Понятно, что беспрецедентная экспансия во всех направлениях углеводородного бизнеса, осуществляемая Тимченко, давно беспокоит участников рынка, в том числе, из государственных структур, однако волнения игрокам добавляет ожидание нового передела на нефтегазовом рынке, связанного со сменой власти в Кремле. Поговаривают, что сразу же после оглашения решения Путина баллотироваться на третий президентский срок, Тимченко разработал свой план по построению мощного и эффективного мирового энергетического гиганта на базе российских нефтяных и газовых ресурсов и существующей инфраструктуры. Возможно, Тимченко рассчитывает на одобрение этой стратегии со стороны будущего Президента Владимира Путина, давно вынашивающего идею России как мирового энергетического центра и таким образом стала бы ключевым игроком на мировой политической арене. Финансовым центром России вряд ли удастся стать, а вот энергетическим — вполне. Однако для этого необходима консолидация имеющихся ресурсов и выстраивание эффективных цепочек по разведке, добыче, транспортировке и экспорту нефти и газа. А Тимченко это умеет.
Собственно, план «Энергетической Империи» Тимченко вырисовывается очень четко, если даже проанализировать его последние публичные действия и планы. А также если принять во внимание его нынешнее положение. А оно заметно осложнилось в последнее время — за счет пристального внимания к его персоне за границей — как в Финляндии, так и в Швейцарии. От этого излишнего внимания со стороны властей этих стран, Тимченко стал чувствовать себя не слишком комфортно, поэтому и решил идти в наступление и заручиться дополнительной поддержкой со стороны Владимира Путина. Тем более, что как раз подоспел третий путинский срок.
Из публичных планов Тимченко наибольшее внимание приковывает к себе, безусловно, планирующаяся им покупка 75% акций Первой грузовой компании — крупнейшей в СНГ грузовой железнодорожной компании, которая занимает около четверти российского рынка грузовых перевозок. Официальная заявка на покупку ПГК подана от компании «Трансойл», контролируемой Тимченко и в которой он намерен выкупить оставшиеся 33% у группы «Н-Транс». Сам «Трансойл» также является одной из крупнейших железнодорожных операторских компаний, работающих с нефтью, занимая около 23% рынка перевозок нефтеналивных грузов железнодорожным транспортом. В случае, если Тимченко покупает ПГК, он становится практическим монополистом на рынке перевозок нефти. Учитывая его другие планы по экспансии на рынке, а также его большой интерес к главной «трубе», все это может привести к тому, что Тимченко будет контролировать не треть эспорта российской нефти как сейчас, а все 2/3 или даже больше. То есть по трубе будет бежать только та нефть, которую «благословит» и одобрит Тимченко. Ведь когда речь идет о построении «Энергетической Империи», разговоры о каком-то там «монополизме» должны быть прекращены.
Однако это еще не все. Буквально в последние дни появилась информация о том, что, в условиях существующей политической неопределенности, Тимченко решил играть ва-банк и попытаться убедить руководство страны в выдаче ему «лицензии» фактически на управление всей нефтяной отраслью.
Согласно этой информации, Тимченко планирует получить контроль над «Роснефтью», используя имеющийся конфликт с вице-премьером Игорем Сечиным и тонко играя на, якобы, «неэффективном управлении компанией» под его кураторством. Тем более, что Сечин может, вслед за Владимиром Путиным, перейти из Правительства в Администрацию Президента, утеряв тем самым значительную часть контроля над энергетическим сектором. Планы Геннадия Николаевича — далеко идущие. Став руководителем «Роснефти», Тимченко решил осуществить сделку по приобретению компании «Газпром нефть».
