Main » 2012»Сэтинньи»27 » Все шедевры архитектуры – это воля императора. Зодчий должен проявить талант, когда получает заказ. Санкт-Петербург создал Петр I, архитекто
Все шедевры архитектуры – это воля императора. Зодчий должен проявить талант, когда получает заказ. Санкт-Петербург создал Петр I, архитекто
16:05
Идею «Земли Олонхо» может выразить архитектор мирового уровня
6 ноября 2012 Просмотров 107
К такой мысли я пришла после разговора с главным архитектором г.Якутска Николаем АЛЕКСЕЕВЫМ. Недавно Николай Николаевич вернулся из Астаны, где побывал вместе с руководителем дирекции по реализации проекта "Земля Олонхо” МКиДР РС(Я) Леной ФЕДОРОВОЙ и главным инженером института "Якутпроект” Валерием ЯКОВЛЕВЫМ. Не случайно именно Астана привлекла внимание рабочей группы проекта. Архитектурный облик столицы Казахстана поражает своим размахом, амбициозностью и заявляет миру о новой кочевой цивилизации, которая отказалась от оседлости и скучной рутины. Эти кочевники XXI века странствуют по миру в поисках творчества, самореализации, выгодных сделок и захватывающих идей. Архитекторы, инвесторы, бизнесмены и прочий креативный люд пришли к пониманию того, что деньги без идеи – ничто. Благодаря их движению меняется облик мира — он становится открытым и готовым к диалогу культур и цивилизаций. Появление Астаны – пример такого диалога, когда кочевники глобального века открыли для себя Великую степь и ее возможности. Опыт этого диалога вдохновил наших людей и теперь настает очередь вдохновить идеей "Земли Олонхо” крупных архитекторов, инвесторов, бизнесменов, которые рискнули бы реализовать свои идеи и амбиции на нашей ойкумене. Об этом и многом другом наш разговор с Николаем Николаевичем.
— Николай Николаевич, расскажите о цели поездки?
— Я начну с градостроительного феномена Астаны, города, который меня как архитектора, всегда давно привлекает. Пятнадцать лет назад по воле президента Назарбаева было принято решение на месте маленького городишки Акмолы создать новую столицу Республики Казахстан. Хотя Алматы прекрасный город, но Назарбаев принял решение построить новую столицу и сразу поставил высокую градостроительную планку. По его выражению, Астана должна стать столицей Евразийского континента, а не только Казахстана. Действительно, там проходил Великий шелковый путь, и исторически так складывается, что Астана становится географическим центром Евразии. Это решение было очень смелым и в то время у многих его соратников не укладывалось в голове. Но я не случайно об этом говорю. Архитектура – это политика. На развитие архитектуры больше всего влияет власть и политика. Все уникальные города созданы имперским методом. Архитектор — это ремесленник, который выполняет заказ власти. Не случайно историю общества изучают по раскопкам, по следам, которые оставили древние строения. Архитектура своеобразное зеркало развития общества.
— Неужели сами архитекторы не влияют на облик и развитие города?
— Только единицы, гении в архитектуре, такие как, например Антонио Гауди, создавший облик Барселоны, могут влиять своим творчеством на развитие городов, общества. Все шедевры архитектуры – это воля императора. Зодчий должен проявить талант, когда получает заказ. Санкт-Петербург создал Петр I, архитекторы выполняли волю императора.
В общем, в тот момент соратники Назарбаева не поняли его. Посчитали это фантастикой, утопией, но проголосовали, уверенные в том, что в их жизни эта идея не реализуется. Но не прошло и десяти лет, как вырос современный, даже уникальный город. Сегодня казахи очень гордятся своей столицей. А в музее Астаны крутится видеоролик, где с трибуны прозвучало решение Назарбаева и где видна реакция его коллег. Здесь же кадры, запечатлевшие переезд правительственных чиновников из Алматы в Астану на поезде.
С чего началась новая столица? С того, что президент принял самое верное решение. Он объявил международный заказной архитектурный конкурс на генеральный план Астаны. Были привлечены самые выдающиеся мировые имена в области архитектуры. Выиграл конкурс выдающийся японский архитектор Кишо Курокава. Решающую роль сыграло то, что он сразу объявил о намерении привести инвесторов и разработать генплан за свой счет. За звездами мировой архитектуры стоят инвесторы, которые хотят эффективно вложить свои средства.
— Какая выгода инвесторам вкладывать в архитектуру?
— Прямая. Если государство привлекло человека с именем, естественно у него появляются перед ним финансовые, морально-этические обязательства. Одно дело привлечь неизвестного архитектора – ну, извините, не сложилось, не состоялось. А если, в проекте участвует мировая величина и проект не состоится, то и скандал может разразиться международный. Больших звезд архитектуры привлекают на большие, уникальные проекты. Они могут создать такие шедевры, которые будут востребованы и известны всему миру. Поэтому инвесторы ходят за такими звездами и предлагают вложить свои средства в это.
