Main » 2010»Ахсынньы»14 » должно приехать начальство - временно исполняющий обязанности генерального директора ОАО «ЯТЭК»ЮСУПОВ З.К., и нужно обязательно расчистить д
должно приехать начальство - временно исполняющий обязанности генерального директора ОАО «ЯТЭК»ЮСУПОВ З.К., и нужно обязательно расчистить д
18:10
14.12.2010 14:19
Марина САНТАЕВА, «Наше время».
На Вилюе погиб человек, расчищавший дорогу к приезду начальства
24 ноября вечером 49-летний житель поселка Кысыл-Сыр Вилюйского района Михаил РУСАКОВ, вернувшись с работы домой, сообщил жене, что завтра утром он с напарником едет на бульдозере расчищать дорогу через реку Вилюй. Его супруга Ольга очень удивилась и насторожилась, ведь все последние дни ноября в районе шел снег, стояла теплая, совсем не ноябрьская погода, и лед на реке был еще довольно тонким.
Весь день 25 ноября, когда муж уехал на реку, Ольга не находила себе места, а после обеда ей сообщили, что Михаил погиб: трактор ДТ-75, на котором Русаков прокладывал дорогу по тонкому вилюйскому льду, провалился и ушел под воду. И хотя неподалеку на берегу в это время находились коллеги Михаила, никто не бросился на помощь водителю, оказавшемуся буквально запертым в тонущем тракторе.
Опасное задание
«Накануне Миша объяснил мне, что в этот день, 25 ноября, должно приехать начальство - временно исполняющий обязанности генерального директора ОАО «ЯТЭК» (бывший Якутгазпром, ныне Якутская топливно-энергетическая компания – прим.ред.) ЮСУПОВ З.К., и нужно обязательно расчистить дорогу на СП (сборный пункт – прим.ред.), - рассказала вдова Михаила Ольга РУСАКОВА. – СП - это объект ОАО «ЯТЭК», который находится на левом берегу реки Вилюй. Добраться туда можно только на вертолете, пешком или по льду через Вилюй». На тот момент ледовая переправа через реку еще не была разрешена. Вместе с Михаилом на задание отправился Сергей УШАКОВ, специалист по безопасности движения, работающий на участке транспорта цеха обеспечения производства газонефтепромыслового управления (ГПУ) ОАО «ЯТЭК». Как утверждает Ольга, задание по расчистке льда на Вилюе мужчины получили от начальника ГПУ ОАО «ЯТЭК» Артема КОСТЮХИНА. То есть отказаться от его выполнения Михаил просто не имел права.
В эти дни в районе, да и вообще на территории республики действительно стояла аномально теплая погода. Переезжать через Вилюй в это время было не просто рискованно, а очень опасно – широкая река, хорошо известная своим крутым нравом, толком не промерзла. Тем более опасно было делать это на тяжелой технике, такой как трактор ДТ-75, на котором отправился на работу Русаков. Осознавал это и сам Михаил.
«Имея большой стаж и опыт работы на речном флоте и на спецтехнике - тракторах - Миша знал, чем это может обернуться, но отказаться не мог, прекрасно понимая, что его поставят перед выбором: или выполняй, что тебе сказали, или... незаменимых у нас нет, - продолжает Ольга. - Он так и сказал мне: «Оля, моего мнения никто не спрашивает, но я постараюсь отказаться, ведь я работаю машинистом ДТ-75, но не бульдозера и по 4 разряду, а на бульдозер принимают не ниже 5-го разряда». На всякий случай Михаил все же попытался успокоить жену: «Ну а если все-таки не получится отказаться, я буду очень осторожен». «Конечно, - говорит Ольга, - он просто успокаивал меня, но я видела, что он сам сильно переживает».
Трактор ушел под воду
Несчастье произошло примерно около полудня 25 ноября. Жена узнала об этом лишь в 4-ом часу. «Как рассказывали после, начальник ГПУ, заместитель главного инженера ОАО "ЯТЭК” Костюхин предложил сначала провести экстренное совещание, но работники конторы попросили все-таки сообщить сначала мне», - рассказывает Ольга Русакова.