Если раньше Тимченко интересовала в основном нефть, то в последние пару лет он вплотную занялся газовым бизнесом. Сейчас ему принадлежат 23,49% акции компании «Новатэк», являющейся вторым по величине после «Газпрома» производителем газа. Также он контролирует компанию «Ямал-СПГ», которой принадлежит огромное и богатое Южно-Тамбейское газоконденсатное месторождение. Также Тимченко владеет крупной долей в Ангаро-Ленском газовом местророждении и в проекте строительства завода по производству сжиженного природного газа на Ямале. Через фонд Volga Resources Тимченко владеет 79,6% акций ОАО «Стройтрансгаз», специализирующийся как раз на строительстве газопроводов и обустройстве месторождений. Все эти активы вместе уже тянут на «маленький Газпром», однако в рамках построения «Энергетической Империи» Тимченко необходима консолидация всех имеющихся ресурсов. На фоне активно распространяющихся слухов о неэффективности и неспособности эффективно управлять компанией нынешнего руководителя «Газпрома» Алексея Миллера,Тимченко продвигает идею о назначении на этот пост своего партнера и близкого друга Леонида Михельсона, являющегося сейчас председателем правления, а заодно и крупным акционером «Новатэка». Место главы «Газпрома», действительно, давно выглядит вакантным, учитывая состояние здоровья Алексея Миллера. А если в рамках «Энергетической Империи» требуется наступать и атаковать, то вопрос здоровья становится принципиальным. Больные солдаты Империи не нужны.
Таким образом, к президентским выборам, Геннадий Николаевич Тимченко может получить под свой полный контроль основные нефтегазовые активы страны, а также монопольно определять направление и объем экспортных и внутренних потоков нефти и газа.
Compromat.Ru Compromat.Ru Евгений Швидлер (слева) и Роман Абрамович Борис Березовский Судебный процесс между Борисом Березовским и Романом Абрамовичем оправдывает надежды независимых СМИ: олигархи раскрывают кухню взаимоотношений бизнесменов с Кремлем. Бизнес в России был невозможен без доступа к власти, и плата за политическую поддержку могла превышать сумму сделок. Полученные деньги они тратили не на развитие бизнеса, а на роскошную жизнь и бриллианты для девушек.
Роман Абрамович заплатил Борису Березовскому $2 млрд за его услуги как «крестного отца» в ходе «коррупционной» сделки по покупке «Сибнефти». Такое признание сделал адвокат Абрамовича Джонатан Сампшн в Высоком суде Лондона, сообщает The Wall Street Journal.
["Новая газета", 04.10.2011, "Когда два олигарха начинают войну…": Адвокаты Абрамовича, ведомые Джонатаном Сампшоном, который сразу после этого дела должен стать судьей Верховного суда, ранее требовали, чтобы Высший суд не принимал это дело к рассмотрению, так как это — юрисдикция российской правовой системы. Но Березовский заявил, что в марте 2000 года на встрече в лондонском отеле Dorchester была достигнута договоренность, что принадлежавшие ему акции алюминиевой компании РУСАЛ перейдут в управление трасту, управлявшемуся по законам английского права. И поэтому английский суд, по мнению Березовского, подходит для рассмотрения дела. — Врезка К.ру]
[NEWSru.com, 05.10.2011, "Адвокат рассказал, как "крестный отец" Березовский "крышевал" бизнес Абрамовича в годы беззакония": В основе иска Березовского лежит его утверждение, что он вместе с Бадри Патаркацишвили был вынужден под давлением и угрозами со стороны Абрамовича продать в 2000-2003 годах значительно дешевле реальной стоимости принадлежавшие им активы, среди которых приблизительно 43% акций "Сибнефти" и доли в размере 25% в "Русале". За свои доли Березовский и Патаркацишвили получили от Абрамовича около 1,8 млрд долларов, из них 1,3 млрд долларов были выплачены за "Сибнефть". […] Березовский утверждает, что Абрамович угрожал ему вмешательством тогдашнего президента Владимира Путина, которое якобы может привести к экспроприации акций. Поэтому, пояснял олигарх, он вынужден был уступить. Теперь в качестве компенсации нанесенного ему ущерба Березовский просит от Абрамовича выплатить ему 5 миллиардов долларов по "Сибнефти" и 564 миллиона долларов по "Русалу". — Врезка К.ру]
