Main » 2010»Балаҕан ыйа»9 » Десятилетие: возможность изменить положение к лучшему
Десятилетие: возможность изменить положение к лучшему
09:45
Коренные народы: задачи, стоящие перед международным сообществом
Учитывая повышение общественного интереса к положению коренных народов и длительный процесс международных переговоров с участием организаций коренных народов, международное сообщество провозгласило 1993 год Международным годом коренных народов мира, а впоследствии период 1995–2004 годов — Международным десятилетием коренных народов мира, с тем чтобы сосредоточить внимание на вопросах, волнующих коренные народы. Кроме того, с 1995 года 9 августа отмечается как Международный день коренных народов мира.
Каждый из этих шагов имеет важное значение в борьбе за признание прав коренных народов. Эти шаги имеют еще более важное значение в связи с приближающейся годовщиной основополагающего документа по правам человека, принятого Организацией Объединенных Наций 50 лет назад, а именно Всеобщей декларации прав человека.
В Декларации признается неотъемлемое достоинство каждого человека и детально перечисляются права, которыми должны пользоваться все «без какого бы то ни было различия, как то в отношении расы, цвета кожи, пола, языка, религии, политических или иных убеждений, национального или социального происхождения, имущественного, сословного или иного положения». В рамках Всемирной кампании по общественной информации, начатой Организацией Объединенных Наций в 1988 году, Всеобщая декларация была переведена более чем на 40 языков коренных народов и была широко распространена среди общин коренных народов.
В ходе Десятилетия образования в области прав человека Организации Объединенных Наций (1995–2004 годы) особое внимание также уделяется важности образования в области прав человека для всех, включая коренные народы, с учетом тех проблем, с которыми сталкиваются общины коренных народов.
Организация Объединенных Наций официально признала коренные народы в 1982 году, когда в Женеве была создана Рабочая группа по коренным народам, представляющая собой специальный форум экспертов по правам человека, позволяющий представителям организаций коренных народов и правительствам обмениваться мнениями по широкому кругу вопросов. Основные области, волнующие коренные народы, отражены в проекте декларации о правах коренных народов, который в настоящее время обсуждается специальной рабочей группой, специально созданной для этой цели. Начав процесс ее разработки в 1985 году, международное сообщество должно принять заключительный документ. В этом процессе участвовали коренные народы всего мира, а также представители правительств.
Маргинализация и исключение коренных народов из основных политических, экономических и социальных сфер жизни стали причиной, побудившей их отстаивать свои интересы и добиться включения соответствующих вопросов в заключительные документы последних конференций Организации Объединенных Наций, включая Конференцию Организации Объединенных Наций по окружающей среде и развитию (1–12 июня 1992 года, Рио-де-Жанейро, Бразилия), Всемирную конференцию по правам человека (14–25 июня 1993 года, Вена, Австрия), Международную конференцию по народонаселению и развитию (5–13 сентября 1994 года, Каир, Египет), Всемирную встречу на высшем уровне в интересах социального развития (6–12 марта 1995 года, Копенгаген, Дания) и четвертую Всемирную конференцию по положению женщин (4–15 сентября 1995 года, Пекин, Китай).
На всех этих глобальных совещаниях обсуждались вопросы, имеющие важное значение для коренных народов мира. Во всех заключительных документах, принятых на этих конференциях, правительствам было предложено осуществлять рекомендации, касающиеся коренных народов, и принимать национальное законодательство в целях защиты их прав и содействия им. Подчерчивалось также важное значение учебных программ и программ по расширению осведомленности.
Существенное повышение уровня жизни народов, которые на протяжении столетий подвергались эксплуатации и маргинализации, является особо важной задачей, стоящей перед правительствами и международным сообществом. Международное десятилетие коренных народов мира должно послужить определенным этапом для оценки потребностей коренных народов и ускорения решения проблем, обусловливающих неблагоприятное положение коренных народов. Десятилетие служит также основой для осуществления мероприятий и содействия прогрессу в интересах коренных народов. Оно позволяет внести существенные улучшения в повседневную жизнь коренных народов.
