Бу сир талбата (меню)
News topics
Политика.Митинги. Пикеты. Партии [860]
Мысли. Думы.Мнения, обсуждения, реплика, предложения [206]
Суд-закон.МВД.Криминал [1172]
Право, закон [271]
Экономика и СЭР [785]
Власть Правительство Ил Тумэн [1065]
Мэрия, районы, муниципалитеты [367]
Мега пректы, планы , схемы ,программы. ВОСТО [175]
Сельское хозяйство,Продовольствие. Охота и рыбалка [484]
Энергетика, связь, строительство.транспорт, дороги [125]
Коррупция [819]
Банк Деньги Кредиты Ипотека Бизнес и торговля. Предпринимательство [253]
Социалка, пенсия, жилье [256]
ЖКХ, строительство [129]
Образование и наука. Школа. Детсад [204]
Люди. Человек. Народ. Общество [172]
АЛРОСА, Алмаз. Золото. Драгмет. [646]
Алмазы Анабара [161]
http://alanab.ykt.ru//
Земля. Недра [227]
Экология. Природа. Стихия.Огонь.Вода [339]
СМИ, Сайты, Форумы. Газеты ТВ [123]
Промышленность [43]
Нефтегаз [259]
Нац. вопрос [275]
Соцпроф, Совет МО, Общ. организации [65]
Дьикти. О невероятном [171]
Выборы [630]
Айыы үөрэҕэ [27]
Хоһооннор [5]
Ырыа-тойук [17]
Ыһыах, олоҥхо [87]
Култуура, итэҕэл, искусство [342]
История, философия [187]
Тюрки [76]
Саха [127]
литература [33]
здоровье [414]
Юмор, сатира, критика [11]
Реклама [6]
Спорт [121]
В мире [85]
Слухи [25]
Эрнст Березкин [88]
Моё дело [109]
Геннадий Федоров [11]
BingHan [4]
Main » 2011 » Алтынньы » 6 » Россия Поумнеют ли нефтяные компании Сахалина после изгнания злых духов?
Россия Поумнеют ли нефтяные компании Сахалина после изгнания злых духов?
15:49
http://forum.ykt.ru/viewtopic.jsp?id=1837101&f=25
Читать всем! После заключения договоров БЕА будет поздно!
Автор: Золотая_я * (78.31.222.194) 06.10.2011 (11:38)
http://www.warandpeace.ru/ru/analysis/vprint/61180/
7 мифов об иностранных инвестициях
26.08.11 18:03     Экономика
Тема иностранных инвестиций является одной из центровых в наших СМИ. Когда такие инвестиции валом валят в Россию (как это было, например, в период 2007-2008 гг.), то наши журналисты (а заодно с ними и многие "профессиональные" экономисты) как дети радуются и ожидают в самые короткие сроки построения "светлого капиталистического будущего". Когда поток иностранных инвестиций пересыхает и/или инвесторы уходят из России, они грустят и начинают петь мантры на тему: "надо улучшить инвестиционный климат в России", "надо создать благоприятные условия иностранным инвесторам", "надо привлекать иностранный капитал" и т.д. и т.п. Одним словом: "заграница нам поможет", а без нее мы будем прозябать на обочине мирового прогресса. Кажется, за почти два десятилетия торжества "свободы слова" в России СМИ сделали свое черное дело: мои даже самые "продвинутые" студенты начинают говорить на занятиях об иностранных инвестициях, используя штампы известного "профессионального" экономиста Ясина. Я, по мере сил, стараюсь объяснять им смысл этих штампов и объяснять, как же на самом деле обстоит дело с иностранными инвестициями в России. В общей сложности таких наиболее значимых штампов, или мифов набирается с десяток. Хочу повысить к.п.д. своей преподавательской работы и раскрыть смысл этих мифов не только своим студентам, но также любознательным пользователям интернета.Миф первый.
 
Этот миф можно сформулировать примерно так: "Иностранные инвестиции способствуют решению структурных проблем российской экономики". Имеется в виду, что инвестиции идут, прежде всего, в реальный сектор экономики и способствуют развитию материально-технической базы обрабатывающей промышленности (реконструкция действующих предприятий, расширение производственных мощностей, внедрение новых технологий с целью повышения эффективности производства, создание наукоемких производств и т.п.). А, это со временем позволит России из сырьевой страны превратиться в индустриальную державу, экспортирующую машины и оборудование, другую наукоемкую продукцию.
Увы, желаемое выдается за действительное. Прибегнем к такому источнику, как Росстат. По его данным, кредиты иностранных банков российским организациям для осуществления различных инвестиций в 2008 году составили действительно очень внушительную цифру: 2.563,8 млрд. руб. Если округлить, то это 2,5 триллиона рублей! А если пересчитать на доллары по курсу 1 долл. США = 30 рублей, то получится внушительная сумма 85,5 млрд. долл.! Да с помощью таких иностранных инвестиций в течение десяти лет можно полноценную индустриализацию провести! Почище сталинской. Однако я должен разочаровать наших читателей. Почти 93 процента всех этих кредитов были выданы для инвестиций в так называемые "финансовые активы", т.е. в операции с ценными бумагами. А на инвестиции в основной капитал (физические активы) лишь около 7 процентов.
Въедливый читатель скажет: а может быть, те самые финансовые инвестиции представляют собой долгосрочные вложения в акции и облигации российских предприятий и, в конечном счете, предназначаются для нашей "капиталистической индустриализации"? Еще раз должен огорчить читателей: почти все кредиты (примерно 98 процентов) предназначены для "краткосрочных финансовых инвестиций". Это на официальном языке Росстата. А на "бытовом" языке это банальные финансовые спекуляции, которые не только не помогают реальному сектору экономики, а, наоборот, мешают его развитию, т.к. вызывают периодические взлеты и падения рыночных котировок этих предприятий, внося полную дезорганизацию в производство и приводя даже рентабельные предприятия до банкроства. Чтобы у неподготовленного читателя сложилось более четкое представление, что такое "финансовые инвестиции", напомню: в 1997-1998 гг. в России возник бум на рынке ценных бумаг под названием ГКО (минфиновские обязательства). Кончился этот бум плачевно - кризисом. Но иностранные инвесторы очень хорошо тогда нагрели руки на спекуляциях с ГКО, выведя из страны десятки миллиардов наших кровных денег (погашение ГКО осуществлялось из государственного бюджета).
Миф второй.
 
