Main » 2011»Алтынньы»28 » Дмитрий Козак провел промежуточное заседание рабочей группы по перераспределению властных полномочий между уровнями власти
Дмитрий Козак провел промежуточное заседание рабочей группы по перераспределению властных полномочий между уровнями власти
12:57
27 октября 2011 года 17:41 | Андрей Полунин
Козак гонит 100 тысяч чиновников из Москвы
Теперь выбраться с «малой родины» местным элитам будет сложнее
Вице-премьер Дмитрий Козак провел промежуточное заседание рабочей группы по перераспределению властных полномочий между уровнями власти. К заседанию был подготовлен проект «основных подходов» по этому вопросу. Проектом предлагается делегировать регионам вместе с деньгами из федерального бюджета около 20 контрольно-надзорных полномочий, а также полномочий по представлению госуслуг в сферах государственного кадастрового учета, кадастровой оценки недвижимости, а также государственной регистрации прав на недвижимое имущество и землеустройства.
Передача полномочий позволит сократить 100 тысяч «федеральных» госслужащих. Сейчас численность работников территориальных органов составляет 400 тысяч, в то время как численность работников органов исполнительной власти субъектов — 356 тыс., а администраций муниципальных образований — 228 тыс.
Как заметил Козак, идея отдать часть полномочий федерального центра регионам нравится далеко не всем, в ходе обсуждения предложений многие ведомства сопротивлялись попытке урезать их полномочия. «У нас, к сожалению, по-прежнему идет дискуссия о том, что если здесь не будет федеральных чиновников, то все рухнет», — сказал он.
Козак пообещал, что без работы попавшие под сокращение не останутся — они просто перейдут на региональный уровень. «Речь не идет о том, чтобы уволить с работы сто тысяч человек. Речь идет о том, что они прекратят быть федеральными чиновниками и станут региональными», — объяснил вице-премьер.
Стоит ли свеч эта «бюрократическая революция», рассуждает политолог Дмитрий Орешкин.
«СП»: – Дмитрий Борисович, затея Козака не обернется массовыми увольнениями чиновников?
– Насколько я понимаю, большая часть федеральных чиновников, которых собираются перевести на региональный уровень, сидят именно в регионах. Такие люди работают на местах, но зарплату получают где-нибудь в федеральном министерстве. Обычно это представители ведомств, которые занимаются контролем каких-либо проектов.
Если я правильно понимаю стратегию Козака, он действительно не собирается их увольнять. Козак их собирается каким-то образом перевесить на региональный бюджет. Что вполне логично: если ты передаешь на региональный уровень какой-то объем полномочий и средств федерального бюджета, ты делегируешь туда же и людей, которые эти полномочия осуществляют. Грубо говоря, эти 100 тысяч чиновников будут переложены из федерального кармана в региональный. Заниматься они будут примерно тем же самым, но числиться станут сотрудниками местных администраций.
«СП»: – Очень похоже на бюрократическую возню, разве нет?
– Понятно, это решение далеко не идеальное. Но оно демонстрирует очень медленное, на протяжении поколений, развитие системы организации государственной жизни. Например, во времена моей молодости светом в окне была мечта поехать в Москву. Выделиться, чтобы тебя взяли в главк, дали квартиру в столице. Это была, повторюсь, мечта жизни.
А сейчас, к счастью, появились альтернативные возможности реализовать себя во вполне нормальной провинциальной жизни. И неплохо там жить. А в Москву съездить, когда надо – скажем, в театр. А может, не в Москву, а в Лондон.
В долгосрочной перспективе – это очень хорошо. У нас, впервые за десятилетие, появилась альтернативная возможность жизни в провинции. Пусть пока только для местных элит – в первую очередь, тех же чиновников.
«СП»: – Но получается, Козак переливает чиновников из пустого в порожнее?
– Да. Но, с другой стороны, это закрепит чиновника в регионе. А это хорошо. В конце концов, регион для него – среда обитания, и он все сделает, чтобы в ней было можно нормально жить.
Да, бюрократизация душит жизнь, конечно, лучше, чтобы ее не было. Но так устроена наша государственная модель, что опорный класс государства – это чиновничество. Значит, черт с ним, пусть живут лучше, пусть живут в провинции, и таким образом ее поддерживают.
«СП»: – Раз все так прекрасно, почему решение – не идеальное?
– Это маленький шажок Козака, сделанный в правильном направлении. Но, как обычно, сделанный через известное место, – потому что речь идет лишь о перетасовке колоды чиновников. Если бы я был политическим оппонентом власти, то немедленно разметал бы это решение как половинчатое, обманывающее ожидания народа – все равно, чиновный класс не сократится. Но мне кажется, не стоит этого делать.
«СП»: – Почему же?
– Путин десять лет строил властную вертикаль. И никого все-таки не расстреливал – что нехарактерно для вертикалестроения. В итоге, вертикаль постепенно стала сама понимать, что она неэффективна, что не может решать часть региональных проблем. Что надо спустить эти проблемы и на уровень регионов – всем от этого станет только легче.
