Бензиновая инфляция Рост потребительских цен в России толкает дорожающее топливо
Цены на продовольствие начнут расти уже в январе, говорится в обзоре, подготовленном Институтом конъюнктуры аграрного рынка. В ближайшие месяцы подорожают свинина, курятина, крупы, а рост цен на пшеницу может достичь пика к лету. По мнению экспертов, на это повлияет индексация тарифов на железнодорожные перевозки, что приведет к росту стоимости продуктов, так как тарифы оплачиваются всеми. Но основное влияние на потребительскую инфляцию окажет повышение цен на топливо. Потому что торговые сети начнут пересматривать систему контрактов с поставщиками, которые тоже будут поднимать отпускные цены, чтобы компенсировать рост издержек за перевозки. На рост стоимости продуктов окажет свое влияние и общая инфляция в стране, одна из основных причин которой кроется в том, что цены на бензин в России растут опережающими темпами по сравнению с потребительской инфляцией.
Дело в том, что после временной заморозки цен на ГСМ и, прежде всего, на бензин в разгар предвыборной президентской гонки, крупные вертикально-интегрированные нефтяные компании (ВИНК) с удвоенной силой и редким энтузиазмом стали компенсировать упущенные прибыли. Даже согласно официальным оценкам Росстата цены на бензин в годовом выражении выросли приблизительно на 6,8%, а с начала года средний прирост цен на все его марки составил порядка 7,7%. Дизельное топливо к концу декабря прошедшего года подорожало практически на 10,2%.
В результате общий индекс потребительских цен в декабре ускорился. При этом стоимость минимального набора продуктов питания выросла гораздо выше общего показателя инфляции: за весь 2012 год – на 7,8%. По мнению большинства экспертов, цены не остановятся и в новом году.
Например, директор департамента стратегического анализа ФБК Игорь Николаев ожидает, что инфляция вырастет до 8-9%, и это еще не самый пессимистичный вариант. Согласно «стрессовому» сценарию, разработанному Минэкономразвития, инфляция снова станет двухзначной и составит 11,9% к концу 2013 года.
По мнению аналитиков «Инвесткафе», всплеск инфляционных процессов мы будем наблюдать уже в ближайший месяц. «Январь традиционно является рекордсменом по росту цен, поскольку обычно на этот месяц приходится индексация тарифов ЖКХ. В 2013-м году в январе тарифы на электроэнергетику повышаться не будут, однако значительно возрастут акцизы, в том числе на спирт, что, безусловно, подтолкнет инфляцию», - говорится в их аналитической записке. В связи с этим эксперты ожидают инфляцию по итогам первого квартала не меньше 1,5%.
Так что очевидно: рост цен становится одной из существенных экономических угроз для России, притом, что в большинстве европейских государств, а также в Канаде, США и Южной Корее, потребительские цены на товары и услуги, наоборот, снижаются.
Инфляции помогает правительство
Наиболее уязвимым на фоне разгона инфляции выглядит агропромышленный комплекс, который не может прийти в себя после прошлогоднего обвала.
- Не имея доступа к доступным долгосрочным кредитам и инвестиционным ресурсам, что является отдельной «заслугой» Банка России и Минфина, российские агропромышленники, работающие на морально устаревшем и физически изношенном оборудовании, просто не в силах компенсировать скачок цен на ГСМ, и вынуждены будут повышать отпускные цены на продукцию, - пояснил «СП» экономист Владислав Жуковский. - Тем самым они не только разгонят инфляцию, но и потеряют свою долю продукции на отечественном и внешнем рынках.
«СП»: - Правительственные эксперты и чиновники говорят, что рост потребительских цен вызван объективными факторами.
- Ускоренный рост цен на бензин, дизельное топливо и ГСМ обусловлен отнюдь не объективными рыночными причинами: превышением спроса над предложением нефтепродуктов, транспортно-логистическими сбоями с поставками ГСМ, закрытием НПЗ на капитальный ремонт, повышением налогового бремени со стороны государства и тому подобным.
