16.07.2012http://www.yktimes.ru/glavnoe/eshhe-raz-o-privatizatsii-alrosa/#more-350 В последнее время в российской и местной прессе появился ряд неоднозначных публикаций, посвященных приватизации акций ОАО АК «АЛРОСА». Вместе с тем, если исходить из официальных источников информации, то ситуация вполне определенная и предсказуемая. После избрания Президента России окончательно определилась экономическая политика в стране. Она предусматривает дальнейшее укрепление властных полномочий федерального центра с дальнейшим укреплением рыночных отношений в стране с курсом на демонополизацию, модернизацию и инновационное развитие национальной экономики.
Однако ухудшение конъюнктуры цен на мировом рынке нефти и газа предполагает увеличение бюджетного дефицита страны, компенсировать который предполагается за счет продажи государственного имущества в виде акций крупных компаний и банков. Тем более что в Российской Федерации по принятому ранее плану приватизации государственных предприятий в 2012-2016 гг. предполагается продать государственные пакеты акций крупных предприятий, в том числе и ОАО АК «АЛРОСА». Согласно распоряжению Правительства РФ от 20 июня 2012 г., предполагается до 2016 года прекращение участия Российской Федерации в уставном капитале ОАО АК «АЛРОСА» с координацией продажи акций, находящихся в государственной и муниципальной собственности Республики Саха (Якутия), с возможностью направления на развитие региональной инфраструктуры денежных средств, поступающих от приватизации акций.
Понятно, что вопрос разгосударствления крупных компаний не столь однозначен и авторы по-разному подходят к этому вопросу. Мировая экономическая практика показывает, что процессы приватизации и национализации происходят в равной степени в зависимости от политико-экономической ситуации в каждом конкретном государстве. Цели приватизации и национализации – увеличить доходы бюджета и усилить конкуренцию на различных рынках – в целом противоречат друг другу, поскольку укрупнение предприятий с целью увеличения их стоимости ведет к сокращению конкуренции, и поэтому на практике удается достичь одной из них.
Так, в странах Южной Америки происходил и продолжается процесс национализации ряда крупных компаний, занимающихся добычей сырья из недр (Аргентина, Венесуэла и Боливия). В частности, в Аргентине в середине апреля 2012 г. принято решение об экспроприации 51% акций нефтяной компании «YPF», принадлежащих испанской «Repsol». Однако, как показывает практика, переход в руки государства не повышает эффективность этих предприятий.
Также в связи с кризисом в странах Еврозоны, в том числе Греции, Испании и ряде других, как одна из мер привлечения дополнительных денежных ресурсов рассматривается масштабная приватизация государственных активов.
Таким образом, в период кризисов правительства многих стран скупают или иным образом национализируют убыточные предприятия, фактически спасая их от банкротства, а традиционно убыточные отрасли остаются в руках государства. В дальнейшем, когда они становятся прибыльными компаниями, их вновь приватизируют. Одновременно для привлечения средств с целью сокращения бюджетного дефицита они приватизируют ликвидные государственные активы. Следовательно, зарубежные государства проводят политику сочетания национализации и приватизации предприятий.