Про децентрализацию говорил Медведев, теперь говорит Козак. А значит, есть надежда, что еще лет через десять что-то изменится в правильном направлении. Все это, конечно, дико медленно, но это лучше, чем никак…
Другое мнение
Алексей Макаркин, первый вице-президент Центра политических технологий:
– Перевод федеральных чиновников на региональный уровень – вопрос болезненный. Федеральная служба и более престижна, и оплачивается лучше. Возможно, в материальном плане бывшие федеральные чиновники с переводом проиграют, и многие из них уволятся. Возможно, в этом заключается смысл проекта Козака – чтобы регионы сами решали, сколько чиновников им необходимо.
Центр живет по принципу самодостаточности. Если в ведомстве имеется некоторое количество чиновников, их число только увеличивается со временем. Под влиянием престижа ведомства, его аппаратного веса возникает необходимость плодить новых и новых сотрудников.
Так происходит не только в России. Яркий пример – история с Великобританией. На излете империи британцы неуклонно увеличивали штаты своего Министерства колоний – одновременно с сокращением числа колоний. Получался парадокс: колоний становилось меньше, а чиновников – больше. При необходимости можно обосновать и это увеличение штатов. Например, тем, что нужно было готовить колонии для деколонизации, а для этого требовалось больше специалистов... Но по большому счету, это – бюрократические игры.
В регионах возможности для бюрократической экспансии меньше – по определению. Там меньше средств, и, возможно, на местах будут более рационально подходить к штатам. Поэтому перевод чиновников на региональный уровень имеет, скорее, положительную сторону.
Вообще, мы все не можем прийти к равновесию между интересами центра и регионов. Вначале у нас была советская псевдофедерация, которая – если не брать культурную сферу – была унитарной, со властной вертикалью, которую обеспечивала коммунистическая партия. Потом эта вертикаль рухнула, и произошел перекос в сторону регионов: каждый из них брал самостоятельности по собственному разумению. Затем полномочия регионов отнимали под флагом борьбы с сепаратизмом.
Сейчас такое ощущение, что появилось желание сбалансировать полномочия. Для этого центр должен часть полномочий отдать регионам – но в управляемом режиме, понимая, что возможно отдать, а что надо оставить у себя.
В этом смысле, предложения Козака выглядят вполне рационально. Нужно только, чтобы они подкреплялись политическим решением. Иначе ведомства начнут говорить: мероприятия правильные, мы их полностью одобряем, но по отношению к конкретно нашему ведомству они не совсем правильные. Чтобы не было исключений, которые в конце концов станут правилом, необходимо серьезное политическое решение – на самом высшем уровне.
Совет федерации сортирует
В Совете федерации уже собрано 931 предложение от регионов по перераспределению полномочий. Они разбиты на две группы — предложения о передаче полномочий из центра в регионы и предложения о передаче полномочий из регионов в центр. Так, больше всего регионы хотят отдать в центр большое количество полномочий в сфере здравоохранения и лекарственного обеспечения, 6 полномочий в сфере социального обеспечения отдельных категорий граждан, 11 полномочий в сфере природных ресурсов. Себе забрать из центра регионы хотят 51 полномочие в сфере экономической политики, 26 полномочий, вытекающих из Лесного и Водного кодексов, 7 полномочий в сфере образования и науки, 9 — в сфере социальной политики.
После серии обсуждений окончательные рекомендации СФ для рабочей группы Дмитрия Козака будут утверждены на встрече с председателем СФ Валентиной Матвиенко.
Дмитрий Козак призвал не жалеть полномочий для регионов Вице-премьер обещает преодолеть сопротивление федеральных ведомств
"Рабочая группа считает, что на местах справятся! Ведь они отвечают за развитие территорий",— ответил оппонентам Дмитрий Козак, дав понять, что поручение президента по децентрализации власти в стране будет выполнено, какое бы сопротивление ни оказывалось Вчера на заседании рабочей группы вице-премьера Дмитрия Козака по перераспределению властных полномочий в стране были представлены "основные подходы" к этому вопросу. Сенаторов—членов группы они в целом устроили. Сегодня на заседании своей рабочей группы в Совете федерации сенаторы будут рассматривать собранные ими предложения от регионов. Таких уже в СФ поступило около тысячи. Все они должны быть проанализированы и "отфильтрованы" до конца ноября.
Вчера в правительстве вице-премьер Дмитрий Козак провел промежуточное заседание рабочей группы по перераспределению властных полномочий между уровнями власти. Как уже писал "Ъ" накануне заседания (см. "Ъ" от 26 октября), к заседанию группы был подготовлен проект "основных подходов" по этому вопросу. Проектом предлагается делегировать регионам вместе с деньгами из федерального бюджета около 20 контрольно-надзорных полномочий, а также полномочий по представлению госуслуг в сферах государственного кадастрового учета, кадастровой оценки недвижимости, а также государственной регистрации прав на недвижимое имущество и землеустройства. Кроме того, рекомендовано добавить регионам и два собственных полномочия, которые будут финансироваться за счет их бюджетов,— организацию вузовского образования и поддержку народных и художественных промыслов. Вчера этот проект "основных подходов" и рассматривался рабочей группой.
