Великая карабахская стена МИД Азербайджана обвиняет Россию и ОБСЕ в проармянской позиции
2011-10-13 / Юрий Рокс азербайджан, армения, конфликт, карабах / Великую Китайскую стену строили двадцать веков, а сегодня она – лишь достопримечательность, хоть и мирового значения. Фото Reuters Великую Китайскую стену строили двадцать веков, а сегодня она – лишь достопримечательность, хоть и мирового значения. Очередная встреча президентов Азербайджана и Армении может состояться при посредничестве президента Франции Николя Саркози. Об этом в среду сообщили азербайджанские источники, уточняя, что предложение поступило в ходе недавнего визита в регион французского лидера и что оно обсуждалось и было одобрено президентами США и России. Однако официальный представитель МИД Армении категорически опроверг эту информацию: «От Азербайджана в последнее время какие-то странности исходят».
Под одной из странностей армянский дипломат подразумевал информацию азербайджанского агентства ANS Press о стене, которая возводится по линии соприкосновения с вооруженными силами Нагорного Карабаха. Каменное сооружение протянется почти на 3 километра в Тартарском районе, чтобы «защитить жителей азербайджанских сел от армянских пуль».
Армянская сторона выразила готовность оказать любую помощь в строительстве стены. «И не на три километра, а по всей границе – так, чтобы ни они нас не видели, ни мы их», – заявил «НГ» служащий Армии самообороны Нагорного Карабаха. При этом он сказал, что «азербайджанцам дешевле и проще было бы просто убрать своих снайперов, но вопреки рекомендациям посредников они этого не делают, а мы вынуждены отвечать стрельбой на стрельбу». «Впрочем, нефтедолларов у них много – хотят стену, пусть будет стена», – сказал собеседник. Стену, конечно, можно возвести, только ни Великая Китайская, ни Берлинская, ни Вал Адриана, ни даже таинственные стены Саксайуамана, ни прочие, выполнявшие разделительные или оградительные функции, в конце концов, не выдержали испытания временем.
Пробить не строящуюся каменную, а стену вражды между азербайджанцами и армянами в очередной раз до конца октября попытаются сопредседатели Минской группы (МГ) ОБСЕ. Как сообщил глава МИД Азербайджана Эльмар Мамедъяров, визит посредников «будет нацелен на нахождение компромисса между конфликтующими сторонами». Однако, похоже, что на деле Баку не очень верит в плодотворность предстоящих встреч.
Во вторник второй секретарь Управления безопасности МИД Азербайджана Эльчин Гусейнли заявил, что сопредседатели МГ ОБСЕ создают возможность для искусственного затягивания карабахского конфликта. «На Минскую группу уже 20 лет возложена серьезная ответственность, однако сопредседатели этого все еще не чувствуют... Пассивность МГ ОБСЕ в урегулировании конфликта может привести к тому, что авторитет этой структуры на Кавказе окажется под ударом», – сказал Гусейнли на конференции, организованной в Баку совместно ГУАМ (межгосударственный альянс Грузия–Украина–Азербайджан–Молдавия) и Балтийской ассамблеей (межпарламентская организация Латвии, Литвы, Эстонии). По его мнению, карабахский конфликт и конфликты в Грузии угрожают международной безопасности, а МГ ОБСЕ «вместо поддержки справедливой позиции Азербайджана... отдает предпочтение сотрудничеству с Арменией». Гусейнли посетовал на тесные военно-политические связи Армении с Россией, которые «являются причиной нестабильности в регионе», и обвинил Ереван в нарушении международных обязательств: и вооружения, и личный состав ВС Армении якобы превышают предельные нормы, зафиксированные в международных договорах, что свидетельствует о том, что Армения готовится к войне, тогда как «Азербайджан направляет приобретенное оружие на охрану своей энергетической инфраструктуры». Насколько обоснованны эти обвинения, предстоит выяснить помощнику госсекретаря США по вопросам контроля над вооружениями Роуз Геттемюллер, которая проинспектирует страны Южного Кавказа 14–19 октября.
