Main » 2013»Ыам ыйа»13 » крупные структуры с долей государственной собственности активно вторгаются в сферу деятельности малого и среднего предпринимательства.
крупные структуры с долей государственной собственности активно вторгаются в сферу деятельности малого и среднего предпринимательства.
12:01
Что уже и подзаработать нельзя?!
12.05.2013 В прошлом месяце на очередном заседании КС вдруг зашел разговор о государственном малом бизнесе. Это когда госструктуры, созданные и учрежденные для разных важных и очень ответственных целей, вдруг создают небольшие ОО-шки и ИП-шки и начинают подрабатывать на стороне. Вот кто у нас сегодня в городе самый главный ресторатор? Скрипин, крикните вы? А вот и нет. Это Карл Васильев, глава ГУП «Комдрагметалл» или просто Комдрагмет. Потому что именно ГУП «Комдрагметалл» создало уже целую сеть общепита ГУП – «Пицца-Ленд», «Индигирка», «Дикая Утка», «Кружало», «Парадокс», «Вернисаж», «Третья линия», «Олонхо» и т.д. При этом создавали предприятие для совсем других вещей. Вон хоть бюллетень Счетной палаты РФ посмотреть:
Президентом Республики Саха (Якутия) 21 июля 1999 года было издано распоряжение № 202-РП, в котором предписывалось упразднить Комитет по драгоценным металлам, камням и валюте при Правительстве Республики Саха (Якутия), передав его функции Предприятию; создать на базе Комитета по драгоценным металлам, камням и валюте при Правительстве Республики Саха (Якутия) государственное унитарное предприятие «Комитет по драгоценным металлам и драгоценным камням Республики Саха (Якутия)» с передачей вновь учреждаемому Предприятию всех активов и пассивов Комитета; уполномочить Предприятие на проведение операций по выкупу, переработке и реализации драгоценных металлов и драгоценных камней и изделий из них, а также операций со средствами, полученными от реализации этих ценностей; определить основной целью деятельности Предприятия управление, пополнение, учет и наращивание ценностей Государственного фонда драгоценных металлов и драгоценных камней Республики Саха (Якутия).
Первый устав Предприятия утвержден Министерством по управлению государственным имуществом Республики Саха (Якутия) и зарегистрирован в Министерстве юстиции Республики Саха (Якутия) 2 сентября 1999 года. Размер уставного фонда Предприятия определен в сумме 25000,0 тыс. рублей.
Новая редакция устава Предприятия утверждена распоряжением Правительства Республики Саха (Якутия) 16 июля 2003 года № 814-р. Учредителем Предприятия согласно новой редакции устава является Республика Саха (Якутия). Основной целью деятельности Предприятия является пополнение, учет, наращивание Государственного фонда драгоценных металлов и драгоценных камней Республики Саха (Якутия), участие в финансовом рынке для обеспечения социально-экономического развития Республики Саха (Якутия) и получение прибыли.
При этом ежу понятно, что «менеджерам» от Кодрагмета куда легче решать вопросы с поиском площадей, выдачей кредитов, получением согласований и разрешений, подключением к сетям и т.д. У них в учредителях, правлениях, набсоветах, попечительских советах всякие министры сидят. Опять же в создаваемые бизнеса пристраивают бесчсиленных знакомых и родственников ранговых госклерков.
То есть принципы конкуренции ломаются.
Но самое главное – вложения идут в те сферы предпринимательской деятельности, которые в лишней поддержке не нуждаются, зато имеют быструю оборачиваемость наличных средств.И это не единственный пример «государственного малого бизнеса». Задискутировали мы на эту тему, и итогом стало решение направить открытое письмо президенту республики на тему «хорошо бы и совесть иметь».Проект этого письма, исходя из прозвучавших мнений и заявлений был подготовлен, проходит согласование, прежде, чем председатель совета (Виктор Федоров) его подпишет. Думаю, это случится в течение этого месяца (ближайшее заседание КС – 14 мая).
А проект письма – вот он:
Уважаемый Егор Афанасьевич!
К Вам обращается экспертное сообщество предпринимателей г. Якутска, члены Координационного совета предпринимателей при главе ГО г. Якутск, представители республиканских и общероссийских бизнес-структур. Целью настоящего обращения является желание обратить Ваше внимание на некоторые факты, связанные с осуществлением непрофильной деятельности отдельных предприятий республики.
На сегодняшний день сложилась ситуация, когда крупные структуры с долей государственной собственности активно вторгаются в сферу деятельности малого и среднего предпринимательства. Ориентируются они при этом не на решение уставных задач, а на создание коммерческих предприятий в отраслях, связанных с быстрым оборотом средств. Наиболее яркие примеры:
1) Проект ТРЦ «Туймаада», профинансированный ОАО «Республиканская Инвестиционная Компания» – 11,4 тыс. квадратных метров торговых площадей. 2) Сеть общепита ГУП «Комдрагметал РС (Я)» – «Пицца-Ленд», «Индигирка», «Дикая Утка», «Кружало», «Парадокс», «Вернисаж», «Третья линия», «Олонхо» и т.д.
При этом приоритеты данных предприятий совершенно иные: строительство инфраструктурных объектов и реализация инвестиционных программ, направленных на социально-экономическое развитие республики.
Наличие у подконтрольных государству учреждений свободных финансов и доступных площадей позволяет использовать и то и другое для достижения намеченных целей.
В то же время мы видим, что средства и площади используются для извлечения коммерческой выгоды в отраслях, которые сегодня вполне развиты – торговля и общепит. Обращаем Ваше внимание, что при этом конкурентное преимущество непрофильные активы подконтрольных государству предприятий получают за счет своего особого положения.
При наличии в учредителях крупных предприятий представителей государственных органов власти, вопросы аренды помещений, их выкупа, подсоединения к техническим сетям и инженерным коммуникациям решаются гораздо быстрее и оперативнее, нежели для рядовых предпринимателей. О честной конкуренции речи не идет!
Уважаемый Егор Афанасьевич, в преддверии прихода в Якутск крупных торговых сетей из центральных регионов, что грозит привести к серьезным осложнениям на рынке занятости, идет серьезное вторжение в область интересов малого бизнеса по государственной линии в самой республике. Сегодня малый бизнес не является значительным налогоплательщиком для бюджета Республики Саха (Якутия), но его вклад значителен с точки зрения организации самозанятости населения.
Создание благоприятных условий для развития малого и среднего предпринимательства – задача государства и один из приоритетов государственной политики Республики, но предприятия уровня ОАО «Республиканская инвестиционная компания» и ГУП «Комдрагмет» создавались с иными целями и задачами, что указано и в их уставной деятельности.
Повторимся: ниши, которые они занимают сегодня – мелкая розничная торговля, общепит, развлекательные заведения – достаточно освоены в республике и вполне заполняются без государственного участия.
Если бы целью и задачей [таких] предприятий при реализации непрофильных объектов являлось бы развитие этих сфер деятельности, было бы уместно открыть центры подготовки кадров, или формировать специализированные кластеры. Вместо этого имеют место быть капиталовложения в предприятия, связанные с быстрым оборотом средств и извлечение прибыли в пользу отдельных частных (афиллированных) лиц.
Мы не призываем ограничивать право менеджеров крупных республиканских предприятий на осуществление коммерческой деятельности, мы просим Вас и правительство республики ужесточить контроль за их целевой деятельностью. Считаем, что вместо того, чтобы создавать непрофильные активы, генерирующие определенную денежную массу, указанные предприятия должны заниматься инвестициями в значимые для республики проекты.