Main » 2013»Атырдьах ыйа»24 » довести долю фермеров с 25-30 процентов до 65-70 процентов. За счет перехода личных подсобных хозяйств в легальное производство можно созд
довести долю фермеров с 25-30 процентов до 65-70 процентов. За счет перехода личных подсобных хозяйств в легальное производство можно созд
14:30
Руслан Васильев: "Минсельхоз раскрыл лишь капельку правды"
YAKUTIA.INFO. Как мы ранее сообщали, специалисты российского Минсельхоза, посетившие на прошлой неделе Якутск, устроили разнос якутским чиновникам за фактически провальную сельхозполитику. Производство мяса сокращается – это видно по данным, предоставленным Департаментом животноводства и племенного дела Минсельхоза РФ. Причем по всем фронтам – начиная с говядины и заканчивая молоком. (Единственный аспект, где нет регресса, - производство птицы.) При этом цена местной продукции намного дороже привозной. При этом министр сельского хозяйства РФ посоветовал якутским властям не ограничиваться собственными ресурсами. Тем более, как показывает практика, не самыми эффективными. Следует привлекать "умных людей – практиков, и посмотреть, где основное звено, взявшись за которое, можно вытащить цепь проблем и эффективно их решить".
Председатель Фонда поддержки инициатив пенсионеров «ИИТИИ» Руслан ВАСИЛЬЕВ говорит: наши пенсионеры-сельчане, остро отреагировали на критику Минсельхоза России. и считают, что прозвучавшая критика – лишь капелька правды, озвученной перед президентом республики. И что если идти тем же путем, который продолжают сегодняшние чиновники от села, - регресс продолжится.
- Спасибо, что Минсельхоз Российской Федерации раскрыл только капельку всей правды, - комментирует Руслан Васильевич. – Специалисты Российской Федерации не до конца усмотрели недостатки аграрной политики республики. Мы можем озвучить свое мнение, так сказать, дополнить сказанное. Более того, наши специалисты-практики, люди, отдавшие сельскому хозяйству всю свою трудовую деятельность и которые знают сельское производство изнутри, готовы предложить свое решение проблемы.
- Озвучьте.
- Объясняю. Среди экономистов есть такое положение: если доля самостоятельных субъектов в общем объеме производства – например, фермеров, представителей крестьянских хозяйств – составляет менее 50 процентов, то отрасль считается на грани развала. А у нас доля таких субъектов производства составляет всего 25-30 процентов. Остальные – личные подсобные хозяйства.А личные подсобные хозяйства к производству не относятся.
Это по сути деятельность человека в свободное от работы время, ничем не регламентированная и, можно сказать, нелегальная. Поэтому она по экономическим терминам к производству не относится. Сегодня крестьянин, ведущий подсобное хозяйство, взял коров, а завтра с утра он может их и забить. И никакой ответственности перед государством, потому что это его сугубо личный вопрос.
При этом селяне, ведущие подсобные хозяйства, лишаются как производители социальной защиты – ни трудового стажа, ни пенсии и других социальных моментов. Это фактически работа вне правового поля. Мы считаем, что наша основная цель – довести долю фермеров с 25-30 процентов до 65-70 процентов. За счет перехода личных подсобных хозяйств в легальное производство можно создать дополнительно до 5-6 тысяч рабочих мест в сельском хозяйстве. Посудите сами: сегодня в сельском хозяйстве половина трудоспособного населения не работает. Минсельхоз считает только головы скота, а о людях мало кто думает.
- Проще говоря, нужно стимулировать предпринимательство на селе?
- Да, а для этого нужна мотивация, чтобы селянин захотел стать фермером. Полноценным фермером, а не занимающимся этим по желанию и настроению. Фермером, несущим ответственность перед государством. Чтобы легальное производство обеспечивало ему и зарплату, и социальную защищенность, и были перспективы при выходе на пенсию. А для этого главное – сделать интересным и привлекательным этот вид деятельности. А сейчас никакой мотивации у молодого человека для занятия фермерством нет. Он прекрасно видит своих родителей, проработавших всю жизнь без зарплаты, выходных и отпусков. Проработали 35-40 лет и вышли на пенсию за 8-9 тысяч рублей. Какому молодому человеку такая перспектива может показаться заманчивой? Да и наши пенсионеры не хотят такой участи своим детям и внукам.
- Но есть ведь формальная поддержка: гранты, субсидии…
- Их предоставляется совсем мало. Нуждается тысяч человек, а поддержку получает максимум 50-100. Люди, идущие в фермерство, хотят купить трактор, машину. Наглядный пример: Минсельхоз сообщает о том, что фермеры смогут получить до 10 млн. рублей. Республика объявила конкурс для глав фермерских хозяйств в рамках ведомственной целевой программы по развитию семейных животноводческих ферм на базе крестьянских (фермерских) хозяйств на 2012 - 2014 годы. Размер одного гранта увеличен до 10 млн. рублей. Из них 60% от суммы гранта - бюджетные средства, остальные 40% - собственные средства участника программы (софинансирование). Вопрос, а где их взять? И так везде!
- Как должно быть, по-вашему?
- Нужна система, которой в сельском хозяйстве нет: один министр приходит, что-то меняет, уходит, другой приходит, перелопачивает. И все видят: отрасль нестабильна. А все потому, что наши руководители не знают фундаментальных вещей.
- Что конкретно предлагают ваши инициативные пенсионеры?
- В-первых, необходимо увеличить объёмы господдержки сельских территорий. Мы считаем, что необходимо выделять на развитие сельских территорий не менее 15 % бюджета республики. Причём не менее 70 % этих средства необходимо направлять на государственную поддержку непосредственно сельхозпроизводителям через муниципальные поселения минуя посредников в лице Министерства сельского хозяйства и посреднических структур в виде различных ГУП, МУП, акционерных обществ.
Во-вторых, необходимо изменить подход к развитию села, как к развитию только сельского хозяйства, перейти к модели комплексного, устойчивого развития сельских территорий, разработать схему территориального развития сельских территорий на основе кластерного подхода с упором на развитие сельского хозяйства, туристско-рекреационной деятельности, местной строительной индустрии, лесопереработки на основе внедрения автономной энергетики.
В-третьих, необходимо развивать сельские территории на основе внедрения автономной энергетики с использованием альтернативных, экологически чистых источников энергии (солнца, ветра, воды, древесных отходов), так как цены на газ и электроэнергию уже сейчас не дают развиваться производству на селе, а из-за повышения тарифов на газ и свет в ближайшее время в 4-5 раз развитие любого производства на селе будет невозможно.
В-четвёртых, необходимо изменить механизмы оказания господдержки сельского хозяйства, заменив существующую сложную схему субсидий и субвенцией одноканальной прозрачной системой господдержки путём введения универсальных минимальных производственных норм, создать по белорусскому примеру республиканский, районные, поселенческие продовольственные фонда для закупок продовольствия у сельхозпроизводителей, обеспечения их оборотными средствами.
В-пятых, необходимо государству централизованно оказать поддержку сельхозпроизводителям в юридическом оформлении земель сельхозназначения в собственность. В-шестых, для ослабления налогового бремени, уменьшения бюрократических препон при регистрации и бухгалтерском учёте мы уже начали создание сети низовых потребительских обществ при поддержке республиканского фонда поддержки инициатив пенсионеров «ИИТИИ». По их линии планируется реализация различных проектов по линии создания различных кооперативных структур в сфере услуг и производства товаров народного потребления без регистрации юридического лица. Это позволит обеспечить прямой обмен товарами и деньгами в виде обмена паями между городскими и сельскими жителями без всякого налогообложения. - А какой профит получает фермер?
- Возьмем молочное скотоводство. Например, субъект держит в личном подсобном хозяйстве четырех коров. При таком раскладе он не может считаться фермером. Фермером он может считаться тогда, когда зарегистрировал от 10 голов рогатого скота и больше. Мы предлагаем кратную систему – 10, 20, 30 и так далее коров.
