Main » 2012»Алтынньы»20 » Главный финансовый документ скоро напомнит тришкин кафтан
Главный финансовый документ скоро напомнит тришкин кафтан
18:02
19 октября 2012 года 16:19 | Андрей Полунин
Лукавые триллионы лукавого бюджета
Главный финансовый документ скоро напомнит тришкин кафтан В пятницу Госдума рассматривала в первом чтении проект федерального бюджета на 2013-2015 годы. В исходе голосования никто не сомневался (голосов у «Единой Росси» хватает), но обсуждение основного финансового документа страны вышло бурным. Накануне спикер Думы, единоросс Сергей Нарышкин, заверил, что бюджет носит ярко выраженный социальный характер и направлен на безусловное выполнение обязательств государства, а также на сохранение макроэкономической устойчивости. Но ни коммунистов, ни эсеров эти слова не убедили. Еще в ходе рассмотрения проекта профильным думским комитетом, депутаты усомнились, что задачи, поставленные в майском указе президента Владимира Путина, будут выполнены.
Коммунисты резко выступили против сокращения расходов на образование, здравоохранение и науку, а также изъятия из экономики части доходов путем размещения резервов за рубежом. Эсеры, в свою очередь, сочли, что в трехлетнем бюджете неверно оценены доходы, занижены расходы, неправильно определены источники покрытия дефицита и не сбалансирована межбюджетная система.
При этом депутаты подчеркивали, что проект бюджета не учитывает реформы пенсионной системы и не стимулирует создание новых рабочих мест.
В итоге претензии комитета вылились в ряд поправок, которые предлагается внести ко второму – основному – чтению. Вкратце список выглядит так:
– выделить допсредства в 2013 году на субсидии регионам для строительства физкультурно-оздоровительных комплексов (1,7 млрд рублей), бассейнов при вузах (1,3 млрд), на субсидии организациям инвалидов (135 млн рублей);
– увеличить объемы финансирования программ развития села, включая газификацию и водообеспечение;
– выделить не менее 600 млн рублей дополнительно на обеспечение системы обучения муниципальных служащих и на увеличение содержания сотрудников Генпрокуратуры и Следственного комитета;
– в первом полугодии 2013 года правительству представить предложения по увеличению бюджетных кредитов, предоставляемых региональным бюджетам – на сумму не менее 8 млрд рублей.
Тем не менее, основные параметры бюджета после первого чтения не изменились. Вот они:
– общий объем доходов федерального бюджета в 2013 году – 12 865,9 млрд рублей;
– общий объем расходов – 13 387,3 млрд;
– дефицит – 521,4 млрд рублей
– объем ВВП – 66,515 трлн рублей;
– уровень инфляции - 5,5 проц;
– курс доллара США - 32,4 рубля.
– цена на нефть (прогнозируемая) на 2013, 2014, 2015 годы – 97, 101 и 104 доллара за баррель;
– величина Резервного фонда на 2013 год – 3 173,8 млрд рублей, величина Фонда национального благосостояния – 2 769,8 млрд рублей;
Верхний предел внутреннего госдолга РФ на 1 января 2014 года –6,6 трлн рублей, внешнего госдолга РФ - 66,2 млрд долларов США ;
– размер внешних заимствований государства в 2013 году – не более 7 млрд долларов США.
Чем все же плох бюджет, и есть ли возможность его исправить?
– Бюджет будет существенно переделан в соответствии с требованиями Путина, – уверен директор Института проблем глобализации Михаил Делягин. – Правительство, похоже, отвыкло от мысли, что нужно выполнять обещания, которые дает президент. И когда Путин об этом напомнил, для кабинета это оказалось шоком. Симптоматично, что после этого с сайта Минфина была удалена пояснительная записка к бюджету. Этот документ содержит исчерпывающие разъяснения по всем направлениям бюджетной политики. Записка провисела всего несколько дней – и исчезла. Этот факт также позволяет предположить, что бюджет будет кардинально изменен. Раз так – принятие его в первом чтении – чисто формальная процедура. Как известно, китайский парламент, голосуя за присоединения КНР к ВТО, проголосовал в итоге за 800 страниц чистой бумаги, поскольку условия вступления на момент голосования не были согласованы. Сейчас аналогичным образом поступает «Единая Россия» в Госдуме.
По сути, в первом чтении приняты самые общие параметры: доходы, расходы. А что конкретно будет внутри бюджета – единороссы, думаю, еще сами не знают. Однако по заявлениям, которые сделаны, можно утверждать: бюджет 2013-2015 продолжит традицию принципиального отказа от какого-то ни было развития страны. А значит – это бюджет будущей социальной катастрофы…
С такой оценкой согласен и депутат Госдумы, секретарь ЦК КПРФ Олег Куликов:
– Бюджет страны должен быть нацелен на развитие и перспективу, – говорит Куликов. – Сегодня же мы имеем дело с бюджетом стагнации. Он не предусматривает развитие реального сектора образования, здравоохранения и науки. Все эти статьи расходов существенно сокращаются. Зато бюджет в значительной части финансирует пенсионную систему – то есть, занимается задачами, которые должны решать Пенсионный фонд и Фонд социального страхования. Но главное, бюджет сверстан по принципу: сколько доходов – столько и расходов, в нем нет поиска новых источников финансирования.
