Бу сир талбата (меню)
News topics
Политика.Митинги. Пикеты. Партии [860]
Мысли. Думы.Мнения, обсуждения, реплика, предложения [206]
Суд-закон.МВД.Криминал [1171]
Право, закон [271]
Экономика и СЭР [785]
Власть Правительство Ил Тумэн [1065]
Мэрия, районы, муниципалитеты [367]
Мега пректы, планы , схемы ,программы. ВОСТО [175]
Сельское хозяйство,Продовольствие. Охота и рыбалка [484]
Энергетика, связь, строительство.транспорт, дороги [125]
Коррупция [819]
Банк Деньги Кредиты Ипотека Бизнес и торговля. Предпринимательство [253]
Социалка, пенсия, жилье [256]
ЖКХ, строительство [129]
Образование и наука. Школа. Детсад [204]
Люди. Человек. Народ. Общество [172]
АЛРОСА, Алмаз. Золото. Драгмет. [646]
Алмазы Анабара [161]
http://alanab.ykt.ru//
Земля. Недра [227]
Экология. Природа. Стихия.Огонь.Вода [339]
СМИ, Сайты, Форумы. Газеты ТВ [123]
Промышленность [43]
Нефтегаз [259]
Нац. вопрос [275]
Соцпроф, Совет МО, Общ. организации [65]
Дьикти. О невероятном [171]
Выборы [630]
Айыы үөрэҕэ [27]
Хоһооннор [5]
Ырыа-тойук [17]
Ыһыах, олоҥхо [87]
Култуура, итэҕэл, искусство [342]
История, философия [187]
Тюрки [76]
Саха [127]
литература [33]
здоровье [413]
Юмор, сатира, критика [11]
Реклама [6]
Спорт [121]
В мире [85]
Слухи [25]
Эрнст Березкин [88]
Моё дело [109]
Геннадий Федоров [11]
BingHan [4]
Main » 2011 » Алтынньы » 28 » "Айтыс - песенно-поэтическое состязание"
"Айтыс - песенно-поэтическое состязание"
12:45
Madi Maulenov создал(а) документ:
 "Пособие по Тенгрианству"

В конце 2006 года Министерство образования и науки Республики Татарстан выпустило учебное пособие под названием "Древнетюркское мировоззрение - тенгрианство” (автор – Р.Н. Безертинов, тираж – 2200 экз.), предназначенное для студентов факультетов истории, филологии и философии, а также для учащихся X – XI классов средних школ.
Пособие одобрено республиканским экспертным советом МоиН РТ. Рецензентами данного труда являются:
    Индус Тагиров – член президиума Академии наук РТ, доктор исторических наук, академик.
    Минахмет Сахапов – член президиума РАГН, доктор филологических наук, академик.
    Марсель Ахметзянов – доктор филологических наук, академик РАГН.
    Рамзи Валеев – доктор исторических наук, академик.
    Рафаэль Мухаметдинов – кандидат исторических наук.


Совсем недавно в Казани прошла презентациия школьного учебника по истории 4 основных традиционнных для России религий: ислама, христианства, иудаизма и буддизма. Вышеупомянутое же пособие как бы дополняет эту картину и дает сведения о духовной жизни тюрок доисламского и современного периодов. У людей не должно складываться впечатление, что татары только с приходом к ним арабских купцов и миссионеров спустились с деревьев и услышали слово божье. У них уже существовала своя национальная религия единобожия тенгрианство.

Пособие под названием "Древнетюркское мировоззрение - тенгрианство” в наше
время актуально уже тем, что этот пласт духовной культуры татар как тюркского народа никогда раньше не преподавался в учебных заведениях как предмет. А между тем тенгриансто– наша тюркская религия, некогда лежавшая в основе духовной и политической жизни великих тюркских государств прошлого.

Данное пособие дает комплексное представление о тенгрианстве, каким его видит автор, опирающийся в своей работе на труды предшественников. Для начального ознакомления учащихся с основами тенгрианства пособие содержит достаточно сведений, текст изложен доступным языком.

Как небогооткровенная религия, тенгрианство менее подвержено субъетивному толкованию, оно выпестовано из законов природы и носит скорее не индивидуальный, а коллективный характер.

Тенгрианство построено не на рационализме и логике, а на сопереживании природы и окружающим людям.