Десятилетие: возможность изменить положение к лучшему
Международное десятилетие коренных народов мира, начатое 9 декабря 1994 года, было провозглашено Генеральной Ассамблеей в ее резолюции 48/163 от 21 декабря 1993 года. Десятилетие, темой которого является «Коренные народы: партнерство в действии», предоставляет возможность дальнейшего укрепления партнерских отношений, установленных между коренными народами и международным сообществом и между коренными народами и государствами. Предполагается, что оно позволит мобилизовать усилия для устранения негативных аспектов, возникших в общинах коренных народов в результате продолжительной колонизации и маргинализации.
Основная задача Десятилетия заключается в укреплении международного сотрудничества в решении проблем, стоящих перед коренными народами в таких областях, как права человека, окружающая среда, развитие, здравоохранение, культура и образование. Международное десятилетие коренных народов мира предоставляет возможность решения проблемы улучшения положения коренных народов и усиления деятельности в целях реагирования на их законные потребности и нужды. В этой связи важно добиться следующих целей:
повышение осведомленности на международном уровне о вкладе коренных народов всего мира и проблемах, с которыми они сталкиваются; поощрение и защита прав коренных народов; предоставление коренным народам возможности делать выбор и обеспечение сохранения ими культурной самобытности, включая участие в национальной, экономической и социальной жизни, при полном уважении их культурных ценностей, языков, традиций и форм социальной организации;
информирование общин коренных и некоренных народов о положении, культуре, языках, правах и чаяниях коренных народов; консультирование и сотрудничество с коренными народами в области принятия решений, которые затрагивают их жизнь; признание ценности и разнообразия культур и форм социальной организации коренных народов мира; учебная подготовка и оказание технической помощи коренным народам, а также поддержка инициатив коренных народов; улучшение социально-экономического положения коренных народов, а также расширение их политического участия в процессе принятия решений на национальном уровне.
Коренные народы и существующие проблемы
Нищета: как правило, нищета оказывает чрезвычайно серьезное воздействие на коренные народы. Как правило, они являются самыми бедными среди бедных, наиболее уязвимыми и обездоленными группами общества.
* В последнем докладе, опубликованном Латиноамериканским демографическим центром (СЕЛАДЕ) в Чили, обрисована мрачная картина положения коренных народов в Южной Америке. В нем отмечается, что 79 процентов коренных народов Перу являются бедными, а более половины живут в условиях крайней нищеты. * В Гватемале 87 процентов коренных народов находятся за чертой бедности, а 61 процент находится за чертой крайней бедности. По национальным стандартам, бедными в Гватемале считаются люди, доход которых составляет менее 60 долл. США в месяц. Уровень крайней нищеты соответствует ежемесячному доходу 30 долл. США на душу населения. В Гватемале большинство коренных народов не имеют доступа к безопасной питьевой воде, санитарным условиям и электроснабжению. Водопровод имеется менее чем в одной трети домов коренных народов по сравнению с половиной домов некоренных народов.
Уровень нищеты среди общин коренных народов
в четырех латиноамериканских странах Доля населения, находящегося за чертой бедности Страна Коренные народы Некоренные народы Боливия 64,3 48,1 Гватемала 86,6 53,9 Мексика 80,6 17,9 Перу 79,0 49,7 [Источник: Латиноамериканский демографический центр (СЕЛАДЕ)]
Отсутствие базового медицинского обслуживания: во многих случаях общины коренных народов лишены базовых инфраструктур здравоохранения.
