30 сентября 2011 11:20:00 В свете политических пертурбаций последних дней вновь всплыла цифра 20 триллионов рублей. Эта сумма предназначена на переоснащение вооруженных сил в 2011-2020 годах. Впервые она прозвучала ещё в декабре прошлого года из уст (внимание!) Владимира Путина и тогда особого ажиотажа не вызвала. Хотя вроде бы в нынешнем феврале впервые попросился в отставку Алексей Кудрин.
Поскольку подавляющее большинство читателей единовременно держали в руках деньги, исчисляемые в лучшем случае сотнями тысяч, то 20 триллионов - разница, математически выражаясь, на восемь порядков - трудно представимы. А значит, не понятно, реальны ли. И что, собственно, можно на эти деньги сделать.
Наверное, прежде всего нужно оценить среднегодовой объём предполагаемых расходов, что даст возможность сравнения с текущими затратами на оборону. Поскольку 2011 год уже идёт под уклон, а названная сумма пока что гипотетична, можем смело делить её на 9, получая 2222,2 млрд. руб. в год (повторим – это в среднем, в реальности скорее можно предположить постепенное нарастание суммы). Тут уже появляется возможность сравнивать. Эта цифра составляет ни много, ни мало почти 27% реально полученных доходов федерального бюджета России за 2010 год и более 24% осуществленных в том же году расходов. Она в три с четвертью раза превосходит расходы федерального бюджета по разделу «02» (Национальная оборона) бюджетной классификации. Уже эти сравнения заставляют серьёзно сомневаться в реалистичности проекта.
Можно, конечно, предположить, что за предстоящие годы ВВП и за ним бюджет будут расти таким темпом - существенно больше 10% в год в постоянных ценах (то есть делая поправку на инфляцию). И это позволит без особых проблем осилить такие расходы. Да ещё на хлеб с маслом останется. Но как-то с трудом в это верится.
Вместе с тем, по оценкам экспертов (здесь автор, не будучи специалистом, вынужден принимать их слова на веру), даже 5 трлн рублей хватило бы на полную замену всего вооружения ВМФ и ВВС. В целом программа переоснащения российских вооружённых сил вполне могла бы уложиться в первоначально запланированные 13 трлн, которые, впрочем, тоже выглядят неподъёмными. Правда, по словам высокопоставленных чинов Минобороны, этих денег хватило бы лишь на обновление стратегических ядерных сил, системы ПВО и авиации. На всё остальное бы не осталось. При этом практический опыт последней без малого четверти века подсказывает, что не ядерный щит является наиболее актуальным элементом силовой составляющей российского государства. Для локальных боевых действий в горно-лесистой местности он, по счастью, малоприменим.
Следует обратить внимание и на то, что выполнение гособоронзаказа периодически срывается. Это явилось причиной нескольких грозных заявлений президента в нынешнем году. Срывается не из-за недостатка денег, а из-за системных пробелов в организации процесса. Не выполнена и предыдущая, формально ещё не отменённая, программа вооружений на 2006-2015 годы. Так, была запланирована поставка семи подводных ракетоносцев проекта 955 – на вооружение не принят ни один. Из шести многоцелевых подлодок также нет ещё ни одной. Планировалось поставить 24 надводных корабля, есть один.
Задача вывода российских вооружённых сил на современный уровень нерешаема без масштабных вложений. Точно так же, как без них не решаемы и многие другие горящие проблемы. Ведь та же безопасность страны обеспечивается не только вооружениями. Отто фон Бисмарк в своё время сказал знаменитую фразу про прусского учителя, который выиграл битву при Садовой, и был абсолютно прав.
Как там у нас обстоит дело со школьными учителями и престижностью их профессии? И с падающим уровнем элементарной грамотности выпускников школ? И сколько денег нужно вложить, хотя бы для остановки этого деградационного процесса?
В финансах, как в физике, из ничего ничего не возникает. Перефразируя Кота Матроскина, «чтобы потратить что-то, надо сначала заработать что-то». И поскольку объём заработанного всегда конечен, все потребности одновременно и в полном объёме удовлетворить невозможно. Приходится выбирать, устанавливать приоритеты. Либо влезать в долги. Либо проедать капитальные активы. Можно, правда, ещё давать обещания на будущее… А там уж «либо ишак, либо эмир, либо обещающий…»
Даже в «тучные нулевые» страна жила не по средствам. Наиболее яркое свидетельство тому – постоянно растущая цена на нефть, при которой российский бюджет может сводиться без дефицита. Не случайно же на встрече ведущих финансовых аналитиков с президентом прозвучала мысль, что наиболее точным индикатором эффективности деятельности власти стало бы снижение этой роковой планки. И в то же время набирались дорогостоящие и заведомо в наших условиях неэффективные проекты, которые автор этих строк уже перечислял в позавчерашней статье об итогах деятельности Алексея Кудрина.