Пока же эксперт Института стран СНГ Михаил Александров расценил заявления Эльчина Гусейнли как нелогичные. «Странно слышать со стороны Азербайджана обвинения Армении в гонке вооружений. Именно Баку провоцирует ее и бравирует своим военным бюджетом. Именно Баку настаивает на том, что военное решение не исключено. Азербайджану вообще следует пересмотреть свой подход – не так уж и хорошо в этой стране живет население, чтобы тратить такие средства на вооружение», – считает политолог. Александров также раскритиковал обвинения азербайджанского чиновника российско-армянского стратегического партнерства, создающего в регионе дисбаланс. «Армяно-российские связи, наоборот, поддерживают баланс сил. Своим присутствием на Южном Кавказе Россия создает противовес Турции, Ирану, препятствует проникновению Запада в регион, в том числе и военного. Если бы не Россия, на Южном Кавказе творилось бы нечто подобное тому, что мы наблюдаем в Сирии или Ливии», – заявил журналистам Александров. Что же касается критики МГ ОБСЕ по поводу создания препятствий в урегулирования конфликта, то, по мнению политолога, «это давление со стороны Баку, призванное склонить посредников на свою сторону».
«Урегулирование возможно только, если обе стороны пойдут на компромиссы, но Азербайджан уступать ничего не хочет и обвиняет ОБСЕ. Он хочет все получить обратно в том виде, в каком было до развала СССР, что невозможно – Баку должен признать независимость Нагорного Карабаха в обмен на семь районов вокруг него – вариант пока возможен, а то глядишь и через 10 лет он тоже станет нереализуемым», – полагает Александров.
«ОБСЕ – единственная структура, занимающаяся безопасностью Европы, и не важно, нравится это Азербайджану или нет... Воинственная риторика Баку идет вразрез с линией ОБСЕ – ни Европа, ни США не хотят новой войны на Кавказе... Азербайджану вряд ли удастся выйти за рамки формата МГ. У ОБСЕ, несмотря на некоторые недостатки, мощные позиции. Следует отметить, что сам конфликт и процесс его урегулирования зависят не только от Азербайджана, но и от Армении, Нагорного Карабаха, отчасти России, Ирана, Турции», – считает руководитель Центра военного прогнозирования Института политического и военного анализа Анатолий Цыганок. Подробнее: http://www.ng.ru/cis/2011-10-13/1_karabah.html http://www.turkist.tk/2011/10/armyanskaya-provokasiya-v-pase.html
Армения, сама не признающая НКР, пытается добиться ее признания у других членов ПАСЕ
8 октября – Тюркист. В последний день сессии ПАСЕ армянская делегация наспех составила документ о признании так называемой Нагорно-Карабахской Республики (НКР), под которым подписались 32 проармянских депутата ассамблеи.
Эта новость была представлена армянскими СМИ как "невероятный успех армянской дипломатии", однако, как сообщает AZE.az, армяне "выбивают" признание оккупационного режима Нагорного Карабаха у других, не признавая его сами.
Отметим, что ни одно государство мира, в том числе и сама Армения, не признает режим армянских оккупантов в Нагорном Карабахе.
Как сообщается, указанный документ был составлен наспех и представлен в последний день заседания, очевидно, с целью устроить провокацию и не дать азербайджанской стороне возможности подготовить ответ.
Однако азербайджанские делегаты намерены затронуть этот вопрос на следующей сессии ассамблеи.
«Согласно процедуре ПАСЕ, любой депутат может высказаться по любому поводу, подписаться под любым документом, однако это не представляет собой позицию ПАСЕ или Совета Европы. Этот документ был составлен армянской делегацией. И если посмотреть, кто подписал этот документ, можно увидеть, что эти же люди подписываются под всеми проармянскими документами в ПАСЕ», - сказал глава азербайджанской делегации Самед Сеидов, комментируя очередную армянскую провокацию.
Азербайджан отгородится от Нагорного Карабаха каменной стеной
Коллаж: ИА REGNUMКоллаж: ИА REGNUM http://www.regnum.ru/news/polit/1455047.html На линии соприкосновения азербайджанских и армянских войск в Нагорном Карабахе строится каменная стена для защиты мирных жителей от армянских снайперов. Об этом сообщает корреспондент ИА REGNUM со ссылкой на местных жителей.
Высота забора - более 3 метров. Возведение стены началось с села Ортагервенд Агдамского района, где 7 месяцев назад был убит 8-летний Фариз Бадалов. По словам председателя муниципалитета села Чыраглы Агдамского района Габиля Аббасова, у села уже построено 700 метров стены.
"Возведение стен обеспечит безопасность мирного населения, даст возможность людям вернуться в свои дома. Это - большая проблема. В 24 из 78 домов деревни никто не живет, так как они находятся под постоянным обстрелом. А если появится хоть какая-то защита от пуль, люди смогут там жить", - заявил Аббасов журналистам.
