http://forum.ykt.ru/viewtopic.jsp?id=2316425&f=15 Первое письменное упоминание о САКА. БЕХИСТУНСКАЯ НАДПИСЬ ДАРИЯ I В 519 года до н. э. Дарий предпринял большой поход против саков, обитающих в степях Средней Азии. Можно предположить, что во время этого похода Дарий достиг нижнего междуречья Амударьи и Сырдарьи, а также области, населённой племенем апасиаков. Помещённый в конце Бехистунской надписи на одном древнеперсидском языке рассказ, по-видимому, имеет в виду этот поход. Именно здесь надпись пострадала; можно прочесть лишь следующее: «...Я двинулся на землю Сака... переправился... убил; другого взяли в плен и привели ко мне связанным; я убил его... по имени Скунха, которого взял в плен... Другого поставил начальником, как и была моя воля. Страна стала моей.» В числе подвластных ему народов Дарий упоминает в своей надгробной надписи в Накше-Рустаме «Сака Хумаварка», а в суэцком иероглифическом тексте — «саков с острыми шапками» и «саков концов земли». Но, несмотря на эти успехи, персам так и не удалось полностью подчинить себе племена среднеазиатских саков.
519 - 484 = 35 лет разделяет дату рождения Геродота и надписи Дария 1-го - offen 25.09.2012 (23:55) (46.48.185.235)
Геродот, древнегреческий историк, родился в Гёликарнасе около 484 г. до н. э. Жил в Афинах, много путешествовал: побывал в Персии, Египте, Ливии, Сирии, Вавилонии, Византии, Фракии и Македонии, добрался даже до Скифии и дальше на восток по берегам Черного моря до реки Дон. В «Истории» описал войны между Грецией и Персией (499—479 гг. до н. э.) и все, что этим войнам предшествовало и сопутствовало.
Поначалу планировал написать только историю греко-персидских войн, но позже сосредоточился на описании Персидской Империи. Он хотел понять причины превосходства вторгшихся сил персов над греками, Геродота поразила огромная территория Персидской Империи, но особенно многонациональность и многоязычность персидской армии. Армия имела единое командование, тогда как греческие силы отвлекались на политические разногласия и постоянные споры полководцев. Этими отличиями Геродот объясняет и структуру империи персов. Самое позднее событие, описанное им в «Истории», датируется 430 г. до н. э.
Бехистунская трехязычная надпись Дария I - гыгы99902.10.2012 (00:51) (95.165.105.23)
[img][/img]
Надпись выполнена над гробницей Дария. - гыгы99926.09.2012 (00:04) (94.29.59.160)
Фото есть в Википедии, не знаю как закинуть.
Столбец 5
Вот, что я совершил в тот третий (?) год после того, как я стал царем. Страна Элам взбунтовалась. Одного человека, по имени Атамайта, они сделали правителем. После этого я послал войско в Элам. Перса Гаубаруву, моего подчиненного, сделал над ним начальником. После этого Гаубарува с войском отправился в Элам (и) дал бой эламитам. Он разбил и разгромил эламитов и схватил их правителя и привел его ко мне, и я его умертвил. После этого страна стала моей".
Говорит Дарий-царь: "Те эламиты были неверные и не чтили Ахурамазду. Я (же) чтил Ахурамазду. По воле Ахурамазды я поступил с ними, как хотел".
Говорит Дарий-царь: "Кто будет чтить Ахурамазду, пока он в силах, тот будет блажен при жизни и по смерти".
Говорит Дарий-царь: "После этого я отправился с войском в страну Сака, против саков, которые носят островерхие шапки. После этого, когда я подошел к реке7, я переправился на плотах. После этого я разбил саков наголову... Предводителя их, по имени Скунха, схватили и привели ко мне. Тогда я сделал другого над ними главой, как было мое желание. После этого страна стала моей".
Говорит Дарий-царь: "Те саки были неверными и не чтили Ахурамазду. Я [же] чтил Ахурамазду. По воле Ахурамазды я поступил с ними, как хотел".
Интерес к Сакам у меня вызвали генетики. - гыгы99926.09.2012 (01:08) (94.29.59.160)
Цитата: Генетическое исследование уральских популяций, относящихся к финно-угорским этническим группам, позволило увидеть то, что можно было предполагать, — наличие значительной доли Y-хромосом, несущих Ц-аллель (20 — 50 процентов всех Y-хромосом). Но, пожалуй, наиболее неожиданный факт состоял в том, что доля этой хромосомы у якутов оказалась необычно высока — около 80 процентов! Это означало, что где-то в основании всей ветви исследованных финно-угорских народов (коми, мари, мордва, удмурты, часть чувашей), а также якутов и бурят был один человек, внёсший значительный генетический вклад в современный генетический фонд этих народов. Этот необычный на первый взгляд вывод подтверждается и анализом микросателлитных маркёров Y-хромосом, содержащих Ц-аллель. Наборы восьми микросателлитных наборов таких хромосом были в основном похожи друг на друга (на фоне разнообразия других Y-хромосом), выдавая общее происхождение. Особенно ярко это было видно для Y-хромосом внутри этнической группы — тогда не представляло труда вычислить исходный набор прахромосомы. Сходство хромосом по такому большому количеству микросаттелитных наборов, способных, в принципе, быть очень различными, исключительно убедительно подтверждает общность происхождения, поскольку ничем другим её просто невозможно объяснить. Именно эта убедительность, ясность полученных результатов, простота и однозначность трактовки и есть неоспоримое преимущество используемого подхода, выгодно отличающее его от других, более общих, но менее очевидных генетических подходов к анализу истории популяций человека.Ещё один сюрприз принесло исследование Y-хромосом русских. Мы обнаружили Y-хромосому с Ц-аллелем у 17 процентов мужчин, считающих себя этническими русскими и имеющими типично русские фамилии. Эта доля лишь немногим меньше, чем у проживающих на территории России мари, мордвы, коми, удмуртов и чувашей, и их наборы микросателлитных маркёров оказались также похожими. Примерно 15 миллионов русских, каждый шестой мужчина, являются прямыми потомками по отцовской линии одного человека. Необычность этого факта состоит в том, что в Центральной Европе, откуда пришли славянские племена, нет хромосом с Ц-аллелем, и, следовательно, трудно предполагать, что славяне принесли его с собой из Европы.