Если мы хотим обеспечить военную безопасность страны, не подрывая в то же время потенциал развития, прежде всего необходимо очень аккуратно взвесить пределы «разумной достаточности». Понимая, что на имперское бряцание оружием просто нет сил (отдельный вопрос – зачем оно нужно, но не будем здесь в него углубляться). От глобального бремени военно-политической экспансии надорвался ещё СССР. А у современной России ресурс существенно меньше.
Второе – не взваливать на себя амбициозных и по большому счёту бессмысленных обязательств. Которые может быть, тешат честолюбие, но формируют чёрные дыры в экономике.
И в-третьих, начать не с выделения на бумаге гигантских сумм (вряд ли было бы лучше, если бы эти 20 трлн выделялись не на вооружения, а, скажем, на образование), а с перестройки системы власти и государственного аппарата. Такой, чтобы любой государственный проект не становился бы дырявой посудиной, текущей во все стороны в частные карманы. Чтобы любая объявленная реформа не становилась очередным поводом для распила бюджета. Чтобы общество получило реальные возможности влиять на принятие стратегических решений и контролировать их выполнение…
Но, кажется, мы с вами размечтались. Павел Кудюкин (заместитель министра труда и занятости РФ в 1992-1993), специально для «В кризис.ру»
- СКАНДАЛЫ.ру - http://www.skandaly.ru -
Распила не получилось
29.09.2011 11:16
Первый гособоронзаказ в 10-летней программе перевооружения России провален с небывалым треском
В истории с гособоронзаказом (ГОЗ) из года в год ничего не менялось: он традиционно проваливался. За это представители руководящих должностей и Минобороны, и оборонно-промышленного комплекса (ОПК) получали выговоры и занимаемых постов лишались. Не стал исключением и предыдущий ГОЗ. 17 мая вице-премьер Сергей Иванов обнародовал имена виновных в провале, которые были тотчас же уволены президентом. Таким образом, Дмитрий Медведев вновь дал понять, что будет предельно строг с теми, кто его указания не выполняет. Однако уже 6 июля в «Ъ» вышло интервью генконструктора Московского института теплотехники (МИТ) Юрия Соломонова с бескомпромиссным утверждением: «Госзаказ 2011 года уже сорван — он выполнен не будет». Мгновенный feedback
Юрий Соломонов говорил только про свой сегмент — про стратегические ракетные комплексы. Однако его слова оказались пророческими: проблемы с ГОЗ возникли не только у МИТа, но еще у целого ряда предприятий. В целом же реакция на интервью последовала сразу. «Я хочу, чтобы вы не только с этой информацией разобрались, но и вообще с ситуацией,— заявил в день выхода интервью Дмитрий Медведев министру обороны Анатолию Сердюкову.— Если она такая, как описывают некоторые наши коллеги, то тогда нужны организационные выводы в отношении всех, кто отвечает за это в правительстве. Независимо от чинов и званий. Мне хватило прошлого года».
Последнее предложение звучало грозно, поэтому Минобороны не могло оставить заявление генконструктора без ответа. Через несколько дней Анатолий Сердюков вместе с вице-премьером Сергеем Ивановым, курирующим оборонку в правительстве, отчитались перед президентом о ситуации: оба утверждали, что предпосылок для срыва ГОЗ-2011 нет. А задержки с заключением контрактов, по их версии, были связаны исключительно с ценообразованием. И тогда уже выяснилось, что проблемы, изложенные академиком Соломоновым, касаются не только МИТа, но и Объединенной судостроительной корпорации (ОСК), Объединенной авиастроительной корпорации (ОАК) и холдинга «Вертолеты России». Примечательно, что эта тройка была обнародована самим министром обороны. В течение августа и президент, и подключившийся к нему премьер Владимир Путин требовали как можно скорее весь пакет контрактов по ГОЗ-2011 заключить, причем звучали даже конкретные даты. В итоге дошло до того, что премьер потребовал закончить контрактацию и отчитаться перед ним до 31 августа. К тому моменту одним «проблемным» поставщиком стало меньше: к 31 августа у холдинга «Вертолеты России» с Минобороны были подписаны 11 контрактов на поставку 590 вертолетов. ГОЗ-2011 в плане вертолетов, как пообещал директор холдинга Дмитрий Петров, будет выполнен. С оставшейся тройкой поставщиков — МИТ, ОАК, ОСК — Минобороны найти общий язык в указанный премьером срок не смогло. Помощь извне
Владимир Путин Фото: ITAR-TASS/PRESIDENTIAL PRESS SERVICE, Reuters
Сложности во взаимопонимании понятны. Впервые за много лет промышленность осознала, что у военных есть реальные средства для выполнения ГОЗ, и это немедленно сказалось на ценах. Владимир Путин это заметил и прореагировал. 26 июля, выступая на совещании по вопросам ГОЗ, премьер в ценовом споре между промышленностью и Минобороны выступил на стороне военных. Узнав у главы Минфина Алексея Кудрина, что накопленная инфляция с начала года уже составила около 5%, а по итогам 2011 года планируется 7-7,5%, Владимир Путин удивился: «В отношении военной техники цены выросли не на какие-то 5-7-8%, а в разы. Это куда годится?». Уже к середине августа становилось ясно, что ситуация с ГОЗ-2011 выходит из-под контроля — сроки поджимали, а контракты все не заключались. Для форсирования решения этого вопроса был подключен уже не только Сергей Иванов, но еще и вице-премьер Игорь Сечин. Ему выпала «честь» возглавить межведомственную комиссию, которая должна была сблизить промышленность и военных в «цене вопроса».
