Бу сир талбата (меню)
News topics
Политика.Митинги. Пикеты. Партии [843]
Мысли. Думы.Мнения, обсуждения, реплика, предложения [195]
Суд-закон.МВД.Криминал [1142]
Право, закон [260]
Экономика и СЭР [769]
Власть Правительство Ил Тумэн [1032]
Мэрия, районы, муниципалитеты [360]
Мега пректы, планы , схемы ,программы. ВОСТО [160]
Сельское хозяйство,Продовольствие. Охота и рыбалка [476]
Энергетика, связь, строительство.транспорт, дороги [121]
Коррупция [804]
Банк Деньги Кредиты Ипотека Бизнес и торговля. Предпринимательство [236]
Социалка, пенсия, жилье [252]
ЖКХ, строительство [127]
Образование и наука. Школа. Детсад [199]
Люди. Человек. Народ. Общество [160]
АЛРОСА, Алмаз. Золото. Драгмет. [632]
Алмазы Анабара [161]
http://alanab.ykt.ru//
Земля. Недра [222]
Экология. Природа. Стихия.Огонь.Вода [329]
СМИ, Сайты, Форумы. Газеты ТВ [119]
Промышленность [43]
Нефтегаз [254]
Нац. вопрос [270]
Соцпроф, Совет МО, Общ. организации [65]
Дьикти. О невероятном [167]
Выборы [628]
Айыы үөрэҕэ [21]
Хоһооннор [5]
Ырыа-тойук [16]
Ыһыах, олоҥхо [80]
Култуура, итэҕэл, искусство [336]
История, философия [175]
Тюрки [76]
Саха [124]
литература [32]
здоровье [396]
Юмор, сатира, критика [11]
Реклама [6]
Спорт [120]
В мире [84]
Слухи [25]
Эрнст Березкин [88]
Моё дело [109]
Геннадий Федоров [11]
BingHan [4]
Main » 2012 » Сэтинньи » 10 » некоторая часть якутов до позднего времени сохранила письменность предков и пользовалась ею
некоторая часть якутов до позднего времени сохранила письменность предков и пользовалась ею
09:26
Интернет-конференция "В.В. Радлов и духовная культура тюркских народов"

РУНИЧЕСКИЕ И РУНОПОДОБНЫЕ НАДПИСИ ЯКУТИИ

Левин Г. Г. Северо-Восточный федеральный университет им. М.К. Аммосова Levgerger@yandex.ru Изучение ленско-прибайкальских надписей проводилось с 30-х гг. ХХ в. По вопросу датировки и расшифровки ленско-прибайкальских надписей были высказаны самые различные догадки, предположения и г и п о т е з ы . Н о , к с о ж а л е н и ю , н и о д н а и з н и х н е п о л у ч и л а с р е д и тюркологов научного признания.  Отсутствие единства в мнениях с п е ц и а л и с т о в м о ж н о о б ъ я с н и т ь т р у д н о с т ь ю и с с л е д о в а н и я , обусловленной, прежде всего, бессистемностью самих рунических текстов.

