Main » 2011»Сэтинньи»8 » Саха - народ не пришлый, а местный...в VIII-IX веках первая тюркская группа проникает в Якутию, они смешиваются с местным населением
Саха - народ не пришлый, а местный...в VIII-IX веках первая тюркская группа проникает в Якутию, они смешиваются с местным населением
21:00
Георгий СПИРИДОНОВ, НВ. 04.11.2011
Одни по отцу, по матери разные
Человека все время интересовали вопросы: кто он? Откуда есть-пошел? Кто были его предки и чем они занимались? И покуда не найдешь на них ответа, неуютно будет душе твоей в мире, где, на первый взгляд, все уже ясно и понятно. Так уж получилось, что «История» еще не дала полного и четкого ответа на вопрос о происхождении народа саха. Существуют версии, каждая из которых имеет право на существование. При этом, к сожалению, приходится констатировать, что большинство из выдвинутых теорий были некогда порождены идеологическими, политическими соображениями. Выдвинутая доктором исторических наук, профессором, директором Института гуманитарных исследований и проблем малочисленных народов Севера СО РАН Анатолием Алексеевым гипотеза в последнее время превращается в доказанную теорию, подтверждаемую последними сенсационными археологическими находками. Аргументы Анатолия Николаевича наверняка заинтересуют читателя так же, как и меня… Какая ДНК возобладает?
«НВ»: Вы выступаете за автохтонность, за местное происхождение якутского народа, коренного по происхождению, принадлежащего к данной территории. Но все же основа основ саха – тюркская… А.А.: Нет, конечно, от тюркских корней никто не отказывается. Но выдвигаемая нами версия получила поддержку в результате работ, проводимых саха-французской археологической экспедицией, которую со стороны гостей возглавляет директор Центра антропологии, профессор университета Тулузы Эрик Крубези. В группу ученых вошли не только археологи и этнографы, но и антропологи, генетики и даже инфекционисты. «НВ»: А они какое отношение имеют к археологии? А.А.: Саха-французская экспедиция носит комплексный характер. Французы «копают» достаточно глубоко. Приведу один пример. Нам удалось в одном из захоронений откопать человека, по всем антропологическим признакам якута, который умер от лихорадки, бушевавшей несколько веков назад в Южной Африке. По всей видимости, местный охотник заразился от убитой им птицы, прилетевшей с юга. Вот такие интересные результаты выводят французские ученые. Основное внимание уделяется изучению древних могил и трупных останков, генетический анализ которых позволит определить ДНК древнего населения от Алтая до Байкала, в Центральной Азии со времен происхождения человека до наших дней. Одна из задач экспедиции: исследовать ДНК современных якутов в сравнении с другими народами Монголии, Центральной Азии и Казахстана. В этой части мы активно сотрудничаем с генетиками СВФУ и ЯНЦ РАМН.
«НВ»: Считается, что якуты – это пришлый народ откуда-то с юга… А.А.: Да, еще в XVIII в., а особенно в XIX в., утвердилась точка зрения о южном происхождении якутов, потом уточнили – из Прибайкалья. Дескать, тюркские племена переселились несколькими потоками в XV веке. Особенно сильную роль в этих утверждениях сыграла якутская мифология. На этом строились гипотезы. Потом открытия археологов частично подтвердили эти догадки, и так историческая наука пошла по теории происхождения якутского народа с юга. Но любой народ в своем происхождении проходит весьма сложный процесс. Люди не просто переселяются, они всегда смешиваются. Можно предположить, когда тюрки пришли на территорию современной Якутии, то они встретились с проживавшими тут издавна народами и слились с ними. Они передали свой язык, культуру, но антропологически возобладал все же местный тип человека – того, кто исконно здесь проживал. В этом аспекте не вызывают удивления находки исторических памятников, которые мы отнесли к концу раннего железного века. В культурных слоях найдены вещи тюркского происхождения. Таким образом, нам удалось приблизиться к той дате, которую обозначил еще знаменитый Гаврил Ксенофонтов, утверждавший, что первые тюркские группы появились на территории Якутии в начале нашей эры и до второго тысячелетия. Это также подтверждается находками, которые можно отнести к VII-VIII векам. «НВ»: В таком случае как, на ваш взгляд, произошло тюркское проникновение? А.А.: Где-то в VIII-IX веках первая тюркская группа проникает в Якутию, они смешиваются с местным населением палеоазиатского происхождения – это могут быть юкагиры или другие самодийские племена. Тут, кстати, уместно вспомнить якутское олонхо, в котором буквально говорится, что тунгусы убили юкагирского богатыря – «нашего человека». У якутов отмечается не только антропологическая связь с палеоазиатскими племенами, самодийскими словами, но и много элементов самодийской материальной культуры. По этой части, считаю, глубоко был прав ученый Николаев-Сомоготто. Ну а в конце позднего неолита пращуры якутов пришли к открытию бронзы, затем их потомки осваивают железо и, наконец, они доживают до той поры, когда сливаются с пришлыми тюрками, монголами, тунгусо-маньчжурами, и превращаются в новый народ с самоназванием саха. Отцы и дети