По первоначальному нашему предложению, которое можно считать оптимальным, Правительство РФ в ходе приватизации компании могло бы уменьшить свою долю акций с 51% до 32%, продав 19% акций, что позволит привлечь дополнительные средства в федеральный бюджет России. На следующем этапе, когда будут полностью преодолены все последствия глобального экономического кризиса, следует провести IPO компании за счет дополнительного выпуска 28% к имеющемуся количеству акций. При этом доли Правительств РФ и РС (Я) с 32% сократятся до 25% плюс одна акция, а общая их доля до 50% плюс 2 акции, т.е. контрольный пакет останется государственным (Рис.1). Рис. 1. Распределение акций АК «АЛРОСА» по оптимальному варианту
Возможны и другие варианты
Открытие ЗАО АК «АЛРОСА» в 2011 г. явилось закономерным итогом организационно-правовых преобразований компании, которое открывает дополнительные возможности для привлечения инвестиций и повышения эффективности работы компании. Развитие событий по преобразованию АК «АЛРОСА», которое происходит с начала 2011 г. полностью подтверждает предвидение ситуации, изложенное в наших предыдущих публикациях, посвященных этой теме. Более того, в аналитической записке: «Об открытии ЗАО АК «АЛРОСА» и путях ее преобразования» от 02.11.2010 г., отправленной в адрес Председателя Правительства РС (Я) и Государственного Собрания (Ил Тумэн) РС (Я), мы предположили, что при последующем IPO будет выпущено 28% акций к имеющемуся пакету акций. Именно такое решение было принято на Общем собрании акционеров и отражено в последнем варианте устава компании. Кроме того, мы предполагали, что будет проведена приватизация акций ОАО АК «АЛРОСА».
В настоящее время решается вопрос о приватизации части долей акций Российской Федерации и Республики Саха (Якутия). При этом по варианту Росимущества и Минэкономразвития РФ (Рис. 2) из доли Правительства РФ и Правительства РС (Я) предполагается продать по 7% акций. Правительство РФ предлагает на этом этапе уменьшить свою долю акций с 51% до 44%, приватизируя 7% акций. Правительство Республики Саха (Якутия) также продает 7% акций и доводит свой пакет до 25%. Однако это отрицательно скажется на следующем этапе, когда предполагается проведение IPO компании за счет дополнительного выпуска 28% акций к уже выпущенному на тот момент времени количеству акций, что отражено в последнем варианте устава компании.
Вместе с тем председатель Наблюдательного совета компании И. А. Южанов в своем интервью в телевизионной программе «Вести-24» сказал: «Существует несколько точек зрения на то, в каком объеме и как должна идти приватизация акций. Один из вариантов – приватизация 14%. Из них 7% принадлежит государству, и вторые 7% – Республике Саха. Такой вариант поддержан советом директоров компании. Для них это наиболее приемлемый вариант. Но это не значит, что он, в конечном счете, будет утвержден».
Рис. 2. Распределение акций при приватизации ОАО АК «АЛРОСА» по варианту Росимущества и Минэкономразвития Российской Федерации
На наш взгляд, из пакета (32%) акций Республики Саха (Якутия) нельзя продавать ни одной акции, поскольку в дальнейшем при последующем IPO, республика будет иметь 19,5% акций, то есть теряет блокирующий пакет, так как акции, принадлежащие районам, являются муниципальной собственностью, а не республиканской.
Для Республики Саха (Якутия) алмазно-бриллиантовый комплекс является стержневой и бюджетообразующей отраслью экономики, а ОАО АК «АЛРОСА» его основой (Табл. 1). Таблица 1. Роль ОАО АК «АЛРОСА» в экономике Республики Саха (Якутия) в 2001-2011 гг. млн руб. Таблица построена авторами по данным ФСГС РФ, ТО ФСГС по РС (Я), отчетов и материалов ОАО АК «АЛРОСА» за 2001-2011 гг. *По данным МЭР РС (Я); ** оценка авторов.
В настоящее время удельный вес АК «АЛРОСА» в общем объеме валового регионального продукта РС (Я) составляет свыше 29%. Она производит почти 40% промышленного производства и обеспечивает около трети налоговых поступлений в ее консолидированный бюджет. В компании работает около 33 тыс. человек, а с учетом всей обслуживающей инфраструктуры и социальной сферы – более 60 тыс. человек, или почти 12% всего занятого трудом населения республики. Очевидно, что существует жизненно важная необходимость сохранения государственного управления и контроля над деятельностью АК «АЛРОСА» со стороны Республики Саха (Якутия).
На заседании хозяйственного актива ОАО АК «АЛРОСА», состоявшегося 28 февраля 2012 г., президент Республики Саха (Якутия) Е. А. Борисов сказал, что алмазная компания останется подконтрольной государству. По его словам, 25% акций плюс одна акция должны быть закреплены за Правительством Республики Саха (Якутия) и 25% акций плюс одна акция – за Правительством Российской Федерации. Чем стабильнее будет ситуация в алмазной компании, тем стабильнее она будет в республике, правильно подчеркнул Егор Борисов.
По нашему варианту (Рис. 3), Республике Саха (Якутия) лучше продать (приватизировать) 7% из 8% акций, принадлежащих районам алмазной провинции. При этом 32% акций, принадлежащих Правительству РС (Я), после предполагаемого дополнительного выпуска 28% акций АК «АЛРОСА» (при IPO) к имеющимся, сократятся до блокирующего пакета – 25% + 1 акция.
То есть Республика Саха (Якутия) должна продать не из пакета акций своего Правительства (32%), являющихся государственной собственностью, а часть муниципальных, которые принадлежат 8 районам алмазной провинции. Россия может из своего пакета продать до 19%, т.е. оставить 32%, которые при последующем предполагаемом IPO (выпуск 28% акций к имеющемуся количеству) размываются до 25% + 1 акция (32 : 1,28 = 25). В этом случае после IPO у Правительства Республики Саха (Якутия) гарантированно остается блокирующий пакет акций (25% + 1 акция), а у улусов по 0,1% акций, у Правительства Российской Федерации – 34,3%, а у физических и юридических лиц – 39,9%. Рис. 3. Распределение акций при приватизации ОАО АК «АЛРОСА» по новому варианту Егорова Е.Г. – Данилова Ю.Г.
Теперь рассмотрим плюсы приватизации акций улусов (районов) РС (Я) с точки зрения выплачиваемых дивидендов (Табл. 2).
Таблица 2. Дивиденды ОАО АК «АЛРОСА» за 2000-2010 гг. Примечание: за 2008 г. дивиденды не выплачивались из-за экономического кризиса.
Таблица 3. Начисление и выплата дивидендов по основным акционерам млн руб. По данным годового отчета ОАО АК «АЛРОСА» за 2011 г.
По рыночной стоимости акции улуса в настоящее время стоят 2 317,95 млн рублей. Предполагается продать 7% из 8% акций 8 улусов, что составляет 0,875 доли каждого улуса или 64 433 930 акций с номиналом 0,5 руб. или 32,217 млн руб. У каждого улуса (района) после приватизации останется 9 208 705 акций общей номинальной стоимостью 4,6 млн рублей. Рыночная стоимость продаваемых акций каждого улуса (района) составит 2 028 млн рублей. Даже если вырученную сумму положить на депозит под 8% годовых, каждый улус (район) получит 162 млн руб. ежегодно, что почти в 9 раз больше, чем дивиденды за 2010 г. и в 7 раз больше, чем в 2007 г., когда были выплачены самые высокие дивиденды на акцию. Даже предполагаемая выплата дивидендов за рекордный по показателям 2011 г. также значительно меньше предполагаемой прибыли от банковского депозита.
Таким образом, с экономической точки зрения, при продаже части акций ОАО АК «АЛРОСА» (87,5%) улусов (районов) республики они могут получить существенный капитал, выгодное использование которого позволит им реализовать свои долгосрочные инвестиционные проекты. Кроме того, следует отметить, что улусы (районы) РС (Я) как акционеры АК «АЛРОСА» не играют заметной роли при решении перспективных вопросов. Потому блокирующий пакет акций лучше сохранить Правительству республики.
Директор НИ ИРЭС ФГАОУ ВПО СВФУ им. М.К. Аммосова, д.э.н., проф., академик АН РС (Я) Е. Г. Егоров Зав. отделом экономики регионального недропользования НИ ИРЭС ФГАОУ ВПО СВФУ им. М.К. Аммосова, к.э.н. Ю. Г. Данилов