Больше всего удивления вызывает тот факт, что ускоренный рост цен на топливо, на долю которого приходится порядка 20-25% себестоимости всей производимой в России продукции, наблюдается на фоне уверенного роста объемов производства нефтепродуктов. Согласно официальным данным того же Росстата, по итогам ноября прошлого года производство автомобильного бензина выросло на 10%, а дизельного топлива – на 5,6%.
«СП»: - Тогда в чем причина роста цен на топливо в России, который продолжается уже не первый месяц?
- Причин, как минимум, пять. Во-первых, высокая степень монополизированности топливного рынка и наличие сговора между крупнейшими нефтяными компаниями. В большинстве регионов страны производство нефтепродуктов сконцентрировано в руках 2-3 крупных нефтегазовых компаний, а также аффилированных с ними нефтепереработчиков.
Во-вторых, имеет место искусственное накручивание розничных цен на бензин со стороны перекупщиков и АЗС – разрыв между отпускной ценой с НПЗ и ценой на колонке достигает 35-40% или 7-8 рублей с тонны. В большинстве случаев крупные нефтегазовые компании обрастают целым ворохом аффилированных с ними перекупщиков, оптовых торговцев и спекулянтов, в карманах которых и оседает подавляющая часть прибылей от продажи ГСМ.
В-третьих, крайне сложная ситуация складывается с эффективностью нефтепереработки – износ производственных мощностей у российских НПЗ достигает 60-65%, а глубина переработки сырья приблизительно в 1,5 раза ниже, чем у конкурентов в США, Евросоюзе, Японии и даже Китае. Столь низкая эффективность отечественных НПЗ не позволяет повысить производительность труда и снизить цены на нефтепродукты.
В-четвертых, полным ходом идет процесс выравнивания внутренних и внешних цен на энергоносители, обязательства по которому российские власти взяли на себя еще в середине «нулевых» годов, в рамках подготовки к присоединению к ВТО.
И, наконец, основная причина - существенный вклад в рост цен на бензин и прочие виды топлива вносит само государство. Речь идет здесь даже не о дорогих кредитных ресурсах, высоких коррупционных поборах, аварийном состоянии инфраструктуры, невнятной таможенной политике, стимулирующей вывоз нефти и нефтепродуктов за рубеж. Дело в том, что по экспертным оценкам и подсчетам самих нефтяных компаний, с которыми не спорят даже в правительстве, порядка 55-60% отпускной цены на бензин на российских бензоколонках приходится на платежи ВИНК в пользу бюджета. Речь идет об уплате в бюджет НДПИ, акцизов, НДС и прочих налогов, которые поддерживают цены на высоком уровне.
«СП»: - Но ведь собирать налоги в бюджет все-таки нужно, как же быть?
- У экономических властей есть все необходимые инструменты для того, чтобы ввести дифференцированный порядок уплаты налоговых сборов, и переложить налоговое бремя с плеч россиян и отечественной промышленности на плечи иностранных потребителей российского топлива. Но чиновники наотрез отказываются пересмотреть существующий механизм изъятия природно-сырьевой ренты, в рамках которого за пользование и потребление природных ресурсов фактически платит само население России, по Конституции являющееся основным собственником природных богатств. Больше всего недоумения вызывает тот факт, что именно российские граждане вынуждены из своего кармана оплачивать проводимую властями фискальную политику и доставать из своих полупустых карманов деньги.
«СП»: - Получается, что бедные российские граждане оплачивают налоги производителей топлива в бюджет, и, плюс к этому, имеют еще и рост потребительских цен?
- В целом, на топливном рынке страны продолжает сохраняться ситуация при которой бедные платят за богатых. Если по итогам первых одиннадцати месяцев прошедшего года цены на высококачественные марки бензина выросли на 7,2% для АИ-92, и на 7,8% для АИ-95 и более высокооктановых сортов топлива, то цены на низкокачественное топливо марки АИ-80 (А-72) подскочили на 8,7%. Опережающий рост цен на низкокачественное топливо, которым заправляются те самые 60% россиян, относимых Институтом социологии РАН к малообеспеченным слоям населения, наблюдается на протяжении многих лет.