ИА SakhaNews. Четыре дня назад жители Булунского района Якутии были отрезаны от большой земли. Минобороны РФ приняло беспрецедентное решение о закрытии аэродрома Тикси. В преддверии зимы один из арктических районов республики лишился единственного круглогодичного вида транспорта как минимум на три месяца. Рыночная экономика сыграла с жителями Булунского района злую шутку. Десять тысяч человек, больше половины которых живут в Тикси, в третьем тысячелетии оказались, что называется, «за бортом» жизни. Некогда процветавший поселок пришел в упадок. В последнее время вся «социалка» держалась на военных. В Тикси были расквартированы база дальней авиации и военный поселок Тикси-3. В собственности Минобороны России находился и аэродром – воздушные ворота района. Летом 2012 года стало известно о решении главного военного ведомства страны ликвидировать свои подразделения в Тикси. 2 августа президент Якутии Егор Борисов встретился с заместителем председателя правительства России Аркадием Дворковичем, министром обороны РФ Анатолием Сердюковым и министром регионального развития РФ Олегом Говоруном.
Глава республики проинформировал А.Сердюкова о тяжелом положении, в котором окажется Булунский район в связи с предстоящим закрытием базы дальней авиации и военного поселка Тикси-3. Е.Борисов отметил, что ликвидация воинского подразделения может повлечь за собой прекращение эксплуатации объектов жизнеобеспечения поселка: водозабора, котельных, аэропорта и дизельных электростанций, находящихся в ведении Минобороны.
Анатолий Сердюков подтвердил готовность передать в установленном законодательством порядке аэродромное имущество аэропорта Тикси в безвозмездное пользование Федеральному агентству воздушного транспорта.
Руководство республики этот вариант вполне устраивал. Передача аэропорта Тикси в ведение Росавиации позволила бы объединить имущественный комплекс и систему организации воздушных перевозок в одно целое и наладить нормальную работу предприятия.
В соответствии с достигнутыми договоренностями Минтранс РС(Я) разработал комплекс антикризисных мер – на тот момент долги по зарплате перед работниками аэропорта достигли 16 млн рублей. Во второй половине августа в республиканской прессе было официально объявлено – аэропорт Тикси возьмет под свое крыло «Росавиация».
Неожиданная для всех развязка наступила 1 октября – Министерство обороны РФ закрыло аэродром совместного базирования «Тикси» для полетов всех типов воздушных судов. Были выключены средства аэронавигации и системы захода на посадку. В подробности военное ведомство не вдавалось, а лишь установило срок «воздушной блокады» поселка – с 1 октября по 31 декабря 2012 года.
Как выяснилось, конкретных шагов по передаче Росавиации огромного имущественного комплекса аэропорта Тикси со стороны оборонного ведомства не последовало. Для этого необходимо было соответствующее распоряжение Правительства РФ. Однако на этот уровень Минобороны страны так и не вышло, и вопрос, что называется, повис в воздухе.
29 сентября прошло заседание рабочей группы по вопросам оптимизации Тиксинского гарнизона. В нем приняли участие представители Министерства обороны РФ, Правительства республики и администрации Булунского района.
На заседании обсуждали вопросы передачи движимого и недвижимого имущества Минобороны России в муниципальную собственность, обеспечения работы военного городка Тикси-3 в осенне-зимний период, а также организацию работ по реконструкции аэродрома Тикси и его содержанию, сообщается на сайте Булунского района. Завершает информацию сухо официальное: «Приняты соответствующие решения».
Сегодня, спустя неделю после заседания, становится ясно, какими именно были эти «соответствующие решения».
По словам первого заместителя министра транспорта РС(Я) Александра Тарасова, передача аэродрома Такси в ведение «Росавиации» была далеко не единственным вариантом.
Обсуждалась также возможность создания отдельного структурного подразделения ФКП «Аэропорты Севера» и передачи ему спорного объекта, которую представители Минобороны РФ отмели по ряду причин. Не устроило их и предложение об организации отдельного предприятия, на баланс которого будет передано имущество аэродрома Тикси.
Военные предложили свой вариант. Они пообещали оставить в Тикси несколько человек для поддержания работы аэродрома, пока ситуация не разрешится. Но, как показало время, даже это обязательство не было выполнено.
