Main » 2012»Балаҕан ыйа»1 » Публичные слушания: «против» и «имеется правовая коллизия»
Публичные слушания: «против» и «имеется правовая коллизия»
08:30
ОПЯТЬ ДВАДЦАТЬ ПЯТЬ... ДЕПУТАТОВ?
Предложение депутата Якутской городской Думы Виктора Федорова увеличить количество народных избранников в представительном органе столицы республики с 25 до 35 человек весьма неожиданно вызвало массу противоречивых мнений экспертного сообщества. А эксперты, собравшиеся 21 августа на публичных слушаниях в мэрии по данному вопросу, были авторитетные в своем деле специалисты с юридическим образованием. «Эхо столицы» попыталось вникнуть в суть проблемы. Предыстория вопроса
Напомним, что депутат Гордумы Виктор Федоров, всегда отличающийся интересными суждениями и оригинальными взглядами на все происходящее вокруг, в мае этого года внес предложение увеличить количество депутатов столичного парламента с 25 до 35, но при этом сократить срок созыва городской Думы с пяти до четырех лет.
Сам депутат уже неоднократно озвучивал в СМИ причины, толкнувшие его на этот шаг. Их основная суть сводится к тому, что, во-первых, количество депутатов города не менялось с 1994 года. Хотя численность населения Якутска только с 1998 года по 2010 год возросла в полтора раза – с 195 тысяч до 300 тысяч человек.
Во-вторых, еще в середине февраля 2012 года депутаты Гордумы внесли в Устав столицы республики ряд изменений, в том числе и в порядок выборов депутатов. Как объяснил тогда журналистам Председатель Якутской городской Думы Александр Саввинов, жизнь не стоит на месте и согласно новым реалиям, в условиях развития многопартийной системы, произойдут изменения и в формировании третьего созыва представительного органа города Якутска. Весной 2013 года впервые выборы в Якутскую городскую Думу пройдут по смешанному принципу – по партийным спискам и по одномандатным округам. 13 депутатов будут избраны по партийным спискам, а 12 – по одномандатным округам.
Сам же Виктор Федоров утверждает, что в связи с этим количество избирателей у одного депутата увеличится с 6,5 тысяч в 2008 году до 14 тысяч человек в 2013 году. «Очень резкий скачок! – говорит он по этому поводу. – Трудно будет избираться по одномандатному округу, и трудно будет работать. И это притом, что даже депутат Госсобрания от города Якутска избирается 20 тысячами избирателей».
Это, повторяем, основные причины, были озвучены еще и другие, но все они являются производными от этих двух. Но как бы там ни было, депутат воспользовался своим правом и на сегодня законодательная инициатива Виктора Федорова рассмотрена в профильных комиссиях Гордумы, а затем на июньской сессии, по итогам которой и были назначены публичные слушания. Публичные слушания: «против» и «имеется правовая коллизия»
…Мы погрешим против истины, если напишем, что Большой зал мэрии ломился от желающих участвовать в публичных слушаниях. Но от этого, казалось, внутренний накал открытого процесса только возрос – ведь мнения юристов, каждый из которых представлял не только себя как профессионала, но и отдельное ведомство, разделились. При этом непосвященному человеку после каждого выступления казалось, что вот она – истина! – но не тут-то было, находился другой, с не менее сильными аргументами.
Прозвучавшие вердикты по поводу предложения депутата Виктора Федорова о численности депутатов Гордумы следующего созыва можно условно разделить на две группы: на тех, кто «против» и тех, кто заявляет, что в данном случае «имеется правовая коллизия». В таком порядке их и рассмотрим.
К тем, кто был против предложения увеличить количество депутатов Гордумы можно отнести Председателя Государственного комитета юстиции Республики Саха (Якутия) Сардаану Гурьеву и начальника Правового департамента Окружной администрации города Якутска Павла Иванова. По их словам, представленный проект нормативно-правового акта Якутской городской Думы «изменяет решение местного референдума от 29 сентября 2002 года в г.Якутске». Тогда, напомним, горожане на местном референдуме высказались за создание единого муниципального образования «Город Якутск», а также проголосовали за создание представительного органа местного самоуправления в количестве 25 человек, со сроком полномочий 5 лет.
Именно на итоги этого референдума, в первую очередь, ссылались Гурьева и Иванов в своих выступлениях. Например, Павел Владимирович так и сказал: «Предлагаемое проектом нормативно-правового акта изменение численности депутатов и сроков их полномочий противоречит нормам федерального и республиканского законодательства в части юридической силы решения, принятого на местном референдуме».
Гурьеву и Иванова поддержал исполнительный директор Городского общественного движения «Наша столица» Владимир Слепцов. «Наше заключение является решением Совета ГОД «Наша столица» и построено на основании решения референдума от 29.09.2002 года, – сказал Владимир Гаврильевич. – Поэтому мы считаем, что любые изменения решения предыдущего референдума возможны только по итогам вновь проводимого референдума».
Не так однозначными были заключения, данные другими экспертами, которых мы условно отнесли к группе «имеется правовая коллизия». Так, например, мнение парламента республики звучит следующим образом: «Указанные изменения в целом не противоречат действующему законодательству... Вместе с тем, имеется правовая коллизия, связанная с тем, что существующая в настоящее время численность депутатов 25 человек была установлена решением местного референдума от 29.09.2002 г., и потому решение, принятое на местном референдуме, может быть отменено или изменено путем принятия другого решения на аналогичном референдуме».
Эту точку зрения от имени и по поручению председателя Федерации профсоюзов республики Александра Ким-Кимэна дополнил его помощник Александр Олзоев: «Предложенные изменения соответствуют нормам действующего законодательства... Решение, принятое на референдуме, может быть отменено или изменено путем принятия иного решения соответственно на референдуме субъекта РФ, местном референдуме, но не ранее чем через 2 года после его принятия, либо признано недействительным в судебном порядке».
И еще важное дополнение в том же духе, но уже от представителя Управления Министерства Юстиции Российской Федерации по Республике Саха (Якутия) – заместителя начальника отдела законодательства субъекта РФ, ведения федерального регистра и регистрации уставов муниципальных образований Алексея Корнилова. Сначала Алексей Дмитриевич сказал, что «решение о количестве депутатов представительного органа принятое на местном референдуме, может быть пересмотрено исключительно решением другого местного референдума». Но при этом он уточнил, что в настоящее время на местный референдум могут быть вынесены только вопросы местного значения, а «определение численности депутатов представительного органа и срок полномочий представительного органа муниципального образования не входит в перечень вопросов местного значения, установленный ст.16 ФЗ № 131». И потому, по его словам, «при рассмотрении вопроса об изменении численности депутатов представительного органа необходимо обеспечить учет мнения населения городского округа. С учетом вышеизложенных замечаний проект нормативного правового акта «О внесении изменений и дополнений в Устав ГО «город Якутск» представленный на слушания может быть принят Якутской городской Думой».
* * *
Вы можете на основании данного материала составить свое мнение, поскольку мы честно привели вам в удобоваримом виде практически все мнения, прозвучавшие на публичных слушаниях. Разумеется, все эксперты в своих выступлениях точно называли все пункты, статьи и законы, на которые они ссылались, но мы просто решили опустить их, поскольку одно перечисление заняло бы очень много места.
А что же сами депутаты? Об этом мы узнаем на одной из ближайших сессий, где данный вопрос будет вынесен на обсуждение.
***
Сайт Якутской городской Думы - 31 августа 2012 года: