Бу сир талбата (меню)
News topics
Политика.Митинги. Пикеты. Партии [876]
Мысли. Думы.Мнения, обсуждения, реплика, предложения [220]
Суд-закон.МВД.Криминал [1206]
Право, закон [278]
Экономика и СЭР [800]
Власть Правительство Ил Тумэн [1124]
Мэрия, районы, муниципалитеты [373]
Мега пректы, планы , схемы ,программы. ВОСТО [186]
Сельское хозяйство,Продовольствие. Охота и рыбалка [510]
Энергетика, связь, строительство.транспорт, дороги [131]
Коррупция [835]
Банк Деньги Кредиты Ипотека Бизнес и торговля. Предпринимательство [265]
Социалка, пенсия, жилье [265]
ЖКХ, строительство [129]
Образование и наука. Школа. Детсад [209]
Люди. Человек. Народ. Общество [177]
АЛРОСА, Алмаз. Золото. Драгмет. [649]
Алмазы Анабара [161]
http://alanab.ykt.ru//
Земля. Недра [233]
Экология. Природа. Стихия.Огонь.Вода [347]
СМИ, Сайты, Форумы. Газеты ТВ [134]
Промышленность [43]
Нефтегаз [266]
Нац. вопрос [280]
Соцпроф, Совет МО, Общ. организации [65]
Дьикти. О невероятном [174]
Выборы [640]
Айыы үөрэҕэ [68]
Хоһооннор [5]
Ырыа-тойук [19]
Ыһыах, олоҥхо [89]
Култуура, итэҕэл, искусство [350]
История, философия [204]
Тюрки [76]
Саха [133]
литература [34]
здоровье [434]
Юмор, сатира, критика [11]
Реклама [7]
Спорт [121]
В мире [86]
Слухи [25]
Эрнст Березкин [88]
Моё дело [109]
Геннадий Федоров [11]
BingHan [4]
Main » 2013 » Олунньу » 8 » «Страсти по Казаряну» – Егор Шишигин. Гоголев: «Оснований для обвинений нет»
«Страсти по Казаряну» – Егор Шишигин. Гоголев: «Оснований для обвинений нет»
17:50
 («НВ») «Страсти по Казаряну» – Анатолий Гоголев
http://www.nvpress.ru/science_and_life/2586                                                                                                                                                      http://uhhan.ru/news/2013-02-07-7106
Якутия. 8 февраля. NVpress - Истерику, возникшую у некоторых после интервью с профессором Павлом Казаряном, трудно назвать полемикой или дискуссией. На заявившего непопулярные вещи историка и журналиста, посмевшего взять интервью, обвинения посыпались как из ведра. Кому-то в тексте померещились проститутки и сутенеры, кому-то показалось, что в распущенности обвинили конкретно его бабушку,  а большинство, не читая текста интервью, обиделось «за компанию». Заметим, что в основном обвинения шли от сторонников альтернативной истории. Мы решили продолжить тему, и обратились к нашим известным и маститым историкам-профессионалам с просьбой прокомментировать скандальный материал.

   Гоголев: «Оснований для обвинений нет»


Вице-президент Академии наук Якутии, доктор исторических наук Анатолий Гоголев не стал уличать коллегу.

«НВ»: Высказывания профессора вызвали огромный резонанс
.

А.Г.: Да, имеются положительные и отрицательные отклики. И это правильно. Павел Казарян оказался прилежным учеником одного из основателей исторической науки Якутии второй половины XX столетия доктора исторических наук, профессора Федота Сафронова. Более 30 лет он занимается проблемами дореволюционной истории Якутии. И сейчас Павел Левонович  - заметная фигура в исторической науке нашей республики. Кроме того, он являлся членом комиссии по подготовке новой Конституции Якутии в начале 1990-х гг. Павел Казарян в большей степени является специалистом в дореволюционной истории Якутии.

«НВ»: То есть, рассуждая об этногенезе, Казарян заступил на чужую территорию?

А.Г.: Нельзя сказать, что он не разбирается в других темах. Как правило, профессиональные историки, специализирующиеся в области дореволюционной истории, знакомы и с этногенезом народов Якутии, с более ранними этапами их этнической истории.