Поэтому все мои топы-про одно и то же. Цитата: ОЛЕГ ЕФГРАФОВ привел свою гипотезу:-К счастью, я без труда обнаружил и другую точку зрения на происхождение чувашей. С той же убедительностью другие авторы утверждали, что чуваши — одна из этнических групп Великой Булгарии, возможно, имеющая некоторую финно-угорскую примесь. Исследуя язык чувашей, можно найти в нём черты, предполагающие наиболее древний диалект группы тюркских языков, возможно, родственный языку гуннов. Если чуть-чуть отступить от строгой логики, не позволяющей делать выводы без полных и безусловных доказательств, и дать себя очаровать удивительному ощущению истории Гумилёва, мы ясно увидим, что Y-хромосомы с Ц-аллелями были принесены на берега Волги в сёдлах коней хуннов, горстки воинов, отступавших 2500 километров от значительно превосходящих сил орды Таншихая, но так и не разбитых. Вот только откуда у тюрков могли появиться эти странные хромосомы с Ц-аллелями, которые более нигде в мире не наблюдались? По крайней мере, можно было попробовать отыскать такие же хромосомы у других тюрков из этого же региона — у башкир и татар.
ХУННЫ-Хунну (монг. хүннү, кит. 匈奴 сюнну) — древний кочевой народ, с 220 года до н. э. по II век н. э. населявший степи к северу от Китая. Для защиты от их набегов Цинь Шихуаньди построил Великую китайскую стену. Хунну вели активные войны с китайской империей Хань, в ходе которых консолидировались в единую державу, подчинившую племена соседних кочевников. Позже в результате войн с Китаем и племенами сяньби, а также междоусобиц и проникновения китайской культуры хуннуская держава распалась. МОЯ ЛИЧНАЯ ГИПОТЕЗА распространения значительной доли Y-хромосом, несущих Ц-аллель надо искать у племен САКОВ.
Упоминание о САКА. - гыгы99926.09.2012 (01:27) (94.29.59.160)
Са́ки (др.-перс. Sakā, др.-греч. Σάκαι,лат. Sacae) — собирательное название группы ираноязычных[1][2][3] кочевых и полукочевых племён I тыс. до н. э. — первых веков н. э. в античных источниках. Упоминаются у Геродота[4]. в древнеперсидских надписях четыре группы саков[5]: саки-хаомаварга, «варящие хаому — дурманящий напиток», населявшие долину реки Мургаб (у Геродота и античных авторов — амюргии) саки-тиграхауда, «в остроконечных шапках» (в Бехистунской надписи Дария I[6]), проживавшие в предгорьях Тянь-Шаня (часто отождествляются с массагетами античных авторов), саки-парадарайя, «которые за морем (за рекой)», и саки-парасугудам, «за Согдианой», которые проживали в бассейне Аральского моря в низовьях Сырдарьи и Амударьи.[7] Однако подобное деление является условным, так как на самом деле многие среднеазиатские кочевники варили хаому в ритуальных целях, а остроконечный головной убор был отличительным знаком всех кочевых народов от Дуная до Байкала, причём вплоть до новейшего времени. Таким образом, деление саков на «пьющих хаому», «носящих остроконечную шапку» и «заморских» отражает скорее взгляд сторонних наблюдателей (в данном случае — персов), чем истинное самоназвание сакских племён. Некоторые названия сакских родов всё же сохранились в истории: массагеты, даи (дахи, даки, даги), апасиаки, парны, кангхи и др. Иссыкский золотой человек. Парадный доспех сакского/-ой царя/-ицы из золотой чешуи на кожаной основе, явлюящийся стилизованным доспехом катафрактия, найден в иссыкском кургане под Алма-Атой, Казахстан[8] В древнеперсидских источниках саков называли «могучими мужами», а иранские — «турами с быстрыми конями»[9]. Благодаря сходству со скифами древнегреческие авторы называли саков «азиатскими скифами»[10]. Цитата: собирательное название группы ираноязычных кочевых и полукочевых племён Если Сака ираноязычные-то почему иранские источники называли Сака-турами с быстрыми конями? По логике они должны быть - "Иранцы на быстрых конях". Цитата: После завоевания Персидской империи Александром Македонским, одна из групп сакских племён вторглась в пределы сатрапии Селевкидов Парфиены (III в. до н. э.) и сыграла значительную роль в образовании Парфянского царства: вождь племени парнов Аршак стал основателем парфянской династии Аршакидов
Аршак- Аар Сах- священный, высокочтимый САКА. Цитата: Аар (перевод с якутского на русский) - фольк. священный, божественный; высокочтимый; үрүҥ аар тойон пресветлый господин (всевышнее божество, творец и верховный властитель всей жизни на земле); аар баҕах священный жертвенный столб (где приносился в жертву духам скот необычной масти); аар маҥан холумтан священный домашний очаг (букв. огромный белый камин); аар тойон аҕа высокочтимый господин отец (почтительно-церемонное обращение к отцу); аар тайҕа седая священная тайга.
Ираноязычные не означает иранцы, как бы так - dionisiy 26.09.2012 (10:44) (46.48.139.25)
и вообще многоязычная армия, как Геродот говорил. Может быть правящая элита из 10 иранцев, а остальные пушечное мясо.
)Ираноязычные не означает иранцы, как бы так - гыгы99926.09.2012 (14:34) (94.29.59.160)
Значит это не научно)
туркмен - гость26.09.2012 (13:40) (217.118.64.61)
Это туркмены В Туркмении до сих пор есть роды с названиями шах, сак, сахгар, сахгур и т.д.