«НВ»: Ваша версия опровергает многие сложившиеся в исторической науке. А что бы вы могли отнести в защиту вашей теории о местной линии происхождения якутов? А.А.: Я не думаю, что наша теория опровергает все предшествующие взгляды, она их дополняет и возобновляет то, что было забыто. Кстати, еще Сергей Александрович Токарев – крупный советский ученый-этнограф – в 40-х годах выдвигал теорию о том, что по чисто этнографическим параллелям якутский народ – автохтонный, местный. Нам посчастливилось найти археологические памятники, которые на вещественных материалах доказывают правоту наших предшественников. Если мы хотим добраться до истины, нам ни в коем случае нельзя отбрасывать все точки зрения, лучше их развивать. Многие факты говорят о том, что якутский народ по «матери» берет свое начало на нынешней территории, в этой географической точке около четырех тысяч лет назад. А по «отцу» он, конечно, южного происхождения и окончательно оформился где-то в XIII - XIV веках. То, что тюрки появились, примерно, в VIII веке доказывается и находками останков быков, которых они привели вместе с собой. «НВ»: А что вы можете сказать о языке. Якутский – все же тюркского происхождения. Так что у ваших оппонентов найдутся хорошие козыри в рукаве…
А.А.: В якутском языке существует около десяти процентов слов неизвестного происхождения. Откуда они? Язык – это та основа, которая вошла как составляющая в якутский этнос. При этом в языке саха лишь три процента слов тунгусского происхождения. А ведь контакты с этими народами были довольно интенсивными, но заимствований мало. В истории человечества немало фактов, когда язык может переноситься. Если возьмем Латинскую Америку, то там местные индейцы переняли испанский язык, но говорит ли это о том, что они испанцы? Точно также следует отнестись к теории происхождения якутов. Если они говорят на тюркском языке, то это вовсе не означает, что они на все сто процентов произошли из тюркского мира. Вот и последние исследования генетиков показывают, что самодийские корни в народе саха присутствуют. Кюереллях 1
У якутов отмечались четыре основных способа погребения: в земле, на деревьях, в надмогильных сооружениях и сожжение. В археологических материалах наиболее полно представлены захоронения в земле. Членам экспедиции на территории Борулахского наслега Верхоянского улуса удалось найти погребение, которое относится к XVII веку. Оно отличается небольшой глубиной могильной ямы. На ее дне по всем правилам установлен сруб-гробница тэбиэх из толстых лиственничных плах, внутри которого помещен гроб. Обычно размеры сруба значительно превосходят размеры гроба, так что в его задней части оставалось свободное пространство, так называемый «хозяйственный отсек». В нашем случае была найдена богатая берестяная посуда, а сбоку от тела 30-летнего мужчины лежал сложносоставной лук с берестяными накладками и кожаный колчан со стрелами. Погребальный сруб по всем законам якутов был покрыт слоями орнаментированных берестяных полотен. «В местности Кюереллях береза не растет, – говорит ведущий методист Музея археологии и этнографии СВФУ Николай Кирьянов. – Ее специально привезли за несколько километров от этого места, и это говорит о том, что погребенный человек был знатного происхождения».
Кюереллях 2
Во второй могиле, недалеко от первой, была погребена пожилая женщина 60-ти лет. Ее костюм был богато украшен разнообразными бусами, расшит бисером, на каждой руке по два кольца и перстни. Как и все тюркско-монгольские народы, якуты придавали большое значение украшениям одежды, личных вещей, посуды, конского снаряжения. Одним из древних видов украшения являются гривны. Якутские нашейные гривны представляют собой незамкнутое кольцо овальной формы. Имелось такое и в верхоянском погребении. Исследователи предполагают, что оно относится к середине XVIII века. На руках также имелось несколько медных браслетов, уши украшали серьги. То есть все говорило о том, что погребенная была из знатного рода. «Удивительно то, – говорит Николай, – что на пожилую женщину надет богато украшенный бисером кожаный набедренный пояс невесты. В исторической литературе есть сведения о том, что он, якобы, охранял девственность девушки. А тут мы впервые встретили такое…»
На 40-й день после смерти
По тюркской традиции заключительный этап погребального цикла якуты совершали на 40-й день после смерти человека. В доме покойного устраивали трапезу, в которой принимали участие все его родственники и соседи. Каждый выражал надежду, что покойный хорошо устроится в другом мире. Надмогильный памятник мэнгэ – жилище покойного, саха старались поставить к годовщине смерти.