Первым местом поселения Эллэя была местность Ус Тиит
Текст: Мария Алексеева Жительница поселка Тулагино Светлана Борисова намерена совершить небольшую революцию в науке об этногенезе народа саха. По мнению члена республиканской ассоциации «Священные места», первым местом поселения Эллэя была местность Ус Тиит, расположенная возле Тулагино. В то же время многие историки считают, что Эллэй поселился с женой, дочерью Омогой Бая, в совершенно другом месте – в местности Уураахы или же возле озера Сайсары. Как утверждает исследовательница, в Тулагино-Кильдямском наслеге находятся 18 сакральных мест. Исследовательница намерена добиться того, чтобы этим местам присвоили статус особо охраняемых территорий и запретили там строительство дач и жилых домов. Сейчас предложение Светланы Борисовой рассматривают в министерстве культуры и духовного развития.
Сакральные места С именем первопредка народа саха Эллэя Боотура связано множество легенд и преданий. Исследователи до сих пор дискутируют и спорят между собой, кем по происхождению был Эллэй и где именно он впервые обосновался. Неудивительно, что каждый настаивает на своей, якобы экспертной, точке зрения. Известные в научных кругах историки в этом вопросе предпочитают ссылаться на труды исследователей Георгия Эргиса, Гавриила Ксенофонтова, Дмитрия Дьячковского. Так, одни историки считают, что первым местом поселения Эллэя с женой, дочерью Омогой Бая, была местность Уураахы, другие же исследователи указывают на озеро Сайсары. Жительница Тулагино Светлана Борисова, основываясь на исследовании своего отца Степана Бережнева, утверждает, что Эллэй сначала поселился в местности Ус Тиит и только затем переселился в Ураахыы.
«НВ»: Светлана Степановна, чем вы можете подтвердить свою гипотезу? Светлана Борисова: Все данные, которыми я располагаю, взяты из архивного наследия моего отца, научного корреспондента, Степана Бережнева. Он долгие годы собирал по крупицам предания и легенды о сакральных местах Тулагино-Кильдямского наслега. Я лишь продолжаю дело отца. «НВ»: Насколько мне известно, Тулагино-Кильдямский наслег не входит в так называемый реестр сакральных мест. С.Б.: Тулагино-Кильдямцы – место, овеянное легендами и мифами. Оно имеет большую историческую ценность, так как оно связано с именами первопредков народа саха – Омогоя и Эллэя. Согласно преданиям, именно Тулагино-Кильдямцы является прародиной всего культурного наследия якутского народа. Сейчас в силу различных исторических веяний и перемен, историческая память о священных местах Тулагино-Кильдямцев забыта. И это наша боль – видеть, как разрушаются сакральные места. К сожалению, ни один из сакральных объектов наслега не вошел в республиканский реестр. Поэтому мы не можем защитить наши священные места. «НВ»: Вы обращались с предложением внести местности близ Тулагино в реестр священных мест? С.Б.: Мое предложение сейчас рассматривают в министерстве культуры и духовного развития. Этим летом местные археологи проводили раскопки близ Тулагино и нашли доказательства того, что там действительно была стоянка Эллэя Боотура. «НВ»: Где, согласно вашей гипотезе, все-таки было место первого поселения Эллэя Боотура с женой? С.Б.: По легенде Эллэй поселился со своей женой Аан Чанный в местности Ус Тиит (Три лиственницы). Это место расположено близ Кильдямцев в долине Куорэйии. Куорэйии – одна из трех частей долины Туймаада. С ней связано много легенд и мифов. Долина воспета в Олонхо и наделена сакральным значением. Предки саха называли эту долину также землей небесных божеств. Это родовая территория, земля наших предков. «НВ»: Но ведь многие исследователи считают, что первым местом поселения Эллэя с супругой была местность Ураахыы. С.