Main » 2012»Сэтинньи»10 » Михаил Ефимович олицетворял надежды якутян на благополучие и процветание родной республики. Высокий кредит доверия людей, избравших его пре
Михаил Ефимович олицетворял надежды якутян на благополучие и процветание родной республики. Высокий кредит доверия людей, избравших его пре
15:55
"SakhaNews"Он вошел в историю с большим знаком плюс
ИА SakhaNews. 13 ноября исполняется 75 лет Михаилу Николаеву - первому в истории Якутии президенту республики, ныне депутату Госдумы РФ. Предлагаем вашему вниманию статью корреспондента газеты "Якутия" Георгия Спиридонова.
ПЕРВЫЙ Порой жизнь собирает в один клубок мифы и легенды, да так, что не знаешь, как их распутать. Но есть, к счастью, Ее Величество История — свидетель и вечный хранитель действительности в ее развитии. Причем, история рано или поздно все расставляет по своим местам: восстанавливает справедливость, если она попрана в оценке, воздает по заслугам роли и месту личности. У истории свои законы, она изначально объективна. Необъективными бывают ее толкователи, за что она же их затем и наказывает.
«План о якутах» в пользу государства Российского
В якутском народе всегда были люди, которые стремились к светлой жизни, более благополучной участи для своих соплеменников. Мозары Бозеков, Софрон Сыранов, Алексей Аржаков, Иван Мигалкин, Василий Никифоров, Алексей Кулаковский и многие другие, продолжая исторический выбор своих предков, добивались того, чтобы государство на территории Ленского края боролось против злоупотреблений местных властей, проявило интерес к тяжелому положению коренного населения, принимало меры к обустройству его жизни. Причем, никто из них не выступал против того, чтобы Якутия находилась в составе Российского государства.
Первая официальная делегация якутов в составе Нохто Никина, Мозары Бозекова и Терека Орсюкаева, ездившая в Москву для переговоров в 1676 году и встретившаяся впервые с русским царем, на высоком уровне подтвердила верность выбору предков и добилась положительного решения некоторых вопросов местного самоуправления.
В сентябре 1789 года в Зимнем дворце Екатерина II приняла главу Борогонского улуса Алексея Аржакова, представившего ей специальный документ под названием «План о якутах с показанием казенной пользы и выгоднейших положениев для них». Аржаков, прозванный в народе Сэhэн Ардьакыап, в частности, указал, что якуты еще в прошлом столетии «добровольно поддались Российской державе и все исправно платят в казну положенный правительством ясак». Уверяя в верноподданничестве русским государям, он, тем не менее, критически отозвался о деятельности поставленных в руководство чиновников, далеких от нужд и бед края и народа, что не способствовало, на его взгляд, сближению якутов с Россией.
Дав характеристику социально-экономического положения Якутии, он построил соответствующий план улучшения жизни ее населения. Среди некоторых предлагаемых пунктов он ходатайствовал о необходимости установления должности якутского областного головы, который бы подчинялся только главному наместнику и был независимым от русских властей Якутии, словесного якутского суда «для преодоления распрей между улусами и удобного разрешения государственных, казенных и общественных дел», назначении исправниками только знающих якутские обычаи, язык и многое другое.
Несмотря на то, что Екатерина II дала некоторые соответствующие духу того времени распоряжения, на Государственном Совете «План о якутах» одобрения не получил. Хотя идеи Аржакова не были оставлены без внимания и в дальнейшем нашли некоторое отражение в «Уставе об управлении инородцами Сибири» 1822 года и в создании Якутской Степной Думы (1827–1838), которой подчинялись по хозяйственным вопросам все улусные управы области.
Билль о правах
Без преувеличения можно сказать, что XX век стал воистину эпохальным в истории Якутии. В 1922 году республика — самая крупная по территории и удаленная от центра страны — стала Якутской АССР. Выдающийся сын народа саха Максим Кирович Аммосов, талантливый «архитектор новой Якутии», неутомимо призывал «знать свое прошлое и настоящее, для того чтобы найти пути к развитию своей страны».
Этот призыв был адресован всем — и тем, кто появился на свет на этой земле, и тем, для кого она стала родной. Об этом необходимо постоянно говорить и помнить.