"Иностранные инвесторы осуществляют вложения в основной капитал и, тем самым, способствуют развитию производства, техническому прогрессу, обновлению продукции и т.д. и т.п.". Если обратиться к тому же Росстату или Банку России, то указанные организации удовлетворят наше любопытство относительно того, каковы реальные масштабы иностранных инвестиций в основной капитал (т.е. здания, сооружения, машины, оборудование, транспортные средства и другое имущество, которое характеризуется длительными сроками использования). Вроде бы также получается немало (хотя на порядок меньше, чем инвестиции в финансовые спекуляции). Но дело в том, что подавляющая часть так называемых "инвестиций в основной капитал" не создают этот капитал (основные фонды), а лишь ведут к переходу уже созданных ранее (в советский период истории) объектов из одних рук в другие. Российские предприятия превратились в объект спекулятивных операций, а их новые владельцы думают не о совершенствовании производства, а о том, как бы повысить (используя финансовые технологии) рыночные котировки купленного предприятия и выгоднее его перепродать. Раньше спекулировали пшеницей, нефтью, золотом и другими товарами, теперь спекулируют крупными предприятиями. Российским предприятиями сегодня "рулят" не производственники, а "финансовые гении".
Одно утешение: такое происходит во всем мире. Согласно экспертным оценкам, в прошлом десятилетии лишь 1 из 5 долларов прямых инвестиций (инвестиций в основной капитал, дающих инвестору контроль над предприятием) направлялся на создание новых объектов, а 4 доллара использовались для покупки существующих. Примерно такая раскладка наблюдается по прямым иностранным инвестициям в России. Таким образом, иностранные инвестиции в основной капитал означают не экономическое развитие России, а скупку ее предприятий и установление контроля над российской экономикой со стороны транснациональных корпораций. А "профессиональные" экономисты типа г-на Ясина создают "шумовую завесу", позволяющую прикрывать инвестиционную интервенцию западного капитала в Россию.
Миф третий.
 
"Иностранные инвестиции - это деньги, которые приходят из-за границы". Иногда иностранные инвестиции действительно представляют собой перемещения денег из одной страны в другую с целю вложения в финансовые или нефинансовые активы в последней. Но далеко не всегда и не во всех странах. Да, в какой-то момент времени деньги действительно приходят в страну, пересекая ее границу (иногда виртуальную, поскольку сегодня международные расчеты и платежи представляют собой передачу электронного сигнала). А затем иностранный инвестор может уже существовать в принимающей стране достаточно автономно, расширяя свои операции за счет прибыли, получаемой в принимающей стране. Он может осуществлять новые инвестиции за счет реинвестирования прибыли.
А теперь обратимся к данным Росстата. По данным этой организации, в 2000 году инвестиции в основной капитал организаций с участием иностранного капитала более чем на 60% обеспечивались за счет полученных в России прибылей, и только на 40% за счет притока новых капиталов в нашу страну из-за рубежа. В 2005 году эта пропорция стала равной 80 : 20, а в 2008 году - 75 : 25. Иначе говоря, иностранные инвесторы укрепляются в России за счет эксплуатации природных и людских ресурсов нашей же страны. Можно сказать также: мы своими богатствами и своим трудом помогаем иностранцам еще глубже пустить корни в российской экономике. А наша статистика внутренние источники финансирования предприятий с участием иностранного капитала учитывает как "иностранные инвестиции". На бумаге получается, что "заграница нам помогает", а на деле все наоборот: мы помогаем обогащаться загранице за счет нашего народа:
- наших предков (прошлый труд, овеществленный в основных фондах, созданных в годы индустриализации),
- нынешнего поколения (живой труд),
- наших детей и внуков (природные ресурсы и долги по сегодняшним кредитам).
 
Миф четвертый

 
"Присутствие иностранного капитала в нашей стране невелико и, следовательно, не представляет никакой угрозы для российской экономики и безопасности России в целом". Этот миф нужен для того, чтобы обеспечить идеологическое прикрытие продолжающейся инвестиционной агрессии Запада, которая ведет к быстрому укреплению позиций иностранного капитала в России. Опять же обратимся к Росстату. Несколько лет назад он начал публиковать статистические данные по уставным капиталам основных секторов и отраслей российской экономики, в том числе в разрезе форм собственности. Почему-то эти цифры крайне редко встречаются в СМИ, поэтому приведу некоторые из них. В 2009 году доля предприятий с участием иностранного капитала (тех, где иностранцам принадлежит контроль) в общей величине совокупного уставного капитала всех отраслей российской экономики была равна 25%. Не знаю, как вы, но меня эта цифра впечатляет. Хотя понятно, что это "средняя температура по госпиталю". Заглянем в отдельные сектора и отрасли. Эта доля иностранцев ("нерезидентов") в добыче полезных ископаемых равна 59%! Мы говорим, что мы - сырьевая страна. Может быть, но вот добыча сырья, полезных ископаемых уже не в наших руках. Далее. По всем отраслям обрабатывающей промышленности рассматриваемый нами показатель в 2009 году составил 41%! А что скрывается за этой средней цифрой? В пищевой промышленности показатель доли иностранцев в уставных капиталах был равен 60%, в текстильной и швейной - 54%, в производстве кокса и нефтепродуктов - 50%, в оптовой и розничной торговле - 67%. Так что ситуация критическая и даже катастрофическая. Практически во многих отраслях нам уже мало что принадлежит. Думаю, что реальная ситуация значительно хуже даже той, которая представлена статистикой Росстата. Потому что многие так называемые "российские" компании на поверку управляются оффшорными фирмами, за которыми могут стоять транснациональные корпорации и банки. Почему-то ни в правительстве, ни в Государственной Думе приведенные мною данные Росстата не обсуждаются. Более того, из этих органов государственной власти постоянно продолжают исходить разного рода инициативы по поводу "привлечения иностранных инвесторов" в страну.
Кредиты и займы сегодня также относятся к разряду "инвестиций". Об угрозе нарастающей угрозы внешнего долга, образованного западными кредитами и займами, я сейчас распространяться не буду, поскольку здесь вроде бы все и так понятно.
 