Курокава сделал генплан Астаны. Сама идея предельно проста, как и все гениальное. Через город протекает река и поперек ее пронзает ось, которая называется Великий шелковый путь. На эту ось нанизываются административная, деловая, социальная, культурно-развлекательная, спортивная, торговая зоны. Эта символическая ось четко просматривается.
— Архитектурный стиль предполагается в генплане?
— Стиль города не закладывается в генплане, потому что это стратегический план развития города. Уже на следующих этапах начинается детальное проектирование, и тут разрабатывается стиль. Поскольку они замахнулись создать будущую евразийскую столицу, то должно быть разнообразие стилей – Восток, Запад…Сейчас они проводят конкурсы на отдельные объекты, куда продолжают привлекать великих архитекторов. Выдающийся английский архитектор Норман Фостер создал в Астане четыре объекта. Это архитектор, за которым гоняется весь мир и который сам выбирает заказы.
Задача казахов была создать привлекательную инвестиционную политику, что и получилось. Сначала они построили социальные объекты в основном за счет бюджета. Суперсовременный медицинский комплекс, культурно-зрелищные, спортивные объекты. Просто потрясающий оперный театр на стадии открытия и многое другое. В итоге сегодня во многие объекты, в том числе и жилищные, вкладываются инвесторы из других стран. Корейцы, японцы, турки, все открывают свой бизнес.
— Все это впечатляет. Как казахские коллеги-архитекторы отнеслись к идее комплекса "Земля Олонхо”?
— Нас встретили, как родных. К якутским архитекторам очень хорошо относятся, мы давно знакомы. Общались мы с Союзом архитекторов Казахстана еще в Советское время. Все, что могли показать, они показали. Все, что хотели получить по информационным материалам, мы получили. С кем хотели встретиться, встретились.
Они очень заинтересовались нашим проектом "Земли Олонхо”. Потому что, это действительно интересный проект, начиная с того, что у нас сохранилось такое уникальное пространство. В 1987 году был утвержден генплан Якутска, и с того времени на этой территории (67, 68 кварталы) была заложена зона для создания ландшафтно-этнографического комплекса, включающая в себя озеро Сайсары (сакральное место), ипподром (в данное время вся территория ЯГСХА) и так называемое «антенное поле», которое сегодня свободно от застройки. Хотя могли бы жилье строить, но этого к счастью не произошло. То обстоятельство, что там располагалось антенное поле "Сахателекома”, тоже сыграло роль. В результате мы имеем естественный ландшафт с озером Сайсары в черте города. Нам нужно разумно и в первую очередь красиво освоить эту территорию. Потому что, то, что красиво – это всегда правильно и наоборот.
Для этого у нас есть уникальное явление Олонхо, которое мы должны каким-то образом материализовать и показать на этой территории. Идея потрясающая, прекрасная. Сегодня она твердо сидит в умах многих руководителей. Но видение идеи разное – один видит там музей, другой — Театр Олонхо, третий — парк... Увидев Астану, пообщавшись с людьми, я понял, что на этой территории все должно быть пронизано одной идеей. В нашем случае идеей города, которое описывается в Олонхо. Необходимо так организовать, чтобы в освоении этого пространства все пошли в едином направлении. В том числе СВФУ, Сельхозакадемия, интеллектуальный потенциал которых должен быть использован здесь.
Символы Олонхо – это Верхний и Средний миры, и на них могут быть нанизаны все функциональные зоны. Инновационные предприятия, технопарки, объекты культуры – все должно воплотиться в современных технологиях. Вплоть до того, что все новейшие конструктивные элементы и другие технические новшества должны быть опробованы на этой территории. При этом надо сохранить ландшафт, показать нашу природу. Объединить все это в единую идею может только архитектурный генплан.
Поэтому хотим объявить международный заказной конкурс и привлечь ведущих архитекторов, которые приведут за собой инвесторов.
— Чем отличается заказной конкурс от открытого?
— В заказном конкурсе участвуют конкретные группы или лица по специальному приглашению. Открытый доступен для всех, для любых непрофессионалов в том числе. Заказной конкурс наиболее эффективен. С архитекторами ведутся переговоры, они отказываются или дают согласие. Каждый участник получает гонорар.
— Даже если не выиграет конкурс?
— Конечно. Каждая «почеркушка» у известного архитектора стоит денег. В любом случае поступят проекты, которые будут уникальны. Конечно, размер гонорара у всех приглашенных участников не такой, как у победителя. Зная архитекторов, могу сказать, что в первую очередь их заинтересует идея. Наша Якутия уникальна. Я на сто процентов уверен, что их привлечет идея выразить себя на полюсе холода.
Для проведения конкурса нужен определенный бюджет. Мы посчитали и решили, что можем собрать 20 миллионов рублей, которых должно хватить.
— Это не мало для подобного конкурса?