Несомненно, в статусе автономной республики, особенно в первые годы, Якутия совершила настоящий прорыв по пути прогресса. Народ воспрянул духом, поверил в свои силы. Никогда до этого республике не выпадал шанс начать практические шаги по государственному устройству своей жизни. Но в советский период, при всех бесспорных переменах в экономике, социально-культурном развитии Якутия оставалась сырьевым придатком центра без основного права — права распоряжаться своими уникальными природными богатствами, результатами своего труда.
Долго так продолжаться не могло. И только на волне демократических преобразований, в результате наконец-то воцарившейся в СССР эпохи перестройки и гласности, на политическую авансцену республики выдвинулся новый лидер. Он выгодно отличался от забронзовевших местных партийных руководителей, живших лишь по отмашке из Москвы.
Этим лидером стал Михаил Ефимович Николаев. Оказавшийся волею судьбы на Олимпе власти, мобилизованный временем в ряды тех, кому выпало на долю входить в мир новых реальностей нерядовым гражданином своей республики и страны, он сразу заявил о правах Якутии. Потому, что уже тогда права автономной республики вошли в противоречие с реальным ходом жизни, с подлинным стремлением народа. Выступление М.Е.Николаева в те годы за новый статус Якутии, отстаивание для нее иного геополитического положения сегодня можно расценить как проявление здравого смысла, передовой идеи.
Климент ИВАНОВ, Почетный гражданин РС(Я), народный депутат первого, второго, третьего созывов Госсобрания (Ил Тумэн):
— Можно много говорить о том, как воплотилась в жизнь Декларация о государственном суверенитете республики, как она повлияла на судьбы якутян. Как участник событий по реализации ее положений, я могу сегодня громогласно заявить: республика выжила и впоследствии преодолела жесточайший политический и экономический кризисы исключительно благодаря своевременному принятию этого документа, а также смелым и грамотным действиям президента Якутии в годы становления новой государственности и новых, справедливых экономических взаимоотношений с федеральным центром. Ведь только сильные регионы могут составить сильную Россию, а слабые способны только разорить ее… Первый президент
Хорошо помню 1991 год. Не только из-за печально известных событий, связанных с ГКЧП. Кстати, тогда в обращении к населению Михаил Ефимович заявил о том, что «Якутия не мыслит себя вне России». И все же августовские события не могли не иметь последствий для страны и Якутии как ее составной части.
В результате развала СССР в стране воцарился хаос. Регионы, по существу, оказались в подвешенном состоянии. Якутия не стала исключением — не было ясности с финансированием, с его источниками. В этих условиях было принято беспрецедентное решение о том, чтобы добываемые сокровища зачислять в казну республики. Якутия не стала медлить с реализацией решения — начала самостоятельно распоряжаться своими богатствами. Более того, на декабрь 1991 года были назначены выборы президента республики. Как и следовало ожидать, набрав более 76% голосов, первым президентом Якутии был избран М.Е.Николаев. Народ таким образом одобрил его программу преобразования экономики и культуры республики.
Хотя были и трудности. В своих воспоминаниях Михаил Ефимович признается, что горняки одной из шахт на старте избирательной кампании отказались создать инициативную группу в поддержку его кандидатуры. Они прямо заявили: «Мы Николаева не знаем». Так было. Дело в том, что М. Е.Николаев в советские годы был известен, в первую очередь, как руководитель агропромышленного комплекса республики — министр сельского хозяйства, секретарь обкома КПСС по вопросам сельского хозяйства, заместитель председателя Совета Министров, курирующий агропромышленный сектор экономики. Тем не менее, усилия команды будущего первого президента, инициативных групп на местах не пропали даром.
Занимая пост президента в расцвете жизненной энергии и творческих сил, Михаил Ефимович олицетворял надежды якутян на благополучие и процветание родной республики. Высокий кредит доверия людей, избравших его президентом, он оправдывал своей работой. Итоги прошедших лет показали, что был выбран верный курс — дан импульс поступательному движению республики по пути развития и процветания.
