Бу сир талбата (меню)
News topics
Политика.Митинги. Пикеты. Партии [900]
Мысли. Думы.Мнения, обсуждения, реплика, предложения [263]
Суд-закон.МВД.Криминал [1280]
Право, закон [323]
Экономика и СЭР [839]
Власть Правительство Ил Тумэн [1207]
Мэрия, районы, муниципалитеты [400]
Мега пректы, планы , схемы ,программы. ВОСТО [215]
Сельское хозяйство,Продовольствие. Охота и рыбалка [555]
Энергетика, связь, строительство.транспорт, дороги [155]
Коррупция [862]
Банк Деньги Кредиты Ипотека Бизнес и торговля. Предпринимательство [291]
Социалка, пенсия, жилье [277]
ЖКХ, строительство [132]
Образование и наука. Школа. Детсад [215]
Люди. Человек. Народ. Общество [224]
АЛРОСА, Алмаз. Золото. Драгмет. [670]
Алмазы Анабара [161]
http://alanab.ykt.ru//
Земля. Недра [240]
Экология. Природа. Стихия.Огонь.Вода [377]
СМИ, Сайты, Форумы. Газеты ТВ [158]
Промышленность [43]
Нефтегаз [284]
Нац. вопрос [284]
Соцпроф, Совет МО, Общ. организации [65]
Дьикти. О невероятном [183]
Выборы [661]
Айыы үөрэҕэ [93]
Хоһооннор [5]
Ырыа-тойук [23]
Ыһыах, олоҥхо [102]
Култуура, итэҕэл, искусство [365]
История, философия [239]
Тюрки [76]
Саха [153]
литература [42]
здоровье [465]
Юмор, сатира, критика [14]
Реклама [7]
Спорт [123]
В мире [86]
Слухи [25]
Эрнст Березкин [88]
Моё дело [109]
Геннадий Федоров [11]
BingHan [4]
Main » 2011 » Ахсынньы » 23 » тэнгриизм сформировался как учение о едином божестве, о трех мирах (Верхний, Средний и Нижний), о духах -предков и духах природы
тэнгриизм сформировался как учение о едином божестве, о трех мирах (Верхний, Средний и Нижний), о духах -предков и духах природы
17:22
Madi Maulenov создал(а) документ
: "Танры, Умай, Йер-Су"
или О религиозном наследии древних тюрок

Умид Айсель
«Танры» у тюрков - имя высшей божественной силы. Напомним, что Танры- это центральное божество древнетюркского пантеона, главное божество религии древних тюрок- тэнгриизма. Тэнгри (тот же Танры) выделяется среди остальных божеств древнетюркской религии. Потому некоторые исследователи считают, что у древних тюрок была религия, близкая к монотеизму (единобожию). Культ космического божества Тэнгри, представление о нем, как о главной божественной силе дало повод французскому исследователю Жан-Полю Ру назвать данную религию обобщающим термином "тенгризм”. В представлении древних тюрок "тэнгри» это - небо, видимая часть мироздания, бог, божество, повелитель, господин, дух-хозяин. Все дело в том, что тенгриизм- это название со стороны. Как утверждают исследователи, название этой религии самими ее последователями неизвестно. Что же такое тенгрианство? На данную тему написано тысячи книг, сделано большое количество специальных исследований. В целом тенгриизм либо тенгриантсво, что одно и то же, прежде всего родственная связь человека с окружающим миром, с природой, которая окружает его.

 Древние тюрки обожествляли природу, почитали духи предков. Это являлось характерной чертой древнетюркской религиозной системы. Для тех, кто из поколения в поколение передавал веру в верховную силу Тэнгри, кто пронес через века идею тенгриизма, поклонение предметам и явлениям окружающего мира было проявлением чувства благодарности к природе за то, что она чаще всего бывает ласковой и щедрой по отношению к человеку. Именно тэнгрианская вера давала тюркам знание и умение чувствовать дух природы. Они осознавали себя ее частью, живя в гармонии с ней, подчиняясь ритму природы.

