Бу сир талбата (меню)
News topics
Политика.Митинги. Пикеты. Партии [900]
Мысли. Думы.Мнения, обсуждения, реплика, предложения [261]
Суд-закон.МВД.Криминал [1279]
Право, закон [323]
Экономика и СЭР [839]
Власть Правительство Ил Тумэн [1207]
Мэрия, районы, муниципалитеты [398]
Мега пректы, планы , схемы ,программы. ВОСТО [215]
Сельское хозяйство,Продовольствие. Охота и рыбалка [553]
Энергетика, связь, строительство.транспорт, дороги [154]
Коррупция [862]
Банк Деньги Кредиты Ипотека Бизнес и торговля. Предпринимательство [291]
Социалка, пенсия, жилье [276]
ЖКХ, строительство [132]
Образование и наука. Школа. Детсад [215]
Люди. Человек. Народ. Общество [221]
АЛРОСА, Алмаз. Золото. Драгмет. [669]
Алмазы Анабара [161]
http://alanab.ykt.ru//
Земля. Недра [240]
Экология. Природа. Стихия.Огонь.Вода [375]
СМИ, Сайты, Форумы. Газеты ТВ [154]
Промышленность [43]
Нефтегаз [284]
Нац. вопрос [284]
Соцпроф, Совет МО, Общ. организации [65]
Дьикти. О невероятном [183]
Выборы [661]
Айыы үөрэҕэ [92]
Хоһооннор [5]
Ырыа-тойук [22]
Ыһыах, олоҥхо [102]
Култуура, итэҕэл, искусство [365]
История, философия [237]
Тюрки [76]
Саха [152]
литература [41]
здоровье [463]
Юмор, сатира, критика [14]
Реклама [7]
Спорт [121]
В мире [86]
Слухи [25]
Эрнст Березкин [88]
Моё дело [109]
Геннадий Федоров [11]
BingHan [4]
Main » 2011 » Сэтинньи » 29 » Мади Мауленов Тенгри - Вера 21го века'
Мади Мауленов Тенгри - Вера 21го века'
17:15
Madi Maulenov создал(а) документ:
 "Мечети в Киргизских степях"
А. И. Лёвшин. Описание киргиз–казачьих, или киргиз–кайсацких, орд и степей:

Императрица Екатерина, желая пролить на киргизов хотя несколько лучей просвещения, указами 1782, 1784, 1785, 1786 и 1789 годов повелела строить для них на границе мечети и школы, учащихся содержать на счет казны, а отцам их оказывать преимущества, давать похвальные листы, подарки и проч. Воля ее была исполнена: строения сделаны, но всегда были пусты и, наконец, развалились. Столь же тщетны были до 1822 года труды шотландских миссионеров, живущих в некоторых пограничных городах русских и очень усердно старающихся проповедывать ордам киргиз–казачьим правила своей религии. После выезда моего из Оренбурга открыто там Неплюевское училище, в котором, как слышно, учатся с успехом и киргиз–казаки. Известие утешительное.
А. К. Гейнс. Дневник 1865 года. Путешествие по Киргизским степям:

17–го сентября. Ехали из Лебяжьей в Семипалатинск. Погода была хорошая, хотя холодная. Иртыш смотрел весело. В первый раз мы увидели эту реку текущей спокойно и тихо по своему широкому руслу. То она разбегалась на множество рукавов с живописными островами посредине, то сливалась в одно широкое русло, блестящее и обильное водой. По берегам росли деревья, по преимуществу лозы. Общий вид реки был очень живописен. Иногда посредине реки видны были местами громадные каменные глыбы, вероятно, принесенные свирепым весенним Иртышем из гор, пограничных с Китаем. Валуны и обломки сланцев валялись по берегам реки.

У Подспудной станицы нужно спуститься с высокого правого берега в долину Иртыша. Горы же далеко отбегают на восток, оставляя между рекою и собою обширную, красивую равнину. У самого спуска с правого берега видна зимовка, построенная правительством брату Аблай–хана Мемет–султану [Абулмамбет–хан (Абулмамет) (?–1771) на самом деле приходился Аблай–хану троюродным дядей — rus_turk]. Он жил в нынешнем Акмолинском округе, но, будучи очень хитрым и, вероятно, предугадывая скорое подданство орды, перешел на внутреннюю сторону Иртыша и принял подданство России. Правительство начало его очень ласкать и выстроило Мемету богатую зимовку на правом берегу Иртыша с баней, мечетью и пр. Сыновья Мемета — Урус–султан и Чанчар; от имени последнего постройка стала называться зимовкой Чанчара. Замечательно, что около мечети была построена казарма, назначенная для солдат, охранявших мечеть от киргиз (?!) — вот какова была их преданность магометанству. Решительно, мы самые энергичные пропагандисты учения Магомета!

1802 год № 20171 марта 6–го. Грамота киргизскому Чанчар–султану Султаметову «О правах кочевых киргизцев»


Всеподданнейшее ваше и подвластного вам киргиз–кайсацкого народа изъявление верноподданнической благодарности за спокойствие, каким вы в пределах империи во время трехгодичного пребывания под державою нашею наслаждаетесь.

Всемилостивейшие снисходя на означенные прошения ваши, жалуем вам сию нашу императорскую грамоту с тем, что по силе оной, продолжая пребывание ваше на отведенных вам и подвластному вам народу землях, будете управлять им с кротостью и правосудием каждого довольствовать по Духовным законам вашим и обыкновениям, что исполняя можете всегда и вперед ожидать от верховной Нашей власти и покровительство такого же благоденствия и защиты, какими поднесь вы пользовались. По прошению же о построении при реке Иртыше между форпостами Семирским и Кривым мечети и дома для моления мы не оставили повелеть пограничному Сибирской линии начальнику нашему генерал–майору Лаврову избрать по согласию с вами способное к тому место и представить нам о сумме, на то потребной, по апробации приступить к произведению сего строения в действо.