Между тем времена были тяжелые. Якутяне постарше помнят лихие, как сейчас говорят, 90‑е годы ХХ века. Это был кризисный период, поначалу речь шла просто о выживании. Между тем забывается еще один политический момент, о котором не принято сейчас говорить. В некоторых национальных регионах царили сепаратистские тенденции. Уж что было, то было: России, как и СССР, грозил развал. И сегодня мы должны быть благодарны тем политическим и государственным деятелям, которые, видя, какая беда грозит Отчизне, сделали все возможное, чтобы ее предотвратить. К ним можно с полным правом отнести Михаила Ефимовича Николаева. Шаг за шагом
Затем один за другим вышли указы Б. Н.Ельцина — «О полномочиях Якутской-Саха ССР в распоряжении природными ресурсами республики», чуть позже «Об образовании акционерной компании «Алмазы России–Саха». Было подписано Соглашение по экономическим вопросам между Россией и Якутией, согласно которому республика получила право оставлять в своем распоряжении 11,5% золота, 20% ювелирных алмазов и 100% технических алмазов.
Так была подготовлена почва для подписания Федеративного договора, что и произошло 31 марта 1992 года. На церемонии его подписания президент страны Борис Ельцин заявил: «Десятилетия насилия и произвола не разделили наши народы, не истребили их стремление жить в единой стране. Мы хотим, чтобы сотрудничество между народами России строилось не на принуждении и команде, а на основе свободы выбора и взаимной пользы».
К подписанному договору отношение было двояким. Некоторые считали, что конституционно-договорные отношения между регионами и федеральными властями вряд ли будут способствовать единству России. М. Е.Николаев, наоборот, неоднократно говорил, что подобный договор — гарант единства, укрепления мощи России, ибо краеугольным камнем в нем являются республики, признанные государствами в составе Федерации.
Договор также предусмотрел право наций, народностей распоряжаться всем тем достоянием, которое является составной частью среды их обитания и жизнедеятельности. С 1995 года заработал Договор о разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти Республики Саха (Якутия).
Все эти государственные акты позволили республике без особых потрясений, серьезных потерь перенести годы «шоковой терапии», плавно выйти из кризиса. Все это сегодня дает возможность построить более защищенное, развивающееся общество. Благодаря пройденному пути после объявления Декларации о государственном суверенитете жизнь граждан республики изменилась в лучшую сторону. Стала возможной реализация крупных программ, масштабных экономических проектов.
Рerfectio interminatus est
Нет смысла рассказывать обо всем, что стало впервые возможным в годы руководства республикой М. Е.Николаевым, они хорошо известны. Но на одном моменте надо остановиться особо.
В советские времена в МГУ им. М.Ломоносова, Российскую экономическую академию им. Г.Плеханова, Московский технический университет им. Н. Э.Баумана и в другие престижные вузы России от нашей республики ежегодно поступали лишь один-два человека, и то только выпускники с золотыми медалями. В основном там учились дети крупных чиновников, влиятельных людей. Исключением стал лишь самородок, выходец из сельской глубинки, ярчайший представитель народа саха академик РАН Владимир Ларионов.
Главной причиной небольшого количества студентов‑якутян в центральных вузах, конечно же, была отдаленность нашей северной республики от культурных, образовательных центров страны. Большинству родителей было не по карману обучать своих детей за пределами Якутии. Поэтому тысячи талантливых якутских ребят были вынуждены получать образование на месте в Якутске.
В 1992 году М. Е.Николаевым был подписан указ об образовании Департамента по подготовке кадров. Это был весьма своевременный шаг. В 90‑х годах по числу студентов вузов на 10 тысяч населения республика среди всех субъектов России занимала 50‑е место. К началу 2001 года по этим показателям Якутия вошла в ряды первых вслед за Москвой, Санкт-Петербургом, Татарстаном и Тюменской областью. Были заключены договорные отношения с 350‑ю вузами Российской Федерации, СНГ и дальнего зарубежья, в которых обучались 4500 якутян по более 230 специальностям. Департамент, единственный из подобного рода структур по России, оплачивал проживание якутских студентов, выплачивал им стипендии, бесплатно доставлял их на место учёбы и обратно домой на каникулы.