На работу к Русаковой (Ольга работает оператором связи в филиале «Сахателекома» - прим.ред.) пришел Сергей Ушаков, который был с Михаилом, и рассказал о том, что произошло. «Он сказал мне, что Михаил вместе с ним чистил две полосы, и вначале все было нормально, - говорит Ольга. - Потом он дал указание Михаилу прочистить середину между двумя уже расчищенными полосами, а сам остался на берегу. Трактор отъехал от берега примерно на 150 метров и исчез. Ушаков не мог объяснить, почему это произошло. Я спросила у него, делал ли он замеры льда и ставил ли вешки. Он ответил, что да, все это было сделано. По его словам толщина льда составляла 28 см. Но ведь для тяжелой техники массой 7 тонн этой толщины недостаточно». «Он выехал на лед сам»
2 декабря по факту несчастного случая в ГПУ ОАО «ЯТЭК» прошло служебное расследование. Что интересно, как говорит Ольга, тот же Ушаков дал на нем совершенно другие показания. Вот что рассказала Ольга: «Не только Ушаков, но и другие руководители ОАО «ЯТЭК» как будто сговорились и стали обвинять во всем моего мужа, убеждая меня в том, что Миша сам, без указаний, выехал на лед. Кроме того, в первых показаниях Ушаков сказал, что когда погиб Миша, он стоял на берегу, а во второй раз почему-то сообщил, что он в это время уехал на обед».
В протоколе опроса очевидца несчастного случая, составленном 2 декабря, Сергей Ушаков показал следующее: «Машинисту ДТ-75 было дано задание расчистить снег на косе и площадку для разворота автомашины. Оставив УАЗ-фермер, я со слесарем ПОТАПОВЫМ взял инструмент и занялся промером льда и установкой вешек, составляя таблицу. Через 40 минут мы оказались на противоположной стороне реки и устанавливали последнюю вешку. В это время машинист ДТ-75 Русаков самостоятельно выехал на лед…». То есть Ушаков фактически обвинил Русакова в самоуправстве. Что произошло дальше, мы уже знаем…
Также опровергнут факт дачи задания и начальником ГПУ Артемом Костюхиным. «Такой вопрос не мог обсуждаться, - заявил Костюхин, - так как нет официального разрешения использования ледовой переправы на реке Вилюй». В общем, со слов коллег погибшего выходит, что на опасно тонкий лед Русаков выехал исключительно по собственной инициативе. На свою голову. Или, вернее, на свою смерть.
Почему его не спасли?
А вдова погибшего Ольга задает сегодня одни и те же вопросы: почему вся вина свалена на погибшего, который не мог принять самостоятельного решения переправляться через реку в период ледостава? Почему Михаила не спасли, ведь в это время рядом с ним находились люди?
«Когда достали тело Миши, по нему было видно, что он пытался выбраться из трактора, но дверцу, видимо, зажало льдом. Он не смог открыть окно кабины, видно было, что он бил и в верхний люк трактора, но тот то ли был запаян, то ли еще что», - говорит Ольга.
Существует также и другая версия – что когда трактор начал проваливаться под лед, Русаков ударился головой и потерял сознание, а значит, не мог пытаться выбраться из кабины.
Сегодня в ОАО «ЯТЭК» идет служебное расследование несчастного случая. В конце недели комиссия под председательством начальника отдела безопасности ОАО «ЯТЭК» Раймонда ТУГИ, созданная по приказу врио гендиректора ОАО «ЯТЭК» Заирбека ЮСУПОВА, предоставит акты проведенного расследования. Результаты проверки будут направлены в Государственную трудовую инспекцию республики, инспекцию по охране труда и прокуратуру. ________________________________________ Новый договор – новая ответственность?
Примечательно, что на следующий после несчастного случая день, 26 ноября, в том же Кысыл-Сыре состоялось общее собрание работников ОАО «ЯТЭК», на котором был заключен новый коллективный договор на 2011-2013 годы. Документ предусматривает «активную роль профсоюзной организации ЯТЭК в трудовых взаимоотношениях, уделяя особое внимание льготам и гарантиям, которые компания предоставляет своим сотрудникам сверх трудового законодательств», говорится в официальном сообщении компании, а его целью является «дальнейшее развитие и укрепление стабильных, открытых и доброжелательных отношений между руководством компании и коллективом». ________________________________________
Кто виноват?