«СП»: – А такие источники сегодня имеются?
– Фракция КПРФ постоянно о них говорит. Прежде всего, это вывоз капитала – примерно 70 млрд долларов в год. Как, скажите, в страну будут инвестировать зарубежные инвесторы, когда собственный бизнес вывозит из нее накопления? Еще один источник – прогрессивная шкала налогообложения – может дать до 1,5 трлн рублей в год. В источники следует включить и сбор налогов, которые сегодня собирают неудовлетворительно. Это еще дополнительно, как минимум, 1 трлн рублей в год. Если же подсчитать все меры, с помощью которых можно повысить доходность бюджета, они принесут 6-7 трлн рублей в год. На эти деньги, как метко сказал Геннадий Зюганов, можно выполнить не только все предвыборные обещания Путина, но и все обещания коммунистов.
А что мы имеем сейчас? На 2013 год запланирован рост экономики на 3,7%, но этот рост не подкреплен развитием реального сектора. Как, впрочем, не подкреплены расчетами и обещания роста зарплаты – они попросту сброшены для исполнения на бюджеты субъектов федерации. Я уже не говорю о сельском хозяйстве, на развитие которого предусмотрено потратить лишь 1% от расходной части бюджета. Этого катастрофически мало. В США, например, на сельское хозяйство тратится до 30% бюджета, в Европе – 20%... С другой стороны, в 2013 году дополнительные потери российского бюджета составят до 800 млрд рублей – от того, что мы не готовы ко вступлению в ВТО.
«СП»: – Это следствие непрофессионализма правительства?
– Речь, скорее, о лукавстве. В проекте бюджете 2013-2015 года предусмотрено право правительства изменять структурные показатели бюджета во время его реализации. Словом, нынешний бюджет можно принимать, можно не принимать – это никак не изменит вектора развития нашей страны…
Рамочный характер бюджета, его неконкретность – не новость, напоминает президент Союза предпринимателей и арендаторов Андрей Бунич. Но в данном случае за неопределенностью скрыто фундаментальное противоречие.
– И во времена Алексея Кудрина доходы бюджета изначально занижались, цена на нефть закладывалась ниже прогнозируемой, – говорит Бунич. – При этом многие расходы носили условный характер – их утверждали, но потом меняли в зависимости от обстоятельств. Сейчас такая практика стала более заметной: слишком много дано обещаний (военная программа, пенсии, зарплаты бюджетникам), но при этом нет факторов роста экономики. Нет и перспективы повышения цен на нефть. Вполне вероятно, что в нынешнем бюджете указана реальная цена на нефть, а вовсе не заниженная – в отличие от кудринских времен. В этих условиях возникает ситуация, когда денег банально не хватает.
Я считаю, сегодня в принципе невозможно выполнить все, что обещано – и военные расходы увеличить, и социальные, и вдобавок осуществить модернизацию, инфраструктурные проекты. Эти задачи изначально не стыкуются, на них нет денег – в рамках действующей системы налогообложения и проводимой денежно-кредитной политики. В этом и есть главное противоречие нынешнего бюджета.
«СП»: – Что нужно, чтобы его разрешить?
– Нужно сначала вызвать экономический рост, выстроить экономическую стратегию на несколько лет. А уж потом, в рамках роста, решать социальные задачи и задачи обороны. Но нынешний бюджет, как мы видим, не предлагает стратегии роста, он просто пытается свести концы с концами. Это выльется в итоге в повышение цен и тарифов. Какие-то статьи бюджета будут, как и раньше, перенесены на следующий год – а на деле, так и не исполнены никогда.
Минфин в такой обстановке станет усиливать налоговое бремя, прежде всего, на физических лиц – тем самым, уничтожая спрос. Ряд обязательств переведут с федерального бюджета на региональный – например, в сфере образования и здравоохранения. Это также приведет к росту налогообложения на уровне регионов, и еще сильнее подорвет покупательную способность населения. Хотя этот ресурс не бесконечен, многие регионы уже сегодня в долгах как в шелках. И большой вопрос, смогут ли они потянуть новые обязательства.
Не проработана и долговая стратегия правительства. Наращивание внутреннего госдолга решено проводить с одновременным увеличением Резервного фонда. Это, на мой взгляд, экономический нонсенс: деньги взамен отложенных в Фонд берутся под довольно большие проценты. Это наводит на мысль, что правительство хочет при удобном случае внутренний долг аннулировать.
Наконец, много говорилось о том, что пенсионная реформа должна быть составной частью бюджета, поскольку затрагивает не только федеральный бюджет, но и фонды (Пенсионный, социального страхования, медстрахования), и региональные бюджеты. Тем не менее, вариант пенсионной реформы не утвержден до сих пор.
Выводы напрашиваются такие. Ни Путин, ни Медведев не хотят брать на себя непопулярные решения, направленные на оздоровление экономики. Поэтому Госдума и принимает основной финансовый документ в непроработанном виде. Нынешний бюджет – попытка свести несводимое к единому целому, и делается это потому, что все понимают: жизнь – возможно, уже в ближайшее время – поставит правительство перед совсем другими проблемами…
Обсуждение бюджета во втором чтении планируется 16 ноября.