С самого начала деятельности департамент был нацелен на работу с самыми престижными учебными заведениями страны — МГУ, СПбГУ, Санкт-Петербургский университет экономики и финансов, МГТУ им. Н.Баумана, РЭА им. Г. Плеханова, Московский институт стали и сплавов, Российский государственный университет нефти и газа имени Губкина, Санкт-Петербургский электротехнический институт, Дальневосточный и Сибирский университеты путей сообщения, Красноярский институт цветных металлов и золота и другие.
Вузы технического направления стояли на первом месте и в 90‑е годы М. Е.Николаев поставил задачу воспитания технической интеллигенции. К примеру, если в Российском университете нефти и газа имени Губкина в 1992 году учились только шесть представителей республики, то через десять лет там обучалось уже более ста якутян. Конечно, отсев был, но подавляющее большинство из них завершили учёбу.
В основном, в престижные технические вузы поступали и успешно учились выпускники гимназий, физико-математических школ, лицеев, колледжей, авторских школ республики, которые получили широкое развитие во время президентства М.Е. Николаева. Это будущая техническая элита республики, которая сегодня начинает выходить на передний план в различных отраслях народного хозяйства.
После окончания учёбы в престижных вузах ребята получали возможность работать в любой компании России. Некоторые из них по различным причинам остались в Москве, Петербурге, Новосибирске, Хабаровске, зарубежных странах, где учились. Кто-то создал семью или нашёл престижную работу. Михаила Ефимовича упрекают за это: зачем, мол, было отправлять якутян учиться в вузы России и зарубежья, если они не возвращаются на родину?
В действительности это не так, подавляющее большинство вернулось в республику. У нас и тогда, а сейчас тем более, были проблемы с трудоустройством. К тому же мы — россияне, и нет ничего плохого в том, когда якутянин, успешно окончивший вуз в Москве или Санкт-Петербурге, остается работать в каком-нибудь российском городе. Многие выпускники центральных вузов создали свои фирмы, предприятия, показали на деле, что якутяне не хуже представителей других субъектов Российской Федерации могут работать в сегодняшних трудных экономических условиях. В общем, как говорится, perfectio interminatus est — нет предела совершенству.
Василий ИВАНОВ, доктор исторических наук, профессор:
— Как историк, я буду говорить конкретными фактами. Сама идея государственного суверенитета республики зародилась в конце 80‑х годов прошлого века. Инициативу по продвижению государственного суверенитета брал на себя в то время Председатель Президиума Верховного Совета Михаил Николаев. Идея по поднятию статуса республики принадлежит именно ему. Декларация о государственном суверенитете является ярчайшим фактом в летописи Якутии. Это состоявшееся в истории реальное явление, который оспорить никто не может. Народ веками мечтал жить в условиях политической и экономической свободы, и в 1990 году это свершилось. При этом я хотел бы подчеркнуть, что с самого начала провозглашения Декларации мы никогда не ставили вопрос о выходе из состава России.
Видеть дальше, делать больше
Сегодня кое-кто утверждает, что правительство М. Е.Николаева уповало в основном на алмазно-бриллиантовый комплекс. В 1995 году вышла книга М. Е.Николаева «Республика Саха: стратегия развития в первой четверти XXI века». В своем обращении к согражданам автор пишет: «… жить только сегодняшним днем, решая только текущие задачи, уже нельзя. Без четкого видения стратегии мы не можем сделать рывок от выживания к подъему, и тем более к процветанию». Уже тогда первый президент Якутии ставил задачи не только перед алмазниками, он считал необходимым организовать переработку золота, серебра и платины с получением готовой продукции. Автор подчеркивает, что «особое значение имеет создание и развитие нефте-, газодобывающей и перерабатывающей промышленности». И далее: «на базе Чаяндинского месторождения Западной Якутии участвовать в строительстве магистрального газопровода Восточная Сибирь — Китай — Южная Корея».
Что касается внутренних нужд, то Михаил Ефимович считал необходимым, кроме завершения строительства АЯМа и Вилюйской ГЭС‑3, начать строительство третьей нитки газопровода Мастах — Якутск. В области энергетики планировалось после завершения сооружения объектов, имеющих внутриреспубликанское значение, «приступить к реализации уникального проекта создания каскада ГЭС на реках Учур и Тимптон общей мощностью пять миллионов киловатт, который станет составной частью магистрального энергомоста Россия — Япония».
