Main » 2011»Алтынньы»17 » Народов без своей истории в современном мире не существует. И она у нас есть - официальная.
Народов без своей истории в современном мире не существует. И она у нас есть - официальная.
18:29
Баба жол
От автора Madi Maulenov в группе Тюркский Ренессанс · Кайрат Бегалин Став очевидцем лишь последней сцены, можно ли было понять в те годы, почему трагедию эту французский мыслитель Рене Генон называл «отвердением мира»? Или почему у казахов сохранилось разделение на племена и рода. Причем, иные из них существовали задолго до появления самоназвания народа в исторической письменной традиции. Странным кажется и то обстоятельство, что нас считают мусульманами, а старики наши поклоняются каменным истуканам, называя их в разных краях по-разному; где «баба», где «балбалами», а дорогу к своим идолам - то «баба жол», то «бабилу». И уже совсем таинственно звучит вопрос: почему древний город именуется Вавилоном, гора на Алтае - Белухой, а Святое писание - Библией: не объединяет ли все эти названия что-нибудь еще, кроме звуков? Впрочем, ответы на эти и другие вопросы скрыты в истории мира степных номадов - в мире далеком и позабытом, загадочном и молчаливом... * * *
Народов без своей истории в современном мире не существует. И она у нас есть - официальная. Ее подарила нам российская историческая школа советского периода. С тех пор положение казахстанской науки напоминает ситуацию мифического царя Мидаса. У него выросли ослиные уши. Об этом знали только близкие родственники и цирюльник, которому строго-настрого наказали молчать. Однако, ежедневно видя вопиющее безобразие, он не в силах был больше скрывать правду и однажды поведал ее ячменному зернышку, после чего закопал его вместе со своим секретом в землю. На душе у цирюльника сразу же стало легко.
Какое-то время спустя зернышко проросло колоском, на котором созрели несколько десятков таких же зернышек. Они дали новые всходы. Так с каждым годом зерен становилось все больше и больше. В итоге на том месте, где цирюльник «похоронил» страшную тайну, появилось ячменное поле. Оно-то и поведало всему миру об ослиных ушах царя Мидаса.
Роль злополучного цирюльника в недавнем прошлом сыграл Олжас Сулейменов. Около четверти века назад он посеял зерно сомнения своей книгой «АЗ и Я». С той поры отечественная наука имеет жалкий вид, хотя сегодня изменилась внешне и, словно стареющая кокетка, украсила себя яркими побрякушками в виде купюр из трудов некогда опальных авторов. Правда, явного порока ей скрыть не удалось, к тому же обнаружился новый - провинциальное невежество. Он проявил себя уже в том, что за годы независимости в Казахстане не была создана самостоятельная историческая школа, с мнением которой считались бы международные научные круги. Проще говоря, отечественные ученые не имеют своей четкой точки зрения, откуда они могли бы обозревать Космос прошлого.
Однако многие пороки отечественной исторической науки сегодня компенсирует так называемая околонаучная среда, а проще говоря - интеллигенция.
* * *
Стремительные события последних лет раздвинули границы знаний. Расширилось теоретическое пространство. Получила свободу мысль гуманитарная. Увеличилось число статей и книг, посвященных прошлому степной цивилизации. Их авторы делились новыми свидетельствами и фактами, а также в занимательной форме излагали события давно минувших эпох.
Этот информационный поток повысил в обществе уровень знаний о прошлом, одновременно создав новую картину мира, и под его влиянием часть отечественной истории была переписана заново. Произошел своего рода духовный переворот, правда, пока только местного масштаба: многое из того, что известно теперь, когда-то было запрещенным благом, и тайны эти искушали только любознательных.
Конечно, нельзя сказать, что нам уже стала известна наша подлинная история. Для глупых она все еще непроницаема, как ночь; для большинства умных - невидима, как серебро на белом. Тем не менее, в обществе вырос интерес к минувшему и если попробовать найти краткую фразу, чтобы охарактеризовать произошедшие перемены, выразить их суть, то я бы сказал так: в народе пробуждается память.
Я говорю о том состоянии, когда человек пытается вспомнить о событиях и переживаниях определенного периода, но в его сознании всплывают лишь отдельные фрагменты, а полной ясности добиться, увы, не удается. Едва ли это можно считать здоровым явлением.
Полное или частичное отсутствие воспоминаний в медицине называют амнезией, которая наблюдается при различных заболеваниях головного мозга. В большинстве случаях она проходит. Однако врачи не гарантируют полного выздоровления и обычно рекомендуют чаще прогуливать таких пациентов в местах, где до этого проходила их жизнь. Считается, что там они общаются с миром на очень тонком чувствительном уровне и любая мелочь способна дать толчок воспоминаниям. И такое положение сложилось не только в Казахстане.
* * *
Ни один из кочевых в недавнем прошлом народов Великой степи не имеет полного описания своей подлинной биографии. Казахи не исключение, скорее только пример. Поэтому благороднее и честнее будет откровенно признаться: мы слишком мало знаем о своем прошлом, чтобы гордиться им. Даже не смотря на то, что наша история включена в общую рамку тысячелетней истории кочевников Евразии, с которыми нас связывает не только определенный и ярко выраженный хозяйственный уклад или культурные традиции, но также общая трагическая судьба, должным образом никем не исследованная и в полном объеме нигде не описанная.