 И в понимании древних тюрок все в этом мире взаимосвязано, оттого и бережное отношение к степям, лугам, горам, рекам, озерам, т.е. к природе в целом. Научно-технический прогресс, диктующий подчинение природной среды нуждам человека, эксплуатацию природных ресурсов, противостоит, с этой точки зрения, мировоззрению последователям тенгриизма. Ведь по сути тенгриизм- это бережное, уважительное отношение к окружающей среде, предполагающее скорее взаимозависимость человека и природы, чем ее эксплуатацию. Такой образ жизни, предполагающий жизнь в равновесии с природой, сохранение баланса как в природе, так и в обществе, способствовал сохранению природной целостности и являлся своего рода гарантией того, что на протяжении огромного периода времени тюрки жили на земле своих предков без особых отрицательных последствий для окружающей среды. Так же как и в традиционном представлении других народов мира, древние тюрки наделяли природные объекты, в том числе животных, человеческими способностями- умением думать, быть добрыми, сердитыми, благосклонными к человеку и т.д.

 Все это суть мифологического мышления древнего человека. Главное, центральное божество религии древних тюрок является Тэнгри. Тэнгри для древних тюрок -это все небо, где размещены космические тела- звезды, Солнце, Луна. Тэнгри отождествляли с небом, с его совершенством, единством, целостностью. По поверьям древних тюрок, ничто не может вместить небесный свод, оттого и не строили последователи тенгриизма храмов. Отождествление главного божества тюрок с небесным сводом привело к обожествлению неба. Тэнгри, всевидящий, всезнающий, дающий жизнь, карающий и прощающий, посылающий людям хаганов (правителей древних тюрок), дающий им силу, есть высший уровень всей религиозной системы древних тюрок. В древнетюркском мировоззрении весь мир делился на несколько ярусов.

 Тэнгри являлся божеством Верхнего мира. Что касается Среднего мира, то есть места проживания человека, нашего мира, то необходимо упомянуть о другом божестве тюркского пантеона- Йер-Су. Священная Земля- Вода (Йер- Су) тюрок одно из божеств тюркского пантеона. Представления о родной земле, почтительное к ней отношение выразилось в своего рода противопоставлении и, одновременно, гармоничном сосуществовании ее с небом. «Когда вверху возникло Голубое Небо, а внизу — Бурая Земля, между ними обоими возник род людской» -,так говорится в древнетюркских надписях.

 Земля для древних тюрок -священное пространство. Она представлялась женским началом, отчего ее также называли матерью. Не знакомо ли нам подобное словосочетание, звучащее как «ана торпаг» (та же «мать- земля»)? То же и у многих других народов. К примеру, тюркоязычные эвенки матерью называли и тайгу, и горы, и реки. В культурной традиции азербайджанцев поныне существующее представление о земле, как первоначальном месторождении человека, выражено во фразе, употребляемой при погребении в землю: «появились из земли, в землю и уйдем». А вот еще пример. «Матушка-кормилица, сыра земля родимая, укрой меня (от призора лютого, от всякого лиха нечаянного. Защити меня от глаза Недоброго, от языка злобного., от навета) бесовского!»-так ищут русские люди защиты у земли. Во многих культурах присутствует почтительное, трепетное отношение к родной земле. Древние тюрки верили в то, что родная земля- Йер дает человеку все необходимое для поддержания его жизни, снабжая его пищей, одеждой и жильем. Жертвоприношение Йер-Су, дары, приносимые ей, являлось частью культурного наследия древних тюрок.