Комментировать здесь что-либо излишне.
Выбирая свободу и человека
За годы работы М. Е.Николаевым в двух палатах парламента страны накоплен уникальный опыт работы в федеральных органах власти. Круг вопросов и проблем, которые приходилось решать Михаилу Ефимовичу, к примеру, как заместителю Председателя Совета Федерации Федерального Собрания России, был обширен. Это и потенциал человеческого ресурса, духовно-нравственная сфера, укрепление государственности, развитие кооперации, здоровый образ жизни и т. д. И, конечно, наука, высшее образование, культура, искусство. Проблемные вопросы, поставленные сенатором, решались во всероссийском масштабе. Как и полагается вице-спикеру верхней палаты российского парламента.
Сегодня Михаил Николаев — депутат Государственной Думы. Таких опытных политиков в новом созыве ГД, пожалуй, нет ни у одного субъекта РФ. Авторитет Михаила Ефимовича позволяет открывать двери многих кабинетов высшего руководства страны и решать самые важные вопросы в жизни не только республики, но и наших дальневосточных соседей…
Десять лет руководил Якутией Михаил Ефимович Николаев. То был один из самых сложных и драматичных периодов в новейшей истории республики. Этот человек — целая эпоха в жизни нашего северного края. Человек неоднозначный, но взявший на себя большую ответственность за судьбу народа. Благодаря Михаилу Ефимовичу мы ушли от одной жизни к другой и самое главное — познали дух свободы. Нам, журналистам, работавшим в то время, это особенно известно.
Многие тысячи жителей республики, если они не кривят душой, должны быть благодарны М. Е.Николаеву за то, что он дал им возможность реализовать себя, действительно, дал шанс по жизни. Одни им воспользовались, другие — нет, но, так или иначе, он уважал нашу с вами свободу и войдет в историю достойно, с большим знаком плюс. Георгий СПИРИДОНОВ.
Справка:
Николаев Михаил Ефимович родился 13 ноября 1937 года в Октемском наслеге Орджоникидзевского района Якутии. В 1961 году окончил Омский ветеринарный институт, в 1971 - Высшую партийную школу при ЦК КПСС. После окончания института работал главным ветеринарным врачом Жиганского района. Затем перешел на комсомольскую работу: первый секретарь Жиганского райкома комсомола, заведующий отделом комсомольских органов Якутского обкома комсомола, первый секретарь Якутского городского комитета комсомола.
По окончании учебы в Высшей партийной школе - на партийной работе: секретарь, с 1973 - первый секретарь Верхневилюйского райкома КПСС. В 1975 году назначен заместителем Председателя Совета Министров Якутии.
С 1979 по 1985 год - министр сельского хозяйства республики. В 1985 году был избран секретарем Якутского обкома КПСС. Депутат Верховного Совета Якутии 9-11 созывов. 8 декабря 1989 года избран Председателем Президиума Верховного Совета Якутии.
4 марта 1990 года был избран народным депутатом Российской Федеpации и Якутии, членом конституционной комиссии Российской Федерации.
25 апреля 1990 года стал Председателем Верховного Совета Якутии 12 созыва.
С 20 декабря 1991 г. - президент Якутии. 28 декабря 1991 года принял присягу. Одновременно Якутия была переименована в Республику Саха (Якутия).
В январе 1992 года одновременно возглавил правительство республики.
12 декабря 1993 г. был избран депутатом Совета Федерации от Якутии. Вошел в состав Комитета по международным делам.
22 декабря 1996 года был избран Президентом Республики Саха(Якутия).
Представитель в Совете Федерации Федерального Собрания Российской Федерации от Правительства Республики Саха (Якутия) Назначен - с 28 января 2002 года.
25 апреля 2008 г. на 221-м заседании Совет Федерации подтвердил полномочия и утвердил в должности заместителя председателя Совета Федерации, сенатора от Республики Саха (Якутия).
С 2011 года - Государственный советник Президента РС(Я), затем - депутат Государственной думы РФ.