* В Эквадоре большое число детей коренных народов умирают от недоедания или респираторных и желудочно-кишечных инфекций, которые относятся к легко излечимым болезням. * В Центральной Австралии 40 процентов детей аборигенов госпитализируются с острым респираторным заболеванием в первые два года своей жизни. Показатель детской смертности в общинах коренных народов Австралии примерно в три раза выше по сравнению со среднестатистическим по стране. Согласно докладу, опубликованному Австралийским институтом здравоохранения и социального обеспечения, от диабета умирает 5 процентов всех аборигенов по сравнению с 2 процентами жителей, не являющихся аборигенами. * По данным Всемирной организации здравоохранения, среди коренных народов Австралии, Северной Америки и Океании наблюдается большое число лиц, страдающих от ожирения, и широкое распространение имеют неинфекционные заболевания, особенно сердечно-сосудистые заболевания и диабет. * В Новой Зеландии вероятность сердечно-сосудистых заболеваний, пневмонии и гриппа, хронических респираторных заболеваний и инфекции кожи среди мужчин маори в два раза выше, чем у мужского населения, не принадлежащего к этому племени. * Во многих странах неконтролируемое промышленное развитие наносит серьезный ущерб здоровью коренных народов и вызывает серьезные экологические проблемы. Промышленность является причиной серьезного загрязнения водной среды, истощения рыбных ресурсов, а также недоедания и различных болезней коренных народов. Низкий уровень образования: большинство систем образования, доступных для детей коренных народов, не учитывают традиционные и культурные ценности коренных народов. Это приводит к чрезвычайно высокому уровню неграмотности среди общин коренных народов. Кроме того, коренные народы имеют в целом меньший доступ к основным видам образования по сравнению с населением в целом. * В Боливии продолжительность обучения в школе коренных народов на три года меньше по сравнению с некоренными народами. * В Австралии наблюдается значительное сокращение доли школьников-аборигенов старше 14 лет с 98 процентов в возрасте 14 лет до 31 процента в возрасте 17 лет. Почти половина аборигенов и жителей островов Торресова пролива в возрасте 15 лет и старше не имеют официального образования или недоучились до 10 уровня (что соответствует 10 классу в США). * По оценкам, 43 процента мексиканских индейцев не могут ни читать, ни писать, а 58 процентов пятилетних детей не посещают школу. Отсутствие защиты прав на интеллектуальную и культурную собственность: коренные народы высказывают обеспокоенность тем, что знания, которые они накапливали в течение столетий, используются в коммерческих целях без их согласия. * Они не получают практически ничего от огромных прибылей компаний, продающих фармацевтическую продукцию, изготовляемую из лекарственных растений, сбор которых ведут коренные народы. * Без разрешения коренных народов и в нарушение их убеждений увозятся и демонстрируются в музеях культурные артефакты. Недавно возник спор по поводу демонстрации в Национальном географическом обществе в Вашингтоне, О.К., сохранившихся останков девочки-подростка инка, которая была принесена в жертву на вершине Андских гор в Перу 500 лет назад. Безработица: как правило, в общинах коренных народов наблюдается высокий уровень безработицы. * По данным Международной организации труда, безработица среди коренных народов Канады составляет от 35 до 75 процентов, а в некоторых общинах достигает 100 процентов. * Согласно национальному обследованию, проведенному среди аборигенов и жителей островов Торресова пролива, в Австралии в 1994 году уровень безработицы среди общин коренных народов был значительно выше по сравнению со среднестатистическими показателями по стране: безработными были почти 38 процентов трудоспособных аборигенов и жителей островов Торресова пролива, тогда как для трудоспособного населения в целом этот показатель составляет 9 процентов. Права человека: на протяжении столетий основные права человека коренных народов нарушались самыми различными способами. * Права коренных народов нарушались, когда их насильственно вытесняли с их земель и подвергали культурному геноциду. * В различных частях мира им навязывалась политика ассимиляции. Такая практика наблюдалась в Австралии, где детей смешанной расы забирали из их родных семей и отдавали в приемные семьи или приюты, где им навязывалась западная культура. * В Соединенных Штатах Америки многие коренные американцы на протяжении десятилетий жили в бедных резервациях. В Бразилии золотодобытчики устремились на богатые шахты, расположенные на землях коренных народов, и захватили территории племени яноама, что привело к большому числу жертв среди индейцев и распространению среди них болезней, которые оказались для яноама