Сохранились легенды, что священные скалы, на которых размещены петроглифы (древние рисунки), несут закодированную информацию. Существуют разные версии о происхождении наскальных рисунков, есть и такая: мол, их вдохновенный художник – внеземной разум. В доказательство приводят рисунки, найденные в Африке: изображения человека в скафандре, изображения кометы и прочее. У нас подобных изображений нет, но материал богатый: на сегодня день зафиксировано и исследовано 115 писаниц с более чем пятью тысячами рисунков. Культурология является синтезом наук и рассматривает явления голографически. Чтобы понять смысл этого «первобытного граффити», потребовалось обратиться не только к истории, археологии, этнографии, фольклористике, но также к психологии и мифологии. В Олонхо, к примеру, есть образ мировой горы. Священные же скалы с петроглифами выступают неким символом мировой горы, они являются частью системы знаний о мироздании. Через них человек ощущает свою связь с космосом, именно через скалы избранным поступают сокровенные знания в виде энергии. Конечно, эти эзотерические знания доступны немногим. Эти посвященные - шаманы. Так есть сейчас, и так было десятки тысяч лет назад. Тайные знания позволяли шаману получать информацию о прошлом, настоящем и будущем. Вокруг этих сакральных мест, как издавна считают местные жители – особая энергетика, на священной горе происходят исцеления и другие загадочные явления. До сих пор якуты не проходят мимо скал, не возложив к ее подножию ритуальную жертву. Удивительно, но факт остается фактом: примитивные люди, жившие в каменном веке, гораздо чаще изображали на рисунках не сцены охоты или мирный быт, а некие таинства, происходящие при участии этих первобытных «жрецов». Исследователи полагают, что и рисовать-то на камне было позволено только шаманам, поэтому большая часть изображений – это мистические знаки – духи-хранители, шаманские бубны, символы других миров. Вглядитесь в эту фигурку, запечатленную на скалах в бронзовом веке (в долине реки Маи, притока Алдана) – у нее нет ног. Случайность? А рядом еще две человеческие фигурки с рожками (рога – это непременный атрибут шамана) – у них и вовсе изображены только лица и часть туловища. Четвертая фигура находится чуть поодаль от остальных и его черная маска кажется немного зловещей. Глядя на рисунок, возникает ощущение, что фигуры людей в ритуальных масках, раскинув руки, парят в воздухе! И вероятнее всего, совершают путешествие в Верхний мир, к солнцу (которое представлено здесь в виде солярного знака) с мольбой о ниспослании благополучия, плодородия. В петроглифах Верхней Лены есть даже целая серия ритуальных танцев под предводительством шаманов. Особенно выразительны фигурки в местностях Чопчу–Бага и Мохсоголлох Хая. В одной – танцующие шаманы, а в другой – ритуальный круговой танец во главе с главным шаманом (у него четырехрожковые ветви на голове и бахрома для кистей рук, бубны, жертвенный скот). Самые древние изображения на скале в Якутии находятся на реках Токко и Олекма. Скала Суруктаах-Хайа на берегу Токко является одним из древнейших культовых центров Средней Лены. На скале изображены лошадь и бык. Бык, нарисованный в движении, выглядит весьма реалистично: с вытянутой вперед мордой и приподнятым хвостом, кажется вот-вот и его ярость прорвется наружу! А вот фигура лошади сильно стилизована: из каждой пары ног прорисовано только по одной ноге, контур внутри – чистый. Вы спросите: ну, какая может быть магическая подоплека у изображения этих животных? Культуролог Любовь Кузьмина объясняет так: «В древности якуты противопоставляли быка из Нижнего мира и лошадь, животное Верхнего мира, олицетворяющих соответственно – «длинную зиму» и «короткое лето». Якутский шаман путешествие в Верхний мир начинает с какого-нибудь возвышения, например, горы или скалы. По словам шамана Куруппа, зверь-хранитель находится на вершине высокой скалы. Из сказанного следует, что фигуры животных, выписанные на скалах, могут означать духов-хранителей шамана. Душа шамана (ийэ-кут) на лошади, духе-хранителе (мать-звере) взмывала в Верхний мир, а, превратившись в быка, отправлялась в Нижний мир, чтобы обнаружить души, украденные духами». Подобные рисунки животных передавали также преклонение людей перед самыми крупными представителями тогдашнего животного мира — лосями, медведями, дикими лошадьми как духами-хранителями души шамана ийэ-кут. Но помимо ритуального значения рисунки могли иметь и чисто утилитарный характер: Под одной фигурой лося (роспись Мундуруччу на Амге) проведены горизонтальные линии, рассеченные вертикальными черточками. Местные охотники и этнографы предполагают, что эти линии представляют собой оригинальный знак-указатель: неподалеку от скал с изображениями находится место для переправы крупных таежных животных, где охотники осенью и теперь отстреливают сохатых! Что более всего изумляет – это единство символических наскальных образов по всей территории нашей необъятной Земли (от Монголии на востоке – до Испании на западе, от Африки на юге – до самого Крайнего Севера), что говорит о том, что шаманизм – это универсальная ритуальная практика. Возле наскальных изображений шаманы в разных концах света и по сей день, проводят свои тайные ритуалы (так что еще можно поспорить: чья профессия самая древняя на Земле!). Это и свидетельство единства исторического процесса, и того, что человек был изначально существом религиозным. Некоторые археологи даже предполагают, что у него были развитые экстрасенсорные и парапсихологические способности. А это означает, что не столь уж и примитивен был дикий предок, раз мог оперировать символическими образами! А нам, похоже, только предстоит однажды открыть смысл тайного послания наших загадочных пра-прапраотцов… ИА SakhaLife.ru