Отметим, что наблюдатели нередко характеризуют текущую ситуацию в Нагорном Карабахе как "снайперскую войну". Ежегодно в зоне конфликта от снайперских выстрелов погибают десятки солдат и мирных жителей с обеих сторон. Посредники предлагали сторонам конфликта отвести снайперов с передовой линии, однако министерство обороны Азербайджана заявило, что это не поможет урегулированию конфликта в целом, предложив вместо этого армянским войскам полностью покинуть оккупированные территории.
Подробности: http://www.regnum.ru/news/polit/1455047.html#ixzz1abvLruMC Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на ИА REGNUM
МИД Азербайджана: Позиция Армении по Карабаху — это популизм
БАКУ, 4 октября. Министр иностранных дел Азербайджана Эльмар Мамедъяров резко раскритиковал позицию армянского президента Сержа Саргсяна, заявившего во время своего выступления на сессии Генассамблеи ООН о необходимости самоопределения статуса Нагорного Карабаха.
Как передает Trend, Мамедъяров, в частности, заявил: "Выступление президента Армении было очень агрессивным и откровенным призывом к войне. Более того, заявление о самоопределении Нагорного Карабаха также не поддается никакой логике. Право на самоопределение в нарушении территориальной целостности так называемых метрополий, согласно уставу ООН, имеют колониальные народы и больше никто".
По мнению главы азербайджанского внешнеполитического ведомства, невозможно говорить о демократическом определении статуса Нагорного Карабаха без учета интересов азербайджанского населения. "И говорить о демократии в Нагорном Карабахе — это абсурд. Изгнать всех азербайджанцев из Карабаха и говорить, что мы строим демократию, верховенство закона, и сейчас мы будем самоопределяться, и весь мир пускай нас принимает такими, какие мы есть. Не могу найти логического объяснения этой позиции Армении. Чистый популизм и желание ввести в заблуждение международное сообщество. Одним словом, дорога в никуда", — сказал Мамедъяров.
"Когда будут созданы условия для нормального сосуществования людей, то, конечно, надо определяться. Но не под дулами автоматов, как в нынешних условиях", — добавил он.
Отметим, недавно посол Азербайджана в России Полад Бюльбюльоглы заявил, что в ближайшее время визит представителей азербайджанской интеллигенции в Нагорный Карабах не планируется. Как добавил посол, в связи с последними заявлениями официальных лиц Армении ситуация осложнилась.
"Армения — соседняя страна. Там тоже есть интеллигенция. Конечно, этот конфликт когда-то будет урегулирован, и мы опять будем вынуждены жить вместе", — сказал посол.
Сегодня в Баку проживает до 30 тысяч армян, добавил он. "Значит, жить вместе можно", — считает он. По его словам, азербайджанская сторона делает все возможное для мирного разрешения конфликта — это надо объяснить и противоположной стороне, встречаясь с интеллигенцией. По его словам, азербайджанская интеллигенция уже неоднократно проводила подобные встречи с представителями армянской интеллигенции.
Вооруженное противостояние между Арменией и Азербайджаном из-за Нагорного Карабаха началось в 1991 году, когда в Нагорно-Карабахской автономной области (НКАО), входившей в Азербайжанскую ССР, был проведен референдум о статусе НКР. Подавляющее большинство участников референдума высказались за независимость региона, однако референдум не был признан международным сообществом. Армения поддержала республику, и в 1991 разгорелся военный конфликт, завершившийся в мае 1994 года подписанием договоренностей о переходе в режим прекращения огня и начале мирных переговоров под эгидой Минской группы ОБСЕ и при сопредседательстве России, Франции и США.
США дадут Армении $40 млн на урегулирование карабахского конфликта
ЕРЕВАН, 28 сентября. Армения и Нагорный Карабах вошли в список стран, которым США окажут денежную помощь. Согласно одобренному Комитетом по ассигнованиям Сената США варианту государственных и зарубежных ассигнований на 2012 финансовый год, Армения получит $40 млн, передает Armenia Today со ссылкой на Армянскую Ассамблею Америки.
В целом законопроект предусматривает помощь в $626.7 млн для стран Европы, Евразии и Центральной Азии, что на $69 млн меньше, чем в 2011 финансовом году. В документе отмечается, что Армении будет "предоставлена помощь в соответствии с потребностями бюджета".
В законопроекте также отмечается, что "суммы, выделенные для Южно-Кавказского региона, могут быть использованы для примирения и решения конфликтов, также иной деятельности, способствующей мирному урегулированию конфликтов, включая Нагорный Карабах". При этом в отчете отмечается, что "комитет поддерживает гуманитарную помощь жертвам Нагорно-Карабахского конфликта и призывает к мирному урегулированию конфликта".
