутская земля?
В 2006 году Федеральное агентство кадастра объектов недвижимости объявило суммарную кадастровую стоимость всех земель России – она составляет 23,6 триллиона рублей (без учета стоимости недровых богатств). Эта цифра вполне сопоставима с ВПП России в 2006 году – примерно 27 триллионов рублей. Для сравнения: ВПП США – 12,6 триллионов долларов, а кадастровая стоимость земли, по данным Всемирного банка, – 33 триллиона долларов. В Австралии соотношение примерно такое же: ВВП – 384 миллиарда долларов, а кадастровая стоимость – 1,1 триллион долларов. Во Франции при ВВП в 1,7 триллионов долларов земля стоит 3,6 триллионов долларов. Территория Российской Федерации – 17.075,4 тыс. кв. км. Территория нашей республики – 3.103,2 тыс. кв.км. Условно кадастровая стоимость земель Республики Саха (Якутия) – 4,2 триллиона рублей. Но это – максимальная оценка. В реальности, с учетом географии и категории земель, кадастровая стоимость значительно меньше. Но сколько – нет никаких официальных оценок. В нашей республике кадастровая стоимость земель определена пятью постановлениями Правительства республики с 2003 по 2006 годы. Но не приводятся общие цифры, поэтому совокупная стоимость земель республики официально не известна. Всего площадь земель, подлежащих государственной кадастровой оценке на территории республики – 308.352,3 тыс. га, из них проведена оценка 278.909,5 тыс. га (90,45%), т.е. пока не определена только стоимость так называемых «земель запаса». И кто же владеет этими землями стоимостью примерно 4,2 триллиона рублей? До 2000 года ответ был очевиден – большая часть земель принадлежит республике. С 2001 года стали приниматься федеральные законы, которые сужали права республики – многократные поправки в «Закон о недрах», Земельный (2001 год), Лесной (новый вариант 2006 года) и Водный кодексы (новый вариант 2006 года), Налоговый кодекс (в последних редакциях по вопросам землепользования), федеральный закон №101-ФЗ от 17 июля 2001 года (о разграничении собственности на землю), федеральный закон №53-ФЗ от 17 апреля 2006 года (об определении земельных участков, являющихся собственностью федерации, субъектов РФ и муниципальных образований) и др. Сейчас можно говорить, что 99,8% территории республики отнесено к собственности центра, т.к. лесные, водные ресурсы являются федеральной собственностью. Это показывает, что так называемая «государственность» Республики Саха (Якутия) – сейчас просто фикция. Я уже писал о том, как были распроданы экономические активы республики. А о потере территориальных (земельных) активов республики мало кто задумывается. Из федеральной собственности в нашей республике можно вывести только сельскохозяйственные угодья, земли поселений (без учета земель промышленного, оборонного и пр. назначения), а их совокупная площадь – только 637,2 тыс. га (из 308.352,3 тыс. га), поэтому получается только 0,2%. Для примера: в Республиках Татарстан и Башкортостан в своем распоряжении сумели оставить не 0,2%, как у нас, а свыше 18% и 12% земель соответственно. Если исходить из условной кадастровой стоимости земель республики в размере 4,2 триллиона рублей, то стоимость федеральной собственности – 4,192 триллиона рублей, республиканской и муниципальной собственности – только 8,4 миллиарда рублей. Для сравнения: выручка «Якутугля» за 2006 год – 15,43 миллиарда рублей, т.е. почти вдвое больше. Но даже эти крохи – очень значительный ресурс. Эти земли – фактически самые ценные для якутян. Сейчас уже не идет речи о хотя бы совместном владении недровыми ресурсами, они сейчас – в исключительном ведении федерального центра. Даже предварительное согласие республиканских и муниципальных органов управления на пользование недровыми богатствами уже не требуется. И у якутян остались только те земли, которые считаются землями поселений и сельскохозяйственными угодьями. И именно они стали основой экономики якутян – как сельских, так и городских. В сельской местности на этих землях косят сено, в городах и поселках на этих землях стоят и строят как огромные торговые и производственные центры, так и неказистые киоски, мастерские. И именно вопрос о земле становится ключевым фактором для якутян, особенно для тех, кто хочет начать или развивать свое дело, получить дачный земельный участок для выращивания овощей и отдыха, построить дом. Вопрос о земле становится наиболее важным для муниципальных и даже республиканских властей. Недровые богатства нашей республики федеральный центр теперь распределяет сам, реализующие мегапроекты корпорации нуждаются в контактах с республиканскими властями только для решения небольших текущих вопросов (это мы четко увидели на примере строительства нефтепровода ВСТО). Поэтому республиканская власть теперь хочет участвовать во владении муниципальными землями. 