Миф пятый.
 
"Иностранным инвесторам надо создавать различные привилегии и льготы, чтобы они имели условия, равные тем, которые имеют российские инвесторы". На самом деле многие страны мира, не стесняясь, обеспечивают преференции именно своим, отечественным инвесторам. Но, да ладно. Наши "высоконравственные" власти делают вид, что они заботятся о "всеобщем и полном равенстве" везде и во всем. Но в этом случае им надо заботиться о том, чтобы поставить в равные условия отечественного инвестора, который до сих пор находится в России на правах нелюбимого ребенка. Причин такого неравенства (не в пользу отечественного инвестора) много. Например, российский инвестор не может пользоваться дешевыми финансовыми ресурсами, который западный инвестор может получить из множества разных источников. Например, в банках развития (у нас такой банк был создан несколько лет назад на базе известного ВЭБа, но российских инвесторов он явно не жалует). Банк России фактически организовал "кредитную блокаду" в отношении российских предприятий (эта тема обширная, я ее здесь не буду развивать). Но, пожалуй, самая главная преференция для иностранных инвесторов на нашем экономическом пространстве - заниженный курс рубля по отношению к доллару и другим резервным валютам. А занижен он, по крайней мере, в два раза по отношению к доллару США (если сравнивать по паритету покупательной способности). Это означает, что иностранный инвестор может приобретать российские активы на очень выгодных условиях (фактически в два раза дешевле, так как он меняет иностранную валюту на рубли, необходимые для покупки по льготному, заниженному курсу). Я не хочу дальше углубляться в тонкости валютного курса. Думаю, читатель и так понял, что российская власть для добросовестных отечественных инвесторов - что злая мачеха.
 
Миф шестой.

 
"Иностранные инвестиции нам нужны, потому что в стране не хватает собственных ресурсов". Те, кто усвоил хотя бы азы экономики, знают, что произведенный в стране валовой общественный продукт (валовой внутренний продукт) с точки зрения его использования делится на две большие части: а) текущее потребление (то, что съедается, выпивается, изнашивается, потребляется в течение данного года); б) оставшаяся часть, которая называется сбережением и которая предназначена для использования в будущем. Вторая часть ВВП и является источником инвестиций, направляемых на создание новых, расширение и совершенствование существующих производств. Некоторые страны почти полностью "проедают" свой создаваемый ВВП и на инвестиции им мало что остается (или же инвестиции осуществляются за счет внешних заимствований). А в некоторых странах сберегается очень значительная часть ВВП, что дает им возможность осуществлять масштабные капиталовложения. В России сберегаемая часть ВВП составляет 30-35%. По сравнению с большинством стран (особенно на фоне западных стран) это очень солидная часть. Но если мы обратимся все к тому же Росстату, то увидим, что реально на инвестиции в основной капитал расходуется примерно половина сберегаемой части. А куда же исчезла вторая половина? Она пошла на финансирование экономик других стран, почти исключительно экономически развитых стран. Как это выглядит в реальной жизни? Центральный банк России, управляя громадными валютными резервами (полученными от экспорта нефти и другого сырья; сегодня это около 500 млрд. долл.), размещает их на Западе, осуществляя кредитование под низкий процент (а нередко - с учетом инфляции и валютных курсовых изменений - под отрицательный процент) экономик других стран. Таким образом, половина инвестиционного потенциала России используется для "помощи" Западу, который не ограничивает "себя любимого" в потреблении. Фактически эту "помощь" можно рассматривать как дань, которую наша страна, проигравшая "холодную войну", вынуждена платить победителям, прежде всего Америке. Кстати, часть этой нашей "помощи" возвращается к нам "из-за бугра" в виде грабительских кредитов. Своими собственными руками мы загоняем себя в долговую кабалу!
На примере данного мифа мы еще раз убеждаемся, что в реальной экономической ситуации все в точности "до наоборот" по сравнению с тем, что внушают нам "профессиональные" экономисты и "российские" СМИ.
 
Миф седьмой.

 
"Иностранные инвестиции представляют собой поток финансовых ресурсов из других стран в Россию". Многие мифы строятся на том, что говорится половина правды, а вторая половина замалчивается. Это наглядно видно на примере данного мифа. Да, иностранные инвестиции - это движение финансовых ресурсов "оттуда" в направлении "сюда". Но мы уже выше отмечали (миф третий), что значительная часть иностранных инвестиций "питается" за счет внутренних, а не внешних ресурсов (реинвестиции доходов предприятий с участием иностранного капитала). Кроме того, наши российские мифотворцы всегда аккуратно обходят такой неприятный вопрос, как перевод иностранными инвесторами получаемых в России доходов за рубеж. Эти доходы складываются из процентов по кредитам, дивидендов, арендных и франшизных платежей и т.п. Так вот, согласно данным Банка России, за период 1995-2010 гг. общий инвестиционных доходов, выведенных иностранцами из нашей страны, составил 513 млрд. долл. (в среднем в расчете на год получается 32 млрд. долл.) Гигантская величина, превышающая величину всех золото-валютных резервов Российской Федерации на сегодняшний день. Также для сравнения: накопленные иностранные прямые инвестиции в России на 01.01. 2010 г. (последние из имеющихся данных Банка России) составили 382 млрд. долл.
Таким образом, иностранные инвестиции подобны насосу, заброшенному западными корпорациями в российскую экономику. В 1990-е гг. западные инвесторы "подсуетились", активно поучаствовали в российской приватизации (скупка активов за бесценок) и запустили в действие "финансовый насос", который исправно обескровливает Россию и продлевает жизнь Западу. Например, инвестиции в основной капитал организаций с участием иностранного капитала в России в 2008 году составили 1.176 млрд. руб., причем основная часть была обеспечена за счет реинвестиций; на средства, переведенные из-за рубежа, пришлось лишь 304 млрд. руб. При валютном курсе рубля по отношению к доллару 30 : 1 получается, что из-за границы пришло средств на инвестиции в основной капитал около 10 млрд. долл. США. А совокупные инвестиционные доходы нерезидентов (иностранцев) в РФ, по данным Банка России, в том же 2008 году составили 88,7 млрд. долл. Вот вам наглядная статистическая иллюстрация действия иностранных инвестиций как "финансового насоса"
На этом я временно ставлю точку на перечислении и раскрытии мифов, относящихся к теме иностранных инвестиций в России. Есть еще много других мифов, но все они сводятся к фразе одного из героев Ильфа и Петрова: "Заграница нам поможет". Я постарался не вдаваться во многие тонкости, которые интересны лишь профессиональным экономистам и финансистам. У рассмотренных нами проблем, безусловно, есть также политическое, социальное, правовое и духовно-нравственное измерение. Например, необходимо осмысление того, почему наш народ добровольно оплачивает сегодня ту "веревку" (покупку российских активов за счет наших же средств), на которой завтра те же "иностранные инвесторы" убедят его повеситься (причем добровольно). С помощью статистики и экономических категорий этого не объяснишь. Причины лежат в духовной сфере. Приглашаю всех к широкой (не только экономической) дискуссии и готов отвечать на вопросы.
Источник: Валентин Юрьевич Катасонов. Заведующий кафедрой международных валютных и кредитных отношений МГИМО



