22.02.2013 Якнет в последние дни бурно отреагировал на произошедшие изменения в Конституции республики эмоциональными публикациями и острыми спорами, местами с переходом в флейм. Это сложная многофакторная проблема, в которой сошлись интересы многих сторон: федералов, которым нужно укреплять конкурентоспособность и потенциал страны в целом, олигархов и мегакорпораций, бизнес-интересы которых не всегда лежат в сфере филантропии и заботы о местном населении, республиканских властей и депутатов, которые вынуждены выбирать между сугубо терминологическим в последние годы суверенитетом и возможными проблемами на горизонте.
Например со своевременным поступлением трансфертов, что немедленно поставит весь регион на грань гуманитарной катастрофы. Недовольна часть населения, которая подозревает в этом проявление колониальных отношений. Все указанные стороны сами по себе неоднородны, внутри них представлены самые разные интересы, точки зрений, видения по дальнейшим действияим. Все это политика, где стороны исходя из баланса сил, ресурсов и здравого смысла, должны найти некую точку, которая позволит обеспечить устойчивое развитие регионов и страны в целом.
Надо уточнить, что речь идет не о суверенитете, как таковом в международном понимании, а о получении регионом своей части доходов от эксплуатации природных богатств (других богатств у нас нет) для обеспечения собственной жизни и развития. В 90-е годы у республики были значительные средства, использованные, по большей части, на социалку. Правильно это было или нет, к теме поста не относится. Вопрос может быть решен путем того или иного компромисса между республикой (включая все ее многонациональное население) с одной стороны и федеральным центром с другой. И события последних лет, включая ход принятия поправки в конституцию, наглядно показывают, что у республики слабые исходные позиции в процессе определения точки консенсуса.
Главная мысль проста:
сложно отстаивать свои интересы, являясь неэффективным и технологически отсталым
Казань. ИТ-парк
Республика не делает некоторые вещи, которые нужно было сделать еще позавчера. Не стимулирует развитие внутреннего производства, не поддерживает эффективно малый и средний бизнес, слабо внедряет новые технологии в основные отрасли экономики, бизнес-инфрастуктура по большей части или отсутствует или находится в неудовлетворительном состоянии, система высшего и среднего технического образования далека от совершенства. В сфере новых технологий и инноваций, которые сегодня являются основой развития зарубежных экономик, средством повышения производительности труда, системная работа не ведется. Нет регионального технологического парка, нет движений по организации технико-внедренческих зон, нет республиканского венчурного фонда, нет сетей частных инвесторов, нет системы трансфера технологий, никто не думает удерживать лучшие технические мозги, которые перманентно утекают на запад.
Но зато мы создаем музеи достижений школьников, открываем балетные училища, инвестируем миллионы долларов в убыточные кинопроекты, планируем миллиардные инвестиции в развитие краеведческих музеев и грандиозных культурных парков, непонятно для чего поддерживаем казачество, организуем помпезные спортивные игры, проводим по разбитым и грязным улицам многотысячные парады в советском стиле, открываем уже пятые или шестые дома правительства, обеспечиваем их верховных обитателей новейшими крузаками, периодически светимся с коррупционными делами и так далее. Ничего не имею против балета, музеев и роста числа чиновников, но у общества сегодня есть более приоритетные задачи, после успешного решения которых и можно заняться всеми этими вещами. Сегодня разумнее тратить деньги на модернизацию экономики и инфраструктуры, на внедрение передовых технологий, на создание поддерживающей среды для малого и среднего бизнеса. В первую очередь бизнеса не сферы торговли и обслуживания, а внедряющего новые технологии или производящего продукцию любого рода, в особенности имеющую экспортный потенциал на российском и зарубежном рынках. Лучше не в виде мегадотаций по 60 или даже целых 200 тысяч рублей, а через так называемые "development services”, среду развития бизнеса – бесплатные или льготные офисы/производственные помещения, юридическую и маркетинговую поддержку, оборудование в лизинг, скоростной дешевый интернет, содействие по привлечению дешевых кредитов и частных инвестиций, продвижение через сеть представительств РС(Я) и так далее. Якутск. Бизнес-инкубатор
Деньги бизнесу можно давать в достаточных объемах в виде инвестиций венчурного фонда, на конкурсной основе, через экспертные оценки, с получением в ответ доли в бизнесе и последующим контролем его развития и доведением до выплаты дивидендов и выгодной продажи этой доли частникам. Расходы на подобную систему поддержки вернутся многократно, через новые рабочие места, налоги, улучшение экспортно-импортного баланса, через внедрение в региональной экономике новых технологий, дающих быстрый и значительный эффект.
Если говорить о конкретных вещах, то можно было выделить средства на конкурсный отбор современной и эффективной технологии строительства дорог в северных условиях, чтобы они не разрушались через пару лет. На технологию очистки воды. В Финляндии компании, специализирующиеся по направлению "Water Purification”, сформировали целый бизнес-хаб CEWIC (Centre of Expertise in the Water Industry Cluster) в городе Оулу. Можно покупать и внедрять в Якутии. Здоровое население способствует доходам и снижает расходы бюджета. Утрируя, нам надо выбрать – "Дети Азии”, которые позиционируются как имиджевое мероприятие, но у которых при бюджете порядка миллиарда рублей даже нормального сайта никогда не было, и которые по факту мало кто замечает в современном информационном пространстве или чистая вода из под крана в Якутске и других населенных пунктах республики. Лично я бы выбрал второе. Некоторое время можно строить новые спортивные объекты и ремонтировать дороги без проведения игр. В сфере добычи природных ископаемых тоже много возможностей повышения эффективности с помощью новых технологий. Пример: изобретенные якутскими учеными новые виды пластмасс и резины, выдерживающие низкие зимние температуры, могли бы сэкономить добывающим компаниям значительные суммы в год на надежных комплектующих (ученые приводили мне как пример лотки для руды в компании "АЛРОСА”). Но процесс не идет, у ученых нет навыков менеджеров, бизнес-процесс организовать не могут, беспомощно потыкаются туда-сюда и перестанут. Нет связующего моста между учеными и инженерным составом с одной стороны и бизнесом с другой, который мог быть организован при поддержке государства. Далее, тепло- и энергосбережение, новые технологии утепления домов, снижения потерь при передаче электроэнергии на большие расстояния и в условиях низких температур, использование возобновляемой энергии солнца, ветра, морских приливов. Конкретными результатами могут стать снижение огромных дотаций из бюджета на отопление, расходов на завоз ГСМ в северные районы. И так далее, вплоть до мелочей, до автостоянок с электрическим подогревом, работающих до -40С, или каких-нибудь инновационных холодильников, работающих большую часть года на якутском холоде с улицы, а не на дорогом электричестве. В последнем примере могли бы появиться новые фирмы-стартапы, кто будет продвигать эти автостоянки и холодильники среди населения и предприятий, размещенные в технопарке, имеющие доступ к поддерживающим сервисам и инвестициям, в ответ создающие рабочие места, платящие налоги и повышающие эффективность региональной экономики.
Татарстан. Набережные Челны
Поиск передовых российских и зарубежных технологий, подходящих для нас, могла бы предоставить система трансфера технологий, которой у нас нет. Их внедрение могли бы обеспечить упомянутые выше бизнес-стартапы с участием инженеров, ученых, аспирантов и студентов, базирующиеся в технопарке, формируемые в составе экономических кластеров, с привлечением средств частных инвесторов, якорных предприятий кластеров или венчурного фонда. Всего этого у нас тоже нет, кроме талантливых людей, сейчас имеющих не очень много возможностей реализовать себя в Якутии.