["Московские новости", 05.10.2011, "Сила вынуждения": «Если бы не угрозы, Березовский не продал бы свои акции, по крайней мере, по назначенной (Абрамовичем) цене», — сказано в иске. Березовский также заявляет, что продажа пакета акций телеканала ОРТ была условием освобождения из-под стражи его компаньона — бывшего первого заместителя гендиректора авиакомпании «Аэрофлот» Николая Глушкова, который провел в заключении около четырех лет. Адвокат Абрамовича Джонатан Сампшэн заявил, что Березовский в одном из радиоинтервью выразил желание продать акции ОРТ в тот самый день, когда Глушков был арестован. Кроме того, продолжил адвокат, к тому моменту государство уже владело 51% акций телеканала, и акции Березовского для контроля над ОРТ ему были не нужны. Адвокат выразил сомнение в том, что Абрамович мог в 2000 году угрожать Березовскому относительно «Сибнефти». В те времена, сказал Сампшэн, Борис Березовский был крайне влиятельным человеком и входил в ближайшее окружение Путина, поскольку еще недавно финансировал его президентскую кампанию. Защитник Абрамовича даже вызвал смех в зале, заявив, что Березовский путает факты, касающиеся встреч, на которых обсуждалась «Сибнефть». — Врезка К.ру]
Суд рассматривает иск Березовского к бывшему партнеру по бизнесу Абрамовичу. Истец требует $5,564 млрд компенсации за ряд проданных им российских активов. Березовский утверждает, что под давлением Абрамовича был вынужден продать в 2000—2003 годах доли в нескольких российских компаниях значительно дешевле их реальной стоимости. Так, за свой пакет «Сибнефти», проданный в 2003 году, опальный бизнесмен получил $1,3 млрд, а в 2005 году нефтяная компания была продана «Газпрому» за $13,1 млрд.
Западные наблюдатели заранее окрестили процесс главной судебной схваткой года, выражая надежду, что независимо от его исхода он прольет свет на причину разлада бизнесменов друг с другом и их взаимоотношения с Кремлем. Участники слушаний оправдали эти ожидания.
Адвокат Березовского Лоуренс Рабиновиц рассказал, что два бизнесмена были друзьями, пока Березовский не впал у Кремля в немилость, после чего Абрамович его «предал».
По мнению адвоката, когда Березовский покинул Россию, у Абрамовича был выбор — оставаться лояльным Березовскому или использовать его трудности к собственной выгоде. Абрамович выбрал второй вариант и тем самым продемонстрировал, что он был «человеком, для которого богатство и влияние значат больше, чем дружба и верность».
Адвокат Абрамовича добавил красок к картине того, как был устроен бизнес в России в середине 1990-х годов. Постсоветская Россия была «Диким Западом Европы» — местом, где закон исчез, власть находилась в коллапсе, полиция была коррумпированной и суды в лучшем случае непредсказуемыми, сообщил он.
«Никто не мог заниматься бизнесом без доступа к власти, — заявил Сампшн. — Если у вас не было политической власти, вам необходим был доступ к крестному отцу, который ею обладал». Березовский, обладавший огромным влиянием в 1990-е годы благодаря дружбе с членами семьи Бориса Ельцина, как раз был таким человеком: он понял, что «применение политической власти само по себе может стать источником для обогащения». Сампшн описал, как в середине 1990-х Березовский уговорил Ельцина создать «Сибнефть» из двух государственных компаний и приватизировать ее так, чтобы она досталась Абрамовичу. По условиям сделки «Сибнефть» должна была использоваться как источник финансирования ОРТ — телеканала, контролируемого Березовским, который должен был оказывать поддержку Ельцину во время президентских выборов 1996 года.
При этом Березовский не вложил в компанию «ни одного цента» и не участвовал в управлении ею, сообщил адвокат. Фактически Березовскому не принадлежали и акции «Сибнефти», хотя тот долгое время и утверждал обратное, отметил он. По словам Сампшна, с 1995-го по 2002 год компании, контролируемые Абрамовичем, заплатили Березовскому $2 млрд за его «политический патронаж», а Березовский использовал эти деньги для покупки дворцов во Франции, дорогих картин и бриллиантов для своей девушки.
