Main » 2012»Алтынньы»26 » Глава профильного министерства Валерий Максимов рассказал о проектах, которые реализуются или находятся в стадии планирования.
Глава профильного министерства Валерий Максимов рассказал о проектах, которые реализуются или находятся в стадии планирования.
15:09
Перспективы развития Северного морского пути
Пресс-служба Министерства транспорта и дорожного хозяйства РС(Я) Сегодня министр транспорта и дорожного хозяйства Республики Саха (Якутия) Семен Винокуров вместе с министром по федеративным отношениям и внешним связям Якутии Валерием Максимовым встретился с журналистом корейской газеты "Korea JoongAng Ilbo”. Основная тема беседы развивалась вокруг проводимой государственной политики, касающейся развития Дальнего Востока и Восточной Сибири. В этой связи корейского журналиста интересовали вопросы социально-экономического развития Якутии, как одного из ключевых регионов в реализации госполитики по развитию страны. Глава профильного министерства Валерий Максимов рассказал о проектах, которые реализуются или находятся в стадии планирования. Прежде всего, это проекты, связанные с масштабным освоением месторождений полезных ископаемых и, как следствие, развитием большой промышленности на территории северной республики. Все крупные экономические проекты Якутии реализуются поэтапно. Сегодня основные силы брошены на Схему-2020, где прописаны самые приоритетные направления развития. Активно при этом привлекаются крупные естественные монополии, инвестиции габаритных компаний, в том числе иностранных.
В беседе господин Ан Сон Кю сразу определил основную тему – развитие транспортной инфраструктуры Якутии. В первую очередь, его интересовало развитие и организация перевозок Северным морским путем.
Министр транспорта и дорожного хозяйства Семен Винокуров обратил внимание, что данный вопрос рассматривается как отдельное направление транспортной стратегии страны. Между тем, главным проектом развития транспортной инфраструктуры остается строительство железнодорожной линии Беркаки-Томмот-Якутск и далее продолжение дороги на запад и юг Якутии.
При условии строительства совмещенного мостового перехода через реку Лена в районе г. Якутска произойдет соединение широтных транспортных магистралей: Транссибирской и Байкало-Амурской, с одной стороны, и Северный морской путь - с другой, создав транспортный коридор, который в случае ожидаемого строительства моста через р.Амур между п.Джалинда (РФ) и п. Мохэ (КНР) приобретет международный характер (АТР-Европа). Он включен в Стратегию социально-экономического развития Дальнего Востока и Байкальского региона на период до 2025 года и образует следующий маршрут: пос. Мохэ (Китай) - Джалинда - Сковородино - Тында - Нерюнгри - Якутск - р. Лена - Северный морской путь - порты российского Севера и Западной Европы.
Известно, что Северный морской путь – уникальная транспортная магистраль, проходящая вдоль северного российского побережья по морям Северного Ледовитого океана, играющая важную роль в российской и мировой экономиках, политике, развитии культурных связей.
Семен Винокуров подчеркнул важность возрождения Севморпути как элемента системы международных транспортных коридоров, которые непосредственно интегрируют с опорной транспортной системой Север, Сибири и Дальнего Востока: «Это приоритетная задача транспортной стратегии России, тем более для Якутии, где водный транспорт в большинстве районов остается безальтернативным видом сообщения».
Перспективы транспортного обеспечения арктических районов республики по Северному морскому пути достаточно велики. Функциональное единство Севморпути и арктических внутренних водных путей остается основным условием транспортного обеспечения Северного завоза в арктические районы.
К слову, о развитии. Министр рассказал участникам встречи также и о пилотном проекте по экспорту каменного угля из Зырянского угольного разреза. Водный путь на реке Колыма сейчас и в будущем будет являться безальтернативным транспортным подходом с Севморпути к действующему угледобывающему предприятию – Зырянскому угольному разрезу, имеющее крупные запасы коксующихся углей и резерв производственных мощностей. По информации специалистов, Зырянский угольный разрез может добывать к 2015 году до 1,0 млн. тонн высококачественного угля, который пользуется спросом за пределами республики, в том числе и за рубежом в странах АТР. Существующие объемы угольных запасов, их качественные характеристики, наличие коммерческих предложений от иностранных партнеров позволяет с уверенностью заявить о необходимости разработки комплексной программы поставок каменного угля из Зырянского угольного разреза на экспорт по Севморпути с перспективой до 2015 года и последующие годы. Несомненно, что экспортные поставки активизируют развитие портовой инфраструктуры, флота, водных путей, создадут дополнительные рабочие места, многократно увеличат налогооблагаемую базу колымского подрайона республики, стимулируют подготовку профессиональных кадров, развитие наземной транспортной инфраструктуры, оживят перевозки в Восточном секторе Арктики.
Отдельно Семен Винокуров подчеркнул, что Северный морской путь способен по кратчайшему расстоянию обеспечивать евроазиатский транзит морских грузоперевозок. Заметим, что плавание по трассе СМП вдвое короче и в 1,6 раза дешевле, чем плавание через Суэцкий канал. В границах Республики Саха (Якутия) Северный морской путь является соединительным звеном и продолжением внутренних водных путей, в совокупности с которыми, он образует единую арктическую водно-транспортную систему.
Еще в 2006 году Сибирским отделением Академии наук России был разработан и предложен вариант меридионального транспортного коридора по направлению «Китай – Россия (Благовещенск - Сковородино (Амурская область) – Якутск – Тикси - Севморпуть) – Западная Европа» для кратчайшего выхода европейских стран на перспективные рынки Азиатско-Тихоокеанского региона.
В завершении беседы встал вопрос о возможном сотрудничестве с Кореей. Напомним, республика уже подписала соглашение с некоммерческой правительственной организацией "Корейское агентство по развитию торговли и инвестиций”(KOTRA). Здесь планируется расширение сотрудничества при создании Агентства по привлечению инвестиций Республики Саха (Якутия) по установлению и укреплению внешнеэкономических связей предприятий республики с корейскими компаниями.