Инвестиции для Северного Кавказа и культурная революция
Автор: Андрей Иванов
Республика Дагестан представляет 44 проекта общей стоимостью 164 миллиарда рублей. Это около 4 миллиардов евро. На эти деньги в Дагестане планируется построить российско-китайское производство автомобилей с объёмом выпуска до 30 тысяч машин в год. Другой проект – это производство солнечных модулей, светодиодных светильников и энергосберегающих приборов. Планируется и строительство IT-парка на территории Дагестана общей стоимостью более миллиарда рублей. Можно только порадоваться таким грандиозным планам.
Сегодня Дагестан – одна из беднейших республик в России. Но необходимо что-то менять, это безусловно. Строительство новых производств, подготовка квалифицированных кадров – это, пожалуй, единственный способ для всего Северного Кавказа перейти от отсталости и клановых противоречий, разговоров о «законе гор» к цивилизованному обществу, где прекрасный горный ландшафт будет дополнением к прекрасно развитой современной инфраструктуре.
Но стоит вспомнить прошлые проекты Дагестана. Так, на прошлогоднем Международном инвестиционном форуме в Сочи Дагестан представил 106 проектов на общую сумму 230 миллиардов рублей. То есть, больше, чем сегодня. Были подписаны соглашения с крупными западными компаниями, правда, на более скромные суммы, но ни один из проектов реализован не был. С одной стороны, потому, что российский бюджет просто не в состоянии сегодня потянуть такие масштабные проекты, чтобы выделить больше 200 миллиардов рублей на республику с населением меньше трёх миллионов человек. К примеру, на поддержку всего сельского хозяйства в России выделяется около 30 миллиардов рублей. Да и не один Дагестан бедно живёт. Слышен ропот на Рязанщине и Смоленщине, на Брянщине и на Курской земле. Людей там живёт больше, а инвестиций меньше заметно.
Если проехать по Центральной России, то можно иногда удивиться: в маленьком районном центре стоит массивное здание вокзала, сталинский большой стиль. Думаешь, как это так, в такой глуши в советское время построили такой вокзал? Но в том-то и дело, что в советское время не было мелких центров, все были крупными. В том же городке наверняка был и аэропорт, из которого совершались регулярные рейсы. И все реки были забиты баржами. Сейчас, обычно, за развитие выдают покраску старых фасадов, открытие новых магазинов, крытых рынков и кафе.
С другой стороны, даже подписанные контракты с зарубежными компаниями не были реализованы по одной простой причине: коррупции. Не секрет, что налажена в ряде республик такая хорошо отлаженная система, что на все деньги есть сметы, но деньги куда-то деваются. Никакая нормальная западная фирма работать не будет в таких условиях. В этом году на 100 миллиардов рублей представила проектов Кабардино-Балкария. Планов – тоже громадьё. Современные животноводческие комплексы стоимостью свыше 4 миллиардов рублей каждый, молочные комбинаты. Надо признать, что вряд ли такие проекты будут реализованы. Один комплекс, подчеркнём, по стоимости сравним с господдержкой всему сельскому хозяйству страны, сравним с бюджетом всего региона.
Главы республик, очевидно, рассчитывают, что деньги к ним поступят из федерального бюджета. Но у других регионов тоже негусто, чтобы такие деньги найти.
Но проблема, конечно, не в деньгах. Ресурсов-то хватит: рабочих рук, специалистов, стали, кирпичей. Люди в России соскучились по нормальной работе. Но не будет никакого развития, пока не будет сформировано культуры управления, которая включает в себя неподкупность чиновников, пропаганду единого для всей страны проекта, подготовку кадров. Без этого любые финансовые вливания просто бессмысленны. К примеру, «большой скачок» в Китае провалился. Всё вроде бы делали как в годы индустриализации в Советском Союзе. Но Китай оказался слишком отсталым. Пришлось проводить «культурную революцию», чтобы вовлечь всех граждан в проект развития. На Северном Кавказе пока массы оторваны от задумок наверху. Хоть Северный Кавказ и не был отсталым регионом в советское время, но вся беда в том, что сегодня очень трудно выделить развитые.
Скорей всего подобным образом Кремль и купил кавказских президентов , дабы те в свою очередь выступили с инициативой по упразднению института президенства в национальных регионах. Вероятно помимо этого существует ряд других договоренностей, к примеру зеленая дорога на переселение целой армии кавказцев в регионы РФ, с подачи самого Медведева.