А все это создано и системно развивается в том же Татарстане, не говоря об еще более удручающих для нас зарубежных примерах. В венчурном фонде РТ собрана сумма в несколько миллиардов рублей. Есть даже специальный IT-венчурный фонд в 300 млн. руб., наполовину выделенный из федерального бюджета. С татарами работают ведущие IT-корпорации, типа Майкрософта. Ежегодно проводится венчурная ярмарка, с сотнями участников из более, чем десяти стран мира. Создано 5 крупных бизнес-инкубаторов. Можно не говорить про промышленное производство, машиностроение, КАМАЗ, ЕлАЗ, Казанский вертолетный завод, предприятия ВПК – врядли у нас это разовьется в обозримом будущем по объективным причинам. Нам следует модернизировать существующие основные отрасли экономики, и пытаться развить виды производства, связанных с переработкой добываемых природных ресурсов и тех, которые не так сильно зависят от географической удаленности и холодного климата. Якутия. Нижнеянск Сфера финансирования прикладных исследований: российский фонд содействия развитию малых предприятий в научно-технической сфере (Фонд Бортника) вместе с Правительством Татарстана ежегодно проводит конкурс инновационных идей, в котором безвозмездно выделяется исследователям 50 грантов на суммы до 6 миллионов рублей каждый. А у нас? Ученые по несчастным 4-5 защищаемым в год проектам получают грошовое финансирование фонда по первому, самому мелкому и простому этапу и потом бесследно разбегаются, проекты замораживаются. С 2005 г. из двадцати с лишним прошедших отбор якутских проектов на второй и третий этапы вышел всего один! И тот наш, синетовский. При этом генеральный директор фонда С.Г. Поляков при встрече говорит мне, что готов Республике Саха (Якутия) выделять до 15 грантов в год, которые мы сами не берем, предоставляя слабые проекты и бросая их после первого года. А это сумма порядка 50-70 млн. руб. в год! Безвозмездно.
В основном наши ученые не могут решить по сути техническую проблему с соинвестором, которую та же республиканская инвестиционная компания может решить с полпинка и без финансовых потерь для себя.
Во всех двух якутских технопарках работает человек пять, в том числе и я, в качестве общественной нагрузки, а татарстанский технопарк "Идея” является одним из крупнейших в Европе. Площади одного Камского индустриального парка "Мастер” (138 тыс.кв.м.) сопоставимы с суммарными площадями всех корпусов ЯГУ (163 тыс.кв.м.).
Если сравнивать Якутск с Казанью, отставание первого будет еще более наглядно, чем в случае с Хабаровском. Казань – современный развитой и ухоженный город-миллионник, по праву претендующий на статус третьей столицы России. Вряд ли у какого-нибудь федерального начальника, участвующего в решениях по разграничению, прибавится уважения к нам, когда он видит состояние улиц Якутска или трассы М56. Якутия. Тикси В общем слишком многое делается у нас неэффективно. Большая часть населения республики, включая руководителей компаний, министров, депутатов и других людей принимающих решения, живет примерно в 70-х годах прошлого века и не осознает, насколько это тормозит развитие региона. При этом, в некоторых случаях, дело не только в косности и шаблонности мышления, но и в чьих-то прямых экономических интересах, основанных на неоптимальности расходования средств. Проще говоря, кто-то заинтересован в постоянном ремонте дорог или в ежегодных дотациях на отопительные килокалории, значительной частью вылетающих на воздух. Усилия руководства республики по диверсификации и расширении налоговой базы за счет привлечения в регион крупных корпораций, проводящих социально-ответственную политику, пока дают видимый эффект в случае с одним Сургутнефтегазом. А живем так, будто уже есть дюжина АЛРОС и Сургутнефтегазов, и можно не думать о развитии, эффективности, оптимизации. В завершение:подтверждение этого поста вы увидите в процессе определения компромисса между Татарстаном и федеральным центром. Сильные позиции региона, уважительное отношение к нему федерального центра, согласие выделить ему больше полномочий и ресурсов, определяются в первую очередь мощной, высокотехнологичной и доходной экономикой, современным и эффективным региональным менеджментом, имеющим доступ к серьезным ресурсам и думающем как о интересах своего населения, так и интересах страны в целом. Источник: Дневник Арсена Томского, генерального директора Сахаинтернет
Трудно не согласиться..Кто по образованию Президент Татарстана-промышленник,а не ограрий всегда с протянутой рукой (без обид)...Вот и делайте выводы...