И тут я хочу высказать идею, которая может показаться фантастичной: некая непостижимая предопределенность событий и явлений привела к гибели некогда великий мир степных номадов, уцелевшие осколки которого нашли свое последнее прибежище в стране, именуемой сегодня Казахстаном, где произошло их объединение под общим именем Казахи.
Наша история в таком виде не излагаются, хотя проследить ее сегодня позволяют четкие отпечатки оседло-земледельческой ойкумены, которые она оставляла по ходу наступления на кочевой мир. Они сохранились в виде всевозможных оградительных сооружений, появлявшихся в разных концах Евразии и в разное время. В итоге кочевники были стиснуты обручем оград на территории Казахстана.
Первыми начали ограждаться египтяне. Еще во втором тысячелетии до новой эры фараоны Древней Империи были обеспокоены смутными волнениями безымянных народов, угрожавших северо-восточным границам. Поэтому они возвели ряд крепостей, растянувшихся от Красного моря до реки Нил, а также земляной вал, преградивший иноземцам путь в Уади Тумилат. Эти препятствия, заботливо поддерживаемые Аменамхатом I и его приемниками, долгое время служили границей Египту.
Следующее крупное сооружение появилось спустя почти полторы тысячи лет. После победного шествия армии Александра Македонского по странам Востока эллины потерпели поражение от кочевников-саков и занялись строительством линии сторожевых башен на Амударье.
Затем во II веке до новой эры первый китайский император Цинь Ши Хуанди, объединив «срединные царства» чжоуской эпохи, решил защитить Поднебесную от северных варваров, и стал воздвигать Великую стену - вечную метафору отгороженности китайцев от внешнего мира.
В I веке нашей эры римляне построили вдоль подножия Карпат оборонительный вал длиною в 450 километров. На дунайской линии Римская империя соприкасались с кочевниками.
Арабы создали укрепления к северу от культурной полосы Чирчика, Сасаниды - фортификации на южном берегу Каспийского моря и дербентские укрепления. В том же ряду стоят укрепления Дарьяла; ров, ограждающий Керченский полуостров; укрепления Гераклейского полуострова. Наконец, последними появились русские противостепные линии, растянувшиеся от Днепра до Алтая.
Все эти факты разделены эпохами и расстояниями, но, словно звенья одной цепи, их объединяет история Человечества. Если излагать ее в таком виде, то она, очевидно, напомнит кому-то затянувшийся рассказ о восстании земледельца Каина против скотовода Авеля.
Ничего общего с этой идеей современная история Казахстана не имеет потому, что в лучших традициях изложения историй оседло-земледельческих народов она повествует о событиях, происходивших с незапамятных времен только на территории нашего государства.
Даже в девятитомнике «Казахи», изданном в 1998 году, о судьбе кочевого в недавнем прошлом народа на самом деле рассказывается очень мало. Повезло, правда, тем племенам и родам, которые живут здесь издавна. Заметно расширил кругозор отечественной науки Лев Николаевич Гумилев. Он поведал историю некоторых восточных народов, волею судеб оказавшихся в Казахстане и сегодня их потомки тоже живут среди казахов в виде отдельных племен и родов.
Что касается пришельцев с юга и запада, то об этих миграциях сообщаются скупые сведения. И почти ничего не говорится о той части казахских племен и родов, которые когда-то жили в Шумерском царстве и называли себя народом саг-гиг.
Считается, будто после исхода из Месопотамии история этих людей была гораздо короче, то есть, смешавшись с миром, они просто растворились в нем. Это не так. Свидетельства и факты позволяют назвать их величайшими путешественниками нашей планеты. На протяжении долгого времени они кочевали по Евразийскому континенту и, словно великую поэму, создавали историю.
В сокровищнице своего языка эти таинственные странники отыскивали самые благозвучные имена, которые давали тем землям, куда приводили их дороги. Так на географических картах до сих пор существуют загадочные по своему происхождению названия, в том числе Вавилон и Белуха. Объяснить их способна только подлинная история, и она даже сохранила последний след народа саг-гиг. Его обнаружил в XIX веке русский исследователь А. Левшин, которого Чокан Валиханов справедливо называл «Геродотом казахского народа». Во второй части своего труда «Описание Киргиз-кайсакских Орд и степей» он приводит семь версий происхождения казахов. Согласно шестой, часть казахских племен и родов ведет свое происхождение с берегов Евфрата.
Возможно, кому-то сегодня покажется невероятным, что на протяжении бесчисленных поколений люди хранили память о том, как, покинув благодатные земли Месопотамии, они пришли в Евразийские степи, где поселились в юртах кочевников, а позже вместе с другими племенами и родами вошли в состав народа, который сегодня известен под именем Казахи.
Однако если все так и было на самом деле, то вполне очевидно, что люди эти обладали некими знаниями о своем прошлом, которые можно назвать только единственно верным именем - Священная история. Она должно быть еще жива - по крайней мере, в душе тех, для кого слово «святость» - не пустой звук. И многие даже произносят сегодня ее имя вслух: «Библос», «Бабилу» или «Баба Жол», что означает «Путь Предков»...