Из содержания пособия видны 5 основных идей, заложенных в тенгрианстве:

    Идея гармонии между человеком и природой.
    Этика тенгрианства, требующая от человека быть правдивым, честным, неукоснительно выполнять свои обязанности перед близкими людьми, а от кагана (хана) – быть справедливым и заботиться о народе.
    Идея свободы, демократизм и гуманности в отношениях между Тэнгри (богом) и тюрками. Тюрки не были рабами Тэнгри, а были его сыновьями, так называемыми "сыновьями неба”.
    Идея любви к своему народу и стране, преданности своей стране и ее древним традициям. Все это отразилось в культе предков, защищавших в битвах свою Родину.
    Эстетика тенгрианства, заключавшаяся в том, что тюрки любили и ценили красоту природы, устраивали свои религиозные церемонии и обряды в самых красивых местах ландшафта, наслаждались душой в этом великолепии природы.

В наше смутное и неопределенное с духовной и идейной точек зрения время вышеперечисленные простые и ясные духовные ценности наших предков могут дать опору и некий ориентир для молодежи, желающих жить осмысленно.

Данная работа может быть использована в преподавании предметов культурологии, истории, истории духовной культуры татарского народа и других тюркских народов, а также в общем курсе религиоведения.

Рафаэль Мухаметдинов – кандидат исторических наук. г. Казань
Газета "Звезда Поволжья” N 23, 14-20 июня 2007 года. г. Казань.

Madi Maulenov, опубликовано в Тюркский Ренессанс.
   
Madi Maulenov создал(а) документ:
"Айтыс - песенно-поэтическое состязание"

У казахов «елендп» (песенник) заслуживал звания «акын» лишь после участия в нескольких состязаниях - айтысах и победы над одним из именитых акынов (акын - импровизатор, носитель возвышенной, высокой поэзии). Настоящим акыном считался тот, кто победил соперников стремительно-искусными, находчивыми, остроумными и шутливыми импровизациями.

В казахском устно-поэтическом фонде содержатся все разновидности айтыса:

    Обрядовый жар-жар. Свадебная песня, исполняемая поочередно хорами молодых людей и девушек при вступлении невесты в дом жениха.
    Заклинание «бадик». Исполняется поочередно мужскими и женскими хорами для изгнания духа болезни «бэдик», а также непосредственно «бадик-айтыс» при котором юноши и девушки используют форму заклинания «бадик» для шутливых песенно-поэтических состязаний.
    «Кйым айтыс», при котором состязующиеся молодой человек и девушка используют бытующие в народе стихи, импровизируя лишь последние строки.
    Айтыс юноши и девушки, имеющий две разновидности: кайым айтыс и айтыс, при котором состязующиеся импровизируют текст полностью.
    Айтыс загадками, импровизируемый стихами.
    Состязание в исполнении музыкальных пьес - кюев (куй тартыс) или эпоса.
    Айтыс ораторов-шешенов и биев при решении различных межродовых и межплеменных споров.
    «Так, пак, тас» при котором каждый из участников старается продолжить стихотворную строку, произнесенную другими участниками этой поэтической игры, стараясь подобрать удачную рифму и завершить строку.
    Айтыс акынов, требующий высокого мастерства поэтической импровизации и чрезвычайно высокого уровня развития поэтической традиции.

Жанр айтыса продолжает жить в казахском быту до сего времени. Во все времена казахские традиции устных состязаний образно отражали действительность, художественно воспроизводили конкретно-историческую сущность, характерную для данной социокультурной ситуации. И в наши дни традиции айтыса являются актуализированной культурой прошлого, т.к. в нем «мобилизован» опыт прошлого в интересах настоящего.

Состязания акынов-импровизаторов характеризуются широтой не только голосового (певческого), но и речевого (языкового) диапазона. Самым прославленным акынам народ присваивал звания «сал» или «сер!» (Быржан сал, Акын сер!). Салы и. сэре являлись исполнителями и носителями устного народного творчества кочевой цивилизации и имели высокий статус в традиционном казахском обществе. Они отличались от других не только в ношении одежды, но и куртуазностью, своеобразным поведением держаться в обществе. Салы и сэре всегда были в окружении импровизаторов - поэтов, сказителей, борцов-силачей и музыкантов. Наиболее прославленные салы и сэре со своей свитой всю жизнь путешествовали по степи, участвуя во всенародных торжествах. Таким образом, приезжающие в аул салы и сэре являлись как бы обновителями мира.