Решил посмотреть про туркмен, мало чего нашел... - гыгы99926.09.2012 (14:38) (94.29.59.160)
Но вот нашел интересную гаплогруппу R1b: Европа Современная концентрация R1b максимальна на территориях, связанных с кельтами: в южной Англии около 70 %, в северной и западной Англии, Уэльсе, Шотландии, Ирландии — до 90 % и более, в Испании — 70 %, во Франции — 60 %[8]. По-видимому она связана с докельтским субстратом, поскольку высока её концентрация и у не-кельтов басков — 88,1 %[11] и испанцев — 70 %[12]. Кроме того, известно, что, например, строителями Стоунхенджа в Англии было население, обитавшее на острове до прихода кельтов. У соседних народов концентрация данной гаплогруппы падает: у итальянцев — 40 %[13], немцев — 39 %[14], норвежцев — 25,9 %[15] и других. У народов Восточной Европы она встречается ещё реже. У осетин Алагира — 43 %, чехов и словаков — 35,6 %[11], поляков — 11,6 %[16]-16,4 %[11], латышей — 15 %[17], венгров — 13,3 %[17], эстонцев — 9 %[17], литовцев — 5 %[17], белорусов — 4,2 %[18], русских — от 2,8 %[19] до 21,3 %[20], украинцев — от 2 %[11] до 18,9 %[21]. На Балканах — у греков — от 13,5 %[22] до 22,8 %[11], словенцев — 21 %[17], албанцев — 17,6 %[11], болгар — 17 %[23], хорватов — 15,7 %[24], румын — 13 %[21], сербов — 10,6 %[24], герцеговинцев — 3,6 %[24], боснийцев — 1,4 %[24]. [править]Азия За пределами Западной Европы высокая концентрация данной гаплогруппы встречается лишь у башкир — до 87 %[25], что, возможно, связано с присутствием кроманьонского дотюркского субстрата. На Кавказе найдена у осетин — 43 %[17] (откуда? у осетин данная гаплогруппа или все таки G&) и армян — 32,4 %[26]. В горных регионах Армении (в Сюник и Арцахе), которые менее всего пострадали от иноземных захватчиков, процент представителей гаплогруппы R1b выше — превышает 40 %[27]. В Турции достигает 16 %[28], Ираке — 11,3 %[29] и в других странах Западной Азии. В Турции у турков — 31 %[30]. В Центральной Азии обнаружена, в частности, у туркменов — 37 %[31], узбеков — 9,8 %[31], татар — 8,7 %[20], казахов — 5,6 %[31], уйгуров — от 8,2 %[32] до 19,4 %[33] В Пакистане — 6,8 %[34], в Индии незначительна — 0,55 %[35]. [править]Северная Африка У алжирских арабов из Орана — 10,8 %[36], тунисских арабов — 7 %[37], алжирских берберов — 5,8 %[38], в Марокко — около 2,5 %[39], у арабов Египта — менее 1 %[8].
Про скифов. - гыгы99926.09.2012 (15:03) (94.29.59.160)
Ски́фы — экзоэтноним греческого происхождения, применявшийся к группе народов, обитавших в Восточной Европе в эпоху античности. Древние греки называли страну, где обитали скифы, Скифией. Информация о скифах происходит преимущественно из сочинений античных авторов (особенно «Истории» Геродота) и археологических раскопок на землях от низовий Дуная до Сибири и Алтая. Скифо-сарматский язык, а также производный от него аланский язык, входил в северо-восточную ветвь иранских языков и, вероятно, был предком современного осетинского языка[1][2], на что указывают сотни скифских личных имен, названий племён, рек, сохранившихся в греческих записях. Позднее, начиная с эпохи Великого переселения народов, слово «скифы» использовалось в греческих (византийских) источниках для наименования всех совершенно различных по происхождению народов, населявших евразийские степи и северное Причерноморье: в источниках III—IV веков нашей эры «скифами» часто называются и германоязычные готы, в более поздних византийских источниках скифами назвали восточных славян, тюркоязычных хазар и печенегов, а также родственных древнейшим ираноязычным скифам аланов. Цитата: Происхождение этнонима
Василий Абаев, вслед за Юрием Марром, возводил этноним skuta к *skul-ta, где *skul (*skol) он считал «каким-то важным термином доиранского населения юга России». Но К. Т. Витчак и С. В. Кулланда объясняют скифское самоназвание так: др.-греч. Σκόλοτοι < *skula-ta < *skuδa-ta < *skuda-ta (то есть «лучники», с закономерным переходом *d > *l в скифском). Причем форма *skuδa-ta бытовала в VII веке до н. э., когда греки начали контактировать со скифами (оттого и др.-греч. Σκύϑαι). Тогда же состоялся ассирийский поход скифов — оттого и ассир. Ašgūzai или Išgūzai. К V веку до н. э. — времени визита в Ольвию Геродота, уже произошел переход *δ > *l. Античные схолии к «Илиаде» упоминают следующую этимологию:[3] : Ибо лаконцы носят длинные волосы, а от них все эллинство ... скифы же первые стали стричься, почему и называются «оскифленными (греч. απεσκυθισμενοι)».
Цитата: skul-ta, где *skul (*skol) он считал «каким-то важным термином доиранского населения юга России».
SKUL-TA - САХАЛЫ-ТЫЛ(ЯКУТСКИЙ ЯЗЫК) или просто САХАЛЫТА (ПО-ЯКУТСКИ).
Сколо сахалыы кулут - Чаархаан26.09.2012 (15:21) (85.26.241.180)
Нуучалыы таттаран "кулуттан тахсыбыт дьоннор" - люди с кулута - диэбит курдук) Уопсайынан славяннарга илинтэн кэлэн холбоспут дьоннору сак аланнар диэн ааттыллар эбит. Бу туьунан "Джафар тариха5а" оло5уран нуучалар бээлэрэ суруйбуттар Тарих - история, сахалыы "торук"
Сколоты (др.-греч. Σκόλοτοι)— самоназвание скифов по Геродоту. Почти 25 веков назад Геродот применил - гыгы99926.09.2012 (15:25) (94.29.59.160)
По рассказам скифов, народ их — моложе всех. А произошёл он таким образом. Первым жителем этой ещё необитаемой тогда страны был человек по имени Таргитай. Родителями этого Таргитая, как говорят скифы, были Зевс и дочь реки Борисфена (я этому, конечно, не верю, несмотря на их утверждения). Такого рода был Таргитай, а у него было трое сыновей: Липоксай, Арпоксай и самый младший — Колаксай. В их царствование на Скифскую землю с неба упали золотые предметы: плуг, ярмо, секира и чаша. Первым увидел эти вещи старший брат. Едва он подошёл, чтобы поднять их, как золото запылало. Тогда он отступил, и приблизился второй брат, и опять золото было объято пламенем. Так жар пылающего золота отогнал обоих братьев, но, когда подошёл третий, младший, брат, пламя погасло, и он отнес золото к себе в дом. Поэтому старшие братья согласились отдать царство младшему. Так вот, от Липоксаиса, как говорят, произошло скифское племя, называемое авхатами, от среднего брата — племя катиаров и траспиев, а от младшего из братьев — царя — племя паралатов. Все племена вместе называются сколотами, то есть царскими. Эллины же зовут их скифами
ТАРГИТАЙ: тарҕат= побуд. от тарҕаа= 1) раздавать; почтаны тарҕат= разнести почту; харчыны тарҕат= раздать деньги; 2) распространять; сураҕы тарҕат= распространить слух; 3) разбрасывать, рассыпать; сиэмэни тарҕат= рассыпать семена; оту тарҕат= разбросать сено; 4) распускать; разгонять; мунньаҕы тарҕат= распустить собрание; 5) перен. развеивать, рассеивать; санааҕын тарҕат= развеять (печальные) мысли # ат уутун тарҕат= согреть коня (проехать на нём немного после водопоя); таҕылын тарҕатар он развлекается. ЛАПИКСАЙ: 0 лыппарый= образн. быстро двигаться (о плотном, аккуратно сложённом человеке).