— Это минимальная сумма, от которой мы отталкиваемся. Задача рабочей комиссии собрать эту сумму. Это реально, потому что есть компании, которые проявляют интерес к проекту и готовы вложить свои средства.
Казахские коллеги оказали нам огромную помощь, поделившись опытом проведения конкурса.
— Все бескорыстно?
— Да, братья же наши. Сами тоже хотят участвовать. У них есть какая-то неудовлетворенность тем, что они создают. Один архитектор, изучающий корни тюркоязычных народов, мечтает создать тюркскую архитектуру. Говорит, что у нас была своя мощная культура, тенгрианское государство — Тюркский каганат. Он не очень доволен эклектикой, смешением стилей Астаны. Поскольку считает, что евразийская столица должна иметь свой неповторимый стиль. Но это отдельное мнение.
— Как проявляется в архитектуре культура кочевых народов?
— Курокава спроектировал в Астане здание аэропорта, в центре которого просматривается силуэт юрты. Архитектуру кочевых народов в прямом смысле не перенесешь в современный город, не выразишь в бетоне. Поэтому можно передать только дух.
— Некоторые архитекторы говорят, что даже в коробке проявляется характер народа. Японские небоскребы отличаются от американских…
— Это высшее искусство, и к этому надо стремиться. Казахи тоже об этом говорят, и они находятся в поиске. Поэтому хотят участвовать в нашем проекте и создать настоящую тюркскую архитектуру. Мир движется, он открытый, и нам нельзя в собственном соку вариться. Это тормоз.
— Кто будет оценивать работы и делать выбор?
— Думаю, что в состав жюри должен войти президент республики в качестве председателя жюри. В нашей ситуации многое будет зависеть от президента, если не все. Можно просто картинки нарисовать и на этом все закончится. Но если все мы, в том числе руководители республики и города, будем заинтересованы в проекте и получим десятки вариантов видения данной инновационной территории, то идея получит развитие. До начала работы жюри создается независимая экспертная группа, куда должны привлекаться российские, международные специалисты. Они дают профессиональную оценку и выбирают обычно два-три лучших варианта с обоснованием. Все это предоставляется жюри, которое принимает решение.
— В генплане заложена стоимость проекта?
— Приблизительная сумма просчитывается. Я считаю, что стоимость – это вещь условная. Главное идея. Если идея стоящая и может привлечь инвесторов, то она будет работать. Проект может быть недорогим, даже дешевым, но без идеи — это мертвый проект.
Думаю, в следующем году сделаем этот конкурс. Творческий процесс займет определенное время. Возможно, надо будет привезти группу участников в Якутск, показать наши исторические места, культурные и научные объекты, познакомить с территорией, чтобы они почувствовали местность и поняли, чего мы от них хотим. Необходимо донести до них идею Олонхо. Потому что даже наши технари просят Андрея Саввича сделать краткое изложение основной сути эпоса. Ведь вряд ли, кто будет читать эпос полностью.
— Наверное, наши архитекторы хотят закрытый конкурс, чтобы проектировать самим?
— Раньше у нас было такое – лучше сделаем сами. Сейчас многие понимают, что участие известных архитекторов сможет повысить уровень архитектуры в республике и их профессиональный уровень. Придут новые технологии, идеи и возможности. Удивительно, но в Хабаровске, например, до сих пор очень мало строят каркасно-монолитным способом. В то время, как у нас это хорошо известная технология. Таким способом возвели Медцентр. Наши переняли опыт и теперь сами так проектируют и строят.
В мире масса современных технологий, о которых мы не знаем. Архитекторы привезут это сюда. К примеру, тот же Норман Фостер создал в Астане огромное здание в форме шатра. Каркас в виде треноги покрыт многослойным полиэтиленом, накачанным воздухом, пропускающим свет, с системой вентиляции, кондиционирования.
Что такое архитектура? Это не просто здание… Оно напичкано разными технологиями, которые дают тепло, свежий воздух, воду, электричество… Все это должно быть энергосберегающим и технологичным. От солнца, ветра, разницы температур научились добывать дополнительную энергию. Все эти технологии должны быть использованы на этой территории. А где же еще?
— В России нет аналогий подобных идее «Земли Олонхо». Есть научно-технологические инновационные территории, но соединяющие в одном месте культуру, науку и технологии – такой идеи пока нет. Многие не понимают – зачем соединять все это в одном проекте. Что вы думаете по этому поводу?
— Это нужно, потому что одна технология без души, духовности и социальной направленности однобока. Такая территория не будет полноценно работать. Это будет что-то вроде завода. Если мы хотим, чтобы это был многофункциональный комплекс, который будет развиваться, куда будут все стремиться, от мала до велика, возможно даже со всего мира, то мы должны соединить разные направления. Этот комплекс должен быть самоокупаемым и самое главное, инвестиционно привлекательным.
Беседовала Елена ЯКОВЛЕВА.
Делегация проекта «Земля Олонхо» в Астане. Казахстан, 18-21 октября 2012