Учитывая все изложенные признаки айтыса, указывающие на его самобытность, можно отнести айтыс к разряду древних, уникальных, аутентичных, и вместе с тем наиболее динамичных видов казахского народного творчества. В принципе нигде в других культурах мы не встречаем аналогов айтысу, что указывает на его уникальность как феномена культуры и подтверждает вклад казахской традиции в сокровищницу мировой цивилизации.

Источник: kazakhstan-tourist.isd.kz

Культура
Цензура не сможет заткнуть айтыс только благодаря народу
Певцы-импровизаторы, принявшие участие в айтысе. Астана, 13 декабря 2010 года.
19.01.2011
Султан-Хан АККУЛЫ

Справедливо оценить творчество певцов-импровизаторов могут только простые зрители, считают некоторые акыны. Выдержит ли айтыс «схватку» с цензурой? Об этом очередной круглый стол радио Азаттык.

На прошедшем в Астане айтысе в декабре 2010 года министр культуры Мухтар Кул-Мухаммед запретил певцам-импровизаторам высмеивать проблемы в казахстанском обществе. Он призвал воспевать только «независимость и Астану» и «Елбасы». Это вызвало возмущение публики.

В круглом столе радио Азаттык о дальнейшей судьбе айтыса приняли участие: акын Айбек Калиев из Атырау; участник астанинского айтыса Ринат Заитов из города Семей; председатель комитета по языкам министерства культуры Казахстана доктор философских наук Бауыржан Омарулы и Акедил Тойшанулы, ученый-фольклорист, старший научный сотрудник отдела фольклористики Литературного института имени Мухтара Ауэзова.

Предполагалось, что в этой дискуссии примет участие организатор айтыса в Астане известный акын Журсин Ерман. Однако в последний момент на телефонные звонки он не ответил.

Круглый стол провели cотрудники радио Азаттык – Казахской редакции Радио «Свободная Европа»/Радио «Свобода» – Сагат Батырхан и Султан-Хан Аккулыулы.

«УГОДИШЬ НАРОДУ – НЕ УГОДИШЬ ЖЮРИ!»

Ведущий:

– Уважаемые гости, предлагаем вначале послушать речь министра культуры Мухтара Кул-Мухаммеда, прервавшего выступление акынов на айтысе в Астане в декабре 2010 года:

Акын Айбек Калиев участвует в айтысе. Алматы, 21 марта 2010 года.
– Этот айтыс отличается от других, которые проводились ранее. Его особенность – это тема «Достижения независимости». Жуке, раньше, когда вы проводили айтыс, всегда определяли тему состязания акынов. Поэтому сегодня тема айтыса – независимость. Мне хочется напомнить вам следующие слова главы государства: «Независимость – это особая ценность для всех казахстанцев, это мечта наших предков, осуществившаяся сегодня».

У независимости, как и у домбры в ваших руках, есть две поющие струны. Одна струна – казахский народ. Другая – глава государства, который прославил Казахстан на весь мир. Поэтому сегодня акыны должны говорить об этом, должны воспеть достоинство и мужество народа. Мы должны воспеть Астану, которая прославила Казахстан на весь мир, говорить о достижениях Казахстана. На айтысе присутствует государственный секретарь. Учтите это. Мне хочется сказать, чтобы вы не отходили от темы.

Ведущий:

– На следующей записи министр культуры Мухтар Кул-Мухаммед призывает зрителей к порядку в зале:

– Эй, айналайын, подожди. Кто ты?! Соблюдайте тишину! Должно же быть уважение к старшим. Тут Мырзаке сидит. Эй, это кто там так кричит?! Прекратите! Здесь сидят уважаемые нами Мырзатай Жолдасбеков, Сеит Каскабасов, Сабит Оразбаев. Вы думаете, они не знают того, что знаете вы? Поэтому попрошу всех успокоиться.

Ведущий:

– Под репортажем о попытке астанинских чиновников усилить цензуру в айтысах один наш читатель написал: «Айтыс умер». Вы согласны с этим утверждением? Господин Калиев, начните вы. Скажите также, почему вы не приняли участие в айтысе, который прошел в Астане?

Айбек Калиев:

– Нет никаких оснований говорить, что айтыс умер. Айтыс, созданный в давние времена, жив и сейчас. Потому что айтыс любят и оберегают в народе. Айтыс не умрет, пока будет жив хоть один казах.