Мы говорим: если ты зарегистрировался как субъект нормирования, мы определяем для тебя норму: 10 тонн молока в год (с одной коровы 1000 килограмм в год) и одну тонну мяса. С нашей стороны государственная помощь в расчете на одну голову составит 60 тысяч рублей. Таким образом, человек при наличии 10 коров в год сможет получить государственную поддержку в размере 600 тысяч рублей. Но перед фермером ставятся условия: на этих 10 коров должны работать не менее двух людей. Далее, эти 600 тысяч мы делим на 12 месяцев. Таким образом, получается 25 тысяч на каждого работника в год. Это своего рода прожиточный минимум для селянина, занимающегося фермерством. Сейчас как? Вроде фермеры есть, вроде получают от государства помощь. Но как она расходуется? Покупают машины, квартиры в городе, а в свое развитие не вкладываются. Хотя вложенные государством средства должны отражаться у фермеров в виде зарплаты и т.д.
- Что требует государство взамен этой поддержки?
- Заготовитель продает государству продукцию, к примеру, по 10 рублей за литр молока. Если он сдаст в год 10 тонн, то получит 100 тысяч рублей. Плюс деньги за сданную мясную продукцию. С учетом ранее упомянутых 600 тысяч рублей, его годовой доход может дотягивать до 1 миллиона рублей в год.
В таком случае фермер подумает: если я буду гарантированно получать государственную помощь, почему бы и нет? Но это не односторонний процесс: каждый год фермер должен сдать энное количество молока и мяса. Чтобы каждый год происходил рост. Тогда человек будет стремиться оставаться в рамках этой системы, иначе он не получит гарантированную государственную помощь.
- Не будет ли так, что человек будет внедряться в систему, финансирование получать, а взамен давать ничего не будет?
- В любой системе большую роль играет контроль. Значит, нужно усиливать надзорные органы на местах. Проблема такая, что сейчас на сельское хозяйство выделяется 8 миллиардов в год, из них непосредственно до производителя доходит максимум 2 миллиарда. Остальное в виде субсидий достается так называемым крупным хозяйствам, которые считаются как бы более надежными. Хотя они, производя всего 10-15 процентов от всей местной продукции, получают до 70-80 процентов всех грантов и субсидий. А мелкие хозяйства остаются ни с чем. Мы считаем такой подход неправильным.
- А разве перед ними не ставят определенные объемы по производству?
- По сути, никому до этого нет дела. Сколько ты произвел, никого не волнует. Поэтому человек три дня может и не работать, например, уехать в город, на четвертый приходит, сдает молоко переработчику, и ему дают субсидию. А сколько он должен сдать – это уже никого не волнует. Поэтому у него нестабильность: один год он может очень хорошо отработать, а другой год может и не работать или сократить свое поголовье. И, по сути, может даже забить, когда захочет, поскольку никаких обязательств перед государством у него нет. И это сильно портит людей.
- Как вы думаете, местное мясо должно продаваться по такой дорогой цене, как у нас?
- Думаю, оно должно быть не дешевле привозного, которое сегодня стоит от 250 рублей за килограмм. Но производители должны конкурировать между собой за покупателей, это и будет удерживать цену.
- Как вы думаете, можно ли делать сельское хозяйство рентабельным в условиях Якутии?
- Если и можно, то не на первоначальном этапе. На первоначальном этапе в течение 10-15 лет идет период восстановления. Это прошли все развитые страны.
- Есть мнение: стоит ради кучки производителей, которые обеспечивают 10 процентов якутского рынка, ежегодно вбухивать в сельское хозяйство по 8 миллиардов в год?
- Если этого не делать, то народ саха и коренные малочисленные народы севера можно обречь на вымирание. Сельчане – это генная матрица народа. Природа и натуральная пища – это матрица нашего общества. Любая развитая нация, несмотря на всю свою продвинутость и технологичность, вкладывается в село. Человек, рождающийся в бетонном доме, живущий в бетонном мире, оторван от природы. С каждым годом у него и у его детей иммунитет будет снижаться. Это уже не человек, а робот. Село – это не просто коммерческая почва – это душа нации. Поэтому в любой развитой стране стараются поддерживать фермеров.
В настоящее время старшее поколение еще сохраняет традиционный уклад жизни на селе и крайне необходимо эти знания, опыт и традиции передать молодому поколению. Поэтому обеспокоенные пенсионеры бьют в набат! Кроме того, не забывайте, что, помимо вопросов сохранения села, здесь стоит вопрос национальной безопасности. Если на селе не будет нас - местного населения, то кто туда придет? Китайцы и граждане стран СНГ захватят якутское село – этого вы хотите?