29 июня 2006 года был принят республиканский закон «О распоряжении земельными участками», по которому право распоряжения самой дорогой в республике землей в г. Якутске принадлежит республиканским властям. А что им еще остается после того, как все активы республики были распроданы? Надо же теперь распродавать городские земли. Само Правительство республики эти земли оценивает очень высоко. Известна официальная позиция Правительства республики 2006 года, по которому стоимость 103 тыс. га якутских сельскохозяйственных угодий в составе лесного фонда были оценены в 4,3 триллиона рублей. Конечно, это было чрезмерное преувеличение с целью выторговать у федерального центра некоторые уступки. Но республиканские власти понимают ценность земельного ресурса. Правда, доходы республиканского бюджета от продажи и аренды земли в 2006 году составили всего 116,57 миллионов рублей. А в Татарстане из-за того, что сумели сохранить значительно больше земель, только за 9 месяцев 2007 года получили от использования землями 6,353 миллиарда рублей (из них в муниципальные бюджеты перечислили 2,236 миллиардов). В распоряжении городских властей Якутска все же осталось много полномочий по предоставлению земельных участков для жилищного строительства, дачного хозяйства, огородничества, гаражного строительства, для установки киосков, павильонов, навесов и других временных построек. Вот за именно это и сейчас развернулась борьба в городе Якутске – за право распоряжаться землей. Кто станет мэром – это не вопрос о том, кто будет сидеть в кабинете мэра. Это вопрос о том, кто будет владеть землями – приезжие армяне, буряты или коренные якутяне – как якуты, так и русские. Теперь, после того, как республика распродала все свои экономические активы, основным экономическим ресурсом становится земля. Руководитель республиканского управления Федерального агентства кадастра объектов недвижимости А.А.Попова приводит пример повышения стоимости земли в Якутске за последние годы в 3,5 раза. И эта тенденция после 2008 года будет только ускоряться. Вопрос владения землей становится важнейшим для выживания и развития якутян. Кто владеет землей – тот и главный.
Ув. Санаайа! Откуда у Вас такие данные "в пользовании оленеводческих хозяйств имеется много земель"? лесной фонд абоигенам дается в природопользование без права рубок, т.е. без перевода в иные категории земель и этого достаточно! Другой вопрос признание в реестре природопользования (районирование)- это мягкий подвид резервации, Правительством РФ. Например Хангаласский улус не входит в этот федеральный реестр земель традиционного образа кмнс, это - экстраинтернациональный район, буд-то сперва район заселился ямщиками, а до них ни кого не было... А на счет налогов за кмнс не беспокойтесть, кмнс ( абориген) это фактически его земля, и он освобожден от земельного налога ФЗ- об основных принципах КРО(кочевые родовые общины). По этой причине две кро не могут пройти регистрацию МинЮсте- не удобный народец, потому-что все законы за малые народы, а на деле чиновничье-бюрократический заслон. За дело взялась председатель ассоссиации эвенков Хангаласского улуса Данилова В.В. пожелаем ей успеха!!!
У нас в пользовании оленеводческих хозяйств имеется много земель,которые относятся к лесному фонду. Можно ли их вывести на сельскохозяйственные земли? Если эти земли вывести и у нас могут быть все 18-20%, а то и более. Побольше надо прав коренным народам Севера. Для нормальной жизнедеятельности им нужны традиционно используемые земли, как рыбе вода. Нужно добиться возможность использования под минимальные налоги.
Основопологающим моментом здесь служат п.1 ст.3 ЗК РФ, п.7 ст.1 ЛК РФ. Лесной фонд в РС(Я) плановым лесоустройством проведен 1985-86гг. Проекте развития, динамики изменения лесного фонда периодичность ревизии было установлено на 20 лет. Теперь этим делом занимается ФГУП "ЛЕСИНФОРГ" г.Иркутск. Департамент по лесным отношениям МОП РС(Я) исполнительными функциями в пределах отведенных гос.полномочий от РФ вдобавок от Правительства РС(Я), т.е. как бы двойное полномочие. Постановление Правительства РФ № 782 от 17.11.2007г "допускал передачу в аренду земельные участки в черте лесного фонда без гос.учета (кадастра) до 1.01.2010г." , а "после 1.01.2010г. только прошедшие гос.учет". Гос.учет - это лесоустроительная экспедиция на 3-5 лет плюс 2 года камеральных работ, а там гос.приемка. Есть Распоряжение Правительства РФ "Концепция устойчивого развития коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока РФ" от 04.02.2009г № 132-р. Прошу вас прокомментировать такой расклад.