Вначале мне предложили участвовать в айтысе. Журсин мне позвонил и сказал: «Скоро состоится айтыс. Ты примешь в нем участие. Я хотел, чтобы ты хорошо все продумал и исправил свои прошлые ошибки. Поэтому специально до этого времени тебе об этом не говорил».

Через некоторое время он мне перезвонил и сказал, что «наверху» не хотят моего присутствия на айтысе. Восемь акынов из списка участников айтыса были вычеркнуты. Среди них и я. Я предвидел это, когда власть «взяла в свои руки» айтыс. Поэтому у меня не было особенного желания участвовать в этом состязании.

Ведущий:

– Господин Заитов, вы были участником айтыса, состоявшегося в Астане. Были ли указания, о чем петь, а о чем нет?

Ринат Заитов:
Нет никакой необходимости чинить препятствия акыну, если он посмел говорить о недостатках. Если это будет продолжаться, то айтыс «зачахнет» и превратится в искусство дворцовых акынов.


– Все-таки это айтыс, и открыто никто об этом не говорил. Мы чувствовали, что айтыс все равно будет таким – больше показушным. И внутренне были готовы к этому. До этих дней много людей в разных местах использовало айтыс. Использовало его и власть. Это будет и после. Я не соглашусь с утверждением, что айтыс изжил себя. Но если айтыс и дальше будет таким, то я не буду в нем участвовать. Я не тот акын, который состязается в этих рамках. Этого же мнения придерживаются и многие мои коллеги.

Ведущий:

– Господин Заитов, а вы смогли поднять на айтысе тему, которую планировали?

Ринат Заитов:

– Организаторы состязания имели выигрышное положение – они провели айтыс ко Дню независимости после двухлетнего молчания. Единственное, что они нам сказали: «Какое вам еще нужно богатство, более ценное, чем независимость?» Но народ услышал то, что хотел услышать. Балгынбек и Жандарбек многое высказали. А жюри всё такое же, как и раньше. Угодишь народу – не угодишь жюри!

О ПРЕЗЕНТАБЕЛЬНОСТИ И ОБИДАХ

Ведущий:

– В круглом столе принимает участие ученый-фольклорист Акедил Тойшанулы. Господин Тойшанулы, каким был айтыс в древности?

Акедил Тойшанулы:

– По словам Бейсенбая Кенжебаева, в давние времена все айтысы были родовыми. Айтыс был народным произведением, в центре которого обсуждались противоречия родового общества. В советские времена айтыс стал телевизионным. Теперь же, в годы независимости, айтыс начал возрождаться. Поэтому нет оснований считать, что айтыс себя изжил.

Ведущий:

– Господин Заитов сказал: «Угодишь народу – не угодишь жюри». Скажите как простой зритель, всегда ли жюри справедливо выставляет оценки акынам?

Акедил Тойшанулы:

– Члены жюри тоже представители народа. А проигравшие издавна всегда недовольны победителями. Но народ дает честную оценку айтысу.

Бауыржан Омарулы:

– Утверждение, что айтыс изжил себя, неверно. Нет такой силы, способной подтолкнуть к такому последнему шагу. Потому что айтыс – одна из наших ценностей, которая передается нам издавна. Как сказал Айбек, это такой вид искусства, который будет жить, пока будет жив хоть один казах. Поэтому эта тема не стоит того, чтобы о ней говорить.

Акын Ринат Заитов участвует в айтысе. Алматы 21 марта 2010 года.
Двое из присутствующих здесь были участниками последнего айтыса. Ринат как акын, я же как член жюри. Я чувствую затаившуюся обиду Рината. Он – талантливый акын. Но на этом айтысе Ринат не смог полностью показать своих возможностей. Проблема не в том, с какой позиции и каким образом раскрывать тему. А в том, как раскрыться поэту.

Все члены жюри – единомышленники Рината. Я думаю, что из-за того, что тема не была раскрыта, многие акыны были отстранены. Ни в Интернете, ни на страницах прессы не было публикаций о том, что тот или акын не получили приза из-за жюри. А раскрытие темы, воспевание независимости – все законно. Да, было такое, когда приходилось призывать акынов не отходить от основной темы. Но настоящий акын и намеком, и иносказательно, и прямо, но все-таки выскажет то, что у него на душе. С этой позиции, как член жюри, я не могу сказать, что на айтысе акынам не дали возможности высказаться.