Б.: Эллэй переселился в Ураахыы после того, как он сначала обосновался в Ус Тиит. Местность Ураахыы находится в самом центре долины Туймаада. По рассказам старожилов Тулагино-Кильдямцев, в древности здесь был балаган Эллэя Боотура. Балаган располагался возле холма Ынырдаах, находящегося неподалеку от фермы «Зерновая» Мархинского племенного хозяйства. Уураахы сирэ переводится как «земля Ураанхай Саха». Именно здесь Эллэй устроил свой второй ысыах. Айыы шаманом этого ысыаха стал первый сын Эллэя – Намылга Силик (Лабынха Сююрюк). Он известен как первый Айыы шаман. По легенде во время ысыаха Намылга Силик после благословения небесных божеств исчез. Позже на этом месте, будто по велению небесных божеств, выросло необычное дерево в форме чорона или хомуса. Дерево растет к западу от комплекса Ус Хатын. После прихода русских землепроходцев местность Уураахы принадлежала царским казакам, а после установления советской власти – трудовым артелям и совхозу «Якутский». Первый ысыах в Ойуу Хатын «НВ»: Если верить легендам, именно Эллэй Боотур провел первый ысыах. С.Б.: Эллэй Боотур впервые провел ысыах, праздник благословения небесных божеств, в местности Ойуу Хатын, известной сейчас как Березовка. В этих двух священных местах – Ус Тиит и Ойуу Хатын – раньше были камни с древними писаницами. Но они исчезли после того, как там построили II колонию. На этом урочище, Ойуу хатын, находится братская могила жертв репрессий.
По древним преданиям вся территория от Мархи до Кангалассов принадлежала Эллэю Боотуру.
«НВ»: Какие еще сакральные места находятся в Тулагино-Кильдямцах? С.Б.: Одно из сакральных мест Тулагино-Кильдямцев - священное озеро Эллэя Ытык эбэ. Согласно древним преданиям, во время благословения Эллэем небесных божеств, прилетели три белоснежных лебедя. Птицы три раза пролетели вокруг трех лиственниц и спустились на это озеро. Озеро Ытык эбэ сейчас называется по-другому – Тегюрюк Кюель (Круглое озеро). Озеро находится напротив местности Хоту Умсан, к северо-востоку от предприятия «Отважный». Еще одно священное место называется Ой Бэс. Оно находится к северо-западу от местности Кумахтаах. По преданиям и на этих двух местах жил Эллэй. Там, где раньше было родовое поместье Эллэй Боотура, сейчас стоят антенны радиостанции. Если верить древним преданиям, вся территория от Мархи до Кангалассов принадлежала Эллэю Боотуру. Здесь он содержал свой рогатый скот и лошадей. Много легенд связано с равниной Кумахтах, расположенной между холмами Белый и Черный Булгунняхи. Раньше здесь находилось поместье рода Баатылы. Позднее здесь вместе с ними поселились якуты, пострадавшие от нападений русских казаков. И образовался первый древний поселок. Согласно старинным легендам на равнине Кумахтах жили великие шаманы – родные братья. Однажды к ним прибыл издалека другой шаман. Старший из братьев-шаманов велел младшему вступить с гостем в поединок. Их сватка длилась три дня и три ночи. Приезжий шаман не хотел проигрывать. Он обманом украл душу младшего брата-шамана, спрятанную в его балагане. Место их схватки назвали Белым и Черным булгунняхами. В местности Саhыыр и Быhахтаах Кырдалы находятся места погребений великих шаманов. Это неприкосновенные сакральные места. Известно, что здесь раньше росло много шаманских деревьев. Исстари местность Кумахтах называют сакральной, имеющей «семь лиственниц, семь озер и семь душ». «НВ»: В местности Кумахтах раньше была церковно-приходская школа? С.Б.: Школу открыли в 1909 году. Раньше в южной части Кумахтах еще была церковь. Во время Гражданской войны церковь была штабом и для красных, и для белых. Затем красные сожгли ее. Ко времени установления в Якутии советской власти в местности Кумахтах жили 20 семей. Затем это место превратилось в пустынную равнину. В советское время Кумахтах принадлежала совхозу «Якутский». С 2008 года здесь стали строить частные дома. «НВ»: В Тулагино стоит обелиск, посвященный участникам гражданской войны. С этим местом связаны какие-нибудь легенды? С.