смертельными в связи с отсутствием иммунитета к ним. * Во время восстания в штате Чьяпас в Мексике коренные народы неоправданно оказались жертвами нарушений прав человека со стороны военнослужащих и повстанцев. Земля и ресурсы: коренные народы имеют особое отношение к земле и в некоторых странах противодействуют своему переселению. * В большинстве случаев правительства и транснациональные корпорации разрабатывают и истощают богатые месторождения полезных ископаемых на их землях. * Коренные народы пытаются вести переговоры с национальными органами в целях восстановления своих прав на земли предков и священные места. В ряде случаев были достигнуты выгодные соглашения. После более 20 лет переговоров народность нисга из Британской Колумбии подписала с правительством Канады соглашение о передаче им прав на землю и ресурсы. * В Аргентине лидеры индейцев подписали с правительством соглашение, которое гарантирует официальную передачу 600 000 га земли индейцам области Чако на севере страны. * В других случаях принимаются меры для решения проблемы земельных исков и обеспечения соблюдения прав на землю коренных народов. Согласно представителю правительства Бразилии, основным приоритетом правительства является демаркация земель коренных народов в качестве одного из путей гарантирования их прав на землю. Самоопределение: коренные народы заявляют о своем праве на самоопределение, на свободное определение своего политического статуса и, как следствие этого, на экономическое, социальное и культурное развитие. * Результатом конструктивного диалога между правительством Дании и представителями коренных народов стало принятие в 1979 году закона о самоуправлении, в соответствии с которым народности инуит в Гренландии было предоставлено важное право решения внутренних вопросов при сохранении территориальной целостности Дании. * Вместе с тем многие государства игнорируют призывы к самоопределению и опасаются, что требования групп коренных народов в отношении автономии могут привести к национальной дезинтеграции. В некоторых районах мира эти призывы являются настойчивыми и привели к восстаниям. Так произошло в штате Чьяпас, Мексика, где лозунгом Национальной освободительной армии Запатиста была автономия. Проект декларации о правах коренных народов
После принятия Всеобщей декларации прав человека и несмотря на все успехи Организации Объединенных Наций в области прав человека, еще предстоит сделать многое для решения проблемы нарушений прав человека, по-прежнему имеющих место во всем мире. Коренные народы считают, что их права должны быть рассмотрены в документе, в котором во внимание необходимо принять их конкретное положение. Все эти проблемы и чаяния коренных народов в настоящее время отражены в проекте декларации о правах коренных народов. Рабочая группа по коренным народам, в состав которой входят пять экспертов, работает над этим проектом с 1985 года. В 1993 году рабочая группа по коренным народам завершила разработку проекта декларации, а в следующем году направила его правительствам для замечаний.
В настоящее время этот проект обсуждается в рамках межсессионной рабочей группы открытого состава, созданной на основе резолюции 1995/32 Комиссии по правам человека от 3 марта 1995 года. Рабочая группа по проекту декларации провела три совещания: первое совещание состоялось в Женеве с 20 ноября по 1 декабря 1995 года, второе — с 21 октября по 1 ноября 1996 года, а третье — с 27 октября по 7 ноября 1997 года. Подобно рабочей группе по коренным народам, эта рабочая группа позволяет представителям государственных органов и представителям коренных народов и неправительственных организаций открыто высказывать свои мнения и принимать участие в консультациях и обсуждениях различных статей проекта декларации.
В проекте декларации признаются основные права человека и основополагающие свободы коренных народов, а государствам предлагается уважать и соблюдать любой правовой документ, согласованный обеими сторонами. Среди прочего в проекте декларации подчеркивается:
• право коренных народов быть свободными и равными со всеми другими людьми и народами в достоинстве и правах; • право на самоопределение и свободное установление своего политического статуса и свободное осуществление своего экономического, социального и культурного развития; • право на соблюдение и возрождение своих культурных традиций и обычаев, а также право на развитие и передачу своих духовных и религиозных традиций; • право на создание своих систем образования и учебных заведений, обеспечивающих образование на их родных языках, и на контроль за их деятельностью; • право на полное участие в принятии на всех уровнях решений по вопросам, которые могут затрагивать их права, жизнь или судьбы; • право коренных народов на свои земли, территории и ресурсы.