В 1 9 9 5 - 2 0 1 0 г г . н а т е р р и т о р и и Я к у т и и б ы л и н а й д е н ы н о в ы е рунические надписи и руноподобные знаки: а) наскальные рунические надписи - на местности Летний Артык, Суруктах Хая, Крестях, Улахан-АнI; б) комбиннированные надписи на деревянном строении, на священном дереве – на местности Хотугу Челгерия, Нучалах Аласа; руноподобные н а д п и с и н а м е л к и х п р е д м е т а х : н а м е д н о й п е ч а т и , н а з о л о т ы х и серебрянных кольцах, на бляхе, на табакерке. На ме с т н о с т и С у р у к т а х Х а я ( р . Ма р х а ) был и о б н а р уже ны д в е рунические надписи, состоящие из 4 и 2 знаков. Тексты были написаны на скале красной охрой, высота рунических знаков 6-8 см, ширина первой надписи 20 см, второй 11 см. Первая надпись была прочитана как äsiğ til "священное слово”, вторая как äliğ "пятьдесят” [1]. На этой писанице была зафиксирована идеограмма, которую можно называть
точной копией идеограммы из петровской надписи. Идеограмма была
начертана красной охрой, расположена между руническими двумя
знаками. Чуть выше этих рун имеются тамгообразные знаки (возможно
знаки, указывающие количество людей или добычи) и рисунки, которые,
по всей вероятности, отображают культовые или обрядовые действия. По
содержанию рисунков и палеографии рунических надписей, можно
о тме т и т ь , ч т о п и с а н и ц а С у р у х т а х Х а я к а к о б ъ е к т п р е к л о н е н и я и жертвоприношения существовала не одну тысячу лет.
В 2002 году в Элгейском краеведческом музее была обнаружена
медная печать с руническими знаками. Диаметр печати составляет 2,4
см. На лицевой стороне печати были высечены твердым предметом три
рунических знака (рис. 1). Здесь, по-видимому, зафиксирован инициал владельца данной печати. По мнению директора краеведческого музея Е.К. Аввакумова, эта печать была сделана в первой половине XVIII века местным якутским мастером. Как он полагает, последним владельцем
данной печати был Самсонов Никита, исполнявший в то время обя-
занности улусной главы. Подобные надписи также были обнаружены на
табакерке и серебреной бляхе, на серебрянных и золотых кольцах (рис.
2). Палеография надписей сильно отличается от орхонских и ленско-при-
байкальских рунических знаков, по форме и по характеру выполнения,
некоторые из них сильно напоминают манихейские знаки. Интересно
заметить, что подобная комбинация неизвестных знаков также была
обнаружена на глыбе камня. На первый взгляд этот камень ничем не
отличается от других камней, здесь отсутствует шлифовка, не обна-
руживаются следы подготовительных работ для нанесения надписи.
Однако на поверхности данного камня были глубоко высечены 14
неизвестных знаков, схожих со знаками серебряной бляхи и табакерки.
В этой связи, можно предполагать, что предки якутов кроме рунического
письма, поль зовались еще каким- то неведомым письмом, по всей
вероятности, позднего времени происхождения.
Очень интересная находка, породившая среди ученых много спорных
моментов, была найдена в Чурапчинском улусе на местности Хотугу
Ч е л г е р и я . З д е с ь б ы л о б н а р у ж е н с т а р и н н ы й д е р е в я н н ы й а м б а р (предварительно XVII в.) на стене которого были вырезаны надписи, сделанные неизвестными руноподобными знаками. Всего нами было зафиксировано два отдельных текста, состоящие из 52 и 30 знаков.
После предварительного исследования выяснилось, что более 60 знаков
имеют соответствия с буквами орхоно-енисейского письма, а 22 знака с
тамгами и руноподобными знаками ленско-прибайкальских надписей.
Только 4 знака не имеют соответствий с графемами древнетюркской
письменности. Дальнейшее исследование показало, что в данных текстах
зафиксировано 56 отдельных рунических знаков (некоторые знаки имели
д в а - т р и в и д а ) , к о т о р ы е о б о з н а ч а ю т 2 4 ф о н е м ы ( р и с . 3 ) . В э т о м отношении, надо заметить, что на местности Нучалах Аласа (недалеко от м е с т н о с т и Х о т у г у Ч е л г е р и я ) б ы л а о б н а р у ж е н а д р у г а я н а д п и с ь , вырезанная на священном дереве. Надпись состоит из 46 различных знаков. Исследователями были зафиксированы буквы кириллицы и рунического алфавита. К сожалению, данная надпись до сих пор не расшифрована и не изучена. Ранее подобная комбинация руноподобных знаков и букв была обнаружена Р.К. Мааком в Вилюйском округе еще во второй половине XIX века [3]. Судя по описанию автора, эта надпись была нанесена на дереве острым предметом. Здесь четко фиксируются 13 знаков, из которых 4 знака по форме похожие на руны, а остальные на буквы кириллицы. Дальнейшая интерпретация этой надписи нигде не фиксирована.
