Бу сир талбата (меню)
News topics
Политика.Митинги. Пикеты. Партии [900]
Мысли. Думы.Мнения, обсуждения, реплика, предложения [263]
Суд-закон.МВД.Криминал [1280]
Право, закон [323]
Экономика и СЭР [839]
Власть Правительство Ил Тумэн [1207]
Мэрия, районы, муниципалитеты [400]
Мега пректы, планы , схемы ,программы. ВОСТО [215]
Сельское хозяйство,Продовольствие. Охота и рыбалка [555]
Энергетика, связь, строительство.транспорт, дороги [155]
Коррупция [862]
Банк Деньги Кредиты Ипотека Бизнес и торговля. Предпринимательство [291]
Социалка, пенсия, жилье [277]
ЖКХ, строительство [132]
Образование и наука. Школа. Детсад [215]
Люди. Человек. Народ. Общество [224]
АЛРОСА, Алмаз. Золото. Драгмет. [670]
Алмазы Анабара [161]
http://alanab.ykt.ru//
Земля. Недра [240]
Экология. Природа. Стихия.Огонь.Вода [377]
СМИ, Сайты, Форумы. Газеты ТВ [158]
Промышленность [43]
Нефтегаз [284]
Нац. вопрос [284]
Соцпроф, Совет МО, Общ. организации [65]
Дьикти. О невероятном [183]
Выборы [661]
Айыы үөрэҕэ [93]
Хоһооннор [5]
Ырыа-тойук [23]
Ыһыах, олоҥхо [102]
Култуура, итэҕэл, искусство [365]
История, философия [239]
Тюрки [76]
Саха [153]
литература [42]
здоровье [465]
Юмор, сатира, критика [14]
Реклама [7]
Спорт [123]
В мире [86]
Слухи [25]
Эрнст Березкин [88]
Моё дело [109]
Геннадий Федоров [11]
BingHan [4]
Main » 2012 » Алтынньы » 27 » Проект получился идеологическим документом, не решающим обозначенные цели и задачи.
Проект получился идеологическим документом, не решающим обозначенные цели и задачи.
10:40
Мнение доктора социологических наук У.А. Винокуровой
по проекту Стратегии государственной национальной политики РФ

Доктор социологических наук Ульяна Винокурова о Стратегии национальной политики РФ http://ilsakha.org
17 октября 2012 года Саха общественный Центр провел открытое заседание с приглашением экспертов и общественности г. Якутска, где "в первом приближении" обсуждался проект Стратегии национальной политики РФ. Предлагаем вашему вниманию стенограмму выступления Ульяны Алексеевны Винокуровой, известного общественного деятеля республики, проректора Арктического государственного института культуры и искусства, доктора социологических наук:
- Одним из содержательных понятий Стратегии является понятие «этническая культура». Этническая культура создает основу для творческой самореализации личности и народа на исконной  среде обитания. Отсутствие этой основы приводит к утере  высших духовных устремлений в формировании личности и развитии народа. Позитивная этническая идентичность - основа развитого чувства достоинства человека и народа быть равными в партнерстве цивилизаций и культур. Вызовы глобального мультикультурного мира грозят ассимиляцией языков и культур малых народов государств.

Международное право по защите прав человека непрерывно развивается. Позволим себе некоторые выдержки из международных документов:
Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах  (1966): Статья 1

—  1. Все народы имеют право на самоопределение. В силу этого права они свободно устанавливают свой политический статус и свободно обеспечивают свое экономическое, социальное и культурное развитие.

—  2. Все народы для достижения своих целей могут свободно распоряжаться своими естественными богатствами и ресурсами без ущерба для каких-либо обязательств, вытекающих из международного экономического сотрудничества, основанного на принципе взаимной выгоды, и из международного права. Ни один народ ни в коем случае не может быть лишен принадлежащих ему средств существования.
Всеобщая Декларация ЮНЕСКО о культурном разнообразии  (2001):

    —  Культурные права составляют неотъемлемую часть прав человека,  которые являются универсальными, неразделимыми и взаимозависимыми.
    —  каждый человек должен иметь возможность для самовыражения, творчества и распространения своих произведений на любом языке по своему выбору, и в частности на своем родном языке.
    —  каждый человек имеет право накачественное образование и профессиональную подготовку в условиях полного уважения его культурной самобытности;
    —  каждый человек должен  иметь возможность участвовать в культурной жизни по своему выбору и придерживаться своих культурных традиций.
    —  Культурные права составляют неотъемлемую часть прав человека,  которые являются универсальными, неразделимыми и взаимозависимыми. Они определены статье 27  Всеобщей декларации прав человека и в статьях 13 и 15 Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах.