Россия
Поумнеют ли нефтяные компании Сахалина после изгнания злых духов?
http://info.forest.ru/oil/05/oil-0503.htm
На прошедшей неделе на севере острова Сахалин происходили весьма бурные события. Там, наконец, с большим успехом прошла акция протеста местного коренного населения. Она логично развивалась через последовательные фазы «разминка» — «торжественное начало» — «суровые будни» — «апофеоз». Сейчас процесс находится в фазе «тогда считать мы стали раны», а также переговоров.

Учтите, что дальнейшее изложение составлено по сообщениям средств массовой информации, а не непосредственных участников событий. Но ведь внешний мир именно таким образом и узнает о том, что происходило в январе 2005 года на севере острова Сахалин.

Благоразумно перенеся проведение акции с 20 декабря 2004 года на 20 января 2005 года, и славно погуляв на новогодние праздники, участники грядущих событий стали подтягиваться к месту их проведения. Началось выяснение «кто есть кто» и обмен мнениями.

Основные участники — представители коренного малочисленного населения, природоохранные организации и некоторые политические партии (ЛДПР, «зеленые»). Среди природоохранной общественности несомненной звездой была «Экологическая вахта Сахалина», руководитель которой, Дмитрий Лисицын, лично принимал участие во всех последующих событиях. Отметились также международные природоохранные тяжеловесы — Всемирный Фонд дикой природы (WWF) и «Гринпис».

Противоположная сторона — крупнейшие мировые нефтегазовые компании, работающие по проектам «Сахалин-1» и «Сахалин-2».

Оператором проекта «Сахалин-1» является американская компания «ЭксонМобил» в лице компании «Сахалин Эксон Нефтегаз». Кроме «ЭксонМобил» в состав консорциума входят российская «Роснефть», индийская ONGC, японская Sodeco, акционерами которой является ряд японских компаний, включая такие известные, как Marubeni и Itochu.

Оператором проекта «Сахалин-2» является британско-голландская «Шелл» действующая через компанию «Сахалин Энерджи». Кроме «Шелл» в проекте «Сахалин-2» также участвуют японские гиганты Mitsui и Mitsubishi.

Есть еще и третий участник. Это различного рода российские власти. Теоретически они должны защищать интересы и права российских граждан, а также следить за порядком. Понятно, что с нынешних российских властей спрос малый. Но, тем не менее, они, в виде различных официальных и силовых структур, если не действуют, то хотя бы присутствуют на увлекательных дискуссиях природоохранной группировки и нефтепромышленников.

Дальнейшее изложение тянет на полнометражный сериал.
Итак, серия первая: «Аппаратные интриги Сахалинского двора»

18 января 2005 года представители Сахалинской администрации и нефтегазовых компаний, задумали, как они полагали, сильный ход. Впрочем, последующие события должны будут показать представителям компаний, что все, за что берутся российские власти, имеет фатальную тенденцию завершаться по сценарию «хотели как лучше, получилось как всегда».

Но пока все выглядело очень трогательно и мило. В администрации Сахалинской области было подписано соглашение о сотрудничестве в области социально-экономического развития коренных малочисленных народов Севера Сахалинской области. Со стороны областных властей его подписал вице-губернатор Сахалинской области, руководитель аппарата администрации Сахалинской области г-н Г.А.  Карлов. Другой стороной был могучий набор работающих в Сахалине компаний. Там оказались «Сахалин Энерджи», «Эксон нефтегаз», «Роснефть-Сахалинморнефтегаз» и «Элвари Нефтегаз».

Представительство коренного местного населения было охарактеризовано в несколько расплывчатых терминах. Их изображали «представители малых сахалинских этносов: от нивхов — представитель коренных малочисленных народов Севера в областной Думе Е.А. Королева, делегаты Пятого Съезда коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока РФ: от нанайцев — А.Р. Минато, от эвенков — А.Г. Шахматова» (www.regnum.ru 19.01.2004):

Главной целью соглашения была названа еще более расплывчатая координация областной целевой программы «Экономическое и социальное развитие коренных малочисленных народов Севера Сахалин на 2005 и последующие годы». В сообщениях об этом историческом событии ничего не говорилось насчет выполнения требований о проведении этнологической экспертизы или возмещении ущерба, нанесенного коренному малочисленному населению Севера Сахалинской области в результате реализации нефтегазовых проектов. О содержании самого документа догадываться сложно. Почему-то до сих пор ни «Сахалин Энерджи», ни «Эксон нефтегаз» не разместили его текста на своих Интернет-сайтах. Чтобы все могли почитать и порадоваться.

