Виктория ГАБЫШЕВА Как-то несколько месяцев назад, я без всякой задней мысли произнесла слово «штаны», что-то вроде «им придется затянуть штаны». Знакомый, кому это говорилось, вдруг залился гомерическим смехом, и когда успокоился, объяснил, что в моих устах слово «штаны» звучит несколько двусмысленно. С тех пор мысленно я отказалась упоминать всуе и вместе такие слова как «Стахов» и «штаны», во избежание намеков на маниакальность, хотя в моем понимании я никогда и не преследовала экс-министра, скорее, наоборот. Я промолчала про последнюю экспертизу штанов, хотя знала, что это не больше чем липа. Не берусь даже аргументировать свое заявление, поскольку речь здесь совсем не о штанах, которые, надо сказать, стали уже отдельным персонажем, вроде гоголевского «носа». Вряд ли когда либо еще, такая тривиальная часть одежды как штаны, была предметом столь пристального изучения, а также пересудов самого разного толка. Вдоволь попутешествовав по городам и весям, они наверняка уже удостоились заслуженного отдыха. Жаль, что не в витрине музея МВД, как шутили на форуме «Кому за»; почетный экспонат, наверняка бы пользовался популярностью.
В общем, подогревать еще раз тему о бывшем министре, так нелепо споткнувшегося о собственные подштанники, мне совсем не хотелось. Однако, документы, попавшие мне в руки, заставили пересмотреть свое мнение. Яков Григорьевич находится вне пределов Республики, и этого достаточно, чтобы закрыть о нем тему навсегда, но кроме того, что он как министр способствовал раскрываемости преступлений, по некоторым данным их еще и сам совершал. А здесь затронута не только его личность, достойная того, чтобы предать ее забвению, но личности тех, кто пытается вывести экс-министра из уголовного дела. А они, по крайней мере, пока, находятся в пределах нашей Республики… МЕРСЕДЕС – БЕНЦ – бенц – бенц…
«Мерседес - бенц» - бесшумный и комфортабельный, черный и гладкий, как сыто урчащая черная кошка. Возможно, это чудо западной автомобильной индустрии для многих было предметом вожделения. Сегодня вокруг этого движимого имущества разгораются нешуточные страсти, достойные пера Донцовой, но никак не Шекспира. И вовсе не потому, что классик творил в другую эпоху, а потому, что о каких-то высоких чувствах и материях здесь вряд ли может идти речь, поскольку нельзя испытать истинную любовь к транспортному средству, даже такому замечательному, как «Мерседес». Так, страстишка, желание иметь, пользоваться, владеть; и в этом нет ничего предосудительного, если бы не одно обстоятельство: тот, кто возжелал его иметь, не вкладывал в предмет вожделения ни собственных средств, ни особых усилий, пытаясь приобрести его путем подлога, обмана и твердо уверенный в своей безнаказанности.
Вся жизнь – игра. И снова одним из главных действующих «героев», дискредитирующих само высокое звание генерал-майора, становится вещь. Уже не драные штаны, а красивое дорогое авто. Но каким бы оно не было замечательным, это всего лишь вещь, а Стахов, пожалуй, мастер собирать и коллекционировать фетиши.
У каждой вещи, как у человека, есть судьба. Самые закрученные и сложные – у дорогих шикарных вещей. Таким, очевидно, и был легковой седан Mercedes-Benz 400 SEL. Был он, правда, не совсем новым, 1991 года выпуска, но сохранился в великолепном состоянии. Некогда он приобретался АК «АЛРОСА» для встречи Патриарха Всея Руси Алексия Второго в городе Мирном, в период его запланированного визита в Республику. Брали его с тем расчетом, чтобы Патриарх мог без труда во всем облачении, зайти и выйти из автомобиля. После знаменательного события, очевидно, на столь шикарном авто ездить по разбитым дорогам показалось как-то слишком, и было решено подарить «Мерседес» МВД Республики в качестве спонсорской помощи.
Сказано – сделано. 12 апреля 2007 года на фирменном бланке АК «АЛРОСА» и подписью Первого вице-президента, исполнительного директора компании Ю.А. Дойникова вышел приказ № 194, из которого следовало, что заодно с другим автомобилем «Мерседес–бенц» с регистрационным знаком 0 444 ВХ безвозмездно, по акту, передали в Управление материально-технического и хозяйственного обеспечения МВД РС(Я), предварительно сняв с учета ГАИ – ГИБДД и в объединенном военном комиссариате города Мирного.
