Main » 2011»Алтынньы»1 » «мы ожидаем, что произойдет общая коррекция цен на мировом рынке, в первую очередь за счет снижения (количества) спекулятивных сделок на рын
«мы ожидаем, что произойдет общая коррекция цен на мировом рынке, в первую очередь за счет снижения (количества) спекулятивных сделок на рын
11:48
Алмазный рынок упал и не отжался
Несмотря на все оптимистичные заявления диамантеров, больше похожие на заклинания, рынок уговорить не удалось – он так и не пришел в себя после августовского нокдауна. Первые распродажи по сниженным ценам впервые были отмечены в конце июля в Индии. В августе эти тенденции усилились – результаты аукциона BHP Billiton были почти катастрофическими, цены большинство лотов снизились на 20-35%, причем, 4 из 16 лотов остались непроданными. Результаты тендера, проведенного алмазодобывающей компанией Firestone Diamonds в Ботсване, оказались еще хуже. По сообщению Firestone, «из общего объема предложенных к продаже 24 109 каратов алмазов в ходе тендера в Ботсване, только 3 395 каратов были проданы на сумму $ 863 037. В общей сложности 20 714 каратов алмазов, главным образом включавших в себя более мелкие камни, были отозваны из-за невозможности достичь стартовой цены».
В сообщениях, поступающих в основном из Индии, говорится, что большинство из тех торговцев бриллиантами, которые опасались, что цены на алмазное сырье могут понизиться еще более перед рождественским сезоном покупок, начали продавать свои запасы.
АЛРОСА и De Beers были более дипломатичны в оценке событий. «Да, нервозность присутствует, но я не думаю, что алмазы из-за этого обязательно пострадают», – сказала главный исполнительный директор Diamond Trading Co (DTC) Варда Шайн в интервью агентству Reuters. По ее мнению, август – это традиционно тихий месяц из-за отпускного периода. Кроме того, она считает что «поскольку инвесторы избегают государственных облигаций и банковских акций, алмазы и золото предоставляются твердыми вариантами для диверсификации их портфелей».
При этом, агентство Rough&Polished отмечает: «Несмотря на то, что выручка от июльской продажи DTC стала рекордно высокой (855 млн.долл.), компания предполагает, что цены на алмазы в ближайшие месяцы скорректируются, как это можно было наблюдать на недавних аукционах добывающих компаний, а также на индийской ювелирной выставке India International Jewellery Show в августе этого года».
Тем не менее, сразу после этого рекордного сайта DTC приняло решение о резком сокращении сентябрьского сайта до 380 млн. долл. Как отметил председатель Израильского алмазного института, президент Международной ассоциации производителей бриллиантов и Израильской ассоциации производителей бриллиантов Моти Ганц, «это решение DTC призвано охладить рынок за счет уменьшения объема сайта и обеспечить стабилизацию цен, таким образом оказывая воздействие на весь алмазный трубопровод, включая бриллиантовый рынок в крупнейших центрах». По его мнению, оно некоторым образом успокоит алмазный рынок, с недавнего времени переживающий резкие колебания цен.
АЛРОСА, в пресс-релизе от 31 августа, пишет, что по итогам августовского тендера «Единая сбытовая организация АЛРОСА отмечает сильный потенциал спроса практически по всем группам алмазного сырья и стабилизацию цен с незначительным снижением по некоторым категориям, что связано с существенно более низким влиянием спекулятивных факторов на рынке».
Глава департамента по связям с общественностью компании Андрей Поляков рассказал PolishedPrices, что цены АЛРОСА не снизились, однако предупредил: «мы ожидаем, что произойдет общая коррекция цен на мировом рынке, в первую очередь за счет снижения (количества) спекулятивных сделок на рынке».
Вместе с тем он выразил надежду, «что возможное снижение цен будет коротким, и мы с нетерпением ждем сентября… трудно прогнозировать тенденцию изменения цен в третьем и четвертом кварталах до тех пор, пока не будут известны результаты ювелирной ярмарки Hong Kong Jewellery Fair».
Но чуда не произошло, закрывшаяся в минувшие выходные 29-я сентябрьская выставка ювелирных изделий и драгоценных камней Hong Kong Jewellery & Gem Fair продемонстрировала все те же тенденции – снижение цен на фоне низкого спроса. Ставка на всемогущий «китайский спрос» себя не оправдала. Впрочем, трудно было ожидать иного на фоне замедления темпов экономического роста в США и Европе, и крайне высокой волатильности на фондовых рынках. В таких условиях покупатели повели себя кране осторожно.
Как отметило агентство Rapaport, «Розничные покупатели воздерживаются от крупных покупок для создания запасов, и покупают только самое необходимое. Они очень чувствительны к ценам и опасаются, что цены могут снижаться дальше».