В древнетюркских надписях обособленного упоминания Йер- Су в качестве божества нет. Но вместе с другими божествами древнетюркского пантеона оно покровительствует людям, наказывает согрешивших. В представлении древних тюрок, Земля – сообщество духов, благодетельных для человека. Семнадцать великих ханов (властителей), обитающие на снежных вершинах гор- великанов, у истоков рек, представляют собою Йер-Су. Божества Йер-Су непосредственно даруют человеку блага, человек может вступить с ними в прямую связь и приносить им жертвы. «У всего есть свой хозяин» (Hər şeyin əyəsi var), говорится в азербайджанских народных поверьях.
 Возможно, это и есть отголоски тех самых поверий, связанных с духами земли общетюркской мифологической системы.

 Умай- один из ярких образов древнетюркского пантеона. Значение самого слова «Умай» связано с понятиями «послед», «утроба», «детское место». По представлениям древних тюрок, Умай - защитница детей. С момента рождения до трехлетнего возраста душа ребенка также именовалась «Умай». Существует различные изображения Умай. Нимб над головой, как символ божественной принадлежности, святости и т.п. был одним из ее атрибутов. Древние тюрки почитали Умай также как божество плодородия. На древних изображениях этой богини можно увидеть чашу (со священным молоком, в котором хранятся зародыши душ людей и животных), трилистник (общепринятый у многих народов Старого Света символ древа жизни и плодородия) на обеих сторонах золотых подвесок в виде ромбов и сами эти подвески как символы мешочков-хранилищ для пуповин новорожденных детей, известные вплоть до настоящего времени у тюрок Саяно-Алтая (у сагайцев и бельтыров, этнографических групп тюркоязычных хакасов, эти мешочки так и назывались - "умай").

 Вот о чем нам могут рассказать предметы древности. Мы уже говорили о том, что в представлении древних предметы окружающей среды нередко наделялись человеческими качествами.
 Если хаган-отец у древних тюрок отождествлялся с небом, то хатун- мать –с Умай. Таким образом, обожествление матери, почтительное к ней отношение было характерной чертой межличностных отношений в древнетюркском обществе. «Право матери- право Бога» (Ana haqqı Tanrı haqqıdır), гласит народная мудрость. Не тот же смысл вложен в следующее изречение в хадисах Корана «Рай под ногами матери»? У некоторых тюркоязычных народов. В том числе и у азербайджанцев, существовало представление о птице Умай. Эта птица гнездится в воздухе, это- красивая женщина, спускающаяся с неба, птица-мать. Она дарует младенцам плоть и кровь. Оттого и представление Умай в виде птицы или крылатой женщины.

 Конечно же приведенные вверху данные не дают полного представления о древнетюркской религиозной системе- тэнгриизме, но мы попытались раскрыть ее суть в самых общих чертах. Исследователи сделали вывод- к XIII в. тэнгриизм сформировался как учение о едином божестве, о трех мирах (Верхний, Средний и Нижний), о духах -предков и духах природы. Тэнгриизм не имел своей священной книги, в отличие от других религиозных систем. Простота ритуалов, ясность изложения сути этой религии существенно повлияли на то, что тэнгриизм просуществовал несколько тысяч лет, сохраняя одни и те же формы ритуала и практики. И по сей день в культуре тюркоязычных народов присутствуют отголоски этой религии. Обряды, обычаи, ритуалы, традиции сохранили сей отпечаток древности, опираясь на которые мы можем соприкоснуться с нашим прошлым, познать его тайны, вникнуть в суть взаимоотношений древних с окружающим миром.

 

Источник: 1news.az
Category: Култуура, итэҕэл, искусство | Views: 1991 | Added by: uhhan2
Total comments: 0
Only registered users can add comments.
[ Registration | Login ]
Сонуннар күннэринэн
«  Ахсынньы 2011  »
БнОпСэЧпБтСбБс
   1234
567891011
12131415161718
19202122232425
262728293031
Көрдөө (поиск)
Атын сирдэр
Ааҕыылар

Баар бары (online): 102
Ыалдьыттар (гостей): 102
Кыттааччылар (пользователей): 0
Copyright Uhhan © 2024