Ведущий:

– Но воспевать независимость – это же не значит говорить только о достижениях? Акыны хотят выразить и мнение народа. На последнем айтысы баллы выставлялись справедливо?

Бауыржан Омарулы:

– Как член жюри, я обязан согласиться с решением судей. Но есть акыны, которых я особенно выделил. Например, Сара, Айнур,и Бекарыс. Жандарбек сумел хорошо выступить. Хороший уровень показал и молодой акын Алибек из Северного Казахстана. Есть такое понятие, как уровень акына, степень овладения искусством. И с этой позиции выгодно отличаются акыны, умеющие выступить презентабельно. Таковым было общее для всех решение. Решение жюри и мнение большинства совпадают редко. Поэтому могут возникнуть такие споры и претензии.

Ведущий:

– Почему же после двухлетнего перерыва власти решили «взнуздать» акынов?

Акедил Тойшанулы:
Но если айтыс и дальше будет таким, то я не буду в нем участвовать. Я не тот акын, который состязается в этих рамках.

– Нет необходимости сеять панику, слухи и говорить, что официальная власть собирается «взнуздать» айтыс. Мы, наоборот, должны радоваться тому, что к 19-летию независимости айтыс, как истинный вид казахского искусства, получил государственное признание. Это доказывает то, что айтыс себя не изжил, а получил новый виток к возрождению.

ДВА МИРА КАЗАХСТАНА

Ведущий:

– Господин Заитов, объявляло ли министерство культуры о намерении дальше проводить айтыс?

Ринат Заитов:

– У казахов есть пословица «Пять козлов гонит, а свисту на всю округу». И потому, что министерство организовало один айтыс, я не могу сказать, что государство о нас заботится. К примеру, на иностранных артистов тратятся миллионы. А с 1984 года айтыс министерством был организован впервые. Да, возможно, этому и нужно радоваться. Но с другой стороны, хочется и плакать.

Судя по словам Бауеке, получается, что Ринат не смог достойно состязаться, и поэтому так вышло. Я говорю не о себе. Единственное, что хочется сказать жюри: среди состязавшихся на айтысе не было никого, равного Жандарбеку. Если члены жюри независимы, то почему же никто не поддержал его? Если собрать всех членов жюри и спросить, за какие слова и какие баллы вы поставили Айнур, Бекарысу, Аманжолу и Жандарбеку, вряд ли они ответят сразу.

Ведущий:

– Господин Калиев, приходилось ли вам слышать рекомендации со стороны чиновников, о чем петь акынам на айтысе, а о чем молчать?

Айбек Калиев:

– У меня не было случая, когда бы я пел по заданию, чьей-то указке и желанию. Так как меня не было на последнем айтысе, то я далек от лишних разговоров. По-моему, на айтысе должно говориться как о достижениях, так и недостатках. Нет никакой необходимости чинить препятствия акыну, если он посмел говорить о недостатках. Если это будет продолжаться, то айтыс «зачахнет» и превратится в искусство дворцовых акынов.

Ведущий:

– Почему айтыс долгое время не проводился?

Айбек Калиев:

– По-моему, Казахстан проживает в двух мирах. Телеканал «Хабар» и газета «Егемен Казакстан» показывают один Казахстан, а второй Казахстан - это тот, в котором проживает простой народ. Высокопоставленные чиновники проживают в первом мире. Акыны же живут среди простого народа, живут их чувствами и мыслями. Выйдя на сцену, они пытаются довести до власти мысли простого народа. Например, на айтысе к 90-летию «Алаша» разгневанные акыны выступали от имени народа.

Бауыржан Омарулы:

Акедил Тойшанулы, ученый-фольклорист. Алматы, 11 ноября 2009 года.
– Я не говорю, что Ринат не смог состязаться. До этого времени он доказывал свои способности. Ринат не смог раскрыться. Да, это правда, что айтыса около двух лет не было. Но так получилось не из-за того, что кто-то этому воспрепятствовал. Возможно, формировались правила айтыса, устанавливался порядок проведения. Продумывались пути для роста айтыса. Если все поддержат министерство и возьмут на себя обязательство по проведению айтыса, то это можно считать хорошим началом. Это не временное явление. Мы должны смотреть на это как на культурное традиционное мероприятие.

АЙТЫС В 21-М ВЕКЕ

Ведущий:

– Вы затронули большую тему, сказав, что власть может взять организацию айтыса в свои руки. Каким будет будущее айтыса? Власти перестанут рассматривать акынов как своих оппонентов?