Декларация ООН о правах коренных народов
13 сентября 2007 года:


—  Признавая насущную необходимость уважать и поощрять неотъемлемые права коренных народов, основанные на их политических, экономических и социальных структурах, а также на их культуре, духовных традициях, истории и философии, особенно их прав на свои земли, территории и ресурсы,

Ст. 15.  Коренные народы имеют право на достоинство и многообразие их культуры, традиций, истории и чаяний, которые должны соответствующим образом отражаться в сфере образования и общественной информации.

Ст. 25. Коренные народы имеют право поддерживать и укреплять свою особую духовную связь с традиционно принадлежащими им или иным образом занятыми или используемыми ими землями, территориями, водами и морскими прибрежными водами, а также другими ресурсами и нести свою ответственность перед будущими поколениями в этом отношении.

Ст. 29. Коренные народы имеют право на сохранение, контроль, охрану и развитие своего культурного наследия, традиционных знаний и традиционных форм культурного выражения, а также проявлений их научных знаний, технологий и культуры, включая людские и генетические ресурсы, семена, лекарства, знания свойств фауны и флоры, традиции устного творчества, литературные произведения, рисунки, спорт и традиционные игры и изобразительное и исполнительское искусство. Они имеют также право на сохранение, контроль, защиту и развитие своей интеллектуальной собственности на такое культурное наследие, традиционные знания и традиционные формы выражения культуры.

Как видно из данных цитат, коллективные права коренных народов установлены в гораздо широком контексте, чем права человека  и охватывают политические, социально-экономические, духовно-культурные и личные права, опираются на имущественный иммунитет, обеспечивающий ресурсами жизнедеятельность народов на исконных землях и власть над собственной судьбой.

Эти международные акты легли концептуальной  правоприменительной основой для анализа проекта Стратегии государственной национальной политики РФ.

Цитируем цели Стратегии (ред: далее цитаты из стратегии выделены курсивом):

    —  укрепление гражданского единства многонационального народа Российской Федерации (российской нации);  
    —  гармонизация межнациональных отношений;  
    —  cохранение этнокультурного многообразия народов России;  
    —  обеспечение адаптации и интеграции иммигрантов в российском обществе.


Надо признать, впервые в государственных документах подобного уровня введено в качестве цели этнокультурное развитие, что является главным позитивным достижением разработчиков Стратегии.

Из Глоссария Стратегии:

—  Российская нация (многонациональный народ Российской Федерации) - сообщество граждан Российской Федерации разной этнической, религиозной, социальной и иной принадлежности, осознающих свою гражданскую общность и политико-правовую связь с российским государством (согражданство).  

Определение дано в европейском понимании, что не соответствует сложившемуся понятийному аппарату российской науки и обыденному сознанию русских.  

—  «Этническая общность (народ, этнонация) – исторически возникшая на основе общих территории, языка и культуры устойчивая группа людей, обладающая отличительным самосознанием.»

Ранее под этим понятием понимался уровень этнического развития этносов, не достигших государствообразующего уровня. Далее следовало достижение уровня народа, затем - нации. Введение такого определения вполне современно, но приравнивание всех этносов с численностью более 59 тысяч до 140-миллионного русского народа в одно понятие "Этническая общность" может создать конфликт интересов и идентификаций.

—  «Коренные народы Российской Федерации – народы, исторически проживающие на территории Российской Федерации, внесшие свой вклад в государственное и культурное строительство страны».

Данное определение является усеченным вариантом международного определения, что выхолащивает суть понятия.  

Не раскрыто содержание термина «национально-культурная автономия».
Нет раскрытия термина «федеративное устройство».
Нет ссылки на основополагающие международные акты по правам человека и народов. Забыты такие оправдавшие себя понятия как «толерантность», «поликультурность», «государственный протекционизм» и т.д.

1.     Стратегия затрагивает федеративные отношения:

23.2.   продолжить практику формирования крупных территориально-промышленных районов в Российской Федерации, апробируя в них новые формы территориального управления, и оптимизации административно-территориального устройства России;  

    учитывать в субъектах Российской Федерации, образовавшихся в результате объединения, этнокультурный фактор, включая традиционные формы самоуправления народов Российской Федерации, и принятие программ поддержки культур и родных языков проживающих на территориях народов.

Эти положения могут быть поняты как намерения изменить федеративное обустройство России, ее национальное территориальное деление, ассимметричную федерацию, что может привести к дестабилизации достигнутой устойчивости

2.     В экономической сфере:

    Ничего нет о правах на ресурсы, земли, собственности коренных народов, этнических общностей.
    Предусмотрено формирование гибкой системы расселения населения. Что это значит, если используется понятие «население», а не мигрантов? Не грозит ли депортация?
    Ничего нет о государственной протекции зоны с суровыми климатическими условиями, приоритете Сибири, Дальнего Востока, Арктики, где решается судьба России в ХХ1 веке.


3.     В сфере культуры:

«принятия системы мер по поддержке языков народов Российской Федерации, обусловленную реальными языковыми потребностями и условиями их функционирования».
Потребности ситуативны, интересы более постоянны. Языковое образование должно быть направлено на обеспечение прав, а не потребностей.