2 арбаҕар 1) растрёпанный, взъерошенный, всклокоченный (о волосах); 2) раскидистый; арбаҕар тиит раскидистое дерево. АРПАКСАЙ: 3 арбаҕас 1) ветхая доха (с поношенным, полинявшим мехом); арбаҕас иһигэр абааһы баар посл. в старой дохе черти водятся (т. е. нельзя судить о человеке по одежде); 2) эвф. медведь.
4 арбаҕастаах 1. имеющий ветхую доху; в ветхой дохе; 2. пренебр.-ирон. шаман; арбаҕастаах да абыраабат, бытырыыстаах да быыпаабат посл. и шаман не поможет, и поп не спасёт. холон= возвр.-страд. от холоо= определяться, быть определённым (приблизительно); бу от уон тоннаҕа холонор в этом стоге примерно десять тонн; ср. холуйулун=. холоҥсо запах пота из под мышек. холоҥсолоох 1) выделяющий пот с резким неприятным запахом; 2) имеющий неприятный запах; с... неприятным запахом; ыт тириитэ холоҥсолоох собачья шкура пахнет неприятно. КОЛАКСАЙ:
6 холоон неважный, нехороший; холоон ас неважная пища; холоон киһи неприглядный человек; холоон еэп нехорошая вещь; холоон өйдөөх киһи неразумный человек # холоон ини модальное словосочет. вряд ли; холоон ини, сотору миигин умнар инигин вряд ли ты скоро меня забудешь. холоонноох равный, достойный; холоонноох доҕоттор достойные друг друга друзья; холоонноох ойох достойная жена; холооно суох а) бесподобный; холооно суох үчүгэй бесподобной красоты; б) бесподобно; холооно суох улахан несравнимо большой.
Династы (цари) скифов и представители династии, известные из ассирийских источников: - гыгы99926.09.2012 (18:03) (94.29.59.160)
Ишпакай — скифский вождь до 675 г. до н. э., с которым воевал Асархаддон[47]. Ишпакай — имя первого исторического предводителя скифов, известеного по ассирийским клинописным текстам, посвященным событиям 679—674/3 гг. до н. э. Скифы Ишпакая в союзе с мидийцами и царством Манна участвовали в войне против против Ассирии, во время которой Ишпакай и погиб. Этимология имени: 1) ассир. Išpakâi/ Išpakâ'a/ Ispakâia из ск. Aspak — конный, всадник (подобное имя известно по эпиграфике Танаиса); 2) ассир. Spākāya > (I)spakâi(a) из ир. Spaka — собака, что, возможно, нашло отражение в фольклорном сюжете, переданном Полиеном, о том, как киммерийцев разбили при помощи «отважнейших псов». У древних иранцев собака и волк были почитаемыми животными, связанными с понятиями силы и воинской доблести. Но существование в скифском языке слова spaka на данный момент не подтверждено, ему соответствует слово kuti.[1]
ИШПАКАЙ- ИС БАКААЙЫ искэл крупный, крепкий (о человеке). ис ис өттө внутренняя сторона чего-л.; 4) перен. душа; нутро || душевный, внутренний; ис турук душевное состояние, внутреннее состояние; ис иһиттэн от души; ис киирбэх располагающий к себе, симпатичный; ис минэ киһи приятный, обаятельный человек; ис санаа скрытые, тайные мысли; кини ис санаатын ким билиэй кто знает, что у него на душе; ис сүрэхтэн от всего сердца; бакаайы 1) путы (верёвка, к-рую привязывают к шее лошади и обводят вокруг задних ног, чтобы не дать ей лягаться); 2) перен. препятствие, преграда, помеха; обуза; баспар бакаайы буолла это мне стало обузой.
КАК ПЕРЕВЕСТИ НА РУССКИЙ САМИ РАЗБЕРЕТЕСЬ.
Второй скифский царь - гыгы99926.09.2012 (18:19) (94.29.59.160)
Партатуа (Бартатуа, у Геродота Прототий) (~673 - до 654) - царь скифов во время походов в Переднюю Азию.[1] Возглавил скифов после гибели Ишпакая около 673 года до н.э. Известен преимущественно по ассирийским клинописным текстам. Среди клинописных документов известен запрос к оракулу бога Шамаша: "Партатуа, царь скифов, послал гонца к Асархаддону ... если Асархаддон, царь Ассирии, отдаст в жены Партатуа, царю скифов, дочь царя, вступит ли с ним Партатуа, царь скифов, в союз, слово верное, мирное, слово дружбы скажет ли Асархаддону, царю Ассирии, клятву верности будет ли выполнять поистине...”. Прямых данных о заключении династического брака между Партатуа и дочерью Асархаддона нет, но косвенные данные (скифы вышли из состава антиассирийской коалиции, в которую кроме них входили Манна, мидийские царьки, киммерийцы, что позволило Ассирии закончить эту войну на более-менее приемлемых для неё условиях и впоследствии выступали как её союзники) говорят в поддержку данной гипотезы.[2] Этимология имени ассир. Partatūa/Bartatūa из авест. Paraδāta - "первенствующий, поставленный во главе" [3]. И.М. Дьяконов, соглашаясь с возможностью данной этимологии, предлагает как вариант ир. Partatava[2]. Партатуа (Бартатуа)- БАРАА ТАТЫАС бараа= 1) уничтожать, истреблять; манна бөрөнү бараабыттар в этой местности истребили всех волков; 2) тратить (время, деньги); расточать (богатство); приканчивать (напр. припасы); харчытын бараабыт все свой деньги он израсходовал. татыас вспыльчивый (о характере); татыас майгы вспыльчивый характер.