По твердому убеждению Ольги Русаковой, сейчас все делается для того, чтобы свалить вину, а значит и ответственность на погибшего. «Они вообще не имели права сажать Мишу на бульдозер, так как приняли его на работу по 4-му разряду, а на бульдозере такого типа имеют право работать только с 5-м разрядом. Но больше всего возмущает позиция руководящего персонала ОАО «ЯТЭК», испугавшегося ответственности за трагедию, - сокрушается убитая горем Ольга. - Поражает их уверенность в безнаказанности. Да, сейчас деньги решают многое. Люди у нас в поселке не живут - они выживают. Они держатся за свои рабочие места, ведь ЯТЭК - это предприятие, где платят хоть и небольшую, но стабильную зарплату. Люди боятся оказаться без средств к существованию - и я понимаю, что это очень страшно, когда у тебя есть дети. При этом спорить с приказами руководителей просто невозможно».
ЯТЭК: «Мы заинтересованы в установлении истины»
А вот как официально прокомментировало случившееся руководство ОАО «ЯТЭК». «25 ноября рядом с поселком Кысыл-Сыр Вилюйского района (улуса) Республики Саха (Якутия) при расчистке дороги от снега у реки Вилюй погиб работник ОАО «Якутская топливно-энергетическая компания» Русаков Михаил Николаевич. Бульдозер, которым управлял М.Н.Русаков, выехал на лед и провалился. Спасти водителя не удалось. В настоящий момент по факту происшествия проводятся проверки со стороны прокуратуры республики, а также трудовой инспекции. О возможных причинах трагедии говорить рано, однако не исключено грубое нарушение техники безопасности. В данный период времени выезд на лед был категорически запрещен. Со своей стороны ОАО «ЯТЭК» оказывает содействие следственным органам при проведении проверок. Мы в равной степени заинтересованы в установлении истинных причин трагедии. Семье погибшего оказывается поддержка со стороны компании. Предприятие берет на себя расходы по организации похорон, вдове погибшего Русаковой Ольге Владимировне будет выплачена компенсация в размере 600 тысяч рублей. От лица ОАО «ЯТЭК» выражаем свои искренние соболезнования».
В настоящее время по факту гибели Михаила Русакова Вилюйским межрайонным отделом СУ СК при Прокуратуре РФ по РС(Я) проводится проверка.
Михаилу Русакову было всего 49 лет, у него две взрослые дочери и две маленькие внучки.
Точто говорят вранье все работовшие на сп левого берега были вызвоны на реку вилюй ........... так как поступило сообщение что проезошла беда утонул трактор пока шли слевого берега на правый было видно что трактор прошол много раз по реке прочистив 4 полосы чево былобы достаточно.... для проезда в будущем очень габаритных машин ..........его заставили чистить еще................а азамеры льда не делолись........ просто разметку дороги зделали и больше не чего...............так вот когда работники СП прибыли наместо там было все ночальство и все стояли вокруг майны в которой на ходился трактор и только РИм аглеич дал команду Мужики мол надо чето предпринемать работники СП пошли Пешком на Левый берег чтобы нарубить бревна..... для того чтобы обложить трактор и вытощить человека из него....... хотя и ночальство моголо зделать тоже самое.........им было ближе до берега...........а Ушаков чесал затылок............после того как тело вытощили все вернулись на свои иместа........после этого ........на СП поступил Сегнал мол не кто не чего не видел....... вот такто он невчем не виноват .....а руководство дает вальсифицырованые данные
Мы скорбим по Мише. Ведь он жил с нами много лет.Миша вырос на Вилюе, он хорошо знал реку с детства, просто сам выехать на реку с тонким льдом он не мог. А сейчас начальство говорит обратное, очень выгодно ему( начальству) свалить на Мишу всю вину за произошедшее. Стыдно господа! Нас, жителей поселка, руководство ЯТЭК и администрация поселка , не в грош не ставит.