Роскошное авто, очевидно, со всеми предосторожностями перегнали в Якутск. Согласно счет-справки № 14 МР 787677 была осуществлена сделка купли – продажи автомобиля в пользу УМТХО МВД по РС(Я).
Сначала родился проект приказа о постановке на баланс транспортных средств (кроме «Мерседеса» АЛРОСА осчастливила МВД еще и новеньким «Лэнд-Круизером», стоимостью 1 миллион 200 тысяч рублей). Но проект так проектом и остался. «Мерседес» из приказа вычеркнули, подпись Стахова старательно заретушировали, оставив на оборотнем листе подпись его зама по тылу (Начальника Тыла МВД по РС(Я)) Е.А. Раздобудько. В общем, приказа не было, автомобиль на баланс МВД не поставлен.
«Такая корова нужна самому» очевидно, решил министр ВД по РС(Я) Яков Стахов, решив под шумок «прихватизировать» красивую игрушку. Почему? А шут его знает, можно предположить, что генерал-майора задавила жаба, а может (и что скорее всего) Яков Григорьевич часто путал вещи, принадлежащие министерству со своими личными и «Мерседес» - еще одна любимая штучка, должен был стать очередным памятным сувениром об алмазном крае.
По указанию министра «Мерседес» перегнали в Москву и продали совсем уж за смешную сумму в 50 тысяч по комиссионному соглашению некоему Сергею Дудину, предположительно родственнику Стахова. При оформлении якобы сделки, якобы купли-продажи, якобы в Якутске, использовали фирму по розничной продаже автомобилей.
На самом деле на авто ездил Яков Григорьевич, во время частых командировок в Первопрестольную.
Подарок – не отдарок, а повод для возбуждения.
Шила в мешке не утаишь. В 2009 году о хищении узнали. По указанию Стахова его водитель Нестеров спешно пригнал автомобиль из Москвы. Не без содействия Васильева, начальника УГИБДД, «Мерседес» был оформлен на сына одной из сотрудниц его вотчины, Олега Иванова, молоденького парнишку, 1987 года рождения. А для того, чтобы придать законность сделке якобы купли-продажи подставному лицу, в конце 2010 года должностные лица МВД по РС(Я) снабдили его серьезной (на первый взгляд) бумажкой. По версии прохиндеев от МВД, заинтересовавшиеся автомобильной эпопеей должны были увериться в том, что не пригодившийся министерству дорогой подарок вернули обратно в АК «АЛРОСА». Так родился приказ № 253 на фирменном бланке о том, что «Мерседес - бенц» возвращен на основании письма МВД РС(Я) от 21.05.2007 года № 16/494. Дальше по приказу говорится о том, что автомобиль подлежит реализации в установленном порядке.
Письма от МВД № 16/494 в природе не существовало, а приказ № 253, подписанный 10 мая 2007 года первым вице-президентом АК «АЛРОСА», касался отнюдь не машины, а передачи коллекции кимберлитов. То есть данная бумажка сочинялась и «стряпалась» в недрах МВД, но впопыхах и надо сказать, весьма небрежно. Не мешало бы предварительно взять урок у тех, кто привлекался по 159-й «мошеннической» статье…
Когда человек с погонами (а в данном случае и с большими звездами на погонах) занимается подлогом документов, он становится по другую сторону баррикад и уже ничем не лучше любого махрового мошенника. Впрочем, по словам министра ВД РФ Рашида Нургалиева, причастность преступника к внутренним органам служит отнюдь не смягчающим, а напротив - отягчающим обстоятельством. Так или иначе, закон равен для всех, но у нас, очевидно, в привлечении к ответственности выработан дифференцированный подход. Это сполна продемонстрировано и в нашумевшем деле с фирмой «Навигатор-Меркури», чье имущество на сумму более чем 3 миллиона было «экспроприировано» не без участия Николая Вагина, первого замминистра ВД. Вагин, хоть и скоропостижно, но благополучно ушел на пенсию, а попало «стрелочнику» - Геннадию Коваленко – командиру ОМСН (бывший СОБР), в отношении которого недавно прозвучал приговор в первой инстанции: «пять лет лишения свободы». Обмануть можно кого угодно, но не общественность, возмущенную тем, что обвинили человека, выполнявшего чужие приказы.
Как стало известно, Яков Григорьевич прошел-таки переаттестацию – главный экзамен силовиков на службу в полиции. В обществе двойных стандартов это вряд ли кого-то удивило. Можно ли в таком случае доверять словам Рашида Нургалиева, министра ВД РФ, о чистоте рядов и новом полицейском имидже? И что «главное, чтобы люди, отобранные для службы в полиции, были морально чистоплотными…»?