Однако все эти аппаратные интриги, как и следовало ожидать, не оказали ровно никакого действия на участников надвигающихся акций, и события продолжали развиваться своих ходом.
Серия вторая: «Рады познакомиться. А вот начальник местной кутузки».

Намерение коалиции организаций коренного малочисленного населения и примкнувших к ним природоохранных и политических активистов устроить массовые акции протеста активизировало представителей власти. 19 января 2005 года прошла встреча организаторов мероприятий с руководством Ногликского района и знакомство с руководством районной милиции, прокурором, руководством местного ФСБ. Районный прокурор г-н Вручинский сообщил, что организация пикетов будет незаконной. Вообще-то незаконным является само блокирование автомобильных дорог, но прокурор предпочел использовать формальной зацепкой. В соответствии с законом «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях, пикетированиях» их организаторы должны уведомить власти за 10 дней до их проведения. Поскольку лидеры надвигающихся северосахалинских событий известили о своих намерениях администрацию муниципального образования «Ногликский район» только 17 января, то акцию они могли начать не ранее 27 января. В связи с этим администрация района уже 18 января предложила изменить место и время проведения пикета.

В соответствии с законом организаторы акции должны были информировать районную администрацию о принятии или непринятии ее предложения. Г-н прокурор предупредил, что:

«В случае если в нарушение установленного порядка организации и проведения пикетирования, акция все-таки начнется, то будет рассматриваться вопрос о привлечении ее организаторов в административной ответственности по статье Кодекса РФ об административных правонарушениях, которая предусматривает наказание в виде штрафа до двадцати минимальных размеров труда» (www.newsru.com 21.01.2005).

Покончив с организаторами, районный прокурор Вручинский перешел к рядовым участникам намечающейся акции протеста. Тут он был либерален. «Прокурор сказал, что они получили четкие инструкции не применять оружие (даже дубинки). По его словам, никому не будут скручивать руки, максимум, что будет сделано — это милиция «оттеснит» бастующих с дороги». (www.regnum.ru 20.01.2004.).

Возможно либерализм г-на Вручинского и его начальников был вызван отнюдь не приверженностью принципам прокурорской гуманности, а весьма прагматическими соображениями. Неизвестно, есть ли в поселке Ноглики подходящая кутузка, чтобы обеспечить необходимое количество посадочных мест для всех рядовых участников акций протеста. Опять же, проблема перевозок. На милицейских «бобиках» всех не навозишься, да и есть ли у них достаточное количество бензина. Попросить «благотворительную помощь» у нефтяных компаний в рамках частно-государственного партнерства — так те еще после скандалов в Нигерии и Индонезии прийти в себя не могут.

Тем временем, как и следовало ожидать, начал разворачиваться скандал в связи с подписанным 18 января соглашением о сотрудничестве в области социально-экономического развития коренных малочисленных народов Севера Сахалинской области. Одна из якобы подписавшихся, А. Шахматова, заявила, что не делала этого. Представитель коренных народов в Сахалинской думе Е. Королева заявила, что подписанное ей соглашение является только первым шагом на пути сотрудничества с администрацией области и нефтяными компаниями. Оно не заменяет Меморандум, выдвинутый Ассоциацией коренных малочисленных народов Севера.
Серия третья: «Приветствия»

Приближение явно волнующих и увлекательных событий вызывало достаточно заметное оживление в рядах болельщиков, наблюдателей и читателей.

20 января 2005 года в Москве Всемирный Фонд дикой природы (WWF) и Ассоциация коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока РФ (RAIPON) провели пресс-конференцию «Коренные народы против безответственных нефтяников». Там ситуация, сложившаяся на Сахалине была охарактеризована следующим образом:

«Данная акция является единственным способом самозащиты Конституционных прав коренных малочисленных народов Севера Сахалинской области в условиях отсутствия доступа к полной и достоверной информации по осуществляемым на Сахалине нефтедобывающим проектам, дезинформации, содержащейся в проектной документации, а также нежелания компаний вести серьезный диалог с организациями коренных народов» (www.regnum.ru 20.01.2005).

Приветствие прислал и депутат российской Госдумы Иван Ждакаев. Он сообщил, что: «В настоящее время областная прокуратура проводит проверку исполнения рекомендаций государственной экологической экспертизы по проекту «Сахалин-2». Как следует из материалов проверки по технико-экономическому обоснованию комплексного освоения Пильтун-Астохского и Лунского лицензионных участков второго этапа проекта «Сахалин-2» компания «Сахалинская энергия» получила более 80 рекомендаций, которые затрагивают многие аспекты строительства. Государственная экологическая экспертиза отметила недостаточную проработку в проектах вопросов обеспечения экологической безопасности территорий проживания коренных малочисленных народов Севера Сахалина.

Уверен, что благодаря нашим совместным действиям, права коренных народов Севера Сахалина будут надежно защищены»
. (www.regnum.ru 19.01.2005)

Но самое изумительное послание пришло из Министерства регионального развития. Оказывается, в телеге российской государственности существует и такое колесо власти. Послание из Министерства регионального развития за подписью директора департамента межнациональных отношений Ю.В. Балахнина, которое 20 января 2005 году наконец-то добралось до вице-губернатора Сахалинской области г-на Карлова, гласило:

«В соответствии с поручением аппарата правительства Российской Федерации П16–27017 от 18 декабря 2004 г. сообщаем, что Ваше письмо е4–4558 от 25 ноября 2004 года с информацией о решениях V съезда коренных малочисленных народов Севера Сахалинской области рассмотрено в Министерстве регионального развития Российской Федерации. Доводим до Вашего сведения, что резолюция V съезда коренных малочисленных народов Севера Сахалинской области внимательно изучена нашими специалистами, в части рекомендаций правительству Российской Федерации будет максимально учтена в работе Министерства регионального развития…

В этой связи с целью учета и распространения положительного опыта решения проблем коренных народов Севера в регионах Российской Федерации, прошу Вас предоставлять в адрес Министерства регионального развития Российской Федерации информацию о деятельности администрации Сахалинской области по поддержке коренных малочисленных народов Севера» (www.regnum.ru 21.01.2005).