Массагеты - гыгы99926.09.2012 (23:40) (94.29.59.160)
Массаге́ты[1] (др.-греч. Μασσᾰγέται, лат. Massagetae) — собирательное имя, используемое античными авторами для обозначения среднеазиатских кочевых и полукочевых племен в описаниях скифов[2]. Культура массагетов тесно связана с саками настолько, что точно идентифицировать принадлежность археологических памятников невозможно — используется термин «культуры сако-массагетского круга»[3][4][5] . Предполагается, что массагеты говорили на одном из иранских языков[6][7][8][9]. Основные очаги культур сако-массагетского круга — зоны Центрального и Восточного Казахстана, Приаралья, Семиречья и Памира. МАС САХАТА- ЛЕСНЫЕ САКА. Скорее всего полукочевые сака. Наподобие современных саха, имеющих постоянное местообитание, с коровами и овцами далеко не покочуешь. Поэтому были летники(сайылык) и зимники. Цитата: Существует несколько версий происхождения названия. Томашек и Маркварт предполагают, что название связано с авестийским masyo = «рыба» (Страбон характеризовал массагетов как «рыбоедов»). Отсюда происходит masyaka ~ masyaga суффиксом множественного числа. Есть объяснение его как составного из слов «мас», «сака» и «та» и означающее «большая сакская (скифская) орда»[2]. Более обоснованно, что этноним означал «великие (большие) геты», что отчасти близко «да (большие) юечжи» древнекитайских летописей.
Саха рыбу до сих пор едят. ГЕРОДОТ: Цитата: Эти массагеты, как говорят, многочисленное и храброе племя. Живут они на востоке по направлению к восходу солнца за рекой Араксом напротив исседонов. Иные считают их также скифским племенем[10]. Массагеты носят одежду, подобную скифской, и ведут похожий образ жизни. Сражаются они на конях и в пешем строю (и так и этак). Есть у них обычно также луки, копья и боевые секиры. Из золота и меди у них все вещи. Но все металлические части копий, стрел и боевых секир они изготовляют из меди, а головные уборы, пояса и перевязи украшают золотом. Так же и коням они надевают медные панцири, как нагрудники. Уздечки же, удила и нащечники инкрустируют золотом. Железа и серебра у них совсем нет в обиходе, так как этих металлов вовсе не встретишь в этой стране. Зато золота и меди там в изобилии.[11] Хлеба массагеты не сеют, но живут скотоводством и рыбной ловлей (в реке Аракс чрезвычайное обилие рыбы), а также пьют молоко. Единственный бог, которого они почитают, это — солнце. Солнцу они приносят в жертву коней, полагая смысл этого жертвоприношения в том, что самому быстрому богу нужно приносить в жертву самое быстрое существо на свете. [12]Согласно Геродоту, саки обитали на правобережье Сырдарьи в Приаралье. Вот как он описывал их: Саки же (скифское племя) носили на головах высокие островерхие тюрбаны (корректный перевод — «колпаки»), плотные, так что стояли прямо. Они носили штаны, а вооружены были сакскими луками и кинжалами. Кроме того, у них были ещё сарагисы — боевые секиры. Археологи, исследовавшие курганы и другие памятники скифского времени в Восточном Казахстане и в Приаралье, нашли многочисленные подтверждения существования здесь некогда могущественных и богатых кочевников[13]. Массагеты расселялись в Закаспии до Амударьи. Помимо скотоводства они также занимались рыбной ловлей на Амударье. Согласно Геродоту Массагеты носят одежду, подобную скифской, и ведут похожий образ жизни. Сражаются они на конях и в пешем строю. Есть у них обычно также луки, копья и боевые секиры. Из золота и меди у них все вещи… Железа и серебра у них нет в обиходе, так как этих металлов вовсе не встретишь в этой стране. Зато золота и меди там в изобилии. По Геродоту, подданные Томирис сражались пешими и на конях, кони имели на груди латы (фалары, иногда с изображениями); утварь и оружие они изготовлялись из меди и золота. По Страбону, они поклонялись солнцу и приносили ему в жертву лошадей. Так как к массагетам относили и зависимые от них этносы, то под этот этноним попадали обитатели прикаспийских и приаральских болот и островов, жившие примитивным собирательством и рыбной ловлей, и также некоторые знавшие земледелие землячества (например, хорезмийцы). Союзные массагетам саки в дальнейшем частью перешли на службу Персии, участвовали в походах на Грецию и другие страны.
По рассказу Геродота, именно в Земле массагетов погиб знаменитый полководец, основатель Персидской державы Кир II. Саки и массагеты обитали на северных границах великих азиатских государств древности — Персии, Согдианы, Парфии. Они вели войны c величайшими полководцами — Дарием I, Киром, Александром Македонским. Кочевники Средней Азии в III—I вв. до н. э. участвовали в создании Парфянского и Кушанского царств, и, может быть, их первые царские династии были связаны с саками или массагетами. Кушан и Парфия использовали мобильность и воинственность кочевников в войнах против Персии и Индии, постоянно расширяя свои владения. Сами же воины постепенно изменяли свои привычки, смешивались с другими группами населения государств и постепенно растворились в них. Когда в III в. н. э. великие среднеазиатские государства распались, о саках и массагетах уже никто не слышал.
Мне кажется III в. н. э. можно считать временем когда Саки разбрелись по всему свету- в Европу и в Азию.
до сих пор в Якутии говорят: - offen 26.09.2012 (23:48) (46.48.185.235)
мас саха - истинный саха уу сахалыы саҥарар - это когда не саха (иноземец. иностранец) говорит по якутски как настоящий саха
Аршаки́ды, или Арсакиды — название царских династий парфянского и армянского происхождений. ААР САХАлар
Общие сведения - гыгы99927.09.2012 (14:16) (94.29.59.160)
Образ жизни саков и материальная культура (по материалам захоронений) очень близки к скифским, ювелирные изделия погребений выполнены в скифском «зверином стиле»[11]. В современной научной литературе к сакам относят племена Приаралья, северных и восточных районов Средней Азии, Казахстана и южной Сибири, отличая их от близких по культуре массагетов Приаралья и Закаспия и скифов Северного Причерноморья; в отличие от скифов Северного Причерноморья материальная культура саков и массагетов не несёт следов эллинского влияния, поэтому иногда употребляют термин «культуры сако-массагетского круга»[12][13][14][15][16]. Образ жизни саков был оседло-кочевой. В степях Западного и отчасти Центрального Казахстана встречалось кочевое скотоводство. В степных и полустепных районах Западного и Южного Казахстана у саков развивалось верблюдоводство. Верблюд использовался как вьючное животное. Меньшую роль в хозяйстве саков играл крупный рогатый скот. На юге Казахстана в долине Сыр-Дарьи развивалось земледелие. В VII—III вв. до н. э. сакские племена объединились в союзы. Во главе этих союзов стояли верховные вожди. Их называли царями. Цари избирались советом вождей. Государственные дела обсуждались на народном собрании. Царь распределял между родами и племенами пастбища и другие земельные угодья. Сакские женщины пользовались равными правами. В VI веке до н. э. массагетами управляла царица Томирис. Известно также имя царицы Зарины. В сакском обществе выделялись три группы населения: воины, жрецы, общинники. Каждому сословию соответствовали свои традиционные цвета: воинам — красный, жрецам — белый, общинникам — жёлтый и синий[17]. Из сословия воинов происходили вожди и цари. Царь считался посредником между небом и землёй. Царь проводил первую борозду на весенней пахоте, что демонстрировало его связь с народом. Войны были выгодны для племенных вождей. Пленных превращали в рабов и использовали в домашнем хозяйстве. Тип общества саков — военная демократия[18]. Самое большое количество курганных могильников саков сосредоточено в районах зимних пастбищ, в местах, которыми древние скотоводы особенно дорожили. Саки имели торговые связи с народами Алтая, Сибири, Европы, Востока. В середине 1 тысячелетия до. н. э. стал функционировать «степной путь»[19]. Тэбиэн-верблюд, осталось название якутское. Узбекский верблюд - tuya бурятский верблюд - тэмээн казахский -туйе монгольский-тэмээ киргизский төө; одногорбый верблюд нар; двугорбый верблюд өркөчтүү төө. татарский дөя башкирский одногорбый верблюд - бер үркәсле дөйә, нар дөйә тувинский-теве Ближе всего нам бурятский и тувинские верблюды.
