Н., депутат заксобрания 4-го созыва: «На последних выборах питерского Закса кампанию депутата Х финансировал один бизнесмен. Как только она была выбрана, она тут же забыла об этом. На следующий же день... Человек теперь во власти и ничего никому не должен».
А., бизнесмен, бывший муниципальный депутат в Санкт-Петербурге, 2004 года избрания: «Депутаты кидают. Наемники всегда хуже, чем регулярная армия... Депутат, даже свой, никогда не будет самоотверженно биться за твои интересы. Лучше идти самому — так надежнее. Депутата могут перекупить, припугнуть, в конце концов».
Главная выгода — "доступ к телу" чиновников...
К., депутат заксобрания 4-го созыва: «Это другой уровень общения, который вытекает из статуса. Я звоню и говорю, что я депутат. Я не должен говорить, что меня знает Петька, меня знает Марья Ивановна. <...> Статус депутата — это как со стратегическим инвестором... Считается, что стратегический инвестор — это прежде всего налоговые поблажки... Оказывается, что на эти налоговые поблажки можно наплевать. Важно, что ты, как стратегический инвестор, получаешь возможность прямого доступа к губернатору»
Помощник депутата заксобрания 3-го созыва: «Депутат постоянно с кем-то встречается, договаривается... Для собственно законотворческой деятельности есть помощники»
...и легкость в преодолении административных барьеров
К.: «Вот истекают сроки каких-то справок... Нужно подписать до 1 мая, а у них там чиновник уехал. И что?! Можно еще там 30 мая им звонить. А они будут говорить: «Мы тут работаем, вы нам не мешайте». А позвонил депутат. И мне вежливо говорят: «Да, конечно, сейчас все посмотрим, поднимем. Извините, специалист уехал, но сейчас все исправим».
Депутатская корочка — хороший старт в построении репутации
А.: «Статус депутата в бизнес-среде воспринимается не иначе как: «Он — бизнесмен, молодец. С ним можно иметь дело, можно работать». <...> Нужно получить кредит... Банки теперь проверяют информацию о претенденте. Если на тебя нашлась информация с сайта «Компромат.ру», исход понятен. Если ты депутат, то это совсем другой вопрос».
+100 к способности "Защита от чиновников"
К.: «Я довольно долго могу упираться. Я все-таки публичная фигура. Я тут [в законодательном собрании] работаю уже сколько лет... Меня не так-то просто задавить».
А также возможность самому перейти в нападение
К.: «Можно прийти к начальнику ГУВД и договориться, чтобы они не ввязывались в сомнительные сюжеты. <...> Знаю, что один депутат, правда, Государственной думы, крупный бизнес у него. Он заручился поддержкой крупных руководителей в правоохранительных органах. После этого он не только защищал свой бизнес, но и помогал конкурентам испытывать трудности».
Первое правило депутата от бизнеса: никому не говорить, что ты депутат от бизнеса
А.: «Если он хочет избираться на следующий срок (а он, как правило, заведомо хочет это сделать), он не должен показывать избирателям, что он действует в интересах своего бизнеса»
М.: «Один депутат пришел на заседание комиссии, где обсуждался генеральный план застройки города на следующий год. Хотел получить заказ для своей фирмы. Но ему не удалось. Если бы он действовал не так открыто, то исход мог бы быть другим. Можно было бы прорешать этот вопрос с губернатором, чиновников подключить из администрации».
Государственные дела? На это нет времени!
М., бывший депутат заксобрания 3-го созыва: «Например, налоговое законодательство. Человек из бизнеса в этом разбирается, это ему близко. Они готовы заниматься такими вопросами. Но так как политическая система неустойчивая, они вынуждены решать конкретные вопросы»
Если избираться, то только от "Единой России"
М.: «В список нашей партии предполагалось включить бизнесмена. Это мой знакомый бизнесмен. Он занимается мелким бизнесом. Так вот, его партнеры получили сигналы о том, что у бизнеса будут проблемы, если он будет участвовать в кампании оппозиционной партии. Позвонили и сказали: «Иван Иванович, скажи своему Петру Сергеевичу, что ему лучше не участвовать». Пришлось ему отказаться».
Жизнь депутата — постоянный обмен услугами
К.: «С подачи власти все. Но власть в любой момент может сказать: «Ну, ты же пользуешься. Ну, так и я тебя попользую».
М.: «Один бизнесмен, чтобы не голосовать, уехал из города. По дороге в Москву его задержала ГИБДД. Если бы он был просто депутат, то к нему никто бы не подошел... А с бизнесменами другой разговор: «Не будешь участвовать в голосовании — будут проблемы». <...> Лояльность не означает немедленного решения вопросов. Просто бизнесмен может потом прийти и сказать: «Иван Иваныч, помнишь, я тогда поддержал инициативу, проголосовал? Вот у меня теперь такая проблема возникла, нужно решить».
А.: «Законодательное собрание — это коллективный ходатай перед исполнительной властью. И контрагенты, будь то бизнесмены, чиновники, когда к ним приходит депутат, они должны знать, что коллективный ходатай сможет как-то продвинуть их интересы. А если он не обладает соответствующим ресурсом, то, скорее всего, его выслушают, но больше не позвонят».
Готовьтесь бодаться с конкурентами
К.: «У меня есть объект. Я уже пять лет с ним путаюсь, никак не распутаюсь. Должен быть там культурный центр построен. И вот пять лет вязкой борьбы с людьми, которые хотят это пятно использовать для коммерческого или жилищного строительства... Пять лет. Один звонок! И пять лет!»