Вопросы Владимиру Путину от граждан были отрепетированы, говорят участники телеэфира из Петербурга, Пикалево и Тольятти Вера Холмогорова, Анатолий Темкин, Катерина Назарова
Compromat.Ru Владимир Путин Об отрепетированности вопросов, заданных 3 декабря в программе «Разговор с Владимиром Путиным», написал американский журнал Time. Он обнародовал признание студента Санкт-Петербургского горного института Андрея Курикова, спросившего, выдвинется ли Путин в президенты в 2012 г. Вместе с четырьмя сокурсниками Курикова привезли в Москву на поезде, после чего поселили в подмосковном доме отдыха РГТУ, где и «обрабатывали». Изначально Куриков, по его словам, хотел спросить об образовании, но пресс-служба премьера настояла на «общественно значимом» вопросе о 2012 годе.
["Росбалт", 10.12.2009, "Time: Для «прямой линии» с Путиным студентов тренировали 2 дня": Согласно официальной стенограмме программы, Путин ответил на вопрос студента следующее: «Я подумаю. Времени еще достаточно. [...] В зависимости от того, как будет складываться ситуация в экономике, в социальной сфере, будут приниматься соответствующие решения по выборной кампании 2012 года. Но сегодня еще только 2009-й». В пресс-службе Путина Time заявили, что общение премьера с народом было подготовлено с их участием, однако ни о каком спланированном «вопроснике» Путину речи не идет. «Люди сами задавали вопросы, которые считали нужными», — цитирует заявление пресс-службы журнал. В то же время вскоре после окончания прямого эфира программы в блогах появилась информация о том, что один из задававших вопрос студентов Никита Куприков является сыном проректора Московского Авиационного института Михаила Куприкова. В связи с этим блогеры ставили под сомнение искренность юноши, выразившего готовность после завершения учебы поехать в Комсомольск-на-Амуре, чтобы там «разрабатывать тематику гражданской авиации». — Врезка К.ру]
Как выяснили «Ведомости», централизованно осуществлялся подбор вопросов и в Пикалево. Рабочих для эфира на «Базэлцемент-Пикалево» отбирали по рекомендациям начальников цехов, говорит работник завода. С каждым, кто задавал вопросы, «проводилась работа», рассказывает он: тексты не раздавались на бумажках, но сотрудники заводской администрации тщательно проговаривали вопросы с рабочими.
В петербургское отделение «Яблока», по словам председателя Максима Резника, обратился житель Пикалево, рассказавший, что перед прямой линией в городе был введен строгий режим, похожий на «военное положение». Несанкционированные вопросы самих яблочников не прошли. В эфире прозвучал вопрос пикалевцев, почему Путин приехал спасать именно их завод.
Руководитель профсоюза «АвтоВАЗа» Николай Карагин говорит, что рабочих к эфиру готовили сотрудники ВГТРК, отбирали тех, кто на заводе точно останется. Активист альтернативного профсоюза завода «Единство» Андрей Ляпин уверен, что все было спланировано, как в советское время.
«Мне ничего об этом не известно», — сказала советник гендиректора ВГТРК Виктория Гурчер. Гости действительно жили в подмосковных пансионатах за счет пославших их предприятий или за счет ВГТРК, говорит пресс-секретарь Путина Дмитрий Песков, с ними встречались, рассказывали, как все будет, интересовались вопросами, готовили к эфиру — ведь они работники заводов, а не профессиональные актеры, они никогда не говорили в телекамеры. Но чтобы навязывать кому-то вопросы — такого не было, подчеркивает Песков.
Идея «вопросов от народа» активно применялась в США в ходе праймериз 2008 г. и после избрания Барака Обамы президентом. На ряд вопросов, заданных Обаме, отвечал его пресс-секретарь Роберт Гиббс. Как-то он проигнорировал вопрос про пытки и прослушку, но спустя пару дней в интервью с самим президентом вопрос был повторен ведущим телеканала АВC со ссылкой на то, что «народ желает знать».