Б.: Обелиск находится на территории, где проживал род Беге Мэкчиргэ-Марджая. Белый шаман Марджай был внуком Эллэя Боотура. По легенде во время оспы Марджай спрятал всех своих сородичей по алаасам Кедегене. Затем он вступил в бой с оспой, обратившись в быка. Марджаю удалось одолеть оспу и спасти своих соплеменников. Место, где произошла схватка между оспой и Марджаем, называют Марджай Юрдэлэ. В XIX веке в местности Марджай (старые Кильдямцы) жил и работал Афанасий Уваровский – помощник академика Отто Бетлинга и автор первого письменного якутского произведения «Ахтыылар» («Воспоминания»). Позднее сюда поселили скопцов. Местность, где сейчас находится поселок Жатай, была урочищем рода Суптуна. Их владения простирались от Жатая до села Сырдах. По рассказам старожилов, в Жатае по приходу русских на Лену казаки истребили множество якутских родов и племен. В дореволюционный период эта местность принадлежала урахским и харыялахским казакам, воеводам якутского полка. До революции здесь также были село Харыялах, заимка Эверстова и участок Николаевых. Во время Гражданской войны заимка Эверстова была сожжена красными. Красные отряды убили 44 мирных жителя хутора Харыялах. Спаслась лишь одна женщина с годовалым ребенком. Она успела спрятаться в хотоне в стоге сена. Теперь на этом месте построили дачи. Известному роду Умсан принадлежала местность Хоту Умсан - равнинный луг от III участка до села Сыырдаах. По рассказам стариков русские казаки приплыли по речке Тулагинка и перебили род Умсан. Уцелевшие перебрались в местность Кумахтах и слились с родом Баатылы. Местность Хоту Умсан имеет также названия Мытах, Лыгый, III участок, Кюннэх Куорэйи. Строго запрещалось говорить вслух настоящее название местности (Кюннэх Куорэйи), так как она считалась сакральной. В противном случае божества могли покарать провинившегося. Сейчас эта территория отдана под дачное строительство.
Мнение экспертов Евгений Газизов, главный специалист отдела сохранения, учета и охраны объектов культурного наследия: – Об исторической значимости объектов Тулагино-Кильдямского наслега могут судить лишь ученые. Этим летом в Тулагино выезжала группа историков и археологов. Сейчас мы рассматриваем предложение Светланы Борисовой внести местность близ Тулагино в реестр «Ытык сирдэр». Пока окончательное решение еще не принято.
Виктор Дьяконов, научный сотрудник сектора археологии Института гуманитарных исследований и проблем малочисленных народов Севера СО РАН: – Мы проводим археологические исследования в Тулагино-Кильдямском наслеге уже больше десяти лет. Эти места действительно имеют историческую значимость. Здесь находятся около 70 памятников археологии. Работы для археологов здесь еще много.
Еремей Габышев, доцент, кандидат исторических наук: – Тулагино-Кильдямский наслег действительно имеет богатую историю. В этой местности происходили многие важные для народа саха исторические события. Тем не менее, первым местом поселения Эллэя с женой, дочерью Омогой Бая, исследователи называют местность близ озера Сайсары, а местом проведения первого ысыаха – Ус Хатын.
Светлые головы якутской думы Светлые головы якутской думы 23/10 17:26 Текст: Ярослав Арбугин Фото: NV Просмотров: 85 Комментариев: 0
Светлые головы якутской думы
Городской думе 190 лет
Весной 1819 года генерал-губернатором Сибири стал известный государственный деятель М.М. Сперанский. Он сразу же начал реформы в управлении областью. В результате 22 июля 1822 года был принят закон «Учреждение для управления сибирских губерний», согласно которому вместо магистрата в нашем городе была образована Якутская городская дума, состоявшая из 6 гласных. Согласно принятому в 1822 г. «Росписанию городов по их разрядам», Якутск был причислен к «средним» городам, а другие города Якутии – к разряду «малолюдных». И на протяжении почти двух веков, пока власть не разделили на ветви, городская дума, меняя названия и состав, была главным органом городского управления, жила и росла вместе с городом. Во многом деятельность городской администрации зависела от ее руководителя. Вспомним четырех наиболее известных глав города, оставивших след в истории Якутска.