Решил посмотреть слово ЛОШАДЬ, КАК КТО НАЗОВЕТ: - гыгы99927.09.2012 (14:56) (94.29.59.160)
САХА лошадь сущ (ж. р.) 1. Сылгы. 2. Ат сущ. (верховая) ат, сылгы лошадь ж. ат, сылгы; верховая лошадь ыҥыыр ат, мииничлэр ат. КАЗАХ беговая лошадь → бәйге жылқысы верховая лошадь → мініс жылқысы вьючная лошадь → жүк артатын жылқы лошадь без седла → ерсіз ат; жайдақ ат лошадь без узды → жүгенсіз ат лошадь верховая → мінбе аты У КАЗАХОВ ОЧЕНЬ МНОГО ПРО ЛОШАДЕЙ НАПИСАНО) МОНГОЛ адуу ЛОШАДИНАЯ СИЛА-морины хїч, БУРЯТ Лошадь не нашел)) зато есть КОНЬ- Морин БАШКИР ; ж ; ) ◊ йылҡы, ат ◊ ◊ беговая лошадь - бәйге аты; верховая лошадь - менге ат; КЫРГРЫЗ ат ТАТАР ат, елкы ТУВИНЦЫ ПОДКАЧАЛИ, НЕ МОГУ ПЕРЕВЕСТИ, СЛОВАРЬ ПЛОХО РАБОТАЕТ У НИХ. ЧУВАШ лашă, ут ВОТ ОТКУДА РУССКАЯ ЛОШАДЬ? УЗБЕК ot,кобыла - biya, ТУРКМЕН at; ат ТАДЖИК асп ТУРОК ат
Алаһа ата - дословно лошадь на поляне перед домом - домашняя лошадь - offen 27.09.2012 (21:54) (46.48.185.235)
История САКОВ - гыгы99927.09.2012 (14:59) (94.29.59.160)
На рубеже VI и V вв. до н. э. часть сакских племён была покорена персидскими царями династии Ахеменидов, платила им подати[20] и поставляла воинов, завоевание саков описано в Бехистунской надписи Дария I (см. рис.). Саки в составе персидской армии участвовали в греко-персидских войнах, в частности, в битве при Марафоне[21]. После завоевания Персидской империи Александром Македонским, одна из групп сакских племён вторглась в пределы сатрапии Селевкидов Парфиены (III в. до н. э.) и сыграла значительную роль в образовании Парфянского царства: вождь племени парнов Аршак стал основателем парфянской династии Аршакидов[22]. Часть племён саков вторглась в Дрангиану и заняла её, дав ей название Сакастан (страна саков, у Страбона лат. Sacasene — современный Систан на территориях Ирана и Афганистана); Страбон достаточно подробно описывает набеги саков, сообщая, среди прочего, что они добирались даже до Каппадокии и что жители Зелы учредили и ежегодно отмечают особый праздник — Сакею (лат. Sacaea) в честь отражения одного из таких набегов[23]. В конце II — первой половине I веков до н. э. племена саков проникли в Северо-Западную Индию (в китайских источниках эти племена называются племенами сэ), образовав в середине I века до н. э. ряд индо-сакских государств. Одним из самых известных индо-сакских правителей был царь Май, под властью которого находились Гандхара[24] долина Свата и, возможно, часть Кашмира. Его преемник Аз расширил свои владения и титуловал себя, аналогично правителям Парфии, «великим царём царей»[2
Саки в древнеиндийской литературе - гыгы99927.09.2012 (15:01) (94.29.59.160)
Индо-скифские племена в Индии именовались «шака», как вариант индийского наименования сака. Шаки упоминаются во множестве текстов: «Пураны», «Ману-смрити», «Рамаяна», «Махабхарата», «Махабхашья» Патанджали, «Брихат-Самхита» Варахи Михиры, «Кавьямиманса», «Брихат-Ката-Маньяри», «Ката-Саритсагара» и других древних текстах. Термин «шака» используется как собирательное наименование воинственных племен северо-запада. Некоторые источники приписывают сакское происхождение Будде Гаутаме, его отец принадлежал к касте кшатриев. Титул Шакьямуни означает «мудрейший из шакья». Но, возможно, что это одно из заблуждений. Будда принадлежал к индоарийскому племени, называемому сакья/шакья (не сака/шака). [править]«Выродившиеся» кшатрии с северо-запада В «Манусмрити», написанной около 200 г., племена шака вместе с яванами, камбоджами, парадасами, пахлавами, киратасами и дарадасами упоминаются как «выродившиеся воины» или кшатрии. В «Анушассанапарва», одной из книг «Махабхараты», говорится о шака, камбоджах и яванах в том же качестве. Патанждали в «Махабхашье» определяет племена шака и явана как шудр. Вартика в своей «Катьяяне» перечисляет царей шака, шарасами, сабарасми, барасами и др. и описывает их как варварские племена Уттарапаты. В другой версии те же эпические народы шаки, камбоджи и кашасы упоминаются как племена из Удичьи, т. е. с севера. Кроме этого, «Кишкинда Канда» «Рамаяны» относит местопребывание шака, камбоджей, яванов и парадов к самому северо-западу за Химават (то есть за Гиндукушем).
Сакские названия в современной Евразии - гыгы99927.09.2012 (15:05) (94.29.59.160)
Систан (< Сеистан < Сакастан) — историческая область и провинция современного Ирана. Шакашен (область саков) — исторический гавар (район) наханга древней Армении[28], на территории современного Азербайджана.