Другая наскальная надпись, написанная красной охрой синеватого
оттенка, была обнаружена на реке Олекма. Высота знаков составляет
17-20 см. Всего было зафиксировано 6 рунических знаков. Надпись была
расшифрована А.М. Дьяконовым как äb ädgü ... altip в буквальном
смысле "дом хороший .... получив...”. Также уникальная наскальная
надпись была зафиксирована на местности Улахан-Ан I. Сущность этой
надписи требует к себе пристального внимания тем, что данная надпись
была высечена на камне специальным предметом, предназначенным,
видимо, для нанесения рисунков или надписей на твердой каменной
поверхности. Как известно, наскальные надписи Якутии все до единого
были написаны охрой или неизвестной краской синеватого оттенка.
Таким образом, текст из Улахан-Ан I является единственной надписью,
которая была выполнена методом графитто. Сама надпись состоит из 21
одного знака, высота знаков 1-2 см., общая длина 17-20 см. Знаки текста,
отчасти, имеют схождение с руноподобными знаками комбинированных
надписей из Хотугу Челгерия (Чурапча). Но, в отличие от челгеринских
текстов, в системе общей картины надписи, четко вырисовываются
несколько специфичных знаков, напоминающие руноподобные тамги и
символы. Здесь нужно заметить, что наряду с текстом наблюдается
с в о е о б р а з н а я к омп о з и ц и я у з о р о в и р и с у н к а , п о в с е й в и д имо с т и , нетюркского характера.
Итак, рунические и руноподобные надписи Якутии можно разделить
на 4 группы:1) Древние надписи - надписи на скалах (наскальные
надписи на территории Якутии – р. Синяя, Олекма, Марха); 2) Поздние
надписи (XIV-XVIII вв.) - надписи на различных мелких предметах (на
наконечнике стрелы, на печати, различные рунические знаки на
специальных досках); 3) Комбинированные надписи (XVII-XVIII вв.) –
надписи из Вилюйска, Хотугу Челгерия, Нучалах Аласа (Чурапчинский
улус), надпись из Улахан-Ан I; 4) Неизвестные руноподобные знаки и
надписи (предварительно VII-XIX вв.) – надписи на серебренной бляхе,
табакерке и на камне.
Н у ж н о о т м е т и т ь , ч т о н а т е р р и т о р и и с о в р е м е н н о й Я к у т и и наблюдаются не только следы древней руники, но и прослеживается дальнейшее развитие рунической письменности. Например, здесь можно отнести тамги-руны, оставленные на различных печатях, календаря XVII-XVIII вв., руническую надпись на наконечнике стрелы XIV века, найденную в Уст ь -Алданском улусе при раскопке кулун-атахской культуры, а также комбинированные надписи XVII –XVIII вв., в которых, по нашему мнению, в немалом количестве имеются рунические знаки.
По всей вероятности, некоторая часть якутов до позднего времени
сохранила письменность предков и пользовалась ею. В частности, о с у щ е с т в о в а н и и т а и н с т в е н н о й п и с ь м е н н о с т и у п р е д к о в я к у т о в у п оми н а е т с я н е т о л ь к о в о л о н х о и п р е д а н и я х , н о и в с т р е ч а е т с я в рассказах старожителей. Очень часто сказывается, что таинственными знаками пользовались шаманы и народные лекари, сказители народного эпоса олонхо.
Рис. 1.Медная печать с руническими знаками
Рис. 2. Руноподобные и неизвестные знаки на золотом кольце
Рис. 3.Надпись из Хотугу Челгерия
Литература
1. Левин Г.Г. Древнетюркский язык (Морфология). Якутск: Изд-во ЯГУ,
2000. – С. 7-8
2. Левин Г. Г. К проблеме исследования ленско-прибайкальских
рунических текстов // Наука невостребованный потенциал. Якутск:
Изд-во ЯГУ, 1996. Т. 3. – С. 13-15.
3. Маак Р.К. Вилюйский округ. – М.: 1994, 2-ое изд: Изд-во: Яна. – C. 148
























Category: Саха | Views: 1379 | Added by: uhhan2
Total comments: 0
Only registered users can add comments.
[ Registration | Login ]
Сонуннар күннэринэн
«  Сэтинньи 2012  »
БнОпСэЧпБтСбБс
   1234
567891011
12131415161718
19202122232425
2627282930
Көрдөө (поиск)
Атын сирдэр
Ааҕыылар

Баар бары (online): 4
Ыалдьыттар (гостей): 4
Кыттааччылар (пользователей): 0
Copyright Uhhan © 2019