Наследство Астраханцева В конце XIX века городским головой был Федот Васильевич Астраханцев. Это был незаурядный человек своего времени. Будучи умелым коммерсантом, нажившим себе огромное состояние, он думал не только о личном обогащении. И первым его делом на должности головы стала организация ночлежного приюта по инициативе купца А.М. Кушнарева. Сам Астраханцев оказал значительное пожертвование в сумме 600 рублей, а Кушнарев внес 500 рублей. 1 сентября 1888 г. состоялось открытие приюта. В первый день в нем ночевало 11 человек. Но уже через неделю число превысило 28 человек, а затем постоянно колеблясь от 35 до 49. Дети заключенных не могли содержаться с родителями, и 15 апреля 1888 года на Большой улице, в ее заложной части открылся приют арестантских детей и ссыльно-поселенческих, для чего Астраханцев пожертвовал дом с дворовыми постройками, купленный им для этой цели у священника Феодосия Охлопкова за 2000 рублей. Федот Васильевич много внимания уделял работе различных благотворительных обществ: он был старостой Градо-Якутской Преображенской церкви, членом попечительского совета Якутской женской прогимназии, попечительства детских приютов Ведомства императрицы Марии, почетным членом Якутского реального училища, гражданской больницы, почетным членом Якутского благотворительного общества. За свою деятельность неоднократно получал правительственные награды. А 30 марта 1890 г. был Высочайше возведен в потомственное дворянство. Но главное событие произошло в октябре 1913 г., когда Астраханцев пожертвовал Якутску ни много, ни мало 1 миллион 300 тысяч рублей (умножьте эту сумму на тысячу, чтобы хотя бы приблизительно перевести в современные цены)! В завещании он указал, что передает деньги только на условиях выполнения следующих требований: 200 тысяч следовало израсходовать на постройку каменной школы, 50 тысяч – на строительство церкви, 200 тысяч - на каменную хирургическую лечебницу «с аптекой, лабораторией и отделениями с применением новейших средств лечения». 50 тысяч на покупку оборудования. И 200 тысяч как капитал, на проценты от которого должны были содержаться бесплатная школа и лечебница. Кроме того, на часть пожертвованных денег должны были построить новое каменное трехэтажное здание Женской гимназии. 3 августа 1916 г. Федот Астраханцев скончался. Купец 1-й гильдии, почетный гражданин города был похоронен на Никольском кладбище. Вскоре начались революционные волнения, и деньги ушли в неизвестность.