Как сразу выяснилось, рабочий процесс по перераспределению полномочий осложняют не регионы, а федеральные ведомства. Дмитрий Козак, открывая заседание, сообщил, что почти все федеральные ведомства не в восторге от идеи передать множество федеральных полномочий, за которые сейчас отвечают их региональные подразделения, в регионы. Эти настроения явно не вызывали одобрения у вице-премьера. "Там утверждают, что регионы не справятся с исполнением этих полномочий. Непонятно, почему они так считают! Кто больше заинтересован в создании условий для развития на местах? Местные руководители. Тогда почему мы не можем им доверять!" — возмущался он. Он объяснил, что в территориальных отделениях федеральных ведомств зачастую работает "не самый профессиональный кадровый состав", поскольку зарплата там ниже, чем в центральном аппарате ведомств и даже в региональных структурах.
ОБ ЭТОМ НА ТЕЛЕКАНАЛАХ Забытые летчикиСергей Удальцов сбежал из больницыФранкфуртский автосалон-2011Протест вприсядкуВидео бесланских событийВ Москве пройдет очередная акция Стратегии-31Флаговая атакаМэрия остановила стройку в Большом Козихинском переулкеА снос и ныне тамНашла полиция на каменьПлитка в шоколадеОппозиционеров ссылают от Соловецкого камня Весь архив видео "Рабочая группа считает, что на местах справятся! Ведь они отвечают за развитие территорий",— ответил оппонентам Дмитрий Козак, дав понять, что поручение президента по децентрализации власти в стране будет выполнено, какое бы сопротивление ни оказывалось. При этом он сообщил, что сэкономленные при исполнении федеральных полномочий деньги федерального бюджета предлагается оставлять в бюджетах регионов. Тем, кто в территориальных подразделениях ведомств уже расслабился в ожидании сокращения в результате процесса перераспределения полномочий (а сокращено может быть около 100 тыс. ставок), вице-премьер пригрозил: "Сегодня надо продолжать эффективно выполнять свои функции независимо от того, какие идут обсуждения, а то можно вообще не дождаться мероприятий по децентрализации власти".
Как и писал "Ъ", поступившее в рабочую группу предложение об упразднении или реформировании института полпредов президента в федеральных округах вчера не обсуждалось. Дмитрий Козак подтвердил, что такое предложение есть, и сообщил, что пока это предложение в работе по перераспределению полномочий не самое главное. Главное же, по его словам, передача властных полномочий тому, кто ближе к потребителям. "А полпреды достаточно высоко и далеко",— заметил он. После заседания вице-премьер пояснил журналистам, что решение о полпредах "является производным от тех решений, которые будут приняты по передаче полномочий на региональный уровень". При этом он уточнил, что предлагается институт полпредов либо упразднить, либо наделить конкретными властными полномочиями.
После того как секретарь рабочей группы, директор правительственного департамента госуправления, регионального развития и местного самоуправления Андрей Шаров представил членам группы "основные подходы", обсуждение продолжилось в закрытом режиме. Там в течение 45 минут были выслушаны предложения и ведомств, и губернаторов, и сенаторов.
После заседания представитель от Совета федерации в рабочей группе Рафгат Алтынбаев сообщил "Ъ", что в целом регионы и сенаторы поддерживают "основные подходы", предлагаемые рабочей группой. Но в Совете федерации уже собрано 931 предложение от регионов. Они уже разбиты на две группы — предложения о передаче полномочий из центра в регионы и предложения о передаче полномочий из регионов в центр. Так, больше всего регионы хотят отдать в центр большое количество полномочий в сфере здравоохранения и лекарственного обеспечения, 6 полномочий в сфере социального обеспечения отдельных категорий граждан, 11 полномочий в сфере природных ресурсов. Себе забрать из центра регионы хотят 51 полномочие в сфере экономической политики, 26 полномочий, вытекающих из Лесного и Водного кодексов, 7 полномочий в сфере образования и науки, 9 — в сфере социальной политики. Как сообщил господин Алтынбаев, сегодня на заседании в Совете федерации будут рассмотрены 35 полномочий, которые регионы хотят отдать центру, и 78 полномочий, которые хотят забрать. После серии таких обсуждений окончательные рекомендации СФ для рабочей группы Дмитрия Козака будут утверждены на встрече с председателем СФ Валентиной Матвиенко. "И потом мы будем отстаивать свои предложения на заседаниях рабочей группы",— сообщил сенатор.
Вчера же Дмитрий Козак еще раз напомнил, что окончательный доклад его рабочей группы по перераспределению полномочий должен быть представлен президенту Дмитрию Медведеву 1 декабря.