В переводе вышеуказанного бюрократического бреда на нормальный язык, это, видимо, означает, что пускай администрация Сахалинской области со своими аборигенами разбирается сама, не забывая посылать жизнерадостные отчеты о полученных результатах в Москву. Федеральные же чиновники ничего делать не будут. Но, тем не менее, приятно, что где-то далеко и высоко в столице нашей Родины ситуацию на Сахалине «рассматривают», «внимательно изучают» и даже «будут максимально учитывать в работе».

Пока вице-губернатор Карлов вчитывался в эту ахинею, события уже перешли в следующую фазу — «торжественное начало».
Серия «Будем говорить или воевать?»

20 января 2004 года в окрестностях родового поселения Вени (Венское), расположенном на берегу залива в Ногликском районе, начался митинг, организованный при поддержке и участии Ассоциации коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока РФ, ряда природоохранных организаций и политических партий. В нем приняли участие около 300 человек. Эта поляна веками использовалась для проведения праздников и различных обрядов. Здесь же находилось и родовое нивхское кладбище. После начала реализации сахалинских нефтяных проектов строители нашли поляне другое применение. Ее расчистили бульдозерами, уничтожив часть могил, и сложили здесь бетонные плиты и металлические конструкции.

Пришедшие сюда люди говорили о том, что реализация проектов «Сахалин-1» и «Сахалин-2» ведет к уничтожению оленьих пастбищ, нерестовых рек. Гибнет рыба. В дальнейшем приходится ожидать еще более тяжелых последствий из-за аварийных разливов нефти, которые будут вызваны чрезвычайно сложными природными условиями региона и недостаточной надежностью принятых инженерных решений.

Участники митинга требовали проведения независимой этнологической экспертизы, которая установит степень негативного воздействия сахалинских нефтегазовых проектов на состояние окружающей природной среды и традиционный образ жизни коренного населения. Должен быть создан Фонд поддержки устойчивого развития коренных малочисленных народов Севера.

Собравшиеся на митинг приняли решение обратиться к президенту Путину с просьбой оказать поддержку коренным малочисленным народам Сахалина и выступить посредником между ними и нефтяными компаниями.

До самого последнего момента участники митинга ожидали прибытия представителей компаний «Сахалин Энерджи», «Эксон нефтегаз», «Бритиш Петролеум Сахалин» и «Роснефть-Сахалинморнефтегаз» для подписания совместного меморандума, или хотя бы для обсуждения сложившейся ситуации. Однако никто не приехал.

После того, как был проведен обряд изгнания злых духов с поляны у Вени, участникам митинга стало ясно, что эту деятельность придется продолжить.

Процесс перешел в следующую фазу — «суровые будни».
Серия «Изгнание злых духов продолжается».

Поняв, что ни от представителей компаний, ни от сахалинский, ни, тем более, от московской власти толку не добьешься, участники акции перешли в активным действиям.

Для начала 21 января 2005 года была блокирована дорога, ведущая на Береговой комплекс подготовки продукции компании «Эксон Нефтегаз» у залива Чайво. Мероприятие началось с обряда изгнания злых духов. После чего, чтобы они не вернулись назад, дорога была перекрыта пикетом численностью около 40 человек. В основном это были представители местного коренного населения, одетые в традиционную меховую одежду. Они стояли под транспарантами «Требуем проведения этнологической экспертизы», «Рыба — наше богатство». Самым ударным орудием пикета был плакат «Нефтяники, вы должны помнить, на чьей земле вы работаете. Владимир Путин, город Салехард, 2004 год».

Чтобы не мерзнуть на морозе в минус 30 градусов был разожжен большой костер. Неподалеку мерзло руководство милиции и ФСБ Ногликского района, и даже представитель УВД Сахалинской области. Эксцессов не было. На организаторов акции — президента Ассоциации коренных малочисленных народов Сахалина Алексея Лиманзо, координатора регионального отделения ЛДПР Андрея Полуханова и лидера РЭП «Зеленые» Андрея Нагибина, как и было обещано ранее, составили протокол об административном нарушении. Теперь властям будет чего рассматривать.

После исполнения этого должностного акта районный прокурор был настроен благодушно. Он сказал: «А сейчас каждый займется своим делом. Пикетчики будут пикетировать, а милиция следить за тем, чтобы не случилось инцидентов» (»Коммерсантъ» 24.01.2005). Но инцидентов пока не происходило. Представителей областной администрации тоже не было видно. Равно как и представителей нефтяных компаний.

У пикета постепенно скопилось более 100 автомашин. В основном это были трубовозы и бензовозы. Насколько можно понять из сообщений СМИ, режим пикетирования был вполне гуманным — с 7 утра до 11 вечера. Ночевать участники пикета уезжали в поселок Вал. С 11 вечера до 7 утра все желающие, похоже, могли проезжать без особых проблем.
Серия «Добрые духи с нами»

22 января 2005 года субподрядчикам, работающим на строительстве объектов «Сахалин-1» все это надоело, и они попытались наладить объезд. Однако пробитая в обход пикета дорога была не приспособлена для движения тяжелых машин. Они двигались медленно и с большими задержками. В конце концов, прицеп одного из трубовозов перевернулся, и объездная дорога тоже оказалась заблокированной. К счастью никто из людей не пострадал.

Участники акции заявили, что авария с прицепом стала следствием магического обряда, во время которого шаман призывал на помощь добрых духов. Каким образом привлекать к административной ответственности духов, районный прокурор не знал, а потому, похоже, этот эпизод остался без мер прокурорского реагирования. Тем более что на улице было холодно, и вообще наступили выходные.
Серия «Пролетарии против миноритариев»

Процесс сотрудничества с добрыми духами и изгнания их злобных коллег, возможно, успешно шел бы и дальше, вплоть до полной очистки нивхской земли от гадости, что туда понатащили за последние годы. Но участники акции повторили стратегическую ошибку, которая стала очевидной во время организации блокады российских железных дорог трудящимися угольной промышленности в 1998 году.