Основным итогом Международного десятилетия будет принятие проекта декларации Генеральной Ассамблеей Организации Объединенных Наций и, как отмечено в резолюции 50/157 Генеральной Ассамблеи, создание в рамках Организации Объединенных Наций постоянного форума для коренных народов. Рекомендация в отношении такого форума была сделана в Венской декларации и Программе действий, принятых Всемирной конференцией по правам человека в июне 1993 года. Продолжаются обсуждения в целях определения мандата постоянного форума, его членского состава, структуры и финансирования. Задача форума будет заключаться в обеспечении постоянной арены, позволяющей коренным народам поднимать и обсуждать с правительствами вопросы, представляющие интерес для них. Программа деятельности, которая будет осуществляться основными участниками
Программа деятельности Международного десятилетия коренных народов мира была принята Генеральной Ассамблеей, с тем чтобы различные участники, включая систему Организации Объединенных Наций, правительства, межправительственные и неправительственные организации и другие заинтересованные стороны, могли планировать мероприятия в целях улучшения осведомленности о вопросах, волнующих коренные народы. Эти мероприятия должны осуществляться различными путями.
Деятельность Координатора Десятилетия и Управления Верховного комиссара по правам человека в Женеве:
* Поощрение разработки в рамках партнерских отношений проектов в сотрудничестве с правительствами для решения конкретных региональных или тематических проблем путем объединения усилий правительств, коренных народов и соответствующих учреждений Организации Объединенных Наций. * Разработка, в сотрудничестве с Сектором консультативного обслуживания Управления Верховного комиссара по правам человека и правительствами, программы стипендий для оказания помощи представителям коренных народов, желающим получить практический опыт работы в различных подразделениях Управления и других учреждениях системы Организации Объединенных Наций. * Организация совещаний по соответствующим темам, интересующим коренные народы, с участием представителей этих народов. * Разработка, в сотрудничестве с правительствами, учебных программ в области прав человека для коренных народов, в том числе подготовка соответствующих учебных материалов, по возможности, на языках коренных народов. * Поощрение, в сотрудничестве с правительствами и с учетом мнений коренных народов и соответствующих учреждений Организации Объединенных Наций, разработки проектов и программ, которые будут поддерживаться Фондом добровольных взносов для Десятилетия. Деятельность Организации Объединенных Наций в области общественной информации * Выпуск на языках коренных народов Всеобщей декларации прав человека, международных конвенций по правам человека и, после ее принятия, декларации Организации Объединенных Наций о правах коренных народов. Рассмотрение вопроса об использовании для этой цели аудиовизуальных материалов. Рассмотрение также вопроса об участии экспертов из числа коренных народов и использовании их собственных информационных сетей для распространения информации о Международном десятилетии; * Подготовка в сотрудничестве с Управлением Верховного комиссара по правам человека информации о коренных народах для распространения среди широкой публики. Оперативная деятельность системы Организации Объединенных Наций * Создание координационных центров по вопросам коренных народов во всех соответствующих организациях системы Организации Объединенных Наций. * Призыв к правительствам обеспечить, чтобы в программах и бюджетах соответствующих межправительственных организаций уделялось первоочередное внимание и выделялись достаточные средства для содействия целям Десятилетия, и просьба о регулярном представлении руководящим органам или исполнительным советам каждой организации докладов о принятых мерах. * Подготовка, опубликование и распространение руководства, содержащего практическую информацию для коренных народов о деятельности и процедурах учреждений Организации Объединенных Наций. * Поощрение создания правительствами соответствующих механизмов и практических процедур для обеспечения участия коренных народов в разработке и осуществлении национальных и региональных программ, затрагивающих их интересы. * Проведение консультаций с правительствами с целью изучения с национальными комитетами и учреждениями, занимающимися вопросами развития, возможностей для сотрудничества в осуществлении мероприятий Десятилетия. * Проведение консультаций со всеми заинтересованными сторонами по вопросам прав человека, развития, окружающей среды, здравоохранения, образования и культуры с целью разработки программ в этих областях.