 «возрождения традиции переводов классиков отечественной литературы на языки народов России».
А перевод с языков народов России на русский и другие языки не предусмотрен.

4.     В сфере образования:
«поддержки русского языка как государственного языка Российской Федерации и языка межнационального общения».
При этом ничего о государственных языках субъектов РФ,  нет о языковом образовании коренных народов и 104 народов, на языках которых не ведется обучение и преподавание этих языков.

«проводить на регулярной основе экспертизу федеральной и региональной учебной литературы с целью ее соответствия требованиям воспитания учащихся в духе дружбы народов и взаимоуважения».
А обеспечение условий для их создания и издания  не предусматривается.

5.     Проблемы миграции
23.7. Задачи государственной национальной политики в области миграции:

    Речь идет только о иммиграции, а об эмиграции  нет. Между тем выезжают лучшие умы и национальный капитал. Нужны меры по их закреплению на родине и повышению их эффективности для России.
    Ничего нет о стимулировании патриотизма у выехавших, по поддержке российских соотечественников, как например, делают в Китае для возвращения китайского капитала.

6.     Власть и гражданское общество
23.9. Задачи государственной национальной политики в сфере взаимодействия с институтами гражданского общества.

    Хотя раздел состоит всего из 4 пунктов, нашлось место для казачества: «развитие инфраструктуры общественных организаций и казачества». Почему? Какая острая необходимость в создании инфраструктуры только для казачества, не являющегося этнической общностью и имеющего четко определенный «послужной список» в истории?  В тексте Стратегии есть только русские и казачество –  общности, названные по имени.


7.     Заключение.
Стратегия полна двусмысленных положений, что создает основания для опасений разного свойства:


    —Вероятность изменения национально-государственного устройства РФ путем подмены национальных республик национально-территориальными автономиями. Предпринимается попытка отказа наконец-то от ленинской национальной политики национально-государственного  устройства России. Внедряется по форме пример штатов, но без сохранения их содержания как объединенных государств Америки.
    —Нет реальных механизмов решения национальных проблем, поскольку упор не делается на обеспечение прав человека как представителя этнокультурной общности. Не учитываются коллективные права коренных народов.
    —Нет анализа особенностей этнокультурного состояния этнических общностей РФ и дифференцированного подхода к их решению.
    —Никак не обозначена территория РФ как евразийского государства и задача сохранения и развития единого культурного пространства через поддержку культурного разнообразия субъектов РФ.
    —Нет идеи спасения России посредством приоритета Сибири, Дальнего Востока и Арктики. Угроза не распада, не сепаратизма, а угроза отторжения Азиатской России и Азиатской Арктики через цивилизационные пограничья нарастает. Этого нет в Стратегии.
    —Нет экономической основы этнокультурного развития (нет права на ресурсы исконной среды, собственности на земли, государственной политики протекционизма этнических общностей, находящихся в трудных климатических условиях и труднодоступных регионах и т.д.)
    —Нет принципа преемственности национальной политики советской и постсоветской, ранее действовавших концепций, программ и стратегий. (например, Тишковской, Зоринской, Абдулатиповской).
    Русский народ низведен до понятия «этническая общность», нет понятия «государствообразующий народ»,  самоопределение которого создало де-факто государство РФ. Отмечается эклектика в использовании понятий, выражающаяся в советской, то в постсоветской,  то европейской терминологии, то в обыденном понимании.
    —Понятие «коренной народ» использовано в усеченном виде и не может работать в соответствии с Декларацией ООН о правах коренных народов.
    Не ясно, кто является субъектом Стратегии – или государство, опасающееся распада и сепаратизма, или отдаленная по цели создаваемая российская нация, или национально-территориальные объединения. Не установлено значение субъектов РФ как возможный каркас Стратегии.
    —В преамбуле обозначены только негативные выводы о советской и постсоветской национальной политики, нет анализа позитивной практики в субъектах РФ.

Выводы и предложения:
—Необходимость и актуальность создания Стратегии очевидна и своевременна.
Проект получился идеологическим документом, не решающим обозначенные цели и задачи.
—Нужен общий, действенный механизм мониторинга по этнокультурным правам как неотъемлемой части прав человека и коренных народов.
—Нужно основательно переделать проект Стратегии, привлекая субъекты РФ.


Текст проекта Стратегии государственной национальной политики
Category: Нац. вопрос | Views: 1536 | Added by: uhhan2
Total comments: 0
Only registered users can add comments.
[ Registration | Login ]
Сонуннар күннэринэн
«  Алтынньы 2012  »
БнОпСэЧпБтСбБс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
293031
Көрдөө (поиск)
Атын сирдэр
Ааҕыылар

Баар бары (online): 90
Ыалдьыттар (гостей): 90
Кыттааччылар (пользователей): 0
Copyright Uhhan © 2024