Первоначально камнем преткновения стала оценка Павла Левоновича в отношении Василия Манчаары – Слободчикова. Данная проблема, как и любая историческая проблема, имеет две стороны. С одной стороны, если подойти с правовой точки зрения, то грабежи, в каких целях бы они не производились, находятся вне закона. С другой стороны, Манчаары был благородным разбойником, который шел на нарушение закона не ради своей выгоды. Он боролся против существующей формы эксплуатации, против порабощения маленького человека. С этой позиции у  него сложился позитивный образ. В целом, Манчаары является фигурой яркой и противоречивой, и давать однобокий ответ не очень правильно.

Также Павел Левонович высказался в отношении учебников Якутии, источником информации в которых были, по его мнению, только мифы. Скорее всего, он имел в виду то, что историческая наука в советское время находилась под большим идеологическим прессом. Мифы являются одним из видов источника, наравне с  историческими рассказами и легендами, в дописьменной истории народов. Что касается проблемы этногенеза якутов, то имеются археологические материалы рубежа 13-14 веков, в которых зафиксирован приход южных предков на территорию Центральной Якутии.

«НВ»: Основное, на что обратили внимание оппоненты Казаряна, это вопросы, касающиеся этнической истории Якутии.

А.Г.: Вообще, этнические процессы – явление сложное, но определить этот процесс можно. И главный тезис Павла Левоновича заключается в том, что определяющую роль в формировании якутской народности, а потом уже народа и нации, сыграли ассимиляционные процессы. Это очевидно: все народы мира зарождались на основе ассимиляционных процессов. Это явление усиливается в эпоху Великих географических открытий – в конце 15 и  до конца 18 веков, когда перед европейцами открылся другой мир – Австралия, Африка, Америка. Частью Великих географических открытий стало и открытие Сибири и Якутии. И действительно, формирующаяся якутская народность в каком-то плане ассимилировала местное палеозиатское и пришлое тунгусоязычное и монголоязычное население. А с 17 века стало прибывать европеоидное население мужского пола. Конечно, основная масса служилого населения имела связь с местными женщинами, в том числе с представительницами самого многочисленного тогда народа  – якутскими женщинами.

«НВ»: Как к этому относилось мужское население?

А.Г.: Вряд ли кому-то это нравилось. Но надо понимать особенности времени и обстановки, когда Восточная Сибирь включалась в состав Русского феодального государства. Известно, что в северо-восточной части Якутии, начиная с 40-60 гг. 17 века, сосредоточилось большое количество русских служилых, промышленных людей (трапперов). Судя по архивным материалам, эта мужская группа содержала у себя около десяти процентов лучших юкагирских женщин.

Со второй половины 19 века ассимиляционные процессы особенно усилились. Якутия стала официальным местом не только политической ссылки, но и уголовной. В 70-х годах 19 века здесь проживало 4-5 тысяч ссыльных преимущественно мужского пола. Согласно законодательству,  они содержались за счет наслегов. Обстановка была сложной. Уголовники вытворяли, что хотели. И якуты не могли расправляться с ними, так как брали их под свою ответственность. Ссыльные создавали браки, сожительствовали с местными женщинами. Поэтому у многих якутов Центральной Якутии имеются предки поляки, польские евреи, русские. Нельзя это не признавать. И в этом Казарян прав. Единственное замечание - не у каждого якута имеются европеоидные предки. Однако с точки зрения исторического подхода основной смысл объективен.

«НВ»: Что еще вам показалось интересным?

А.Г.: Мысль о том, что у якутов самосознание находится на уровне ребенка, без сомнения, спорна. Но, тем не менее, можно с этим согласиться, потому что якутский народ относится к числу молодых этносов, формирование которых завершилось в пределах второй половины 16 века. К этому времени сложилась основная постплеменная народность, формирующаяся при отсутствии государственности. К числу молодых этносов относятся и другие народы бывшего Советского Союза. Это - казахи, киргизы, узбеки, алтайцы, хакасы, тувинцы, буряты. О древности нашего народа говорится только в плане древних европеоидных предков, которые являются общими для всех тюркоязычных народов. Что касается разделения по улусам, то корпоративность вообще характерна для всех азиатских народов.

К слову, Павел Левонович – представитель древнейшего народа, процесс формирования армян берет начало с рубежа 2-1 -го тысячелетия до нашей эры и христианизацию они восприняли в IV-V вв.,  находясь в составе Римской империи.

«НВ»: В чем бы вы согласились с профессором?

А.Г.: В своем интервью Казарян дал объективную оценку цивилизационного вклада якутского народа в мировую культуру. Мы действительно являемся пионерами в распространении производящей формы хозяйства в пределах предарктической и арктической зоны Земли.

Он прав в том, что как народность якуты сформировались на территории Центральной Якутии между Леной и Амгой в пределах XIV-XVI вв. (Кулун-атахская археологическая культура).

Понятны и выражение Казаряна о «вышестоящих» и «нижестоящих» народах. Это принятое понятие, обозначающее подход с социально-экономической точки развития. И сейчас имеются неразвитые народы, живущие в Тропической Африке и Австралии, районе Океании, бассейне Амазонки в Южной Америке. И, разумеется, в XVII-XIX вв. ламуты, эвенки и юкагиры находились на уровне первобытно-патриархальных, тогда как якуты – в условиях патриархально-феодальных отношений.

Также соглашусь с Казаряном в том, что женщины являются носителями генофонда. Да,  женщины всех народов мира рожают и воспитывают детей, продолжая генофонд этносов.

Думаю, что многие возмущающие Казаряном не читали его интервью. Прочитав, человек поймет, что в целом, оснований для того, чтобы в чем-либо обвинять доктора исторических наук Павла Казаряна нет.
 КОММЕНТАРИИ
viewГаер-Маер  | 08/02 16:18
Носителями якутского генофонда является мужчина. Современная наука генетика доказала, что в метохондриальных генах содержится информация о том что якуты произощли от 3-х мужских линий и 12-ти женских. Все Европейцы произошли от 9-ти мужских и 18-ти женских особей. Так что генофонд всех якутов и даже имеющих европеоидную часть содержат в своем генофонде только 3-и гена являющихся отличительным генофондом народа и только мужчина может ее передовать неизменно из поколения в поколение на протяжении многих тысяч л
ет.



«Страсти по Казаряну» – Егор Шишигин

На заявившего непопулярные вещи историка и журналиста, посмевшего взять интервью, обвинения посыпались как из ведра. Кому-то в тексте померещились проститутки и сутенеры, кому-то показалось, что в распущенности обвинили конкретно его бабушку,  а большинство, не читая текста интервью, обиделось «за компанию». Заметим, что в основном обвинения шли от сторонников альтернативной истории. Мы решили продолжить тему, и обратились к нашим известным и маститым историкам-профессионалам с просьбой прокомментировать скандальный материал.

Шишигин: «Профессор допустил неточности»

Директор музея истории и культуры народов Севера им. Ем.Ярославского Егор Шишигин высказал ряд замечаний, но заметил, что не поддерживает всеобщей истерики и обвинений.

«НВ»: Егор Спиридонович, что вас смутило в интервью?

Е.Ш.: Вспоминаю высказывание моего профессора Георгия Башарина, говорившего, что история точная наука. Я не считаю, что я прав, а Казарян нет. Казарян допустил много неточностей и неудачных формулировок. Например, он говорит о том, что «практически все сибири народы деградировали». В отношении народов так говорить некорректно. Неужели деградировали буряты, тувинцы, хакасы? Считаю, что якуты являются вторым по численности народом Сибири после бурятов, которые раньше нас имели театр, у них раньше появились народные артисты СССР, признанные балерины и певцы.

Кстати, о театрах. Павел Левонович ошибся, сказав, что театры мы переняли у русских. Он неправ, потому что театры первоначально появились не в Руси, они появились намного раньше, в Древней Греции. Русская культура в отношении народов Сибири сыграла цивилизационную роль. Через нее мы приобщились к мировой цивилизации.