Ури Шварц, генеральный директор израильской компании A.Schwartz & Co. рассказал агентству – «Люди не покупают «впрок» из-за неопределенности на рынке, поэтому ярмарка не такая успешная, как обычно». А Бхарат Дасвани из гонконгской компании House of Jewels добавил, что посетители совершают покупки в меньших количествах из-за разницы в ценах.
«Дальний Восток все больше ищет товары более низкого качества», – заявил производитель бриллиантов из Нью-Йорка, пожелавший остаться анонимным. Другой участник выставки из Лос-Анджелеса так описал торговлю: «Первый день для нас была небольшая катастрофа, но ко вторнику люди немного активизировали свои покупки».
Агентство Rapaport констатирует, что индийские продавцы снизили цену на свою продукцию, а покупатели все настойчивей требуют скидок.
По информации организаторов, в выставке приняли участие 3 450 экспонента, на ней побывало 48 188 посетителей. 30% гостей выставки были из Гонконга, 23% из Континентального Китая и 7% из Индии. Пик посещений пришелся на среду и четверг, но в выходные поток упал, несмотря на то, что шоу был открыто и в эти дни.
Сейчас пока рано еще говорить, насколько долго и глубоко продлится коррекция на алмазном рынке: это полностью зависит от ситуации на фондовых рынках. Выставка наглядно показала, что никакого особого всеобъемлющего «китайского спроса» нет. Да, в Китае становится все больше обеспеченных людей, почувствовавших вкус к бриллиантам, но они не будут покупать любые камни по любым ценам. В мире не существует защитных «оазисов», где можно спокойно пересидеть биржевой шторм.
Судя по всем прогнозам, такая ситуация неопределенности продлится еще достаточно долго, когда и чем она закончится, не знает никто. Поэтому для алмазодобывающих компаний Якутии сейчас самое лучшее время, чтобы активизировать работу по снижению издержек, структурированию компаний и избавлению от непрофильных активов.
В такой рыночной ситуации ОАО «Нижне-Ленское», по моему мнению, уже пора вводить полномасштабную антикризисную программу. Степень закредитованности компании и себестоимость добычи очень высоки и потому для нее любое снижение цен на алмазы отражается крайне чувствительно.
У группы АЛРОСА ситуация чуть лучше, но и там не все так гладко. Например, АЛРОСА, пора в кратчайшие сроки определиться, как снизить себестоимость добычи на «Севералмазе». Если компания не в состоянии сделать это сама, то необходимо привлекать стратегического партнера. Но издержки на этом предприятии необходимо сокращать как можно быстрее и любым путем.
С другой стороны, вот уже больше года как идут разговоры об избавлении компании от непрофильных активов, но дальше разговоров дело не идет. А все эти страховые, авиа, пенсионные, коммунальные и прочие предприятия регулярно отвлекают деньги. Например, на последнем Набсовете было принято решение о дополнительном вкладе АК АЛРОСА в уставной капитал ООО «СК АЛРОСА» 144 млн. рублей. А эти деньги далеко не лишние в компании.
В портфеле АЛРОСА десятки непрофильных активов: санаторий «Голубая волна» в Геленджике; предприятия ЖКХ в Ленске и Мирном; Удачнинский комбинат пищевых предприятий; Мирнинская городская типография; 90,6% НПО «Буревестник» в Петербурге; 99,7% Вилюйской ГЭС-3 и ресурсодобывающие предприятия «АЛРОСА-Газ» и «Иреляхнефть» в Мирном; АЛРОСА-ВГС, «АЛРОСА-Ленскстрой» и «АЛРОСА-Спецбурение», «АЛРОСА-Внешстрой Лтд.» и «Гидрошикапа» (в Анголе); 99,3% страховой компании СК АЛРОСА и «Мирнинский коммерческий банк «МАК-Банк», ООО «Ситим» и т.д. Сообщения о продаже непрофильных активов появились на сайте АЛРОСА с марта 2011 года, а что с тех пор продано? Ничего.
Кроме того, в такой нестабильной ситуации на рынках АЛРОСА надо очень чутко, осторожно и крайне ответственно подходить к своей сбытовой политике. О такой ответственности, в своей статье помещенной на портале www.polishedprices.com, неплохо написал директор компании Dali Diamond и член правления AWDC Иси Морсел: « …являясь отраслью, которая оказывает важное влияние на тех, кто с ней связан далее по цепочке, и обеспечивает средства к существованию тысяч людей на разных континентах, разве мы все не должны нести общую ответственность за стабильность предлагаемых цен? Эта ответственность не распространяется только на поставщиков алмазов, но и на торговцев алмазами, на производителей бриллиантов и на любых других действующих лиц, в том числе и на отраслевых обозревателей.
Если кто-то еще сомневается, почему это так, то вот вам главная причина действовать ответственно: в конце концов, никто из нас ничего не выигрывает в ситуации, когда конечный потребитель видит – или начинает видеть - колебания цен такой разрушительной амплитуды, как 30%, и в такой категории продуктов роскоши, как бриллианты».