А $1,3 млрд в 2001 году Абрамович заплатил Березовскому не за акции «Сибнефти» — ведь их у того и не было, а потому, что ощущал, что имеет «сильное моральное обязательство» перед своим бывшим партнером и считал себя в долгу перед ним за свою карьеру в бизнесе.
["Ведомости", 06.10.2011, "Признался в коррупции": Сделка была «коррупционной», признал Сампшн, уточнив, что в то время так строился весь бизнес в России. В иске Березовского, поданном в 2007 г., утверждается, что он создал «Сибнефть» вместе с Абрамовичем и покойным ныне Бадри Патаркацишвили. Он же был на залоговом аукционе в декабре 1995 г. и лично отдавал заявку на право управления 51% акций «Сибнефти». Абрамовича в здании Госкомимущества в это время не было, а когда распределялись остальные проценты, председателем конкурсной комиссии был Патаркацишвили, утверждал Березовский. Аукцион выиграла Нефтяная финансовая компания (НФК), предложившая $100,3 млн. Она на 50% принадлежала подконтрольному ему ООО «Вектор-А» и на 50% — Объединенному банку, указал Абрамович в ответе на иск в 2008 г. Владельца этого банка Абрамович не назвал. Березовский утверждал, что его контролировал он с Патаркацишвили. Сотрудник «Ведомостей» присутствовал на том аукционе и помнит активное участие Березовского. Формального отношения к заявителям он не имел, однако инструктировал людей, представлявших НФК. «Вот реальный покупатель «Сибнефти», — показывал на Березовского сотрудник банка «Менатеп», гарантировавшего заявку для Березовского. А во время неожиданного перерыва перед рассмотрением последней заявки Березовский на глазах у всех бросился в кабинет одного из руководителей Госкомимущества. После перерыва заявка конкурента — ОАО «Самеко» была снята под неубедительным предлогом. Березовский же принимал поздравления прямо в коридоре ведомства. [...] Теоретически уголовное преследование участников сделки на основании заявления о ее коррупционности возможно, но перспективы у такого дела в России нет, уверен президент «Юстины» Виктор Буробин. Само по себе заявление в британском суде не станет основанием для возбуждения дела в России, согласен адвокат Юрий Гервис. Но если факт коррупционной сделки будет установлен судом и это войдет в текст решения, адвокаты одной из сторон могут попытаться легализовать его в России, поставив вопрос о возбуждении уголовного дела, говорит он: «Хотя не факт, что получится: могут отказать, например, в связи с истечением сроков давности. Думаю, адвокаты Абрамовича все это просчитывали». — Врезка К.ру]
Пролить свет на отношения олигархов с Кремлем важно как для западных наблюдателей, так и российских, говорит политолог, ведущий научный сотрудник Института географии РАН Дмитрий Орешкин: «Ясно, что российские наблюдатели понимают, что там было много всего нечистого. Но одно дело чувствовать запах, а другое — знать факты: роль каждого из олигархов, кто именно ему оказывал поддержку в правительстве и администрации президента. И эта самая опасная информация. Потому что наша власть легко признает коррупцию и готова бороться с ней, но только без конкретных фамилий». […]
["Русский Forbes", 03.10.2011, "Березовский и Абрамович лично явились на слушания в Высоком суде Лондона": Председательствующая на процессе судья Элизабет Глостер уточнила, что слушания продлятся не менее 16 недель. Сам процесс может растянуться на долгие годы. Только досудебные тяжбы по нему начались в 2007 году. Не исключено, что дело впоследствии переместится в Верховный суд Великобритании. Его материалы в общей сложности насчитывают несколько сотен томов. Березовский и Абрамович приехали к зданию суда за полчаса до начала слушаний. При этом истец, прибывший в своем Land Rover, оставался в машине, пока из-за угла не появился ответчик в сопровождении свиты. После этого Березовский вышел из автомобиля и вместе с Абрамовичем вошел в здание. Compromat.Ru Роман Абрамович (третий слева) и Евгений Швидлер (второй слева) , Борис Березовский (крайний справа) и Елена Горбунова (вторая справа) На слушаниях обеспечен синхронный перевод для представителей сторон. Абрамович и его русскоязычная команда слушают перевод в наушниках по-русски, в то время как Березовский следит за ходом заседания без перевода. Дело российских олигархов ведут совместно двое судей — Майкл Манн и Элизабет Глостер. Британские СМИ уже окрестили процесс главной судебной схваткой года, которая грозит перерасти в «эпическую». Количество желающих следить за первым днем слушаний намного превышало количество посадочных мест в суде, поэтому первым решением судьи в начале заседания было распоряжение об установке в зале дополнительных стульев для журналистов. Также Глостер разрешила использовать средства связи в зале суда, в том числе для отправки сообщений в Twitter, однако оставила за собой право пересмотреть эти правила в случае злоупотреблений. — Врезка К.ру]
Березовский против Абрамовича: кто владел "Сибнефтью"?