Источник: rus-turk.livejournal.com

создал(а) документ: 'Тенгри - Вера 21го века'   
Madi Maulenov создал(а) документ: "Тенгри - Вера 21го века"

Мади Мауленов

 

Тенгрианство принципиально отличается от вероучений оседлых рабовладельческих народов. ТанРэ значит Начало, Источник всего. Все прочие Духи есть его порождения. Также в Тенгрианстве отсутствует биполярность добро-зло. Тенгри есть Единство света и тени. Светлым, освещенным считается реализованное. Нереализованное остается в тени, во тьме. Очевидно Тенгрианство есть учение об актуализации. Тюрки считали зазорным пройти по жизни незаметно.

Тенгрианство отличается диаметральным отношением к страху. Страх указывается как единственный враг. Именно за победу над страхом даруется Небом Кут - удача-успех. Образ бесстрашных людей запечатлен в народной памяти кочевников легендами о Батырах. Надо понимать что Тенгри был Верой людей с раскрытым инстинктом власти.

Как известно хозяйственный уклад кочевников - сезонно-кочевое скотоводство - оставался неизменным от начала известной истории и до последних времен. При таком методе хозяйствования технически невозможно использовать подневольный труд, поэтому рабовладельческие общества у кочевников не возникали. Как одно из следствий в психике тюрков отсутствует архетип раба/рабовладельца. Главенствующую роль в социальной организации кочевников играет родо-племенная организация, кровно-родственно-семейные отношения. Слагаясь эти два фактора породили отношение кочевника с Всевышним, как отношения сын-отец, а не как у оседлых раб-рабовладелец. Кочевник не испытывает страха перед Тенгри, не уничижается перед ним в бессилии, а напротив вызывает его внимание к своим свершениям. Обращение Тюрка к Небу "А-Кудай!" это не мольба-просьба, а по сути вызов "обрати внимание на мои деяния", что значит активную жизненную позицию. Без отсыла на чьюбы то нибыло волю и ответственность.

Веру Тенгри отличает пребывание здесь-и-сейчас, а не грезы о вымышленных мирах. Суть терпимого отношения тюрков к инородным вероучениям лежит именно в восприятии их как очередных порождений Тенгри, а объектов их поклонения как новых Духов порожденных Тенгри.

Тенгрианство есть более чем монотеизм. Например семитские религии раскалывают мироздание на добро-зло, это биполярность восприятия реальности. В тюркской вере такого раскола нет. Тенгри есть ЕДИНСТВО света и тени - Единство реализованного и потенциального. Если необходимо всеже както обозначить "более чем монотеизм" в первом приближении можно назвать "моно-едино-теизм". Это имеет очень существенные экзистенциальные последствия: оседлые рабовладельческие религии провозглашают полем активности борьбу с дьяволом на стороне Бога, попутно объявляя иноверцев последователями дьявола, и сулят награду/наказание в вымышленных мирах. Вера свободных кочевников провозглашает полем активности победу над своим страхом, и самореализацию здесь-и-сейчас.

Если видеть степняков глазами греко-иудейской цивилизации выходит заблуждение "Тенгрианцы поклоняются разным божествам трёх миров (верхний, средний и нижний) - Богов по их верованию много". Но Тенгри не представляет собой чистое добро - что в греко-иудейском понимании Бог, а Эрлик например не представляет собой чистое зло - что в греко-иудейском понимании дьявол. Умай и Жер-Су также не представляют из себя добро либо зло, и не являются богами или дьяволами - они Духи - говоря современным языком Идеи - автор собственно Тенгри. Образно говоря видимые оппозиции, например Тенгри - Эрлик, следует понимать аналогично Бетховен - Лунная соната, а Тенгри - Умай, как Бетховен - к Элизе.

Говоря о Вечном Синем Небе тюрки имели в виду не физическое небо, а вневременное пространство иного порядка. Говоря научным языком мир людей есть подсистема мира духов/идей порожденных Тенгри, который в свою очередь есть подсистема самого Тенгри, источника начала всего.

С середины прошлого века глобальное сообщество вошло в информационную эру. Закономерности информационного сообщества практически идентичны закономерностям былого Степного. Информационное поле неограничено даже в большей степени чем Степное пространство. Информационные хозяйства/бизнесы еще более мобильны чем хозяйства кочевников.

Однако новые номады уступают прежним в уровне осознания и главное духовного понимания своей ситуации. Тем не менее становятся правящим сообществом.

Переосмысление на современном уровне духовного наследия Степи способно создать гуманную глобальную систему сообществ. Подобно былой гегемонии кочевников, не отнимавших у народов права жить так как они сами считают нужным.

 

facebook.com/groups/turkic
Category: Култуура, итэҕэл, искусство | Views: 1827 | Added by: uhhan2
Total comments: 0
Only registered users can add comments.
[ Registration | Login ]
Сонуннар күннэринэн
«  Сэтинньи 2011  »
БнОпСэЧпБтСбБс
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
282930
Көрдөө (поиск)
Атын сирдэр
Ааҕыылар

Баар бары (online): 1
Ыалдьыттар (гостей): 1
Кыттааччылар (пользователей): 0
Copyright Uhhan © 2024