Ишкашим (по-ишкашимски — Шькошьм) — административный район в Горно-Бадахшанской автономной области Республики Таджикистан. По мнению исследователя Т. Н. Пахалиной, топоним имеет индоарийское происхождение и восходит к индоар. *sakā-kšam-, где первая часть может быть истолкована либо как название страны, где жило племя саков (ср.ав. sakā — название страны и народа), либо как название племени саков, а вторую часть можно сопоставить с др.- инд. *kšm- «земля», «страна» и с производным от него современным индоарийским kšama — «земля». В таком случае в целом слово «*sakā-kšam-», очевидно, означало ‘страна саков’, ‘Скифия’[29]. Цитата: Шькошьм, sakā-kšam-
Сака кисим- Саха Человек.
Возможно первыми "степной путь" Саки и проложили. Из Якутии до Черного моря. - гыгы99927.09.2012 (20:48) (95.165.103.5)
Цитата: Самое большое количество курганных могильников саков сосредоточено в районах зимних пастбищ, в местах, которыми древние скотоводы особенно дорожили. Саки имели торговые связи с народами Алтая, Сибири, Европы, Востока. В середине 1 тысячелетия до. н. э. стал функционировать «степной путь»[19].
Арктическая теория в ведах. - автор27.09.2012 (23:31) (95.165.103.5)
Аркти́ческая гипо́теза предполагает расположение прародины индоевропейцев в северных районах Евразии (Кольский полуостров, Карелия, Беломорье, Таймыр). Была сформулирована в 1903 году известным политическим деятелем Индии Б. Г. Тилаком в книге «Арктическая родина в Ведах»[1] Историко-климатические доводы: Судя по всему, человек появился на севере Евразии довольно рано, ещё в эпоху палеолита. Об этом, например, свидетельствуют находки Дирингской культуры (Якутия). Однако датируется эта культура разными исследователями по-разному, причём различие в датировках достигает внушительных размеров: в разных источниках возраст дирингских находок оценивается цифрами от 1,8 млн до 250 тысяч лет. ЛИТЕРАТУРНЫЕ АРГУМЕНТЫ. Многочисленные доказательства достоверности арктической гипотезы приводит, по его мнению, индийский политик Б. Г. Тилак в своей работе «Арктическая родина в Ведах»[1]. Анализируя многочисленные древние письменные источники он приходит к выводу, что факты говорят об арктической прародине. Бал Гангадхар Тилак пишет: В Ригведе (X.89.2-4) бог Индра «поддерживает небо и землю, как колесо повозки поддерживаются осью» и вращает «отдаленную сферу, как колеса повозки». Если мы объединим эти два указания на то, что небо поддерживается на оси и движется, как колесо, то четко увидим, что описываемое движение соотносится только с той небесной полусферой, которую можно наблюдать лишь на Северном полюсе. В Ригведе (I.24.10) созвездие Большой Медведицы описывается как высокостоящее, что говорит о положении, видимом только в циркумполярной области. Утверждение, что день и ночь богов длятся по 6 месяцев, крайне широко распространено в древнеиндиндийской литературе. Гора Меру признается нашими астрономами земным Северным полюсом. «На Меру боги видят солнце после его одноразового восхождения на протяжении его пути, равного половине его обращения вокруг земли»[4]. «Законы Ману» (I.67) утверждают: «У богов и день и ночь — (человеческий) год, опять разделенный надвое: день — период движения солнца к северу, ночь — период движения к югу»[5]. В Тайттирия Брахмане (III, 9, 22.1) и Авесте (Вендидад, Фаргард II) год сравнивается с одним днём, так как солнце садится и всходит лишь раз в год[4]. Большое количество гимнов Ригведы посвящено богине утренней зари — Ушас. Причём говорится, что заря длится очень долго, что зорь очень много и они движутся по горизонту, что может свидетельствовать о приполярных областях[6]. Также большое количество гимнов Ригведы посвящено описанию кромешной тьмы и длинной ночи (II.27.14; VII.67.2; X.124.I; II.2.2 и др.). В Ригведе упоминается лишь 7 солнечных богов — Адитьев, тогда как в более поздних текстах говорится уже о 12. Это может свидетельствовать о том, что солнце светило лишь 7 месяцев. В Ригведе упоминаются появляющиеся и исчезающие (замерзающие) воды, океан и лодки. О суровом климате индоевропейской прародины говорит такой древний текст, как Авеста: «120. И четырёх ей создал Ахура жеребцов, Те кони — Дождь, и Ветер, И Облако, и Град. Они ей постоянно Льют влагу, о Спитама, Поят её росою, Числом неисчислимым Ей сыплят снег и град. 129. Бобровую накидку Надела Ардви-Сура Из шкур трехсот бобрих, Четырежды родивших.» [править]
-хромосомные гаплогруппы в этнических группах - гыгы99928.09.2012 (03:57) (95.165.103.5)
Y-ДНК гаплогруппа N отмечена мутацией в ОНП маркере M231. Эта гаплогруппа встречается в Центральной, Северной Европе и повсеместно в европейской и азиатской частях России. Наиболее генетически «чистые» представители — удмурты (68%) и финны (61%)[1]. Гаплогруппа N является потомком гаплогруппы NO, примерно 45—35 тыс.л.н. широко распространённой в восточной Азии. Хотя современное распространение группы N максимально в северной Азии, нахождение древнейших её субклад N* в горах южного Китая (провинция Юньнань) может говорить о появлении мутации M231 именно в том регионе. Однако подавляющее большинство современных представителей этой группы относятся к ветви N1, наиболее вероятное место появления которой — регион Алтая, Прибайкалья, южной Сибири, Монголии или северного Китая, а время — между 20 000 и 15 000 лет назад. Считается, что она была принесена через Евразию большой миграцией лесных сибирских народов на запад, последняя фаза которой — расселение по Уралу и далее с него по Поволжью и северо-восточной Европе (Русский Север, Финляндия, Прибалтика) — ассоциируется с распространением в этом регионе уральских языков. Дерево гаплогруппы N Подгруппы гаплогруппы N с соответствующими мутациями согласно новейшему древу YCC 2008 [1]: N (M231) Возраст SNP M231 — 15000-35000 лет. N* Встречается на юге Китая и в ЮВА. Самый высокий показатель — у народностей И (Yizu) — 30 %. Возраст общего предка обнаруженных представителей — 15000 лет. N1 (LLY22g) Возраст SNP