Георгий Неяскин
В Великобритании стартовал судебный процесс года — тяжба между олигархами Борисом Березовским и Романом Абрамовичем. На разбирательство отведено три месяца. Хотя на данный момент в зале Высокого суда выступили только адвокаты, по их речам можно набросать две противоположные версии истории российского бизнеса в эпоху первоначального накопления капитала.
Борис Березовский Роман Абрамович АДВОКАТ Лоренс Рабиновитц Джонатан Сампшн ПАРТНЕР ИЛИ ПАРАЗИТ? В 1995 году Абрамович и Березовский вместе работали над созданием «Сибнефти»: «Это случай, когда двое мужчин совместно стремились завладеть активом – «Сибнефтью», – что сулило им такое богатство, о котором большинство людей не может и мечтать». – Березовский склонил Ельцина к созданию «Сибнефти» на основе двух госкомпаний, чтобы затем она досталась Абрамовичу и спонсировала ОРТ.
– В свою очередь, телеканал должен был поддержать Ельцина на выборах 1996 года.
– Березовский не вложил в «Сибнефть» «ни цента». Он заинтересовался компанией, только когда она начала приносить прибыль под управлением Абрамовича. ДРУГ ИЛИ «КРЕСТНЫЙ ОТЕЦ»? – После прихода к власти Владимира Путина Березовский попал в опалу.
– У Абрамовича был выбор: встать на сторону своего покровителя или предать бизнесмена, «воспользовавшись его трудностями».
– Абрамович выбрал предательство и показал себя как «человек, для которого богатство и влияние значили больше, нежели дружба и лояльность».
– Россия 90-х – «европейский Дикий Запад». Пробиться в бизнесе было невозможно без влиятельного покровителя.
– Березовский был «крестным отцом» Абрамовича в политических верхах: он оказывал ему услуги по «крышеванию» бизнеса. За это в 1995–2002 годы компании Абрамовича выплатили Березовскому $2 млрд.
– Между бизнесменами была «сильная эмоциональная связь», однако они не были близки. СДЕЛКА ИЛИ ПЛАТА ЗА «КРЫШУ»?
– Абрамович заплатил Березовскому $1,3 млрд за 43% «Сибнефти» – значительно ниже рынка.
– Позже Абрамович продал «Сибнефть» «Газпрому» за $13 млрд.
– Аналогичная судьба постигла долю Березовского в «Русале», который после Абрамовича перешел в руки Олега Дерипаски.
– В 2001 году Абрамович решил заплатить Березовскому $1,3 млрд, так как ощущал перед ним «сильную моральную ответственность» за свою карьеру и «хотел подвести черту под прошлым».
– Березовский никогда не имел доли в «Сибнефти». Олигарх заинтересовался активом лишь тогда, когда он начал приносить прибыль.
– Абрамович был единоличным владельцем «Русала». ЛЖЕЦ ИЛИ ЖЕРТВА ШАНТАЖА?
– Чтобы получить «Сибнефть» и долю в «Русале» задешево, в 2002–2003 годы Абрамович шантажировал Березовского и его партнера Бадри Патрикацишвили.
– Из-за этого бизнесмену был нанесен ущерб на сумму свыше $5,5 млрд.
– «Предположения, что власти привлекли Абрамовича к запугиванию Березовского... не выдерживают критики».