Нельзя доводить ситуацию до прямого столкновения с другими социальными группами. Общество вполне лояльно воспринимает блокаду грузовых эшелонов, но не поездов с обычными пассажирами или отдыхающими, едущими в отпуск.

23 января 2005 года на пикете у контрольно-пропускного пункта на дороге к стройплощадке «Объединенного берегового технологического комплекса» (генеральный подрядчик компания «БЕТС») проекта «Сахалин-2» произошло столкновение пролетариев с представителями коренных и малочисленных народов:

«Участники пикета, около 50 человек (коренные малочисленные народы и представители организаторов акции), блокировали дорогу к объекту в 10 часов 40 минут. Спустя 20 минут со стороны объекта к пикету подошли 2 большегрузных «Урала» с рабочими, которые после двухнедельной вахты отправлялись в поселок Ныш на железной дороге, а оттуда на поезд и по домам. Увидев, что дорога перекрыта, они вышли из машин и направились к участникам пикета. Начался конфликт, объяснение с пикетчиками происходило на повышенных тонах.

Участники акции отказались открыть дорогу, заявив, что намерены стоять до конца, и другого выхода, чтобы отстоять свои права у них нет. Милиция, обеспечивающая общественный порядок, в конфликт вмешалась не сразу. Только когда представители органов правопорядка увидели, что ситуация выходит из-под контроля, они разделили пикетчиков и рабочих на две группы. Начались переговоры. Организаторам акции удалось уговорить представителей коренных малочисленных народов пропустить вахтовки на станцию. Никто из представителей компаний «Сахалин Энерджи Инвестмест Компания» или «БЕТС» на КПП так и не появился.

Чтобы избежать дополнительной социальной напряженности организаторы акции приняли решение снять блокирование дороги раньше планируемого срока. Вместо 23 часов, пикетчики ушли с дороги в 17 часов».
Серия «Тогда считать мы стали раны»

По результатам акции протеста была подготовлена резолюция, которую поддержали 200 человек из числа коренных малочисленных народов Севера (КМНС) Она включает следующие основные требования

«- настаиваем на необходимости участия представителей коренных малочисленных народов Севера Сахалинской области в принятии решений по вопросам защиты их исконной среды обитания, традиционного образа жизни и социально-экономического развития;

- выражаем разочарование действиями представителя администрации Сахалинской области и некоторых компаний, организовавших недостойную фикцию с подписанием Соглашения между недропользователями и представителями КМНС 18 января в Южно-Сахалинске, не согласовавшего содержания и факта подписания с уполномоченными представителями организаций КМНС;

- поддерживаем проект Меморандума, подготовленный АКМНС Сахалинской области, совместно с АКМНСС и ДВ РФ, который был своевременно передан Администрации Сахалинской области и проигнорирован ею;

- призываем нефтедобывающие компании, осуществляющие хозяйственную деятельность в местах проживания коренных малочисленных народов Севера Сахалинской области, поддержать основные требования, содержащиеся в указанном Меморандуме: проведение этнологической экспертизы, создание Регионального консультативного Совета коренных малочисленных народов Севера Сахалинской области и специального фонда поддержки устойчивого развития КМНС и подписать Меморандум» (Резолюция…)

В заключение участники акции, подписавшие резолюцию, обращаются к президенту РФ В.В. Путину, председателю Совета Федерации Федерального собрания РФ, председателю Госдумы России, полномочному представителю президента РВ ДВФО, губернатору Сахалинской области, председателю Сахалинской облдумы с просьбой «защитить нашу исконную среду обитания и традиционный образ жизни, наши права, гарантированные Конституцией РВ и действующим законодательством и оказать содействие в достижении взаимопонимания и цивилизованных взаимоотношения между коренными малочисленными народами Севера Сахалинской области и промышленными компаниями «Эксон Нефтегаз Лимитед» и «Сахалин Энерджи Инвестмент Компани ЛТД» — операторами проектов «Сахалин-1» и «Сахалин-2» и их подрядчиками» (Резолюция…).

В течение ближайшей недели будут предприниматься попытки провести переговоры с представителями нефтяных компаний. Президент Ассоциации коренных малочисленных народов Севера Сахалинской области Алексей Лиманзо заявил, что в случае, если они не дадут результатов, акции протеста будут продолжены: «Мы учтем позицию мэра Ногликского района и уведомим его о проведении акции за 10 дней до ее начала. Кроме того, мы используем уже имеющийся у нас опыт проведения пикетов. Будем использовать другие методы и формы протеста. На этот раз будут блокированы не только основные, но и второстепенные дороги (к) объекту» (www.regions.ru 25.01.2004.)

Компания «Сахалин Энерджи» 24 января распространила пресс-релиз, который нам также пока не удалось обнаружить на ее сайте. В нем, похоже, представлена позиция компании по сахалинским проблемам. Хотя понять ее сложно, поскольку немногие содержащиеся в этом документе мысли утоплены в обильных потоках словоблудия. Наверно его авторы полагают, что именно такой стиль является проявлением высшей дипломатии. После фильтрации в остатке остается следующее:

1. «Сахалин Энерджи» не против продолжения переговоров, или, хотя бы разговоров.
«Мы уважаем стремление групп коренных малочисленных народов быть услышанными, однако мы не можем поддержать акцию протеста (это было бы очень оригинально — холеные «Сахалин Энерджи» одевают традиционные одежды нивхов, ульчей и других коренных народностей Сахалина, после чего присоединяются к церемонии изгнания злых духов — какой гигант пиарной мысли готовил этот пресс-релиз? — прим.сост.), так как предпочитаем более эффективные формы для ведения диалога). Мы всегда открыты для конструктивного диалога и имеем длительную историю сотрудничества с коренными малочисленными народами Севера Сахалинской области и их организациями. В то же время есть возможности для повышения качества такого сотрудничества, и нами ведется поиск открытых и честных путей достижения такого сотрудничества, которое окажет положительно(е) воздействие на жителей области. Мы поддерживаем усилия, направленные на поиск взаимосогласованных путей по ликвидации пробелов в осуществлении процесса информирования, что позволит нам в сотрудничестве с властями и общественностью обеспечить получения местными жителями выгод от реализации проекта. В духе открытого и прозрачного диалога мы поддерживаем создание трехстороннего форума из представителей коренных малочисленных народов Сахалинской области, властей всех уровней и нефтегазовой отрасли» (здесь и далее по www.rusenergy.com 25.01.2005.)