«Телеграфное уведомление (НОТАМ) от временно исполняющего обязанности командира воинской части Ильина о том, что аэропорт Тикси закрыт, мы получили 1 октября, - отметил А.Тарасов. - Обычно в таких извещениях указываются причины: отсутствие электроэнергии, большое скопление птиц, возникновении ЧС, неисправность взлетно-посадочной полосы и т.п. В уведомлении Минобороны РФ решение о закрытии аэродрома Тикси никак не обосновывалось».
Сегодня в Тикси не может совершить посадку ни одно воздушное судно: остановлено и частично демонтировано навигационное оборудование, взлетно-посадочная полоса не освещается. Кроме того, «повисли в воздухе» и 26 единиц спецтехники: скреперы, трактора, машины для очистки ВПП от снега и льда и т.д. Военные не удосужились передать их ни Минтрансу РС(Я), ни на баланс администрации района.
В настоящее время специалисты Министерства транспорта республики обдумывают, как наладить авиасообщение с поселком. Основной вариант – открытие стыковочных рейсов через Усть-Куйгу, откуда пассажиров доставят в Тикси вертолеты «Ми-8» авиакомпании «Полярные авиалинии».
За неделю аэропорт Тикси принимал три рейса из Якутска, которые выполняли «Якутия» и «Полярные авиалинии». Как сообщили ИА SakhaNews в пресс-службе авиакомпании «Якутия», по состоянию на 4 октября 12 человек ожидают вылета из столицы республики в Тикси, и еще 18 человек – из Тикси в Якутск.
Кроме того, в апреле нынешнего года для удобства жителей северных районов авиакомпания «Якутия» открыла прямые рейсы по маршруту Москва-Тикси. Самолеты летали дважды в месяц, в летнее время – раз в неделю.
О востребованности этого направления свидетельствует тот факт, что на два рейса Москва-Тикси-Москва, запланированных на октябрь, продано 246 билетов. Больше половины пассажиров уже должны были прибыть в пункт назначения. В настоящее время рейсы отменены, люди размещены в гостиницах и обеспечены питанием.
«Даже если не будет принято никаких принципиальных решений, мы начнем полеты в Тикси через Усть-Куйгу в ближайшие выходные, - заверили в Минтрансе республики. – Стоимость стыковочного рейса с учетом использования вертолетов почти на 80% превысит первоначальную. Но люди уже заплатили за билеты, и не должны расплачиваться за чьи-то недоработки. Субсидировать эти рейсы будет правительство республики – другого выхода у нас пока нет».
Свое беспрецедентное решение о закрытии аэродрома Тикси Министерство обороны страны прокомментировало лишь три дня спустя, 4 октября. Официальная точка зрения такова: «Аэродром совместного базирования военных и гражданских воздушных судов Тикси закрыт по причине необходимости срочной реконструкции взлетно-посадочной полосы».
В управлении пресс-службы и информации Минобороны России пояснили, что полоса пришла в аварийное состояние «в связи с длительной эксплуатацией аэродрома без проведения капитального ремонта в суровых климатических условиях и при возрастающей интенсивности полетов воздушных судов различного назначения, в том числе тяжелого класса». Интересный факт: в пресс-релизе сказано, что решение о проведении реконструкции ВПП и полной модернизации всей технической инфраструктуры аэродрома было принято в начале 2012 года.
Представители ведомства подчеркнули, что «проведение реконструкции ВПП аэродрома Тикси позволит России иметь в арктической зоне современный аэродром, способный принимать воздушные суда всех классов», сообщает «Взгляд».
Что же получается? Не понаслышке зная о специфике транспортной схемы Якутии и значении аэропорта Тикси, чиновники Минобороны страны до последнего затягивали решение вопроса, а потом просто прикрылись «официальной версией»? Согласитесь, странная позиция для ведомства, которое стоит на защите граждан страны.
3 октября глава республики Егор Борисов направил телеграммы Президенту России Владимиру Путину, премьер-министру Дмитрию Медведеву, министру транспорта Максиму Соколову и министру обороны Анатолию Сердюкову с просьбой разобраться в ситуации. Прошло уже двое суток, а вопрос о том, как в отсутствие аэродрома наладить сообщение с труднодоступным районом республики, остается открытым.
Нинель ГУСЕВА.
Ссылки по теме: • Аэропорт Тикси возьмет под свое крыло "Росавиация" (22-08-2012 16:10) • Тикси в тревожной ситуации: как прожить без военных? (04-08-2012 06:26)