Вооруженное противостояние между Арменией и Азербайджаном из-за Нагорного Карабаха началось в 1991 году, когда в Нагорно-Карабахской автономной области (НКАО), входившей в Азербайжанскую ССР, был проведен референдум о статусе НКР. Подавляющее большинство участников референдума высказались за независимость региона, однако референдум не был признан международным сообществом. Армения поддержала республику, и в 1991 разгорелся военный конфликт, завершившийся в мае 1994 года подписанием договоренностей о переходе в режим прекращения огня и начале мирных переговоров под эгидой Минской группы ОБСЕ и при сопредседательстве России, Франции и США.
Азербайджан стучится в Совбез ООН с проблемой Карабаха
НЬЮ-ЙОРК, 28 сентября. Министр иностранных дел Азербайджана Эльмар Мамедъяров с трибуны Генеральной Ассамблеи обвинил Армению в невыполнении резолюций Совета Безопасности, требующих немедленного вывода войск с оккупированных территорий. Об этом сообщает "МигНьюс".
По его словам, это должно стать первым шагом в урегулировании конфликта, за которым должны последовать восстановление коммуникаций, возвращение беженцев и внутренних переселенцев и создание условий для мирного сосуществования азербайджанцев и армян в Нагорном Карабахе, при сохранении территориальной целостности Азербайджана.
Эльмар Мамедъяров подчеркнул, что его страна, как никто, заинтересована в урегулировании конфликта путем переговоров.
Министр также призвал членов ООН поддержать кандидатуру Азербайджана в качестве непостоянного члена Совета Безопасности.
По его мнению, избрание Азербайджана поможет решить проблему недостаточной представленности малых развивающихся государств и сбалансировать состав Совета.
Начало » Блоги » Нагорный Карабах. История конфликта
Нагорный Карабах. История конфликта
http://www.snariad.ru Конфликт в Нагорном Карабахе стал одним из самых трагичных событий в истории 20 века. Провоцирующим фактором конфликта стало ходатойство1988 года перед Верховными Советами АзССР и АрмССР о передаче Нагорно-Карабахской автономной республики из состава Азербайджанской СССР в состав Армянской СССР. Отказ властей вызвал волну протестов и митингов, которые, в свою очередь, закончились в 1991 году началом полноценных военных действий. Однако военной кампании предшествовала довольно длительная, скрытая фаза конфликта, основанная на деятельности армянской общественности, преследовавшей конкретную цель – присоединить Нагорный Карабах к Армянской СССР. В основе этого желания лежат не столько этнические и конфессиальные факторы, сколько территориальная агрессия, направленная на расширение границ государства.
Посредством проведения референдума (10 декабря 1991 года) Нагорный Карабах пытался получить право на полную независимость. Попытка не удалась, и этот край стал заложником антагонистических претензий Армении и попыток Азербайджана удержать власть.
Результатом полномасштабных военных действий в Нагорном Карабахе 1991 года, начала 1992 года стал полный или частичный захват, регулярными армянскими частями, семи азербайджанских районов. Вслед за этим, боевые операции с использованием самых современных систем оружия перекинулись на внутренний Азербайджан и армяно-азербайджанскую границу. Таким образом, вплоть до 1994 года армянские войска оккупировали 20 % территории Азербайджана, разрушили и разграбили 877 населенных пунктов, при этом число погибших составляет около 18 тысяч человек, а раненых и инвалидов более 50 тысяч.
В 1994 году при помощи России, Киргизии, а также Межпарламентской Ассамблеи СНГ в городе Бишкеке Армения, Нагорный Карабах и Азербайджан подписали протокол, на основании которого была достигнута договоренность о прекращении огня. Хотя, переговоры относительно мирного урегулирования армяно-азербайджанского конфликта велись еще с 1991 года. Первая встреча представителей Нагорного Карабаха и Азербайджана состоялась еще в 1993 году, а с 1999 года проходят регулярные встречи президентов Армении и Азербайджана. Не смотря на это, «градус» войны сохраняется, ведь Азербайджан всеми силами пытается сохранить свою прежнюю территориальную целостность, Армения настаивает на том, что защищает интересы Нагорного Карабаха, который как непризнанная республика вообще не является участником переговоров.
Будущее Нагорно-Карабахского конфликта является весьма туманным. Так как, невзирая на постоянные переговоры по мирному урегулированию конфликта, часть земель Нагорного Карабаха по-прежнему находится под оккупацией, а предоставленной гуманитарной помощи не хватает даже на удовлетворение минимальных потребностей жителей и многочисленных беженцев.