Интересно, кроме создания очередного трехстороннего форума, собирается ли «Сахалин Энерджи» «в рамках ликвидации пробелов в осуществлении информирования» хотя бы размещать тексты своих соглашений, заявлений, пресс-релизов на собственном официальном сайте?

Мы уже не мечтаем, что там будут принимать письма читателей и даже отвечать на них. Хотя, помнится, после истории с повешением местного нигерийского активиста Кена Саро-Вива компания «Шелл» резко улучшила обратную связь с посетителями своего Интернет-сайта.

2. «Сахалин Энерджи» весьма странно понимает стандарты Международного банка реконструкции и развития.
«В своем взаимодействии с группами коренных малочисленных народов мы руководствуемся требованиями российского законодательства и стандартами Международного банка реконструкции и развития».

Заявление сильное, рассчитанное на тех, кто с этими стандартами Международного банка реконструкции и развития (МБРР) не знаком. Можно ожидать, что МБРР, узнав об этом заявлении, изрядно удивится. Участники акций протеста могут мощно разыграть эту подставку, попросив, чтобы Международный банк реконструкции и развития дал официальное заключение о том, насколько действия «Сахалин Энерджи» соответствуют его стандартам.

3. «Сахалин Энерджи» любит сахалинских аборигенов.
«На протяжении 10 лет компанией оказывается поддержка различным программам и проектам, направленным на оказание помощи малочисленным народам области. Сюда можно отнести выплату компенсаций в размере, определенном в соответствии с требованиями российского законодательства, а также ряд программ социальной поддержки».

Вот бы славно было узнать, кому выплатили и сколько. Понятно, без указания фамилий и адресов, чтобы не наводить бандитов, а на уровне поселков. Вот бы их жители удивились. В Нигерии эта информация, будучи размещенной в Интернет, произвела фурор среди местного населения, которое и не знало, что, оказывается, о нем ТАК заботятся.

4. «Сахалин Энерджи» не знает, что такое этнологическая экспертиза.
«Нам неизвестны юридические основания для проведения дополнительной этнологической экспертизы, а также границы такой экспертизы в случае ее проведения. Нам неизвестно о существовании в этой сфере каких-либо методик определения количественно выраженного воздействия, которые были бы утверждены российскими нормами или приняты в международной нефтегазовой отрасли».

Ну что на это можно сказать? Плохо быть бестолковым.

5. Впрочем, в дальнейшем «Сахалин Энерджи», может быть, станет несколько более умной.
Этот радостный вывод можно сделать на основании заключительного аккорда пресс-релиза: «Мы оказываем поддержку коренным народам Севера Сахалина на протяжении многих лет, однако теперь нам необходимо более эффективно координировать свои действия с другими компаниями и выбирать те программы, которые охватывают большее количество людей и приносят им больше выгод».
Что дальше?

К сожалению, наше толковое издание для бестолковых чиновников и нефтяных начальников их сахалинская разновидность, похоже, не читает. А то они могли бы узнать много нового и интересного по части глупостей, которые уже совершили их нигерийские коллеги. Ведь все это уже было много раз пройдено и изучено.

И податливые на властную ласку туземные вожди, влияние которых на соплеменников в ряде ситуаций несколько преувеличивается. И обещания, а иногда даже и использование силы. Понятно, не просто так, а исключительно в целях осуществления «диктатуры закона». И гуманитарная помощь транснациональных нефтяных корпораций истощенным тяготами службы местным полицаям, которым на патроны, запасные автоматы, а также экскаваторы для закапывания трупов бюджетных денег не хватает. Помнится, компания «Шелл» долго отмывалась от последствий такого частно-государственного партнерства в Нигерии, а «ЭксонМобил» — в индонезийской провинции Ачех.

И невнятный лепет компаний, что они один раз уже заплатили, а если все это кто-то куда-то спер, то они не виноваты. И требования вождей местных аборигенов платить больше. И приходящее, наконец, осознание того, что компаниям придется не просто откупаться от рэкета местных чиновников, бандитов, вождей повстанцев, а налаживать реальные конструктивные отношения с местным населением и другими серьезными участниками событий, которые способны влиять на ситуацию.

Чем быстрее гиганты мирового бизнеса из «ЭксонМобил», «Шелл» «Бритиш Петролеум», «Мицуи», «Мицубиси», «Иточу», «Марубени», осознают все это и организуют регулярную работу сахалино-нигерийского семинара по обмену опытом, тем для всех будет лучше. Или они все-таки твердо решили повторить все совершенные в дельте Нигера ошибки?

Источники: www.regnum.ru 17.01.2005, 19.01.2005, 20.01.2005, 21.01.2005, 23.01.2005, 24.01.2005, 25.01.2005, www.regions.ru 21.01.2005, 25.01.2005, www.rusenergy.com 25.01.2005, www.newsru.com 13.01.2005, 21.01.2005, «Эхо Москвы» 21.01.2005, «Коммерсантъ» 21.01.2005, 24.01.2005, «Известия» 24.11.2005, «Резолюция участников акции протеста против прямого негативного воздействия, оказываемого нефтяными компаниями «Эксон Нефтегаз Лимитед» и «Сахалин Энерджи Инвестмент Компании ЛТД» — операторами проектов «Сахалин-1» и «Сахалин-2» и их подрядчиками на окружающую среду и образ жизни коренных малочисленных народов, проживающих на севере Сахалина».
Views: 1419 | Added by: uhhan2
Total comments: 0
Only registered users can add comments.
[ Registration | Login ]
Сонуннар күннэринэн
«  Алтынньы 2011  »
БнОпСэЧпБтСбБс
     12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930
31
Көрдөө (поиск)
Атын сирдэр
Ааҕыылар

Баар бары (online): 15
Ыалдьыттар (гостей): 15
Кыттааччылар (пользователей): 0
Copyright Uhhan © 2019