Бауыржан Омарулы:

– Акынов никогда нельзя рассматривать как оппозиционеров. Так как они не выполняют обязанностей оппозиции. Акыны – это глас народа, своего рода народный рупор. Точка опоры общественного поэтического мнения – искусство. А руководство министерства культуры поддерживает искусство.

Акедил Тойшанулы:

– У казахского айтыса большое будущее. Айтыс поднимает на сцене злободневные народные проблемы. Если мы говорим, что 21-й век – век информации, то острота и быстрота мысли айтыса способствуют этому. Когда айтыс замолк на некоторое время, то появился интернет-айтыс. Через него были высказаны слова, подтолкнувшие общественное сознание.

Айбек Калиев:

– Если сравнивать айтыс советских времен, 90-х годов и современный, то видно, что айтыс развивается. Растет тематически и художественно. Если будет развиваться в этом направлении, будущее будет неплохим.

Ведущий:

– Господин Омарулы, в марте 2010 года состоялся большой айтыс. Но по телевидению он не транслировался. Покажут ли по телевидению айтыс, который состоялся в Астане в декабре 2010 года?

Бауыржан Омарұлы:

– Этот айтыс должен транслироваться на «Хабаре». Организаторы заключили договор с этим каналом.

(Круглый стол прошел на казахском языке. С полной версией круглого стола, посвященного будущему айтыса, можно ознакомиться на казахском сайте нашего радио Азаттык).

Нацбанк выпустил в обращение памятную монету «Айтыс»
18-10-2011 0 68 (с) newskaz.ru
Нацбанк выпустил в обращение памятную монету «Айтыс»

Национальный банк Казахстана во вторник выпустил в обращение памятную монету «Айтыс» из серии монет «Обряды, национальные игры Казахстана» из серебра номиналом 500 тенге и из сплава «нейзильбер» номиналом 50 тенге, сообщила пресс-служба Нацбанка.

Памятная монета «Айтыс» - шестая пара монет, продолжающая серию «Обряды, национальные игры Казахстана».

Серебряная монета и монета из сплава «нейзильбер» имеют идентичные изображения лицевых и оборотных сторон.

На оборотной стороне (реверсе) монеты представлена картина айтыса между девушкой и джигитом.

Памятные монеты изготовлены на Казахстанском монетном дворе Национального банка Казахстана.
памятные монеты качества «proof» предназначены для продажи по коллекционной стоимости и выпускаются в сувенирной упаковке, снабжены номерным сертификатом качества Национального банка Республики Казахстан на государственном, русском и английском языках

Серебряная монета изготовлена из серебра 925 пробы, масса - 31,1 грамма, диаметр - 38,61мм, качество изготовления - «proof», тираж - 4 тысячи штук. Вторая монета изготовлена из сплава «нейзильбер» белого цвета, диаметр - 31 мм, масса - 11,17 грамма, тираж - 50 тысяч штук.

В пресс-релизе напоминается, что памятные монеты качества «proof» предназначены для продажи по коллекционной стоимости и выпускаются в сувенирной упаковке, снабжены номерным сертификатом качества Национального банка Республики Казахстан на государственном, русском и английском языках.

Монеты номиналом 500 тенге и номиналом 50 тенге обязательны к приему по их нарицательной стоимости на всей территории Казахстана по всем видам платежей, а также для зачисления на счета, во вклады, на аккредитивы и для перевода, без ограничения размениваются и обмениваются во всех банках республики.

Одна тысяча экземпляров памятных монет из сплава «нейзильбер» изготовлена улучшенным качеством и упакована для продажи в специальные пластиковые термовакуумные упаковки.
http://finance.nur.kz/lenta/nacbank_vypustil_v_obrawenie_pamyatnuyu_monetu_ajtys/?mid=5141145
Category: Култуура, итэҕэл, искусство | Views: 5039 | Added by: uhhan2
Total comments: 0
Only registered users can add comments.
[ Registration | Login ]
Сонуннар күннэринэн
«  Алтынньы 2011  »
БнОпСэЧпБтСбБс
     12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930
31
Көрдөө (поиск)
Атын сирдэр
Ааҕыылар

Баар бары (online): 9
Ыалдьыттар (гостей): 9
Кыттааччылар (пользователей): 0
Copyright Uhhan © 2019