Но предложение комиссии согласовывать контракты по прямой калькуляции цен на изделия без применения инфляционной надбавки не сильно помогло. ОСК согласилась подписать с Минобороны ряд не самых крупных контрактов, а самые сложные и дорогие — с «Севмашпредприятием» на сдачу до нового года одного подводного крейсера проекта 855 «Ясень» и двух проекта 955 «Борей» — остались в подвешенном состоянии. При этом надо отметить, что крейсеры проекта 955 являются штатными для запуска межконтинентальной баллистической ракеты «Булава», а в госпрограмме вооружения (ГПВ) до 2020 года упор делается именно на стратегическую составляющую.
Контракты с ОАК на поставку 65 учебно-боевых самолетов Як-130 и 24 корабельных истребителей МиГ-29К ждала та же участь. Хотя во время авиасалона МАКС говорилось, что может состояться подписание контрактов на эти поставки не только в рамках ГОЗ, но и по всей ГПВ-2020 суммой около $3 млрд. Однако Минобороны посчитало, что $15,4 млн за один Як-130 — необоснованно много, а авиапромышленность ответила, что не может работать себе в убыток. На том переговоры и продолжаются, и каждая сторона меняет свою позицию крайне неохотно. Если вообще меняет.
МИТ, ставший настоящим катализатором выявления проблем ГОЗ-2011, попал в опалу. Хотя претензии со стороны военных Анатолий Сердюков обосновал в начале июля весьма внятно. По словам министра, МИТ необоснованно увеличил стоимость партии ракетных комплексов «Тополь-М» на 3,9 млрд руб. Однако учитывая технологические циклы изготовления комплексов «Тополь-М», едва ли можно говорить о том, что они будут поставлены в сроки, обусловленные ГОЗ-2011. Предложение президента «закупать продукцию за рубежом» в конкретно взятом случае с МИТ оказалось несостоятельным: ведь институт является эксклюзивным разработчиком стратегических ракетных комплексов, а производящий их Воткинский завод — эксклюзивным производителем. Аналогов производимой продукции в мире просто нет. Чуда не произошло Так получилось, что именно ГОЗ-2011, в отличие от всех предыдущих ГОЗ, отводилась принципиально новая роль — роль флагмана и первопроходца в десятилетней программе перевооружения. И президент, и премьер, и министр обороны неоднократно подчеркивали рекордные финансовые показатели, выделенные не только по ГПВ-2020 (около 20 трлн руб.), но и по ГОЗ-2011, а это с учетом кредитной схемы около 750 млрд руб. Столь крупной суммы никогда ранее не выделялось.
В целом понять можно обе стороны. Минобороны не может по одному указу премьера или президента заключить контракт «не глядя» — тогда все 750 млрд руб. вмиг осядут в ряде предприятий, не позволив военным заключить не менее важные контракты с другими поставщиками. А за это верховный главнокомандующий явно щадить не будет. Промышленность же просто не может работать себе в убыток: цена на продукцию растет, а военные, столь трепетно относящиеся к финансам, требуют обосновывать фактически каждый рубль. Что занимает не день и не два, а куда больше времени. А слова о том, что следующий ГОЗ-2012 будет сформирован до 2012 года, едва ли послужат утешением: ведь смысл ГОЗ не столько в его формировании, сколько в его своевременном выполнении. Чего с ГОЗ-2011, увы, не случилось.
В целом же сложившаяся ситуация окончательно утвердила две тенденции. Первая заключается в том, что Минобороны и промышленность не могут заключать контракты по первому же предложению «сверху». Вторая свидетельствует о том, что сейчас идет финальная битва из разряда «кто кого» в ценовом вопросе. Либо военные предложат свои условия игры промышленности, по которым она будет играть вплоть до 2020 года, либо же промышленность сможет отстоять свои позиции и Минобороны придется искать ценовой компромисс, что привнесет дополнительные трудности, ведь Минфин, который до последнего момента возглавлял Алексей Кудрин, считает увеличение расходов на военные программы едва ли не экономическим преступлением против бюджета России.