Деятельность региональных организаций
* Проведение региональных совещаний по проблемам коренных народов с существующими региональными организациями в целях укрепления координации, использования механизмов системы Организации Объединенных Наций и содействия прямому и активному участию представителей коренных народов из различных регионов в сотрудничестве с правительствами. * Разработка учебных курсов и подготовка программ технического содействия коренным народам в таких областях, как разработка и осуществление проектов, окружающая среда, здравоохранение и образование, и содействие обмену навыками и опытом коренных народов из различных регионов. * Поощрение разработки региональными организациями региональных соглашений о содействии коренным народам и их защите в рамках их собственных структур и содействие выполнению существующих региональных соглашений. Деятельность государств-членов * Создание должным образом руководимых правительствами национальных комитетов по проведению Десятилетия или аналогичных механизмов, в состав которых входили бы представители коренных народов, всех соответствующих министерств и других заинтересованных сторон, в целях мобилизации общественной поддержки для осуществления различных мероприятий, проводимых в связи с Десятилетием. * Активизация координации и сотрудничества на национальном уровне соответствующих министерств, учреждений и региональных и местных властей путем создания координационных центров или других механизмов для координации и распространения информации. * Разработка, в сотрудничестве с общинами коренных народов, национальных планов в рамках Десятилетия, включая основные цели и задачи, а также определение количественных итоговых показателей с учетом потребностей в средствах и возможных источников финансирования. * Рассмотрение вопроса о ратификации и осуществлении Конвенции Международной организации труда о коренных народах и народах, ведущих племенной образ жизни (№ 169), и других международных и региональных соглашений в тесной консультации с организациями коренных народов каждой страны. * Признание существования, самобытности и прав коренных народов путем проведения конституционных реформ или принятия новых законов, когда это необходимо, с целью совершенствования их правового статуса и гарантирования их экономических, социальных, культурных, политических и гражданских прав. Деятельность организаций коренных народов * Создание информационной сети, которая может быть связана с Координатором Десятилетия, и содействие развитию связей между системой Организации Объединенных Наций, соответствующими правительственными министерствами и общинами коренных народов. * Создание и поддержка школ и высших учебных заведений для коренных народов и сотрудничество с соответствующими учреждениями Организации Объединенных Наций; участие в пересмотре учебных материалов и содержания исследовательских программ с целью исключения материалов дискриминационного характера и содействия развитию культуры коренных народов, делая это в необходимых случаях на языках и письменности коренных народов; разработка учебных планов, касающихся коренных народов, для школ и научно-исследовательских учреждений. * Создание объединений журналистов из выходцев из коренных народов и содействие им и обеспечение выпуска периодических изданий коренных народов на региональном и международном уровнях. Деятельность неправительственных организаций и других заинтересованных сторон, в том числе учебных заведений, средств массовой информации и деловых кругов * Сотрудничество с организациями, общинами и представителями коренных народов в деле планирования мероприятий в рамках Десятилетия. * Создание радио- и телевизионных центров в районах проживания коренных народов, когда это целесообразно и отвечает национальному законодательству, с целью предоставления информации по проблемам и предложениям коренных народов и улучшения связи между общинами коренных народов. * Содействие развитию культуры коренных народов при должном уважении прав интеллектуальной собственности, путем публикации книг, выпуска компакт-дисков и организации различных художественных и культурных мероприятий, расширяющих знания и способствующих развитию культуры коренных народов, и создание центров культуры и документации для коренных народов. Задача
Успех Международного десятилетия будет зависеть от средств, выделяемых на цели осуществления программ национального развития, направленных на обеспечение этих улучшений. Это требует готовности национальных органов расширять сотрудничество по вопросам коренных народов и принимать национальные законодательства, признающие права коренных народов и участие коренных народов в планировании и осуществлении национальной деятельности по содействию реализации целей Десятилетия.
Ригоберта Менчу из индейского племени майя в Гватемале, которая получила Нобелевскую премию мира за содействие соблюдению прав человека коренных народов, заявила: «Десятилетие вселяет надежду на возможность установления новых взаимоотношений, основанных на взаимном уважении и признании».
Пятидесятая годовщина Всеобщей декларации прав человека является для международного сообщества особой возможностью дать оценку достигнутого прогресса в целях улучшения уровня жизни находящихся в неблагоприятном положении групп населения и принять эффективные меры для решения будущих задач. Могут быть приняты специальные меры для повышения благосостояния коренных народов и практического осуществления изложенных во Всеобщей декларации основных прав и основополагающих свобод, которыми должны пользоваться все люди, а не только некоторые из нас. В этой связи особо важное значение имеет универсальность, неделимость и взаимозависимость прав человека.