LLY22g — 9000-15000 лет. Предположительное место происхождения — Сибирь N1* Встречается редко на севере Китая. Возраст общего предка обнаруженных представителей — 9000 лет. N1a (M128) Распространена с низкой частотой среди маньчжуров, сибо, маньчжурских эвенков, корейцев, северных хань, буи, восточных казахов и некоторых других тюркских народов Средней Азии. У казахов очень молода (возможно, менее 1000 лет). Возраст SNP M128 — менее 9000 лет. N1b (P43)[2][3] Типична для самодийских народов; также встречается с низкой до умеренной частотой среди некоторых других уральских народов, тюркских народов, народов монгольской группы, тунгусов и эскимосов. Разделение с N1c — 10600 лет назад. Возраст SNP P43 — 6300-10600 лет. Возраст общего предка обнаруженных представителей — 6300 лет. N1b* К этой гаплогруппе принадлежат 3 основные условные подразделения, условно определенные для понимания истории и расселения этой гаплогруппы. Здесь нужно отметить, что эти подгруппы выделены не на основе SNP (то есть, строго определенными гаплогруппами они не являются), а на основе STR (то есть, ориентировочной близости гаплотипов друг к другу). Итак, эти 3 подразделения: N1b-A: азиатская. Делится на 5 ветвей. Её возраст ок. 4500 лет и это общий возраст всех обнаруженных на сегодня N1b. Ещё одной ветвью от этого общего предка отходит следующее подразделение: N1b-preE: западносибирская. Крайне редка: пока обнаружено только 2 человека: один хакас и один манси. Это именно то подразделение, которое отделилось от общего предка N1b и отправилось в Европу. Данные хакас и манси — скорее всего, её потомки, оставшиеся в Сибири. Впрочем, манси может быть и потомком первых её представителей, оказавшихся в Европе. Почти очевидно, что распространение на запад данной гаплогруппы - это сейминско-турбинский феномен. Это подтверждается как расчетами возрастов общих предков по данным Y-хромосомы, так и имеющимися историческими представлениями. Это подразделение является предковым для следующего: N1b-E: европейская. Появилась около 3000 лет назад и является потомком N1b-preE. Самый старший возраст общего предка обнаружен у «русских» (а по сути, поморов/чуди заволочской/коми-зырян) Лешуконского района Архангельской области. Более отчетливо её распространение заметно с 2400 лет назад и эти линии сходятся к востоку Пинежского района Архангельской области. Это подразделение там занимает 17 % населения. Значительные доли есть среди коми-ижемцев (14%), манси (25%), но её ветви в этих популяциях несколько моложе. N1b1 (P63) Подветвь азиатской гаплогруппы N1b-A, но встречается и среди народов пермских языков. N1c (Tat (M46), P105) Зашкаливает у якутов и народов уральской группы, с умеренным распределением в Северной Евразии. Разделение с N1b — 10600 лет назад. Возраст SNP Tat (M46), P105 — 10600-12700 лет. Возраст общего предка обнаруженных представителей — 10600 лет. N1c* Доля ничтожна. N1c1 (M178)[2][3] Практически все N1c принадлежат к ней. Зашкаливает у якутов и народов уральской группы, с умеренным распределением в Северной Евразии. Возраст SNP M178 — 10600-12700 лет. Возраст общего предка обнаруженных представителей — 10600 лет. N1c1* N1c1a (P21) По поводу распространения пока поступает очень противоречивая информация N1c1b (P67) N1c1c (P119) Алтайцы -9,2% Алтайцы (Северные)-10,0% Алтайцы (Южные)-11,5% Армяне-3,4% Башкиры-17% Белорусы-2,4% Белорусы-8,8% Чуваши-27,8% Эстонцы-40,6% Финны-63,2% Гагаузы (Конгаз)-4,2% Венгры-1,0% Иранцы (Северный Иран)-6,1% Иранцы (Южный Иран)-0,9% Казахи-1,9% Коми-35,1% Киргизы-2,4% Литовцы-43,0% Латвийцы-42,1% Молдаване (Карагасаны)-1,4% Молдаване (София)-3,7% Мокша-19,3% Марийцы-41,4% Марийцы-50,0% Монголы-8,1% Русские-10,5% Русские (Юг)-10,0% Русские (Орловская обл.)-5,4% Русские (Белгород)-12,6% Русские (Тверская обл.)-11,0% Саамы-47,2% Татары-23,0% Туркмены-9,5% Турки-3,8% Удмурты-85,1% Украинцы-6,0% Украинцы-5,7% Якуты-80,0%
Золотой человек- САКА - гыгы99928.09.2012 (22:58) (95.165.122.87)
«Золото́й челове́к» (каз. Алтын Адам) — условное название археологической находки[1], сделанной в 1969 году в 50 километрах от Алма-Аты в результате раскопок кургана Иссык, достигавшего высоты 6 метров, а в диаметре — 60 метров. Представляет собой останки сакского воина в золотой одежде[2][3][4][5]. Примерный возраст захороненного там древнего человека — 18 лет. Пол не установлен. В последнее время в связи с находками в древних погребениях на Алтае предложена реконструкция головного убора, позволяющая предположить, что это останки молодой женщины. Также существовало 3 группы саков (скифов): хаомаварга (готовили напиток хаома), тиграхауда (носили остроконечный головной убор), парадарайя (заморские саки). Это — сак-тиграхауда, потому что у него на голове остроконечный головной убор длиной 70 см. В могиле обнаружили более четырёх тысяч украшений, выполненных из листового золота, некогда нашитых на одежду, обувь и головной убор, а также золотые перстни, статуэтки, бронзовое и золотое оружие, различные сосуды. В захоронении была найдена серебряная чаша с 26 письменными знаками (см. иссыкское письмо). Находка датируется V—VI веком до н. э.. Надпись на чаше до сих пор не расшифрована. Форма одежды и способ захоронения наглядно показывают, что «Золотой человек» являлся потомком видного сакского предводителя или членом царской семьи. Отдельные казахстанские историки выдвигают предположение, что захоронение принадлежит усуню.
Эту надпись расшифровал Айыҥа - Кривошапки А.В. - гыгы999 28.09.2012 (23:29) (95.165.122.87)
Цитата: В захоронении была найдена серебряная чаша с 26 письменными знаками (см. иссыкское письмо). Находка датируется V—VI веком до н. э.. Надпись на чаше до сих пор не расшифрована.
Айыҥа перевел древнетюркский текст памятника Кюль Тегина (в отличие от Малова С.Е. тюрколога который затруднялся перевести некоторые слова и вынужден был заменять своим вымыслом)потому что применил разговорный язык народа саха и генетический менталитет кочевника.
|