Его замечание по этночванству является некорректным. Каждому малочисленному народу свойственен этноцентризм – это своего рода этническая самозащита, вызванная тем, что их культура, язык подвергается естественной ассимиляции. Поэтому возникает ответная, иногда очень болезненная реакция. Любой человек должен учитывать эту особенность.

«НВ»: А мы малочисленный народ?

Е.Ш.: Конечно, термин «малочисленный» не является научным. По-моему, при Горбачеве были в ходу формулировки «малый» и «большой» народ, затем от них отказались. Сейчас стали говорить малочисленные и многочисленные народы. Да, мы малочисленный народ в отношении великого китайского народа, в отношении русского народа. По мировым меркам, мы тоже малочисленный.

«НВ»: У каждого специалиста, историка имеется своя гипотеза…

Е.Ш.: Конечно, он имеет свое право на мнение, но у него должно быть какое-то основание. В интервью он утверждает, что границы между территорией якутской земли и тунгусскими землями проходила на реке Кэнкеме. Хотя общеизвестно, что это не так. Есть выводы ученой Парниковой, изучавшей этот вопрос и написавшей диссертацию о расселении народов Якутии. И она написала, что в 17 веке, к моменту прихода русских, якуты жили не только в центральной Якутии, но и в Олекме, Жиганске, Вилюе, Яне и Колыме. Казарян утверждает, что русские казаки женились на местных женщинах. В течение 17-18 веков была острая нехватка русских женщин по всей Сибири. И конечно, молодые люди -служивые, торговые и промышленные - женились на местных бурятках, якутках, тунгусках.

«НВ»: Но Казарян говорил то же самое.

Е.Ш.: Но не для того, чтобы улучшить свой род. Просто так было всегда, во всем мире.

Также Казарян говорит о том, что хранителем генофонда у якутов выступает не мужчина, а женщина. Это неправильно. У якутов есть понятие аҕа ууһа и ийэ ууһа, отцовский и материнский род. Так вот, у якутов в 17 веке было отцовский род, патриархат, пришедший на смену матриархату. Это естественный процесс, об этом говорил и Энгельс в своем «Происхождение семьи, частной собственности и государства». Матриархат был во время группового брака, когда невозможно было установить отцовство детей. Учитывалось родство по женской линии. По мере развития общества появилась парная семья и главенствовать стал мужчина.

«НВ»: Вы – давний оппонент Павла Левоновича?

Е.Ш.: У каждого ученого должна быть этика ученого. Об этом я говорил, когда Павел Левонович нехорошо отозвался о Василии Манчаары.

Почему он так говорит? Я считаю, что у Павла Левоновича очень поверхностные знания по истории Якутии.

У каждого своя специализация и тема. С Казаряном у нас был один научный руководитель Федот Сафронов. Его тему продолжил Павел Левонович, написавший кандидатскую по Верхоянской ссылке.

Казарян никогда не занимался вопросами происхождения народов Якутии, а изучал вопросы политической ссылки. Поэтому его выводы в отношении происхождения и расселения народов очень сомнительны. Ну, не может человек быть компетентным по всем вопросам.

У якутов письменная история началась с 17 века, когда Якутия вошла в состав России. До прихода русских была бесписьменная история. Для того, чтобы изучить этот период, необходимо исследовать язык, фольклор, этнографию, генетику в совокупности.

Считаю, что якуты являются древним народом. А вот русский народ считается молодым, поскольку он как нация образовался в 15 веке, когда складывался всероссийский рынок, когда начались торговые связи, тогда русские сформировалась как нация.

Совсем недавно в отношении якутов говорили, что как нация якутский народ сформировался только в советское время. Но сегодня ученые считают, что как народ как этнос якутский народ сложился на территории современной Якутии с 9 по 12-13 века.

"Наше время
Category: История, философия | Views: 1612 | Added by: uhhan1
Total comments: 0
Only registered users can add comments.
[ Registration | Login ]
Сонуннар күннэринэн
«  Олунньу 2013  »
БнОпСэЧпБтСбБс
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728
Көрдөө (поиск)
Атын сирдэр
Ааҕыылар

Баар бары (online): 10
Ыалдьыттар (гостей): 10
Кыттааччылар (пользователей): 0
Copyright Uhhan © 2020