Последний голова Наибольшую известность завоевал последний дореволюционный глава городской думы - Павел Андреевич Юшманов, купец 2-й гильдии, которого избирали на этот пост четырежды: с 1905 по 1917 годы. В январе 1908 года Павла Андреевича Высочайше жаловали за отличие по службе золотой медалью. А в 1912 году он был удостоен звания почетного гражданина Якутска. При нем деятельность городской думы была наиболее активной. Началось укрепление набережной во избежание паводков, обращено внимание на санитарное состояние города, запущена первая электростанция, заработала телефонная станция на 160 абонентов, проведен водопровод с питьевой водой. Город продвинулся в культурном плане: были построены здания для библиотеки, реального училища и окружного суда. Тогда дума разделилась на два лагеря – сторонников и противников нововведений. Ведь чтобы претворять их в жизнь, нужны были средства, которые трудно найти. Но на стороне Юшманова были люди с прогрессивным мышлением: статский советник областного управления А.И. Попов, областной инженер А.И. Кудрявцев, директор реального училища Ф.Л. Стадников и другие. К тому же, все это поддерживалось губернатором И.И. Крафтом. Однако большевикам были безразличны эти заслуги. 15 декабря 1919 г. в Якутии была официально провозглашена советская власть. В результате переворота прежнее руководство Якутии было отстранено от власти и арестовано. А 19 февраля 1920 г. эти 13 человек были расстреляны, в числе них был и Юшманов. Тела закинули на телегу, и сбросили в лесу около нынешнего парка, где весной их закопали. Долгие годы последний глава дореволюционного Якутска был предан забвению, но сейчас справедливость восторжествовала - имя Юшманова записано на мемориале перед мэрией, его портрет вывешен в «Кружале» и в музее в Соттинцах. Якутский "канал Колотия" В первый послевоенный период 1946-1951 городом руководил Николай Петрович Колотий. Это было трудное время восстановления народного хозяйства. По специальности Колотий был инженер-строитель. С этим дипломом он прибыл в 1938 году из Полтавы в Якутск. Работая в строительном отделе Наркомзема, он добился авторитета как специалист и организатор, что и привело к его выдвижению на должность председателя горисполкома. Как известно, город после войны пребывал в запущенном состоянии, санитарное состояние было на плохом уровне. Поэтому весной 1948 года он Колотий взялся за благоустройство городского канала – сети озер, тянущихся через весь город от озера Сайсары до улицы Губина. Это была естественная водосточная магистраль, но к тому времени она вся была захламлена и не функционировала, превратившись по сути в канаву. Со средствами тогда было туго, но это можно было компенсировать хорошо поставленым патриотическим воспитанием молодежи. И Николай Петрович обратился в горком комсомола и военкомат, чтобы силами комсомольцев, студентов и призывников прочистить канал. Вечерами молодежь выходила на работу с лопатами и носилками - народный метод субботников и воскресников в действии. Все хотели видеть наш город благоустроенным и красивым. Спустя два года канал очистили, и вода свободно потекла по нему. Среди горожан за всей прочищенной системой озер Якутска закрепилось название «канал Колотия», но вскоре Николай Петрович уехал на родину и канал снова стал заброшенным.
Подвиг в тайге Были среди глав города и героические люди. В 1957-1961 годах председателем горисполкома был Николай Терешкин. При нем Якутск стал обретать вид столицы республики. Но долгие годы мало кто знал о подвиге, совершенном этим человеком в молодости. Это случилось 5 марта 1943 года. Самолет ЛИ-2 вылетел из Якутска в Олекминск. Кроме экипажа на его борту находились военные, экспедитор потребкооперации и три секретаря райкомов комсомола, возвращавшиеся домой с пленума обкома комсомола. Спустя час у самолета отказал двигатель, а через несколько минут его кабина вонзилась в землю, летчики погибли сразу, а тяжело травмированный бортмеханик умер, прожив несколько дней. В оторванной хвостовой части уцелели покалеченные семеро пассажиров. Меньше всего пострадал Николай Терешкин, и поэтому на него легла забота о товарищах по беде. Он действовал почти в одиночку, снимая застрявшего на дереве раненого, оборудовал, утеплив паклей, подобие жилья в останках самолета. Бывалый таежник, потомственный охотник круглосуточно поддерживал огонь в костре, из волос длиннокосых девчат сплел силки и смог добыть куропаток. Прождав несколько дней помощи, Николай перочинным ножом вырезал из обломков фанеры лыжи, загнул, размягчая фанеру в кипятке, и сам отправился к людям. Больше суток упорно шел он через заснеженные буреломы и овраги, пока не достиг одинокой избушки. Неподалеку находился колхоз имени Карла Маркса. Там быстро снарядили несколько оленьих упряжек, и пострадавшие в аварии были спасены. Свой поход по стылой тайге он никогда не считал подвигом. Писателю Николаю Мординову, с которым Терешкин случайно познакомился и подружился в больнице, большого терпения и упорства стоило выведать эпизод за эпизодом подробности того происшествия. В результате этих посиделок вскоре на русском и якутском языках вышла книга «Беда».